Мудрый Экономист

Имущество ау: правила распоряжения

"Руководитель автономного учреждения", 2017, NN 5, 6, 7, 8

Имущественные вопросы занимают одно из самых важных мест в практике работы государственных и муниципальных учреждений, в том числе автономных. С одной стороны, имущество может быть значимым источником дополнительных доходов, с другой - затратным бременем. Кроме этого, содержание имущества и управление им налагают серьезную ответственность на руководителей учреждений. Нельзя не отметить и некоторую противоречивость законодательных норм, касающихся имущественных вопросов.

В статье приводятся обзор и анализ правовых условий, влияющих на решение таких вопросов, как право собственности на имущество АУ, использование учреждением имущества, его изъятие учредителем, особенности распоряжения земельным участком, списание имущества, пределы самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом, его продажа и сдача в аренду.

Право собственности

На решение вопросов, связанных с распоряжением имуществом автономного учреждения, прежде всего влияют два условия: согласно федеральному законодательству собственником любого имущества АУ является его учредитель (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество АУ закрепляется за ним собственником имущества на праве оперативного управления <1>.

<1> Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ), абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ.

В связи с этим следует помнить: никакого разделения имущества автономного учреждения на государственное (муниципальное) и некое "собственное", "негосударственное (немуниципальное)" (пусть и купленное за счет внебюджетных средств) не может быть в принципе. Не может быть у автономного учреждения и какого-либо имущества, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления.

Использование имущества

Согласно гражданскому законодательству использовать любое свое имущество автономное учреждение может только в соответствии с целями своей деятельности (п. 1 ст. 296 ГК РФ). В свою очередь, целями деятельности (создания) АУ считаются выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Данные полномочия учредителей (собственников имущества) автономных учреждений установлены в федеральном законодательстве <2>.

<2> См. базовые отраслевые законы (например, Федеральные законы от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"), а также Федеральные законы от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, любое использование учреждением своего имущества (речь опять же идет о любом имуществе независимо от источника его появления) будет неправомерным, если не осуществляется ради реализации того или иного полномочия учредителя (собственника имущества) учреждения. В частности, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ используются для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, это не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов госвласти субъекта РФ. У регионов нет полномочия по организации на своей территории розничной торговли продуктами питания для населения.

Изъятие имущества

В силу гражданского законодательства собственник имущества вправе изъять у автономного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением либо приобретенное им за счет средств, выделенных собственником на эту цель (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Здесь тоже имеется в виду любое имущество. А значит, и то, которое учреждение приобрело за счет средств от оказания платных услуг или выполнения платных работ, может быть изъято учредителем (собственником), если последний сочтет, что данное имущество излишнее, не используется АУ или используется не по назначению (к примеру, не в рамках реализации полномочий учредителя).

Правила на региональном и муниципальном уровне

Порядок изъятия имущества, находящегося в собственности конкретного публично-правового образования, устанавливается в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих управление и распоряжение этим имуществом.

Так, в Кировской области принятие решения об изъятии имущества, закрепленного на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями (в том числе АУ), возложено на региональный орган по управлению госсобственностью <3>. Решение должно приниматься с учетом мнения соответствующего отраслевого органа исполнительной власти (то есть органа, выполняющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения). Больше никаких правил здесь не установлено и ссылок ни на какие подзаконные акты не дается.

<3> Закон Кировской области от 06.10.2008 N 287-ЗО "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области".

Отметим, что довольно часто встречаются ситуации, когда правила очень лаконичные. Например, в Ленинградской области они ограничиваются тем, что решение о таком изъятии принимает региональное правительство <4>.

<4> Областной закон Ленинградской области от 19.01.2001 N 4-оз "Об отдельных вопросах управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области".

Но бывает, что правила изъятия имущества прописаны подробно. В частности, в Ангарске (Иркутская область), где данное решение тоже принимает соответствующий орган городской администрации (комитет по управлению муниципальным имуществом), правила изъятия сформулированы следующим образом <5>.

<5> Решение Думы Ангарского городского округа от 24.06.2015 N 28-05/01рД "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ангарского городского округа".
  1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество изымается из оперативного управления муниципального учреждения по распоряжению комитета с момента поступления заявления от учреждения либо выявления неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
  2. Имущество, изъятое из оперативного управления, должно быть передано муниципальным учреждением и принято комитетом по акту приема-передачи. После прекращения права оперативного управления имущество поступает в состав муниципальной казны.
  3. Прекращение права муниципального учреждения на оперативное управление недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации.
  4. Муниципальное учреждение оплачивает расходы по подготовке документов для госрегистрации, платит государственную пошлину за ее проведение, а также представляет документы в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  5. Учреждение обязано направить в комитет копию документа, выданного названным органом и подтверждающего прекращение права оперативного управления недвижимым имуществом, в течение месяца со дня подписания акта приема-передачи указанного имущества.

