Мудрый Экономист

Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в автономных учреждениях

"Руководитель автономного учреждения", 2017, NN 5, 6, 7, 8

Тема оказания платных услуг и выполнения платных работ в автономном учреждении традиционно вызывает большой интерес. Он, безусловно, вызван тем, что само по себе зарабатывание денег - весьма важный аспект жизнеобеспечения и учреждения, и его сотрудников. В настоящей статье рассматривается ряд практических вопросов, связанных с платной деятельностью и относящихся к специфике правового положения автономных учреждений.

Платные услуги и платные работы: в чем разница?

В силу федерального законодательства об автономных учреждениях такие учреждения вправе выполнять работы и оказывать услуги за плату <1>. Возникает вопрос: в чем же разница?

<1> Часть 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).

В настоящее время эти понятия четко не разграничены. Выяснить нормативно установленные различия между ними можно лишь на основании бюджетного законодательства - по требованиям к содержанию государственного или муниципального задания (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). В частности, услуга отличается от работы тем, что у первой имеются конкретные потребители (физические или юридические лица), она предоставляется в определенном порядке и в отношении ее в государственном или муниципальном задании могут устанавливаться предельные цены (тарифы) для оплаты ее потребителями. Из этого можно сделать вывод, что платной работой считается деятельность АУ, оплачиваемая неким заказчиком не ради собственных нужд, а ради нужд третьих лиц или общества в целом, то есть заказчик деятельности не является ее непосредственным потребителем. Например, к платной работе можно отнести выполнение учреждением социологического исследования по заказу какой-либо организации. Если же учреждение проводит обучение гражданина, здесь речь идет о платной услуге.

Существует и еще один подход к разделению рассматриваемых понятий: работа всегда предполагает в качестве результата некий материальный продукт, а услуга - нет (тут важны сами производимые действия). В частности, создание музыкального произведения (допустим, оперы) - это работа (материальным продуктом здесь становится написанный на основе либретто нотный текст), а вот исполнение музыкального произведения - уже услуга.

Конечно, оба подхода не лишены субъективизма и неясностей, которые обнаруживаются на практике. Как определить, насколько социологическое исследование служит интересам самого заказчика (не является ли все-таки он сам непосредственным потребителем)? А если во время исполнения музыкального произведения ведется его видеозапись (то есть появляется некий материальный продукт), не становится ли подобное исполнение уже работой, а не услугой?

Увы, более подходящих трактовок - при отсутствии в действующем законодательстве определенности с названными понятиями - нет.

Отметим, что в том числе и по этой причине в базовых (отраслевых) перечнях государственных (муниципальных) услуг и работ мы встречаем описание одних и тех же процессов и как услуг, и как работ. Например, согласно базовому перечню в сфере "Культура, кинематография, туризм" (опубликован на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru) "создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок" - это и услуга, и работа.

Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) платно вне рамок задания

Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях кроме выполнения государственного (муниципального) задания АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату (ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Разберемся в этой формулировке.

Словосочетание "кроме государственного (муниципального) задания" в законодательстве не уточняется. Здесь можно считать, что речь идет об услугах или работах, которые либо не входят в задание, либо входят, но их объем превышает установленные показатели. Например, если учреждение получает задание от учредителя на оказание той или иной услуги определенному числу потребителей, гражданам, выходящим за это число, АУ может предлагать ее уже на платной основе. Это относится и к услугам, которые в соответствии с законодательством должны оказываться бесплатно. Ведь обеспечение бесплатности тех или иных услуг - обязанность не самих учреждений, а органов государственной власти и местного самоуправления, то есть учредителей автономных учреждений, устанавливающих для них государственные и муниципальные задания. В частности, организация бесплатного и общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и городского округа <2>.

<2> Пункт 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

Следующий момент - услуги (работы) должны относиться к основной деятельности автономного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ ею признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых учреждение создано. В свою очередь, целями создания АУ являются выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Иными словами, оказываемые платные услуги (выполняемые работы) должны соответствовать полномочиям учредителя автономного учреждения - Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Эти полномочия определены в отраслевых законах (например, Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), а также в Законах N 131-ФЗ и 184-ФЗ <3>.

<3> Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Полномочия учредителя автономного учреждения могут распространяться на разные сферы. Однако границы деятельности АУ (в отличие от бюджетного или казенного учреждения) строго очерчены. Автономное учреждение может функционировать в сферах, перечисленных в ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ (см. выше). При этом к иным сферам относятся государственная экспертиза проектной документации, результатов инженерных изысканий (п. 4 ст. 49 ГрК РФ), классификация и освидетельствование морских и речных судов <4>, деятельность многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг <5>, государственных региональных центров метрологии <6>.

