Мудрый Экономист

Контрактная система: 2017, апрель

"Руководитель бюджетной организации", 2017, N 5

Изменения в законодательстве

Рассмотрим изменения, произошедшие в законодательстве за месяц.

Правила осуществления контроля изменились

Постановление Правительства РФ от 20.03.2017 N 315 вносит изменения в предусмотренные ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе <1> Правила контроля <2>. Так, приостанавливается действие положений абз. 2 п. 14, абз. 2 п. 15 (в части неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок - ЕИС - объектов контроля до устранения выявленных нарушений) Правил контроля: до 01.01.2018 - в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения федеральных нужд; до 01.01.2019 - в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд субъектов РФ (муниципальных нужд). Иными словами, приостановлено действие положений, согласно которым в случае, если контролируемая информация соответствует установленным требованиям, объекты контроля, подлежащие размещению в ЕИС, публикуются в течение одного рабочего дня с даты направления. При несоответствии информации органы контроля направляют субъектам протокол с указанием выявленных нарушений, а объекты не размещаются в ЕИС до устранения нарушения и прохождения повторного контроля.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<2> Правила осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367.

Расширен перечень субъектов контроля, поскольку действие Закона о контрактной системе распространилось на государственные и муниципальные унитарные предприятия. Закупки таких предприятий, осуществляемые за счет средств субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, будут находиться под государственным контролем.

Постановлением определен, в частности, порядок осуществления госконтроля, уточнены субъекты и объекты контроля, перечень информации, которая подлежит проверке.

Постановление вступило в силу 23.03.2017, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок.

По каким закупкам авансовые платежи не предусматриваются?

Получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (госконтрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в специальный перечень. Распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р такой перечень утвержден. В него вошли, в частности, следующие товары: белье постельное и столовое, занавеси и шторы, ковры и ковровые изделия, одежда (юбки, халаты, блузки, фартуки, жилеты, платья и сорочки производственные и профессиональные), некоторые канцтовары и принадлежности (например, бумага для печати, скоросшиватели, блокноты, записные книжки, лотки или подставки для бумаг, ручек), СМС, некоторые виды компьютеров (например, ноутбуки, планшетники), телевизоров, транспортных средств. В перечень включены следующие услуги: по техобслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легковых грузовых автотранспортных средств, кроме услуг по ремонту электрооборудования, шин и кузовов; по ремонту компьютеров и периферийного оборудования; по ремонту коммуникационного оборудования; по ремонту мебели и предметов домашнего обихода.

Детализированы закупки работ по изготовлению акцизных марок

Федеральный закон от 28.03.2017 N 45-ФЗ внес изменения в ст. 93 Закона о контрактной системе, согласно которым закупки работ по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции, ввозимой в РФ, могут осуществляться у единственного поставщика (ЕП). Данная закупка может проводиться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ.

В счете-фактуре теперь указывается идентификатор госконтракта

Федеральный закон от 03.04.2017 N 56-ФЗ внес изменения в ст. 169 ч. 2 НК РФ, согласно которым счет-фактура дополняется новым обязательным реквизитом - идентификатором государственного контракта, договора (соглашения) при его наличии.

Рекомендации и разъяснения

В данном разделе ознакомимся с рекомендациями регуляторов контрактной системы.

ФАС рассмотрела случаи включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков

ФАС в Письме от 16.03.2017 N ИА/16790/17 разъясняет основания для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр) при несоответствии поставщика установленным требованиям и по решению суда.

Рассмотрена ситуация, когда на стадии исполнения контракта заказчик определил, что сведения о поставщике, подрядчике, исполнителе (далее - подрядчике) содержались в реестре на момент подачи заявки, и расторг контракт в одностороннем порядке. Включать ли сведения о поставщике в реестр?

ФАС указывает, что согласно п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе его исполнения установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют предусмотренным извещением и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару. Аналогичное решение заказчик должен принять, если выяснится, что участник предоставил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика. При этом в реестр включается в том числе информация о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по инициативе заказчика в связи с существенным нарушением ими условий контрактов <3>.

<3> Часть 2 ст. 104 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного ФАС делает вывод, что расторжение контракта с поставщиком на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта выявлено, что поставщик не соответствует установленным извещением и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не может быть поводом для включения информации об этом поставщике в реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.

Другая ситуация - когда контракт расторгается по решению суда. О возможности включения поставщика в реестр ФАС сообщает следующее. В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр. Исходя из указанной нормы для включения в реестр необходимо в совокупности, чтобы:

ФАС делает вывод, что если в мотивировочной части решения суда о расторжении контракта содержится указание на существенные нарушения условий контракта поставщиком и контракт расторгнут по решению суда, которое вступило в законную силу, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает сведения в отношении такого поставщика в реестр.

А вот если контракт расторгнут на основании мирового соглашения между заказчиком и поставщиком либо по иным обстоятельствам, не связанным с нарушением поставщиком условий контракта, то, по мнению ФАС, указанные обстоятельства не являются основанием для включения информации об участнике закупки в реестр.

Можно заключить несколько договоров в рамках одной закупки по Закону N 223-ФЗ

Минэкономразвития в Письме от 13.03.2017 N Д28и-1224 высказывает мнение, что такую возможность заказчик вправе закрепить в положении о закупке. Ведомство отмечает, что положения Закона N 223-ФЗ <4> не регламентируют процедуры осуществления закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности данной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики. А вот порядок подготовки и проведения процедур закупок и условия их применения заказчик устанавливает самостоятельно - для этого он должен утвердить положение о закупке в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В упомянутом положении он может предусмотреть проведение закупки и в форме конкурса, аукциона, и иными способами, а также возможность заключения нескольких договоров в рамках одной закупки.