В Хабаровске при выявлении излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества учреждению дается определенный срок на исправление ситуации <6>. Департамент муниципальной собственности не позднее 10 дней со дня выявления названного имущества и до принятия решения о его изъятии направляет в отраслевое структурное подразделение городской администрации и учреждению требование об устранении нарушений. Оно подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня получения. Если учреждение не устранило нарушения, департамент принимает решение об изъятии имущества и оформляет соответствующее распоряжение в течение месяца со дня выявления допущенных учреждением нарушений.

<6> Постановление администрации г. Хабаровска от 13.12.2011 N 4205 "Об утверждении Положения о порядке закрепления, изъятия, списания муниципального имущества, контроля за использованием муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений".

А вот в Темрюкском районе Краснодарского края порядок изъятия у муниципальных учреждений имущества даже напоминает процедуру следственных действий <7>.

<7> Решение Совета муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края от 31.08.2007 N 689 "Об утверждении Порядка изъятия имущества из оперативного управления муниципальных учреждений муниципального образования Темрюкский район".
  1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, выявляется в процессе проведения администрацией района мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью имущества.
  2. При выявлении названного имущества в акте, составляемом по окончании проверки, должна быть отражена следующая информация:
  1. В ходе проверки разрешается фото- и видеосъемка имущества.
  2. Руководитель (уполномоченное должностное лицо) учреждения, имущество которого подлежит изъятию, обязан присутствовать при проведении контрольных мероприятий и составлении акта, давать пояснения о причинах неиспользования имущества либо использования его не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.
  3. При неустранении учреждением в установленный срок нарушений, изложенных в акте, администрация района готовит предложения о мере воздействия (расторжение трудового договора с руководителем, реорганизация юридического лица, направление материалов в правоохранительные органы и др.).
  4. Решение об изъятии имущества из оперативного управления учреждения принимается главой района в форме постановления. В нем указываются причины изъятия имущества и определяются виды его дальнейшего использования.
  5. Не допускается изъятие у учреждения закрепленного за ним имущества, если это приведет или может привести к невозможности осуществления учреждением уставных функций (управленческих, социально-культурных или иных).

Главное - соответствовать уставной деятельности

Какое же имущество в этих и других нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению? Определение такого имущества можно встретить нечасто (в основном данные понятия остаются без уточнений). В частности, в Новосибирской области введены следующие определения <8>:

  1. излишним признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять уставную деятельность;
  2. неиспользуемым признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;
  3. используемым не по назначению признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.
<8> Постановление правительства Новосибирской области от 15.07.2014 N 277-п "Об утверждении Порядка включения имущества, находившегося в оперативном управлении государственных учреждений Новосибирской области и казенных предприятий Новосибирской области, в областную казну".

В данном примере все соотносится с "уставной деятельностью" учреждения. Вместе с тем на практике не так уж редко встречаются случаи, когда в уставах АУ в нарушение федерального законодательства прописывается деятельность, не отвечающая целям создания этих учреждений (установленным полномочиям учредителей). И если ориентироваться только на устав, может сложиться следующая ситуация: АУ использует имущество не в соответствии с указанными целями, но используемым не по назначению данное имущество не считается, поскольку "несоответствующий" вид деятельности "по недосмотру" попал в устав АУ. Нормы законодательства здесь не соблюдены, а значит, в данном вопросе учреждениям вряд ли стоит надеяться на "близорукость" контрольных органов.

Дополнительные основания для изъятия

Иногда основанием для изъятия может быть установленный факт самостоятельного распоряжения имуществом в тех случаях, когда в силу законодательства автономному учреждению необходимо предварительно получить согласие собственника (учредителя). Подобное основание в числе прочих применяется в Кировске (Мурманская область) <9>. Причем осуществление изъятия здесь отнесено не к правам собственника имущества, а к его обязанностям.

<9> Решение Совета депутатов г. Кировска от 23.06.2015 N 51 "Об утверждении Положения о порядке закрепления, передачи и изъятия муниципального имущества".

Изъятие излишнего и неиспользуемого имущества может происходить по доброй воле и даже инициативе самих учреждений. Ведь если ненужное имущество трудно с выгодой сдать в аренду, административные заботы по его содержанию могут оказаться обременительными (даже несмотря на то, что затраты на содержание покрывает учредитель). Процедура подобного изъятия тоже устанавливается в нормативных правовых актах. Например, в Красноярском крае она выглядит следующим образом <10>.