<4> Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
<5> Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
<6> Часть 5.1 ст. 21 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Таким образом, любая деятельность АУ, в том числе осуществляемая на платной основе, должна отвечать двум требованиям: соответствие тому или иному установленному полномочию учредителя и сфере, в которой разрешается функционирование автономных учреждений. Рассмотрим для наглядности конкретную ситуацию.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей (допустим, станция юных техников) собирается оказывать населению услуги по ремонту велосипедов, скутеров и другой подобной техники. Данная услуга не является образовательной, а потому не может быть отнесена к основным видам деятельности учреждения (если считать, что оно создано в целях реализации полномочия органа местного самоуправления по организации предоставления дополнительного образования детям <7>). В таком случае "ремонт техники" просто не может присутствовать в уставе в качестве основного вида деятельности учреждения, поскольку не соотносится с целями его создания. А значит, оказание этим АУ населению названной услуги на платной основе неправомерно.

<7> Пункт 11 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 13 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона N 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.

То же самое можно сказать о ситуации, когда станция юных техников решит оказывать платные услуги дополнительного образования взрослым - эти услуги нельзя соотнести с целью создания рассматриваемого учреждения, заключающейся в организации предоставления дополнительного образования именно детям. Отметим, что в отношении взрослых дополнительное образование считается профессиональным и относится не к вопросам местного значения, а к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ <8>.

<8> Пункт 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании.

Чтобы в приведенной ситуации учреждение могло обоснованно (с правовой точки зрения) предоставлять не только услуги дополнительного образования и не только детям, следует соотнести услугу с каким-либо иным вопросом местного значения, то есть с другим полномочием учредителя. В частности, услугу по ремонту велосипедов и прочего спортивного инвентаря можно "привязать" к таким вопросам местного значения муниципального района или городского округа, как "создание условий для организации досуга" <9> и "обеспечение условий для развития физической культуры" <10>. Однако для этого необходимо, чтобы данная связь была четко отражена в перечне видов деятельности в уставе учреждения. Например, можно применить следующую формулировку: "оказание услуг населению по ремонту спортивного инвентаря в целях создания условий для организации досуга и обеспечения условий для занятия физической культурой".

<9> Пункт 19.1 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 17 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона N 131-ФЗ.
<10> Пункт 26 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 19 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона N 131-ФЗ.

Иногда право автономного учреждения оказывать платные услуги или выполнять платные работы без "привязки" к полномочиям учредителя на практике обосновывают иначе: это допустимо в случае, когда названные услуги или работы относятся к неким другим видам деятельности учреждения, то есть выходят за рамки его основной деятельности. Да, в ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ говорится, что АУ вправе осуществлять иные виды деятельности. Но, во-первых, согласно приведенной норме такая деятельность опять же должна служить достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствовать этим целям. Во-вторых, право оказывать платные услуги и выполнять платные работы предоставлено автономному учреждению именно в отношении его основной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). То есть указанное убеждение не имеет под собой правовых оснований.

Кроме того, в силу федерального законодательства об автономных учреждениях в уставе АУ должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых создано (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона N 174-ФЗ). Следовательно, формулировки типа "а также иные виды деятельности, не запрещенные законом" здесь недопустимы. Поэтому при создании устава учреждения и при внесении в него изменений очень важно тщательно проанализировать, какими видами деятельности АУ не только занимается в настоящий момент, но и, возможно, станет заниматься в будущем. Иначе с каждым появлением дополнительного вида деятельности придется менять устав.

Вместе с тем нужно помнить: само по себе содержание устава учреждения не может быть исключительным правовым основанием для той или иной платной деятельности. Нельзя записать в устав что угодно и, прикрываясь учредительным документом, рассчитывать на то, что контрольные органы тоже отнесутся к нему как к истине в последней инстанции. Содержание устава должно соответствовать требованиям законодательства, о которых шла речь раньше, а если это не так, деятельность учреждения неправомерна.

Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) платно в рамках задания

В отличие от бюджетных учреждений, право которых оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания прописано в ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", аналогичное право для АУ в Законе N 174-ФЗ в явном виде не установлено. Однако в бюджетном законодательстве говорится о том, что государственное (муниципальное) задание на оказание услуг должно содержать в числе прочего предельные цены (тарифы) на оплату этих услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством РФ (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). Иными словами, возможность предоставления автономным учреждением каких-либо государственных (муниципальных) услуг за плату в рамках задания в действующем законодательстве все-таки предусматривается, но только в определенных случаях, указанных в федеральных законах. При этом речь здесь идет только об услугах, но не о работах.

Сложность также заключается в следующем. Федеральное законодательство не содержит каких-либо прямых норм о том, что те или иные услуги в целом должны предоставляться потребителям именно за плату: в частности, в справочно-правовых системах никаких ссылок на соответствующие федеральные законы не дается. Однако косвенно такие случаи все же установлены.

Например, федеральное законодательство гарантирует бесплатное получение дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования, но не гарантирует бесплатного получения дополнительного образования <11>. Следовательно, в рамках государственного или муниципального задания автономное учреждение не вправе оказывать за плату перечисленные выше бесплатные виды образовательных услуг, а вот услуги дополнительного образования - может.

<11> Части 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона об образовании.

