Мудрый Экономист

Изменения в правилах планирования закупок по контрактной системе

"Руководитель бюджетной организации", 2017, N 5

С 01.01.2017 начали действовать последние нормы Закона о контрактной системе <1>, вступление в силу которых было предусмотрено в течение переходного периода 2014 - 2016 годов <2>. Кроме того, в конце января 2017 года Правительством РФ были внесены некоторые изменения в правила формирования планов и планов-графиков закупок <3>. Эти изменения коснулись четырех Постановлений Правительства РФ, которые регулируют составление указанных документов <4>. В статье дается обзор упомянутых новаций.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<2> Часть 3 ст. 114 Закона о контрактной системе.
<3> Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 N 73 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 73).
<4> Постановления Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг", от 05.06.2015 N 552 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд", от 05.06.2015 N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд", от 05.06.2015 N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг".

Новые нормы в отношении планирования закупок

Рассмотрим нормы, которые относятся к планам-графикам закупок:

  1. размещение в ЕИС <5> планов-графиков (п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе <6>);
  2. размещение в ЕИС информации о реализации планов-графиков (п. 3 ч. 3 ст. 4);
  3. внесение изменений в планы-графики по результатам обязательного общественного обсуждения закупок (ч. 3 ст. 20);
  4. запрет на осуществление закупок, которые не предусмотрены планом-графиком (ч. 11 ст. 21);
  5. указание наименования объекта закупки в плане-графике в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (каталог ТРУ) (ч. 4 ст. 23, п. 2 ч. 3 ст. 21).
<5> Единая информационная система в сфере закупок - официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: zakupki.gov.ru.
<6> Здесь и далее в скобках - ссылки на Закон о контрактной системе.

Размещение в ЕИС планов-графиков

Фактически данная норма не вносит чего-то существенно нового, поскольку и до 01.01.2017 заказчики были обязаны размещать планы-графики в ЕИС (ч. 2 ст. 112).

Размещение в ЕИС информации о реализации планов-графиков

В настоящий момент размещение в ЕИС какой-то отдельной информации о реализации планов-графиков не предусматривается. Если, конечно, не считать последнюю измененную версию плана-графика неким документом, отражающим фактические параметры осуществления запланированных закупок. В течение 2017 года возможно появление новых федеральных нормативных правовых актов или новых положений в существующих нормативных правовых актах, которые определят требования к данной информации и порядок ее размещения в ЕИС, в том числе сроки. Если эти правила появятся, то заказчики должны будут использовать их при размещении в ЕИС информации о реализации планов-графиков за 2017 год.

Также отметим, что с 01.01.2017 при формировании отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в специальной графе отчета "Причина отклонения или неисполнения (в том числе причины отклонения от плана-графика)" необходимо указывать причину несоответствия фактического значения того или иного показателя (даты начала исполнения контракта, даты окончания исполнения контракта и т.д.) и значения показателя, предусмотренного планом-графиком <7>.

<7> Подпункт "г" п. 26 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.

Внесение изменений в планы-графики по результатам обязательного общественного обсуждения закупок

С 01.01.2017 вступили в силу требования Закона о контрактной системе касательно обязательного проведения общественного обсуждения отдельных закупок (ст. 20 Закона о контрактной системе). Случаи проведения такого обсуждения и его порядок установлены Правительством РФ <8>. Обязательное обсуждение проводится при осуществлении закупок с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК), составляющей более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - поставщики), за исключением случаев осуществления закупок:

  1. с применением закрытых способов определения поставщиков;
  2. в рамках государственного оборонного заказа;
  3. путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона, запроса предложений;
  4. путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
<8> Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 835.

Отметим, что в принципе правила проведения общественного обсуждения закупок, действующие с 01.01.2017, не сильно отличаются от тех, которые действовали в переходный период <9>. Пожалуй, самое главное отличие заключается в том, что сейчас общественное обсуждение должно проводиться только в отношении закупок, осуществляемых конкурентными способами, - раньше оно распространялось и на закупки у единственного поставщика (ЕП). В старых правилах также предусматривалась необходимость внесения изменений в план-график по результатам обсуждения. Например, в зависимости от результатов общественного обсуждения заказчик может принять решение об изменении НМЦК, способа закупки и других параметров закупки, отраженных в плане-графике. Или закупка вообще может быть отменена. Напомним, что перед внесением изменений в план-график заказчику нужно внести изменения и в план закупок, чтобы эти документы соответствовали друг другу <10>.

<9> Пункт 5 ч. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе, Порядок обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2015 N 795 (утратил силу 31.12.2016).
<10> Часть 2 и абз. 1 ч. 13 ст. 21 Закона о контрактной системе.

Обратим внимание, что законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством РФ (см. выше), могут быть указаны иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов РФ и муниципальных нужд и порядок обязательного общественного обсуждения закупок в этих случаях. Такая практика уже есть. Например, в Московской области к рассматриваемым дополнительным случаям отнесено осуществление закупок при НМЦК, составляющей более 500 млн руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков - то есть ценовой порог закупки, подлежащей обязательному общественному обсуждению, снижен <11>. Правда, пониженный порог не применяется, если речь идет о закупке услуг по предоставлению Московской области кредитов.

<11> Закон Московской области от 11.07.2016 N 94/2016-ОЗ "Об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области".

Запрет на осуществление закупок, которые не предусмотрены планом-графиком

До 01.01.2017 в нормативных правовых документах не было работающей нормы о таком запрете. Хотя и до этого момента в решениях ФАС и письмах Минэкономразвития можно было встретить указание, что закупки, не предусмотренные планом-графиком, не могут быть проведены, с соответствующей ссылкой на норму Закона о контрактной системе, пока еще не вступившую в силу <12>. Теперь "запретительная" норма полноценно работает. Более того, нарушение запрета наказывается - в июле 2016 года в федеральное законодательство об административных правонарушениях было внесено новое положение, согласно которому размещение в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, грозит должностным лицам штрафом в 30 тыс. руб. <13>.