<10> Постановление правительства Красноярского края от 31.07.2014 N 337-п "Об утверждении Порядка закрепления имущества, находящегося в собственности Красноярского края, на праве оперативного управления за краевыми государственными учреждениями, Порядка передачи имущества, находящегося в собственности Красноярского края, краевым унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и Порядка принятия решений об изъятии у краевых казенных предприятий, краевых государственных учреждений закрепленного за ними на праве оперативного управления излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества".
  1. Учреждение, заинтересованное в изъятии закрепленного за ним имущества, подает в краевое агентство по управлению государственным имуществом заявление, в котором указываются:
  1. К заявлению прикладывается ряд документов (в том числе согласие органа, выполняющего функции учредителя, на изъятие имущества).
  2. В течение месяца со дня поступления заявления агентство принимает одно из трех решений: изъять имущество, отказать в изъятии либо направить заявление и (или) прилагаемые к нему документы учреждению на доработку.
  3. Решение об изъятии оформляется в виде приказа агентства. В трехдневный срок со дня издания приказа его заверенная копия направляется учреждению и органу-учредителю.
  4. Иные решения агентства оформляются в виде письма - его нужно направить в учреждение тоже в трехдневный срок.
  5. Отказ в изъятии имущества происходит по следующим основаниям:

Пределы самостоятельности АУ в распоряжении имуществом

В силу федерального законодательства автономное учреждение не может самостоятельно распоряжаться имуществом, которое относится к недвижимому и особо ценному движимому, закрепленному за учреждением учредителем (собственником имущества) или приобретенному за счет средств, выделенных учредителем на эту цель (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ <11>, п. 2 ст. 298 ГК РФ). Всем остальным имуществом (в том числе недвижимым - в отличие от бюджетных учреждений) АУ вправе распоряжаться самостоятельно. Исключением здесь будут случаи, когда учреждение вносит имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передает имущество другим юрлицам в качестве их учредителя или участника. Учреждение вправе делать это только в отношении недвижимого имущества, закрепленного за АУ или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на данную цель, а также в отношении находящегося у учреждения особо ценного движимого имущества и лишь с согласия учредителя (собственника имущества) (ч. 2, 5 и 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Иными словами, автономное учреждение не может, например, внести в уставный капитал создаваемого им ООО имущество, приобретенное на средства от оказания платных услуг, - такой вклад возможен только с использованием имущества, "доставшегося" от учредителя.

<11> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Однако и самостоятельность автономного учреждения в распоряжении "заработанным" имуществом оказывается весьма сомнительной. Дело в том, что на основании того же федерального законодательства об автономных учреждениях любое имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления (ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). И никакого имущества (как недвижимого, так и движимого), которое бы не было закреплено за учреждением на этом праве, быть не может. Если, допустим, автономное учреждение на заработанные на платных услугах деньги приобрело недвижимость (например, квартиру в качестве служебного жилья) или движимое имущество (например, автомобиль), все это должно быть закреплено за учреждением учредителем (становится собственником этого имущества) на праве оперативного управления. Следовательно, данные объекты автоматически начинают относиться к имуществу, которым АУ не вправе распоряжаться без согласия учредителя (собственника имущества). Таким образом, несмотря на имеющуюся в законодательстве декларацию самостоятельности автономного учреждения в распоряжении какой-то частью своего имущества, на практике можно говорить только об однозначном праве АУ самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, не относящимся к категории особо ценного. Распоряжаться другим имуществом автономное учреждение может только с согласия учредителя (собственника имущества).

Отметим, что в федеральном законодательстве нет определения понятия "распоряжение имуществом". Но по общему правилу под ним понимается продажа имущества, сдача его в аренду или передача в безвозмездное пользование, использование в качестве залога (например, при получении банковского кредита).

Особо ценное движимое имущество

В отношении АУ федеральное законодательство определяет особо ценное движимое имущество как движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (абз. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Перечни такого имущества утверждают соответствующие органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя АУ, с учетом положений Постановления N 538 <12>. При этом перечни могут устанавливаться категориально в отношении всех автономных и бюджетных учреждений, подведомственных тому или иному органу-учредителю, либо в отношении определенных учреждений. В последнем случае перечень может содержать конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и пр.

<12> Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества".

Практика формирования перечней

В частности, Минздрав <13> в отношении своих подведомственных автономных и бюджетных учреждений отнес к указанному имуществу автомобили, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб., медицинское и хирургическое оборудование, балансовая стоимость которого превышает 3 тыс. руб., а также любое движимое имущество, балансовая стоимость которого равна или превышает 500 тыс. руб. В то же время Минспорт <14> применил иной подход. Федеральное министерство включило в такой перечень восемь категорий имущества (вычислительная техника, информационное оборудование, машины и иное оборудование, оборудование систем связи, оргтехника, производственный и хозяйственный инвентарь, средства измерения и управления, транспортные средства).

<13> Приказ Минздрава РФ от 02.06.2015 N 296н "Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации".
<14> Приказ Минспорта РФ от 02.02.2017 N 61 "Об определении перечня особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации".

В Пензенской области <15> к имуществу государственных учреждений здравоохранения тоже достаточно жесткий подход (как у Минздрава). Здесь к особо ценному движимому имуществу отнесены транспортные средства, компьютерная техника, машины и оборудование, оргтехника, балансовая стоимость которых превышает 3 тыс. руб. за единицу, производственный и хозяйственный инвентарь, балансовая стоимость которого превышает 10 тыс. руб. за единицу.