Другой пример - из сферы социального обслуживания населения. Согласно отраслевому законодательству право на бесплатное получение социальных услуг в форме соцобслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах соцобслуживания имеют несовершеннолетние, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, и отдельные дополнительные категории граждан, установленные нормативными правовыми актами субъектов РФ. А социальные услуги в форме соцобслуживания на дому и в полустационарной форме также должны бесплатно предоставляться гражданам, если на дату обращения их среднедушевой доход, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, был ниже предельной величины среднедушевого дохода (или равен ей), установленной для этого случая законом субъекта РФ <12>. Всем остальным категориям граждан социальные услуги предоставляются за плату <13>.

<12> Части 1 - 3 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах соцобслуживания).
<13> Статья 32 Закона об основах соцобслуживания.

На практике часто возникает ситуация, когда оказание той или иной услуги финансируется из двух источников - бюджета соответствующего уровня и кармана потребителя. Для последнего такая услуга является частично платной. Эта практика широко распространена в разных сферах - культуры, дополнительного образования, социального обслуживания. К примеру, определенная часть (как правило, большая) расходов театра по прокату театральных постановок может финансироваться за счет субсидии, предоставляемой учреждению учредителем для выполнения государственного или муниципального задания, а другая часть - за счет продажи билетов.

Еще один пример - деятельность музыкальных школ, школ искусств, иных учреждений дополнительного образования, где плата за обучение покрывает только небольшую часть затрат на оказание услуг. Формально учредители вправе не включать эти услуги в задание, предлагая учреждениям оказывать их за полную плату, поскольку обязанности обеспечивать бесплатность или даже частичную платность услуги у них нет. Но, как правило, органы власти не пользуются данным правом, понимая: при таком сценарии услуга просто станет недоступной для большинства получателей либо это вызовет социальную напряженность. Более того, учредители, обладающие достаточными финансовыми возможностями, иногда идут на то, чтобы "по доброй воле" полностью финансировать оказание определенных социально значимых услуг (например, занятия в спортивных секциях для детей) в рамках устанавливаемого для учреждения задания. Тогда плату с потребителей учреждение не берет.

В заключение добавим, что Правила опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества <14> предусматривают в числе прочего предоставление такими учреждениями сведений о количестве потребителей и объеме доходов от оказания частично платных услуг.

<14> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 N 684.

Правоспособность АУ в определении стоимости платных услуг (работ)

В отличие от бюджетных учреждений, насчет которых в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях указано, что порядок определения платы за их услуги или работы, предоставляемые или выполняемые как сверх государственного (муниципального) задания, так и в его рамках, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом <15>, в отношении автономных учреждений аналогичной нормы в федеральном законодательстве нет. Потому по общему правилу АУ вправе устанавливать цены на свои услуги и работы самостоятельно. Однако из этого правила есть исключения.

<15> Абзац 1 ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Во-первых, исключением являются муниципальные автономные учреждения. Согласно федеральному законодательству о местном самоуправлении к полномочиям органов данного уровня относится установление тарифов на любые услуги или работы, оказываемые или выполняемые любыми муниципальными учреждениями (в том числе автономными), если иное не предусмотрено федеральными законами <16>. Другими словами, муниципальные АУ не могут утверждать цены на свои услуги и работы самостоятельно - это делают их учредители.

<16> Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Правда, из данного исключения есть свое исключение, вытекающее из формулировки "если иное не предусмотрено федеральными законами". В силу федерального законодательства о культуре организации культуры самостоятельно формируют цены (тарифы) на свои платные услуги и продукцию, включая цены на билеты <17>. То есть автономные учреждения культуры (причем и муниципальные, и государственные) вправе сами определять цены на услуги (но не работы - в законодательстве о культуре речь идет только об услугах).

<17> Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1.

В связи с этим встречается практика, когда органы местного самоуправления, утверждая упомянутый выше порядок определения платы за услуги бюджетных учреждений, распространяют его действие и на автономные учреждения. Рассмотрим в качестве примера ситуацию в городском округе "ЗАТО Сибирский" (Алтайский край) <18>.

<18> Постановление Администрации городского округа "ЗАТО Сибирский" от 17.11.2016 N 613 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), не являющихся основными видами деятельности муниципальных бюджетных (автономных) учреждений, для граждан и юридических лиц".

Там учреждение предоставляет платные услуги по стоимости, целиком покрывающей его издержки на оказание данных услуг. При этом цена на услугу определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов. В документе приводятся перечень учитываемых затрат и методика (формулы) расчета. К затратам относятся:

Примечание. Среди всех типов государственных и муниципальных учреждений степень самостоятельности автономных учреждений в определении цен на свои услуги и работы оказывается наивысшей.

Цена определяется на основе себестоимости услуги, какой-либо прибыли в данной методике расчета не предусматривается. Цены на платные услуги утверждаются учреждениями по согласованию с городской администрацией, если иное не предусмотрено федеральными законами (исключением здесь является описанная выше ситуация с учреждениями культуры). Предварительное согласование проводится с городским комитетом по финансам и органом администрации, курирующим конкретное учреждение. Окончательное согласование цены осуществляет первый заместитель главы города, а в его отсутствие - начальник отдела экономики и труда городской администрации.