<4> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Однако Минэкономразвития предостерегает заказчика от злоупотребления данной возможностью и указывает на необходимость соблюдать антимонопольные требования. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений не дозволены действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции <5>. Частые закупки у ЕП могут быть расценены антимонопольной службой как создание недобросовестной конкуренции и повлечь формирование прецедента для заказчика.

<5> Часть 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Особенности закупки работ, связанных с объектами культурного наследия

В Письме от 15.03.2017 N 6598-ЕЕ/Д28и, РП/16119/17 Минэкономразвития и ФАС выразили свою позицию в отношении осуществления закупок работ, связанных с объектами культурного наследия (ОКН), - по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Разъяснено, что закупка работ, связанных с ОКН, и культурных ценностей путем проведения открытого конкурса не соответствует Закону о контрактной системе. В силу п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе работы, связанные с ОКН, заказчик может закупать путем проведения конкурса с ограниченным участием. При осуществлении закупки работ, связанных с ОКН, путем проведения такого конкурса заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки <6>.

<6> В соответствии с п. 1 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Дополнительные требования к сложным закупкам).

Вместе с тем согласно ч. 2.1 ст. 56 Закона о контрактной системе заказчик может осуществлять закупку работ, связанных с ОКН, с учетом требований Закона о контрактной системе только путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у ЕП. Из этого следует, что закупка работ, связанных с ОКН, и культурных ценностей путем проведения открытого конкурса не соответствует Закону о контрактной системе.

Причем в Письме отмечено, что заказчик обязан прописывать дополнительные требования к участникам закупок, если такие дополнительные требования установлены Правительством РФ <7>. В рассматриваемом случае данные дополнительные требования к участникам закупки прописаны в Дополнительных требованиях к сложным закупкам. Поэтому закупку работ, связанных с ОКН, заказчик вправе осуществлять путем проведения аукциона с обязательным установлением в документации о закупке дополнительных требований к участникам закупки, указанных в п. 1 Дополнительных требований к сложным закупкам (требования предъявляются в том числе к опыту исполнения (с учетом правопреемства) контракта, к стоимости ранее исполненного контракта).

<7> Часть 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Судебная практика

Судебная практика пополнилась новыми делами, связанными с решением вопросов контрактной системы.

Оплата выполненных работ не должна зависеть от действий третьих лиц

Например, если заказчик обязуется оплатить выполненные работы только после подписания акта о вводе объекта в эксплуатацию, он устанавливает условие, которое не может считаться условием о сроке наступления обязательства, поскольку не отвечает признакам события, которое должно неизбежно наступить. Рассмотрим в качестве примера Постановление АС МО от 09.03.2017 N Ф05-22483/2016 по делу N А40-53124/2016.

Подрядчик выполнил монтажные работы систем вентиляции и кондиционирования воздуха на объекте заказчика. Заказчик произвел только авансовый платеж, но оплатить работы полностью отказался. Он не подписал акт о приемке, справку о стоимости работ и о затратах, решив сделать это только после утверждения акта ввода объекта в эксплуатацию. Однако первая и апелляционная инстанции обязали заказчика полностью оплатить работу подрядчика, сочтя работы принятыми в одностороннем порядке. Обязанность оплатить работы возникает с момента их приемки. Как указали суды, заказчик обязательства по приемке результата работ либо направлению мотивированного отказа не исполнил.

Апелляционный суд отметил, что условие договора об оплате результата работ после наступления обстоятельства, поставленного в зависимость от действий третьих лиц (например, получения положительного заключения экспертизы), не может считаться условием о сроке наступления обязательства, поскольку не отвечает признакам события, которое должно неизбежно наступить. Такую позицию арбитражный суд счел обоснованной. Однако акты нижестоящих судов были все же отменены. Материалы дела не содержали доказательств, что подрядчик передал заказчику исполнительную документацию, обязанность по передаче которой установлена ст. 726 ГК РФ.

Возможность удержания неустойки из цены просроченных работ может быть прописана в договоре

Заказчик может обойтись без взыскания неустойки в суде: он вправе удержать неустойку из цены просроченных работ, если это предусмотрено договором, - таков вывод АС СЗО, содержащийся в Постановлении от 27.03.2017 по делу N А56-23058/2016. Данной позиции придерживается и ВАС <8>.

<8> Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 2241/12 по делу N А33-7136/2011.

Подрядчик требовал взыскать с заказчика задолженность по оплате выполненных работ. Суды встали на сторону заказчика, указав, что тот зачел неустойку на основании договора и уведомил о действиях другую сторону договора. Удержание неустойки в счет оплаты выполненных работ является взаимозачетом, что допускалось договором, в котором было предусмотрено право заказчика на удержание суммы санкций, начисленных подрядчику за нарушение сроков выполнения работ, при осуществлении окончательных расчетов. Таким образом, стороны согласовали основание прекращения обязательства заказчика по оплате работ, не противоречащее требованиям гражданского законодательства.

Исходя из положений ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора и могут определять его условия по своему усмотрению (за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами). Поскольку стороны по обоюдному согласию избрали такой способ прекращения обязательства заказчика по оплате выполненных работ, как удержание суммы неустойки в случае просрочки их выполнения при окончательных расчетах по договору, требования подрядчика об оплате возникшей в результате этого удержания задолженности за выполненные работы удовлетворено не было. Суды подтвердили, что заказчик не обязан выплачивать долг, возникший в результате данного удержания.

М.Г. Гусев

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"