<15> Приказ минздрава Пензенской области от 26.11.2013 N 503 "Об утверждении Перечня видов особо ценного движимого имущества государственных бюджетных учреждений Пензенской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство здравоохранения Пензенской области".

Примечание. Учредители стремятся максимально ограничить самостоятельность учреждений в распоряжении движимым имуществом и отнести к "особо ценной" категории как можно больше объектов, наличие которых, по мнению учредителей, критично для обеспечения деятельности АУ.

Как видим, независимо от стоимости имущества учредитель может отнести к особо ценному любое движимое имущество - если сочтет, что без него осуществление АУ предусмотренных уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено (пп. "б" п. 4 Постановления N 538). Но подход собственника имущества может быть и вполне либеральным. В частности, в Свердловской области <16> в отношении государственного автономного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ревдинского района" в перечень особо ценного движимого имущества включены только два автомобиля с балансовой стоимостью 249 тыс. руб. и 552 тыс. руб.

<16> Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 942-ПП "О создании государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ревдинского района" путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ревдинского района".

Однако подобная позиция встречается все-таки не очень часто. Учредитель (собственник имущества) стремится максимально ограничить самостоятельность учреждения в распоряжении движимым имуществом и отнести к особо ценным как можно больше разных объектов, наличие которых считает критичным для обеспечения деятельности учреждения. Например, в Сыктывкаре <17> в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12 имени Олега Кошевого" учредитель внес в перечень особо ценного движимого имущества 476 объектов, начиная с кушетки и струйных принтеров балансовой стоимостью 3 тыс. руб. и заканчивая противопожарным оборудованием балансовой стоимостью 450 тыс. руб. При этом в перечень иного движимого имущества (то есть не отнесенного к "особо ценной" категории) попали объекты с балансовой стоимостью, превышающей балансовую стоимость многих объектов особо ценного движимого имущества, например стол руководителя (16 тыс. руб.), микшерный пульт (9 тыс. руб.). Видимо, в данном случае учредитель счел, что относительно дешевые кушетка и струйный принтер более важны для обеспечения деятельности этой школы, чем дорогие микшерный пульт и стол руководителя.

<17> Постановление администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар от 25.10.2012 N 10/4101 "О создании муниципального автономного учреждения" (вместе с Перечнем недвижимого имущества МОУ "СОШ N 12", Перечнем особо ценного движимого имущества МОУ "СОШ N 12", Перечнем иного движимого имущества МОУ "СОШ N 12").

Конечно, позиция учредителя во многом зависит от того, каким имуществом в принципе располагает автономное учреждение. В частности, в той же Свердловской области <18> в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения "Краснотурьинская городская больница" учредитель, в отличие от предыдущего примера, не стал мелочиться, но включил в перечень особо ценного движимого имущества более 300 объектов (медицинское оборудование и автомобили) с балансовой стоимостью от 200 тыс. до 8 млн руб.

<18> Постановление правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 961-ПП "О создании государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница" путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница".

Внесение изменений в перечни

Появление у АУ новых имущественных объектов влечет за собой внесение изменений в перечни особо ценного движимого имущества. Иными словами, собственник имущества, приобретаемого автономным учреждением, может добавлять это имущество в названный перечень. Например, в марте 2014 года администрация Сочи <19> в отношении муниципального автономного учреждения "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" внесла в соответствующий перечень поправки, расширив его со 138 до 240 позиций.

<19> Постановление администрации г. Сочи от 24.03.2014 N 497 "О внесении изменений в Постановление администрации города Сочи от 27 декабря 2011 года N 2613 "О создании муниципального автономного учреждения "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" города Сочи путем изменения типа муниципального бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" города Сочи".

Имущество, приобретенное за счет доходов от платной деятельности

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, может ли учредитель (собственник имущества) отнести к категории особо ценного то движимое имущество, которое АУ приобрело за счет средств от оказания платных услуг или выполнения платных работ. В этом отношении запретов в действующей федеральной нормативной базе нет, хотя раньше они были <20>. Кроме того, по мнению Минфина, отнесение имущества к данной категории осуществляется независимо от источника средств на его приобретение (Письмо от 26.09.2012 N 02-06-10/3912).

<20> Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 N 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения" (утратило силу с 01.01.2011).

Однако в некоторых случаях сам учредитель вводит соответствующий запрет. Например, в Ангарске <21> (Иркутская область) установлено: к особо ценному движимому не может быть отнесено имущество, не предназначенное для осуществления основной деятельности автономного или бюджетного учреждения, а также приобретенное автономным или бюджетным учреждением за счет доходов от деятельности, осуществляемой учреждением в соответствии с его уставом. В Тольятти <22> применяется похожая норма. Здесь определено, что к особо ценному движимому не относится имущество, приобретенное автономным или бюджетным учреждением за счет доходов от осуществляемой на основании устава деятельности, целевых взносов физических и (или) юридических лиц, а также полученное в результате добровольных пожертвований от физических и (или) юридических лиц.