Во-вторых, существуют отдельные услуги автономных учреждений, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов) <19>. Сюда, в частности, относятся любые социальные услуги, оказываемые гражданам государственными организациями социального обслуживания. Отметим, что этому правилу соответствует положение федерального законодательства о соцобслуживании, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в названной сфере в числе прочего относится утверждение размера платы за оказание социальных услуг <20>.

<19> См. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
<20> Пункт 14 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Отдельно остановимся на оказании платных услуг в такой социально "чувствительной" сфере, как здравоохранение. Согласно федеральному законодательству порядок и условия предоставления медорганизациями платных медицинских услуг пациентам устанавливает Правительство РФ <21>. Порядок определения цен (тарифов) на медуслуги медицинских организаций, являющихся бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливают органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей. При этом медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на свои платные медуслуги сами <22>. То есть государственные (но не муниципальные - см. выше) автономные учреждения здравоохранения, в отличие от государственных казенных и бюджетных, обладают самостоятельностью в определении цен на услуги. Отметим, что отнесение в данном контексте автономных учреждений к организациям иных организационно-правовых форм соответствует позиции Минфина <23>.

<21> Часть 7 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
<22> Пункт 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.
<23> См. разд. 8 Письма Минфина РФ от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 "О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ".

Таким образом, среди всех типов государственных и муниципальных учреждений степень самостоятельности автономных учреждений в определении цен на свои услуги и работы оказывается наивысшей. Однако не следует забывать: по факту учредитель учреждения, в силу п. 6 ст. 9 Закона N 174-ФЗ <24> являясь работодателем руководителя АУ, имеет возможность неформального административного влияния на то, какие решения принимает руководитель в области ценообразования. Учредитель может просто "вызвать в кабинет" и заставить руководителя учреждения установить те цены, которые считает "правильными", несмотря на все нормативно-правовые декларации.

<24> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Требование об одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг за плату и бесплатно

Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях АУ вправе оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Это означает следующее: если учреждение предоставляет одну и ту же услугу в первом случае за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (или средств внебюджетных фондов - например, ФОМС), а во втором - за счет средств потребителя, условия оказания данной услуги должны быть одинаковы. В законодательстве не уточняется, что входит в понятие "условие", но можно предположить, что под этим подразумевается качество услуги, срок ожидания и другие параметры.

Один из ключевых вопросов - относится ли к таким условиям цена услуги? Если да, то, например, вуз должен устанавливать для граждан размер платы за обучение по выбранной специальности в том же размере, в каком это обучение финансируется из бюджета. Если нет, то цена может быть выше или даже ниже (допустим, для повышения конкурентоспособности услуги на рынке) норматива по госзаданию. Однозначного ответа на вопрос, к сожалению, нет. Отметим лишь, что, по мнению Минфина, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (см. сноску 9 к настоящей статье). Автономным учреждениям и их учредителям (в случаях, когда именно они утверждают либо согласовывают стоимость услуг АУ) следует иметь в виду данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию.

В свою очередь, если рассматривать понятие "условия оказания услуги" шире и, скажем, включать в него такой параметр, как срок оказания услуги, практика предоставления платных услуг государственными и муниципальными учреждениями окажется совсем далеко от требований законодательства. Особенно эта проблема характерна для отрасли здравоохранения, где, например, попасть на платный прием к узкому специалисту можно гораздо быстрее, чем на бесплатный прием к тому же специалисту в рамках ОМС. И если пациент обратится в суд с жалобой на то, что, допустим, консультацию у бесплатного невролога нужно ждать месяц, а попасть к этому же самому врачу на платной основе получится в течение недели, шансы пациента выиграть дело будут достаточно высоки.

Самостоятельность в распоряжении доходами от оказания (выполнения) платных услуг (работ)

Федеральное законодательство об автономных учреждениях устанавливает, что доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено названным законодательством <1>. То есть самостоятельность АУ в распоряжении доходами от платной деятельности ограничивается в следующих случаях:

  1. Совершение крупных сделок. Если учреждение намерено потратить такие доходы путем заключения крупной сделки (например, приобрести дорогостоящее оборудование, недвижимость), сделать это можно, только получив предварительное одобрение наблюдательного совета (ст. 15 Закона N 174-ФЗ). Отметим, что крупной сделкой считается распоряжение денежными средствами, размер которых превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ст. 14 Закона N 174-ФЗ). Как правило, в уставах автономных учреждений закреплен именно этот 10%-ный "порог". Однако иногда учредитель при утверждении устава учреждения устанавливает меньший "порог" крупной сделки.
  2. Совершение сделок с заинтересованностью <2>. Если учреждение собирается таким способом расходовать доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ), ему опять же потребуется предварительное согласие наблюдательного совета (ст. 17 Закона N 174-ФЗ).
<1> Часть 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
<2> Определение такой сделки - в ст. 16 Закона N 174-ФЗ.

Других ограничений, которые могут быть отнесены к распоряжению автономным учреждением доходами от оказания (выполнения) платных услуг (работ), в Законе N 174-ФЗ не имеется. А потому во всех остальных случаях учреждение вправе тратить заработанные средства по своему усмотрению для достижения целей, ради которых оно создано.

