Мудрый Экономист

Об изменениях в казначейском контроле в сфере закупок

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 5

Одним из органов государственной власти, на которые возложены полномочия по контролю в сфере закупок, согласно положениям ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе <1> является Федеральное казначейство. Порядок осуществления такого контроля установлен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Порядок контроля). В статье мы расскажем о поправках, внесенных в указанный Порядок Постановлением Правительства РФ от 20.03.2017 N 315 "О внесении изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 315).

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Напомним, что Федеральное казначейство осуществляет контроль за соответствием (ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе):

  1. информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  2. информации об идентификационных кодах закупок и объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок:

Субъектами контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, являются:

Отметим: аналогичным образом изменен состав субъектов контроля, осуществляемого финансовыми органами субъекта РФ.

Перечень субъектов контроля для Федерального казначейства может быть расширен. Это возможно в случае исполнения Федеральным казначейством в соответствии с ч. 2 ст. 166.1 БК РФ отдельных функций финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами по исполнению соответствующих бюджетов. В таком случае Федеральное казначейство на основании соглашений, заключенных в силу ч. 7 ст. 99 Закона о контрактной системе с органами управления государственными внебюджетными фондами, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований о передаче Федеральному казначейству полномочий по осуществлению контроля, будет вести контроль и в отношении субъектов контроля финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.

Необходимо учесть, что Порядок контроля распространяется на государственные органы (муниципальные органы), казенные учреждения, производящие централизованные закупки в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе.

Согласно новой редакции п. 8 Порядка контроля контроль осуществляется в отношении объектов контроля:

а) подлежащих размещению в ЕИС - при их направлении субъектами контроля для размещения в установленном порядке в информационной системе. Напомним, что порядок функционирования ЕИС, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам системы, в том числе к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в системе, и порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414. Порядок использования ЕИС установлен Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н;

б) содержащих сведения, составляющие государственную тайну и не подлежащие размещению в ЕИС, - при направлении с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны на согласование в орган контроля:

в) содержащих сведения, не составляющие государственную тайну и не подлежащие размещению в ЕИС, - при направлении в орган контроля контролируемой информации в порядке, предусмотренном порядком взаимодействия органа контроля с субъектами контроля, разработанным в соответствии с п. 11 и 12 Порядка контроля (с 01.01.2018).

Напомним, что в силу п. 10 Порядка контроля государственные (муниципальные) учреждения (за исключением казенных) в целях обеспечения контроля должны будут представлять в контрольные органы включенные в планы финансово-хозяйственной деятельности таких учреждений показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемую в соответствии с Законом о контрактной системе.

Начиная с 01.01.2018 порядок взаимодействия при осуществлении контроля финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами с субъектами контроля, включая порядок и формы направления сведений, предусмотренных пп. "б" и "в" п. 8 и п. 10 Порядка контроля, и формы уведомлений и протоколов будут устанавливаться органом контроля с учетом общих требований, определенных Минфином. Также с указанной даты Минфин должен определить порядок взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля и формы уведомлений и протоколов, направляемых им Федеральным казначейством.

Согласно новой редакции п. 13 Порядка контроля при контроле проводится проверка:

а) информации об объеме финансового обеспечения, включенного в планы закупок, в части непревышения объема финансового обеспечения:

б) на предмет непревышения суммы бюджетного обязательства получателя бюджетных средств, заключившего соглашение на предоставление государственному (муниципальному) унитарному предприятию субсидий на осуществление капитальных вложений в соответствии со ст. 78.2 БК РФ, поставленного на учет в силу порядка учета бюджетных обязательств, установленному согласно ст. 219 БК РФ Минфином, финансовым органом субъекта РФ, органом управления государственным внебюджетным фондом;

в) контролируемой информации в части:

* * *

В заключение отметим, что Постановлением N 315 приостановлено действие положений абз. 2 п. 14, абз. 2 п. 15 (в части неразмещения в ЕИС объектов контроля до устранения выявленных нарушений) Порядка контроля:

А. Гусев

К. п. н.,

редактор журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"