<21> Постановление администрации Ангарского городского округа от 20.11.2015 N 1667-па "Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного, бюджетного учреждения Ангарского городского округа и отмене некоторых муниципальных правовых актов".
<22> Постановление мэрии городского округа Тольятти от 07.02.2011 N 343-п/1 "Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных или автономных учреждений городского округа Тольятти".

Но все-таки в большинстве регионов и муниципалитетов подобного запрета нет. А при его отсутствии учредитель может абсолютно правомерно при закреплении за автономным учреждением "заработанного" имущественного объекта отнести его к особо ценному движимому имуществу.

Согласование с собственником распоряжения имуществом

Порядок согласования автономным учреждением с собственником распоряжения имуществом в основном устанавливается в нормативных правовых актах, утвержденных на уровне конкретного собственника имущества. Для примера рассмотрим правила, действующие в Ульяновской области <23>. Отметим, что это один из наиболее детально прописанных документов соответствующего содержания, которые встречаются в региональной и муниципальной практике.

<23> Порядок согласования автономным учреждением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет правительство Ульяновской области, совершения сделок с недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, утв. Постановлением правительства Ульяновской области от 27.09.2016 N 450-П.

Пример региональных правил: подача документов

Согласно указанным правилам под сделкой (распоряжением имуществом) понимаются действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества Ульяновской области, закрепленного на праве оперативного управления. При этом видами сделок могут быть:

  1. купля-продажа объекта имущества;
  2. мена - передача в собственность другой стороне одного объекта имущества в обмен на другой;
  3. аренда - предоставление арендатору объекта имущества за арендную плату во временное владение и пользование;
  4. безвозмездное пользование - передача объекта имущества в безвозмездное временное пользование другой стороне;
  5. передача объекта имущества другому учреждению, созданному на базе госимущества Ульяновской области, функции и полномочия учредителя которого от имени публично-правового образования осуществляет региональное правительство.

На первом этапе руководитель АУ должен направить учредителю обращение о предварительном согласовании сделки, в котором нужно указать:

Примечание. При отсутствии запрета, установленного самим же учредителем, он может абсолютно правомерно отнести объект, приобретенный автономным учреждением за счет средств от платной деятельности, к особо ценному движимому имуществу.

К обращению должны быть приложены следующие документы:

  1. рекомендация наблюдательного совета АУ относительно совершения сделки;
  2. финансово-экономическое обоснование целесообразности ее совершения, содержащее расчеты показателей сделки, обоснование ее цены, сведения о социально-экономических последствиях и прогноз влияния ее результатов на повышение эффективности деятельности учреждения в разрезе производственных и финансовых показателей;
  3. копии форм бюджетной отчетности на последнюю отчетную дату, подписанные главным бухгалтером и заверенные руководителем учреждения;
  4. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности АУ;
  5. инвентарная карточка на объект имущества;
  6. правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект имущества, на основании которых возникло вещное право;
  7. проект соответствующего контракта, содержащий условия сделки.

Купля-продажа или мена объекта недвижимости

В зависимости от вида и объекта предполагаемой сделки автономное учреждение прикладывает к обращению дополнительные документы. В частности, если АУ намерено выступить одной из сторон в сделке купли-продажи или мены объекта недвижимого имущества, учреждение должно дополнительно представить:

  1. отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества - объекта сделки, подготовленный в соответствии с законодательством об оценочной деятельности <24> не более чем за три месяца до его представления;
  2. положительное экспертное заключение по отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества - объекта сделки, подготовленное саморегулируемой организацией оценщиков (не представляется при намерении заключить сделку по итогам торгов в форме аукциона);
  3. копию свидетельства о госрегистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества;
  4. выписку из ЕГРП, содержащую сведения о правах на объект недвижимого имущества - предмет сделки;
  5. выписку из ЕГРП, содержащую сведения о правах на земельный участок, на котором расположен объект - предмет сделки;
  6. копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что недвижимое имущество принадлежит на праве оперативного управления учреждению (подаются при отсутствии сведений о зарегистрированных правах в ЕГРП);
  7. копии поэтажных планов с приведением экспликации помещений, в отношении которых предполагается заключение договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении указанных помещений;
  8. при намерении заключить сделку, связанную с отчуждением либо возможностью отчуждения недвижимого имущества, - материалы фотофиксации объекта, в отношении которого предполагается совершение сделки (не менее пяти снимков). Фотоматериалы должны включать общий вид объекта (в том числе позволять определить его адрес), отражать инвентарный номер на объекте, кроме того, на фотографиях должны быть изображены помещения объекта и все имеющиеся существенные внутренние и внешние повреждения (при их наличии). Материалы фотофиксации направляются в печатном виде и цветном исполнении с указанием даты съемки;
  9. ситуационный план с указанием границ земельного участка, на котором расположен объект, в отношении которого предполагается совершение сделки, а также с отражением на нем всех объектов недвижимого имущества, расположенных в границах участка (включая объекты незавершенного строительства), в том числе принадлежащих третьим лицам;
  10. заверенные копии учредительных документов юрлица, с которым планируется заключить сделку, а также выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения об этом юрлице (кроме случаев заключения сделки по результатам торгов).
<24> Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Если руководитель АУ направляет обращение о согласовании заключения договора мены, дополнительно нужно представить письменное согласие другой стороны договора на совершение данной сделки. При этом следует указать индивидуальные характеристики объекта имущества - наименование, инвентарный номер, балансовую стоимость, сведения об обременениях имущества, наличии споров, арестов, иных запрещений в отношении имущества, отнесении имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ.