Но некоторые противоречивые моменты все-таки есть. В частности, федеральное законодательство о социальном обслуживании определяет: порядок расходования средств, поступивших в виде платы за оказание социальных услуг, устанавливается федеральным органом исполнительной власти для организаций соцобслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а уполномоченным органом субъекта РФ - для организаций соцобслуживания субъекта РФ. Причем данный порядок должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников <3>.

<3> Части 6 и 7 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Здесь налицо явное противоречие между нормами двух федеральных законов. Однако на практике такие порядки действуют и автономные учреждения соцобслуживания вынуждены им следовать.

Правила и направления расходования названных средств в разных регионах могут отличаться. Например, в Ставропольском крае <4> четко прописано, что допускается тратить средства, поступившие в виде платы за предоставление социальных услуг, на оказание материальной помощи сотрудникам учреждений, а в Санкт-Петербурге <5> в аналогичном контексте используется абстрактная формулировка "на регулирование социально-трудовых отношений и другие аналогичные расходы". В Архангельской области <6> такое направление расходов вообще не предусмотрено. Здесь говорится только о том, что расходование средств на стимулирование труда работников учреждения осуществляется в соответствии с отраслевым примерным положением об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области в сфере социальной защиты населения, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области и положением о системе оплаты труда работников учреждения, утверждаемым руководителем учреждения.

<4> Приказ минтруда Ставропольского края от 31.03.2014 N 240 "Об утверждении порядка расходования государственными бюджетными учреждениями социального обслуживания населения, находящимися в ведении министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг".
<5> Распоряжение комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.03.2015 N 52-р "О порядке расходования организациями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг".
<6> Постановление минтрудсоцразвития Архангельской области от 27.08.2014 N 28-п "Об утверждении порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания Архангельской области".

Но даже если автономное учреждение самостоятельно определяет направления и размеры расходования средств, полученных от оказания (выполнения) платных услуг (работ), в силу ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ делать это оно может исключительно для достижения целей, ради которых создано. Иными словами, для оказания услуг и выполнения работ в рамках официально установленных полномочий своих учредителей в определенных сферах (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Так что, если учреждение направит заработанные средства на закупки, связь которых с указанными целями сомнительна (например, оплата кейтеринговых услуг при проведении новогоднего корпоративного праздника, приобретение товаров, которые не имеют никакого отношения к уставной деятельности учреждения), контролирующие органы могут счесть совершение этих расходов нарушением федерального законодательства. Для сравнения отметим: данное ограничение характерно именно для автономных учреждений. В отношении бюджетного учреждения "привязка" расходования заработанных средств к целям его создания в федеральном законодательстве отсутствует (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Однако в отличие от бюджетных учреждений <7> АУ не запрещается размещать денежные средства на банковских депозитах. Поэтому АУ могут копить средства, полученные от оказания (выполнения) платных услуг (работ), уберегая их (по крайней мере, частично) от инфляции. Обратим внимание, что такая возможность есть и в отношении средств субсидий, получаемых автономным учреждением на выполнение государственного (муниципального) задания (см. Письмо Минфина РФ от 11.11.2016 N 02-07-10/66248).

<7> Часть 14 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Оплата труда работников, занятых в оказании (выполнении) платных услуг (работ)

Один из основных стимулов для получения внебюджетных доходов в целом и, в частности, оказания (выполнения) платных услуг (работ) автономными учреждениями - возможность повышения оплаты труда персонала. В связи с этим весьма актуальны вопросы: до какого размера можно увеличить (или в каком размере назначить) оплату труда работников, занятых в платной деятельности, и существуют ли здесь какие-либо ограничения?

Согласно трудовому законодательству системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (в том числе автономных) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законами и иными актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления (ст. 144 ТК РФ).

Так, в отношении федеральных автономных учреждений действует Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583. В нем, в частности, говорится, что системы оплаты труда работников ФАУ и ФБУ устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Примерные положения носят для учреждений не обязательный, а рекомендательный характер (п. 2(1)).

Подобное примерное положение действует для автономных учреждений, подведомственных Минспорту. Согласно документу фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке из федерального бюджета, и средств от приносящей доход деятельности. Учреждения в пределах имеющихся у них средств на оплату труда самостоятельно определяют размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами <8>. Таким образом, в данном случае руководитель учреждения достаточно свободен в регулировании размера оплаты труда персонала, занятого в оказании (выполнении) платных услуг (работ).

<8> Пункты 8 и 10 Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству спорта РФ по видам экономической деятельности, утв. Приказом Минспорта РФ от 30.05.2014 N 382.

Похожая ситуация имеет место и в отношении автономных образовательных учреждений, находящихся в ведении МИД. Министерство установило, что фонд оплаты труда формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке образовательным учреждениям из федерального бюджета, и средств от приносящей доход деятельности. Зарплата работников предельными размерами не ограничивается, а руководитель учреждения вправе принимать решение об увеличении оплаты труда работников в пределах существующего фонда оплаты труда <9>.

<9> Пункты 5, 6 и 8 Примерного положения об оплате труда работников федерального государственного автономного учреждения и федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", утв. Приказом МИД РФ от 09.03.2017 N 3695.