<12> См., например, Решение Новосибирского УФАС от 09.12.2015 по делу N 08-01-490, Письмо Минэкономразвития РФ от 29.12.2014 N Д28и-2846.
<13> Часть 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ.

Указание наименования объекта закупки в плане-графике в соответствии с каталогом ТРУ

Каталог ТРУ должен размещаться в ЕИС, его формирование и ведение будет обеспечивать Минэкономразвития, а правила его использования установит Правительство РФ <14>. Отметим, что в начале февраля 2017 года вышло соответствующее постановление Правительства РФ <15>, утвердившее правила формирования и ведения в ЕИС каталога ТРУ и правила его использования. Этот нормативный правовой акт актуализировал конкретные сроки появления в ЕИС каталога ТРУ и начала его использования заказчиками. Крайний срок, до истечения которого в ЕИС должен появиться этот каталог, - до 01.10.2017.

<14> Пункт 14 ч. 3 ст. 4, ч. 5 и 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
<15> Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования указанного каталога, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.

Также обратим внимание, что в указанном нормативном правовом акте содержится определение того, что же представляет из себя каталог: систематизированный перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции <16> и включающий в себя коды каталога, соответствующие кодам ТРУ, являющихся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги и иную информацию.

<16> ОК 034-2014 (КПЕС 2008) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Каждая позиция каталога содержит следующие сведения:

  1. уникальный 21-разрядный код каталога;
  2. наименование ТРУ (не является торговым наименованием, не содержит указания на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
  3. единицу измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги <17>;
  4. описание ТРУ (включается в позицию каталога при условии, что Минэкономразвития согласовывает такое описание с Минфином и ФАС);
  5. справочную информацию: коды, соответствующие данным ТРУ по российским и международным системам классификации, каталогизации, стандартизации (при наличии), информацию о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке данных ТРУ (при наличии). Эта информация подлежит включению в надлежащую позицию каталога с 01.01.2018;
  6. дату включения в каталог соответствующей позиции;
  7. дату начала обязательного применения соответствующей позиции каталога. Такая дата устанавливается по истечении 30 календарных дней со дня включения позиции в каталог, если иное не будет установлено Минэкономразвития;
  8. дату окончания применения соответствующей позиции каталога;.
  9. дополнительные сведения: информацию о характеристиках конкретного товара, его производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товара, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения их количества, условиях поставки товара, выполнения конкретных работ, оказания услуг. Данная информация формируется в том числе производителями и (или) поставщиками - в отношении лекарственных средств она включается в соответствующую позицию каталога с 01.03.2017, а в отношении всех остальных ТРУ - с 01.10.2017.
<17> Согласно ОК 015-94 (МК 002-97) "Общероссийский классификатор единиц измерения", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 366.

Изменения в правилах формирования планов и планов-графиков закупок

Данные изменения <18>, вступившие в силу 31.01.2017 (за исключением отдельных положений - см. далее), не являются революционными, но тем не менее следует обратить внимание на моменты, которые могут быть значимыми для бюджетных учреждений.

  1. Удалена норма, согласно которой бюджетные учреждения должны были представлять план закупок своим учредителям.
  2. Расширен перечень случаев, когда информация о закупках указывается в документах планирования одной строкой. В частности, сейчас к таким случаям относятся: закупка услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, по охране, по вывозу бытовых отходов в случае, если названные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования; закупка работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при осуществлении на территории РФ федерального статнаблюдения в соответствии с законодательством РФ об официальном статистическом учете, выполняемых физическими лицами. При этом в качестве наименования объекта и (или) объектов таких закупок указывается положение Закона о контрактной системе, являющееся основанием для осуществления закупок, в том числе у ЕП, то есть наименование той или иной закупки в том виде, в котором оно упоминается в Законе о контрактной системе, - например, "оказание услуг по водоснабжению" <19>.
  3. Предусмотрено наличие отдельного приложения к документам планирования, которое содержит информацию о закупках, сведения о которых составляют государственную тайну.
  4. При составлении плана-графика закупок химические, группировочные наименования лекарственных средств должны указываться в соответствии с наименованием из Государственного реестра лекарственных средств.
  5. В план-график должны вноситься сведения не только о банковском сопровождении контракта, но и о казначейском сопровождении (в установленных случаях).
  6. По закупкам, включающим ТРУ, имеющие различные единицы измерения, информация о единицах измерения и количестве (объеме) закупаемых ТРУ в план-график не вносится.
  7. Утверждены новые формы планов закупок и планов-графиков закупок. Эти формы не сильно отличаются от предыдущих, большинство изменений носят скорее редакционный характер. Хотя есть и некоторые содержательные изменения - например, сейчас в плане-графике не нужно отдельно указывать общий объем закупок, которые планируется осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
  8. Указываемый в плане закупок итоговый объем финобеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах (если закупки планируется осуществить по истечении планового периода), должен детализироваться на объем финобеспечения по каждому коду бюджетной классификации и на объем финобеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии. Также обоснование НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП, должно содержать указание внесенных в объект закупки количества и единиц измерения ТРУ (при наличии). Однако два этих изменения вступят в силу только с 01.01.2018.
<18> Постановление N 73.
<19> Пункт 8 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

К.Г. Чагин

Консультант

по социальной политике

Института экономики города

Москва