Сдача в аренду и передача в безвозмездное пользование

При намерении автономного учреждения заключить договор аренды к обращению должны прилагаться:

  1. сведения о предполагаемом арендаторе с указанием возможности заключения договора аренды без проведения конкурсов и аукционов в силу законодательства о защите конкуренции <25>;
  2. отчет об оценке рыночной стоимости величины арендной платы на недвижимое имущество - предполагаемый объект договора, подготовленный не более чем за три месяца до его представления;
  3. положительное экспертное заключение по отчету об оценке рыночной стоимости величины арендной платы на недвижимое имущество - объект сделки, подготовленное саморегулируемой организацией оценщиков (не представляется при намерении заключить сделку по итогам торгов в форме аукциона).
<25> Статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Примечание. Под распоряжением имуществом могут пониматься действия юрлиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав владения и (или) пользования в отношении этого имущества.

В обращении о согласовании заключения договора безвозмездного временного пользования указываются сведения о другой стороне договора и основания передачи объекта имущества в пользование.

К обращению о согласовании передачи объекта имущества другому учреждению, созданному на базе государственного имущества Ульяновской области, функции и полномочия учредителя которого осуществляет региональное правительство, должны прилагаться:

  1. обоснование отсутствия необходимости дальнейшего использования планируемого к передаче имущества;
  2. письменное согласие передающей и принимающей сторон с указанием индивидуальных характеристик объекта имущества (наименование, инвентарный номер, балансовая стоимость);
  3. акты приема-передачи объекта имущества с указанием его наименования, категории учета, инвентарного номера, даты ввода в эксплуатацию, балансовой стоимости, подписанные передающей и принимающей сторонами.

Если цена сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок) с недвижимым и особо ценным движимым имуществом либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его отчетности на последнюю отчетную дату, обращение должно содержать указание о том, что сделка является крупной.

Все документы подаются в бумажном виде. Если в документе более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен оттиском печати учреждения на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица учреждения. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются. Верность бумажных копий должна быть подтверждена подписью уполномоченного лица АУ и скреплена оттиском печати учреждения. Вместо копии какого-либо документа учреждение вправе представить оригинал.

Принятие учредителем решения

На втором этапе учредитель проводит экспертизу представленных документов, выявляет наличие оснований для их возвращения учреждению и отказа в согласовании. При подаче неполного комплекта документов или неправильном их оформлении учредитель возвращает обращение учреждению.

Решение о согласовании учредитель принимает на основании рекомендации комиссии по согласованию распоряжения имуществом учреждений Ульяновской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет региональное правительство. Согласование направляется АУ письмом в течение десяти календарных дней со дня его одобрения комиссией. При необходимости дополнительной экспертизы представленных документов срок рассмотрения обращения может быть продлен решением учредителя, но не более чем на месяц. При согласовании учредитель вправе установить дополнительные условия сделки, соблюдение которых будет обязательным для учреждения.

Предусмотрены в региональном документе и основания для отказа:

  1. обращение учреждения содержит необоснованные, недостоверные или неточные сведения;
  2. объем и направления использования средств по сделке не соответствуют целям и видам деятельности, предусмотренным уставом учреждения, и утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности АУ;
  3. существует вероятность прекращения или значительного затруднения уставной деятельности АУ в результате совершения сделки;
  4. предметом сделки выступает ограниченное в обороте или изъятое из него имущество либо имущество, не подлежащее отчуждению;
  5. предполагаемая сделка не отвечает требованиям законодательства РФ и Ульяновской области;
  6. в результате сделки возможны неблагоприятные финансовые и социально-экономические последствия.

Отказ учредителя направляется АУ также в течение десяти календарных дней с момента принятия решения.

Согласование действует в течение срока, указанного в соответствующем письме учредителя, или трех месяцев от даты его регистрации. После совершения сделки автономное учреждение обязано представить учредителю подтверждающие документы.

Списание имущества

Под списанием в основном понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжения вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств (в том числе физического или морального износа) либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также невозможности установления его местонахождения (например, если объект похищен).