Аналогичный подход встречается в региональной и муниципальной практике. Например, прямо указано на отсутствие ограничений в отношении максимального размера оплаты труда работников государственных автономных учреждений в сфере социальной защиты населения в Архангельской области <10>.

<10> Пункт 9 Отраслевого примерного положения об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области в сфере социальной защиты населения, утв. Постановлением правительства Архангельской области от 12.07.2011 N 239-пп.

Но так бывает далеко не всегда. В частности, в Хабаровске <11> для муниципальных учреждений, подведомственных городскому управлению по физкультуре и спорту, подобного указания нет. Размеры окладов и стимулирующих выплат здесь ограничены фиксированными или максимальными уровнями (например, рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента к окладу - 3).

<11> Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению по физической культуре и спорту администрации города Хабаровска, утв. Постановлением администрации г. Хабаровска от 24.05.2017 N 1702.

Причем если на федеральном уровне определен рекомендательный характер примерных положений об оплате труда работников подведомственных учреждений, то на уровне субъекта РФ или муниципалитета никакие рекомендации зачастую не предусматриваются даже формально. Именно такова ситуация в рассмотренных выше региональном и муниципальном примерах <12>. Хотя в том же самом Хабаровском крае <13> (то есть уже на уровне субъекта РФ) примерные положения в отношении краевых автономных учреждений, как и на федеральном уровне, облечены в форму рекомендаций.

<12> Закон Архангельской области от 10.11.2004 N 260-33-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Архангельской области, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Постановление администрации г. Хабаровска от 01.06.2009 N 1840 "О новых системах оплаты труда работников муниципальных учреждений городского округа "Город Хабаровск".
<13> Пункт 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Хабаровского края, утв. Постановлением правительства Хабаровского края от 12.04.2008 N 103-пр.

Но даже когда нормативные документы учредителя имеют для учреждения статус рекомендательных, учредитель, будучи работодателем руководителя учреждения и пользуясь административным давлением, может заставить последнего отнестись к своим "рекомендациям" как к прямому указанию к действию.

Таким образом, руководителю АУ при принятии решений об установлении размера зарплаты сотрудников, задействованных в оказании (выполнении) платных услуг (работ), необходимо опираться на содержание соответствующих нормативных документов, утвержденных органом, выполняющим функции и полномочия учредителя.

Отдельно заслуживает внимания вопрос о том, возможно ли утверждение в АУ двух штатных расписаний: одного в отношении сотрудников, зарплата которым выплачивается за счет средств бюджетных субсидий, а другого в отношении получающих зарплату из средств от оказания (выполнения) платных услуг (работ). Еще существует практика, когда штатное расписание делится на "бюджетную" и "внебюджетную" часть.

Такой подход неправомерен. Во-первых, действующим законодательством не предусмотрено ни наличие в учреждении нескольких штатных расписаний (речь о нем всегда идет в единственном числе), ни разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда. Во-вторых, рекомендации, ежегодно принимаемые Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, содержат следующее положение: при применении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в числе прочего нужно обращать внимание на формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся его структурные подразделения <14>.

<14> Подпункт "в" п. 34 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол N 11.

К отраслевым особенностям оказания автономными учреждениями платных услуг можно отнести особые правила, которые действуют в сферах образования и здравоохранения <15>. Отметим, что существуют еще отраслевые правила оказания платных ветеринарных услуг <16>, однако данная область не относится к сферам, где законодательством разрешено функционирование автономных учреждений <17>.

<15> Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (далее - Постановление N 706), от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее - Постановление N 1006).
<16> Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 N 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг".
<17> См. часть 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Правила оказания платных образовательных услуг

Первый значительный элемент этих правил - определения ряда понятий. Приведем их.

Понятие

Определение

Заказчик

Физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора

Обучающийся <*>

Физическое лицо, осваивающее образовательную программу

Платные образовательные услуги

Осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение

Недостаток платных образовательных услуг

Несоответствие платных образовательных услуг обязательным требованиям <**>

Существенный недостаток платных образовательных услуг

Неустранимый недостаток, недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, который выявляется неоднократно, проявляется вновь после устранения, другой подобный недостаток

Исполнитель

Организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся

<*> Заказчик и обучающийся могут совпадать в одном лице, если тот, кто платит за образовательную услугу, ею и пользуется (например, гражданин, получающий второе высшее образование за счет личных средств). Но это могут быть и разные лица: платит за услугу одно лицо (допустим, предприятие), а получает ее другое (работник этого предприятия).
<**> К примеру, согласно п. 7.14 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 034700.01 "Секретарь" (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 02.08.2013 N 657) каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из трех наименований отечественных журналов. Если на практике образовательное учреждение не соблюдает данное требование при оказании платной образовательной услуги, это может быть названо недостатком.

В правилах определяется, что информирование заказчика об оказании платных образовательных услуг осуществляется в соответствии с федеральным законодательством о защите прав потребителей <18> и об образовании <19>. Кроме того, вся информация должна размещаться в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

<18> См. статьи 9 - 11 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
<19> См. часть 4 ст. 32 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

За плату или бесплатно?

В Постановлении N 706 прописано: платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, - средства, полученные исполнителями при предоставлении таких услуг, возвращаются оплатившим их лицам. То есть никакая образовательная деятельность, финансируемая из бюджета того или иного уровня, не может быть платной. А государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, могут оказывать за счет средств физических и (или) юридических лиц (то есть на платной основе) только те образовательные услуги, которые не предусмотрены установленным государственным или муниципальным заданием.

Таким образом, ключевым документом, влияющим на то, какие услуги учреждение вправе предоставлять на платной основе, а какие - нет, становится государственное или муниципальное задание. Все, чего в нем нет, можно предоставлять платно, а все, что в нем есть, - нельзя. Например, если согласно заданию школа оказывает образовательные услуги в рамках ФГОС начального общего образования <20>, в котором предусмотрено обучение одному иностранному языку, последний должен преподаваться бесплатно, а вот обучение второму иностранному языку можно вести уже на платной основе.

<20> Утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373.

Отказ заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг. Поясним это на примере той же школы: ей запрещается навязывать родителям платное обучение второму иностранному языку как условие того, что, скажем, их детям продолжат преподавать первый иностранный язык либо вести уроки по первому языку продолжит конкретный преподаватель с определенной квалификацией.

Стоимость платной услуги

Что касается стоимости платных образовательных услуг, правила здесь таковы. Исполнитель вправе снизить цену, установленную договором, и покрыть недостающую стоимость за счет собственных средств, в том числе полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости указанных услуг прописываются в локальном нормативном акте и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося. Это означает, что у государственного или муниципального образовательного учреждения есть возможность сделать стоимость платных образовательных услуг более привлекательной для клиентов, используя для этого иные источники финансирования. Впрочем, среди данных источников не упоминаются бюджетные - то есть права финансировать оказание платных услуг за счет бюджетных средств у учреждения нет.

В документе также говорится: увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Цифры, касающиеся размера инфляции, следует искать в законах о федеральном бюджете на соответствующий период.

Содержание договора

Согласно Постановлению N 706 в договор должны вноситься следующие обязательные сведения:

  1. информация о лицензии исполнителя на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
  2. права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
  3. форма обучения;
  4. вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (ее части);
  5. порядок изменения и расторжения договора; и др.

Договор не может содержать ограничительные условия для лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся либо условия, которые снижают уровень предоставляемых абитуриентам и обучающимся гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если подобные ограничения включены в договор, они не подлежат применению. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательного учреждения на дату заключения договора.

Расторжение договора



В Постановлении N 706 прописаны случаи, когда договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут исполнителем в одностороннем порядке. К ним относятся:

Правила оказания платных медицинских услуг

Как и в предыдущем случае, в Постановлении N 1006 даны определения ряда используемых понятий.

Понятие

Определение

Платные медицинские услуги

Услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров ДМС <*>

Потребитель

Физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором

Заказчик



Физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя <**>

Исполнитель

Медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям

<*> То есть к платным относятся любые медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением услуг, предоставляемых в рамках ОМС на основании программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, а также медпомощи в экстренной форме. Последняя в силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) должна предоставляться на бесплатной основе.
<**> Заказчиком, например, может быть предприятие, приобретающее у медицинской организации платные услуги для своих работников.

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и обозначенных в лицензии на осуществление такой деятельности, выданной в установленном порядке <21>. Требования к указанным услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если иное не предусмотрено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ.

<21> Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и порядок выдачи лицензий, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".

Правила оказания платных медицинских услуг должны быть в наглядной и доступной форме доведены до сведения потребителя (заказчика). На практике это означает, что текст Постановления N 1006 необходимо разместить в свободном доступе на соответствующих информационных носителях - информационном стенде в медицинской организации, ее сайте и т.п.

Условия оказания платных услуг

Условием предоставления платных медицинских услуг является заключение договора с потребителем (заказчиком). Законодательство требует, чтобы последнему при заключении договора в доступной форме предоставлялась информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи и территориальной программы госгарантий. Это относится к тем поставщикам медицинских услуг (в том числе государственным и муниципальным учреждениям), которые работают в рамках системы ОМС. Ведь не секрет, что иногда такая информация замалчивается и потребитель, считающий, что "бесплатной медицины не существует", получает ту или иную услугу на платной основе, хотя при определенных условиях (например, ожидание в очереди) мог бы воспользоваться ею бесплатно.

При этом в Постановлении N 1006 сказано: отказ потребителя от заключения договора о получении платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медпомощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программ госгарантий. На практике же потребителей, которые по тем или иным причинам не могут купить какую-то услугу, иногда как бы "в отместку" поставщик подвергает определенной дискриминации и ограничивает их возможности получать бесплатные услуги.