Правила списания имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными и муниципальными (в том числе автономными) учреждениями, определяются на уровне собственника данного имущества (учредителя учреждений). Это могут быть и законы (правовые акты, утвержденные представительными органами местного самоуправления), и нормативные акты, изданные исполнительными органами государственной власти и местными администрациями. Так, в Республике Крым имеется соответствующий республиканский закон <1>, в Хабаровском крае - постановление краевого правительства <2>, в Волгоградской области - приказ областного комитета по управлению госимуществом <3>, в Орле - решение городского совета народных депутатов <4>, в Чудовском районе Новгородской области - постановление районной администрации <5>.

<1> Закон Республики Крым от 25.12.2014 N 51-ЗРК/2014 "О порядке списания имущества Республики Крым".
<2> Постановление правительства Хабаровского края от 02.03.2009 N 64-пр "Об утверждении Порядка списания государственного имущества, находящегося в собственности Хабаровского края".
<3> Приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 15.07.2015 N 144 "Об утверждении Положения о порядке согласования списания государственного имущества Волгоградской области с органами исполнительной власти Волгоградской области".
<4> Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 29.01.2015 N 60/1089-ГС "О Положении "О порядке принятия решений о списании имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "Город Орел".
<5> Постановление администрации Чудовского муниципального района Новгородской области от 12.02.2015 N 140 "Об утверждении Порядка списания муниципального имущества".

Правила списания имущества могут быть разными. Рассмотрим в качестве примера основные положения документа, действующего в Хабаровском крае (см. сноску 2 к настоящей статье).

  1. Краевым автономным учреждениям нужно согласовывать с учредителем списание только недвижимого, особо ценного движимого имущества, а также имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на эту цель. Другое имущество, приобретенное учреждением на доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ), учреждение списывает самостоятельно, направляя учредителю соответствующее уведомление.
  2. Списанию подлежит следующее имущество, относящееся к объектам основных средств и интеллектуальной собственности:

При этом амортизация, начисленная в размере 100% стоимости имущества, может служить основанием для списания только в случае, если имущество непригодно для дальнейшей эксплуатации.

  1. Определяют непригодность имущества к дальнейшему использованию, невозможность или неэффективность проведения его восстановительного ремонта, собирают и оформляют необходимую документацию для списания, а также принимают решение об этом постоянно действующие комиссии по списанию краевого имущества, созданные в учреждениях. Данные комиссии готовят пакет документов по установленному перечню и направляют его в краевой отраслевой орган госвласти (при списании движимого имущества) или краевой орган власти по управлению государственным имуществом (при списании недвижимости) для согласования действий. В указанных органах власти согласование также осуществляют специально созданные комиссии.
  2. Средства, полученные автономными учреждениями от реализации списанного имущества, остаются в их распоряжении.

Сдача имущества в аренду

Согласно федеральному законодательству договор аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным или муниципальным автономным учреждениям, должен заключаться по результатам конкурсов или аукционов на право заключения названных договоров <6>. Кстати, в отличие от бюджетных учреждений АУ могут не проводить конкурсы или аукционы при сдаче в аренду своего движимого имущества (ч. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

<6> Часть 1 и п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Но из этого правила есть исключения (см. п. 1 - 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Сдача в аренду без торгов

Так, без конкурса и аукциона имущество автономного учреждения можно сдать в аренду:

<7> При условии осуществления ими деятельности, определенной в ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", - охраны окружающей среды и защиты животных, благотворительной деятельности, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, деятельность в сфере патриотического воспитания граждан РФ и т.д.

Обратим внимание, что в число исключений входит случай, когда имущество сдается на срок не более 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев. Это, в частности, позволяет учреждению без конкурса и аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.

Отдельные исключения предусмотрены в отношении имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Сюда относятся и автономные образовательные учреждения. Их имущество сдается в аренду без конкурсов или аукционов в случае заключения договоров:

  1. с медицинскими организациями - для охраны здоровья своих обучающихся и работников;
  2. с предприятиями общественного питания - для создания необходимых условий для организации питания своих обучающихся и работников;
  3. с физкультурно-спортивными организациями - для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Кроме того, государственные и муниципальные научные и образовательные учреждения (включая автономные) могут без конкурса и аукциона сдавать в аренду имущество своим "дочкам" - созданным ими хозяйственным обществам <8>. При этом должны одновременно выполняться два условия:

<8> Часть 3.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, Постановление Правительства РФ от 12.08.2011 N 677 "Об утверждении Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений".

Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, по истечении срока действия договор с арендатором, надлежаще исполнившим свои обязанности, заключается на новый срок без проведения торгов, если иное не установлено договором. При этом в силу ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции одновременно должны соблюдаться такие условия:

  1. размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой согласно законодательству, регулирующему оценочную деятельность (за исключением установленных федеральными законами случаев, когда имущество передается на льготных условиях <9>);
  2. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять три года (уменьшить срок можно только на основании заявления арендатора).

Учреждение не вправе отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок, кроме случаев, перечисленных в ч. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции:

  1. принятие решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
  2. наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором.
<9> Например, спортивным клубам могут на льготных условиях передаваться в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду помещения, здания, сооружения, являющиеся собственностью Российской Федерации, субъектов РФ либо муниципальной собственностью (п. 2 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").