Важное условие, введенное в Постановление N 1006 в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программ госгарантий, заключается в том, что эти организации вправе предоставлять четко определенный перечень платных медицинских услуг. Сюда относятся:

  1. установление индивидуального поста медицинского наблюдения за пациентом при его лечении в условиях стационара (частный случай - услуги медицинской сиделки);
  2. применение лекарственных препаратов, не входящих в ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарств, входящих в названный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания (в том числе специализированных продуктов), не предусмотренных стандартами медпомощи;
  3. медицинские услуги, предоставляемые анонимно (в частности, анонимность предусмотрена при лечении от алкоголизма и наркомании <22>);
  4. медицинские услуги, оказываемые гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
  5. медицинские услуги, оказываемые при самостоятельном обращении граждан, кроме случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, помощи и медпомощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме. К исключениям также отнесены случаи, когда гражданин в силу ст. 21 Закона N 323-ФЗ самостоятельно выбирает врача и медицинскую организацию в рамках программ госгарантий. Иными словами, медицинская организация имеет право оказывать гражданину платные медицинские услуги, если он, выбрав в установленном порядке конкретную медицинскую организацию для получения бесплатных услуг, обращается за услугами в другую организацию (если речь не идет о медпомощи в неотложной и экстренной форме).
<22> Приказ Минздрава РФ от 23.08.1999 N 327 "Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)".

Определение стоимости услуг

В Постановлении N 1006 говорится: в отношении бюджетных и казенных государственных и муниципальных учреждений порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги устанавливают органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей, а медицинские организации иных организационно-правовых форм утверждают цены (тарифы) самостоятельно. По логике документа к последним причислены и автономные учреждения, поскольку они представляют собой отдельную организационно-правовую форму юридических лиц <23>.

<23> В соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм, утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст.

Информирование потребителя

В силу ст. 37 Закона N 323-ФЗ и Постановления N 1006 при оказании платных медицинских услуг должен соблюдаться установленный Минздравом порядок оказания медпомощи по различным профилям. Платные услуги могут быть получены в полном объеме того или иного стандарта медпомощи, утвержденного Минздравом, либо по просьбе потребителя в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта.

Медицинская организация, оказывающая платные медицинские услуги, обязана предоставлять посредством размещения на своем сайте, а также на своих информационных стендах или стойках следующую информацию:

Перечисленные сведения должны быть открыты для неограниченного круга лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды или стойки следует располагать в доступном для посетителей месте и оформлять таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

По требованию потребителя или заказчика медицинская организация, оказывающая платные медицинские услуги, обязана предоставить ему копию устава, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении названных услуг, а также копию лицензии с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в соответствии с лицензией.



При заключении договора по требованию потребителя или заказчика ему должна предоставляться в доступной форме следующая информация о платных медицинских услугах:

До заключения договора медицинская организация (исполнитель) в письменной форме должна уведомить потребителя или заказчика о том, что несоблюдение указаний или рекомендаций учреждения или медработника, предоставляющего платную медицинскую услугу (в том числе назначенного режима лечения), могут снизить качество предоставляемой услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Заключение договора

Договор между медицинской организацией, оказывающей платные медицинские услуги, и потребителем или заказчиком заключается в письменной форме. Документ должен содержать следующие сведения:

Договор составляется в трех экземплярах, один из которых находится у медицинской организации, второй - у заказчика, третий - у потребителя. При заключении договора непосредственно между потребителем и медицинской организацией достаточно двух экземпляров.

На предоставление платных медицинских услуг медицинская организация (исполнитель) может составить смету. При соответствующем требовании потребителя или заказчика смета обязательна - в этом случае она становится неотъемлемой частью договора.

Заключение договора добровольного медстрахования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в его рамках, осуществляются согласно законодательству РФ <24>.

<24> ГК РФ и Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Исполнение договора

Если при оказании платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, медицинская организация обязана предупредить об этом потребителя или заказчика. Без его согласия организация не вправе оказывать потребителю дополнительные медицинские услуги на возмездной основе. Если же при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Законом N 323-ФЗ.



При отказе потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Медицинской организации нужно проинформировать потребителя и (или) заказчика о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель или заказчик оплачивает фактически понесенные медицинской организацией расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Потребитель или заказчик должен оплатить предоставленную медицинской организацией (исполнителем) медицинскую услугу в сроки и в порядке, определенные договором. Потребителю или заказчику выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности).

Медицинская организация после исполнения договора выдает потребителю (его законному представителю) медицинские документы (их копии, выписки), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

Порядок оказания платных услуг

В Постановлении N 1006 сказано, что исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в нем данных условий - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. Если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных услуг тоже должно соответствовать этим требованиям.

Платные медицинские услуги могут быть получены при наличии информированного добровольного согласия потребителя (его законного представителя), данного в порядке, установленном ст. 20 Закона N 323-ФЗ.

При оказании рассматриваемых услуг медицинская организация предоставляет потребителю (законному представителю) по его требованию и в доступной для него форме информацию:

Медицинская организация обязана при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством РФ требования к оформлению и ведению медицинской документации, учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, а вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению в силу Закона о защите прав потребителей. Контролируют соблюдение правил предоставления платных медицинских услуг органы Роспотребнадзора в рамках установленных полномочий.

К.Г. Чагин

Консультант

по социальной политике

Института экономики города