Если учреждение по каким-либо другим основаниям откажет в заключении договора аренды на новый срок и подпишет в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора новый договор с другим лицом, прежний арендатор, надлежаще исполнявший свои обязанности, в соответствии с гражданским законодательством может потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор (ч. 11 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Проведение торгов

Что касается порядка проведения торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора аренды, он установлен федеральным антимонопольным органом <10>. В качестве основных можно выделить следующие условия.

<10> Часть 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, Приказ ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Правила N 67).
  1. Решение должно приниматься комиссионно - в составе соответствующей конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее 5 человек.
  2. Извещение о торгах необходимо разместить на официальном сайте torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней (при конкурсе) и 20 дней (при аукционе) до дня окончания подачи заявок на участие.
  3. Конкурс может проводиться только в отношении 10 видов имущества, которые по большей части характеризуются некой технической сложностью, - объект железнодорожного транспорта, коммунальной инфраструктуры, гидротехническое сооружение и т.д. Однако для этих видов имущества по решению организатора торгов допускается применять и аукцион.

К сведению. Различие между аукционом и конкурсом заключается в следующем. При аукционе единственный критерий оценки заявок - это предлагаемая участником торгов цена аренды. При конкурсе же могут использоваться и другие критерии, к которым в силу п. 77 Правил N 67, например, относятся:

  1. Организатор торгов вправе установить требование о внесении участниками торгов задатка и определить его размер. На практике он обычно составляет 10% начальной (минимальной) цены аренды.
  2. Не допускается заключение договора ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов. Аналогично нормам федерального законодательства о контрактной системе данный срок призван обеспечить возможность участникам торгов, не ставшим победителями, обжаловать результаты торгов в ФАС.

Особенности для автономного учреждения

Когда в аренду сдается имущество, распоряжаться которым автономное учреждение может только с согласия собственника имущества (учредителя), для определения цены (в том числе начальной (минимальной)) аренды необходимо предварительно провести оценку рыночной стоимости объекта <11>.

<11> Статья 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Напомним, что согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях АУ без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным АУ за счет средств, выделенных на эту цель <12>. Соответственно, при сдаче в аренду такого имущества учреждению придется потратиться на оплату услуг оценщика (оценочной организации).

<12> Часть 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ), п. 2 ст. 298 ГК РФ.

Кроме того, в силу гражданского законодательства договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 609 ГК РФ). Исключением здесь становится ситуация, когда договор аренды здания или сооружения заключается на срок менее 1 года (п. 2 ст. 651 ГК РФ). В связи с этим распространена практика заключения арендодателями (в том числе автономными учреждениями) договора аренды на 11 месяцев.

Наконец, в силу бюджетного и гражданского законодательства доход, полученный автономным учреждением от сдачи в аренду имущества, не является доходом бюджета и поступает АУ в самостоятельное распоряжение (абз. 2 п. 3 ст. 41 БК РФ, ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). А вот финансироваться из бюджета такое имущество не будет: в соответствии с федеральным законодательством об автономных учреждениях при сдаче с согласия учредителя в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ или приобретенного им за счет средств, выделенных на эту цель, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредитель не осуществляет (ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

Продажа имущества

Продажа автономным учреждением имущества проходит в основном по тем же правилам, что и сдача в аренду. Здесь действуют общие исключения, когда продажу можно осуществить без конкурса или аукциона (п. 1 - 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Порядок проведения конкурсов или аукционов тоже установлен ФАС (см. сноску 10). При продаже имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника (учредителя), требуется оценка рыночной стоимости такого имущества (см. сноску 11). Однако к ситуации продажи неприменимы рассмотренные выше специфические исключения, относящиеся к сдаче в аренду имущества государственных и муниципальных автономных образовательных учреждений.

Согласно бюджетному законодательству доход от продажи автономным учреждением имущества не является доходом бюджета и поступает АУ в самостоятельное распоряжение, только если речь идет о продаже движимого имущества. Если же продана недвижимость, полученные средства должны направляться в бюджет (абз. 3 п. 3 ст. 41 БК РФ). По букве закона такой же будет судьба дохода, полученного автономным учреждением от продажи недвижимого имущества, ранее приобретенного на внебюджетные средства (например, служебной квартиры для персонала). Ведь из неналоговых доходов бюджета от продажи государственного или муниципального имущества исключаются только доходы от продажи любого движимого имущества автономных и бюджетных учреждений. Следовательно, доходы от продажи любого недвижимого имущества этих учреждений станут доходом бюджета.

Использование земельных участков

В силу федерального законодательства об автономных учреждениях земельный участок, необходимый для выполнения АУ своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования <13>. В свою очередь, согласно гражданскому законодательству лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1 ст. 269 ГК РФ).

<13> Часть 7 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).

По гражданскому законодательству лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе (если иное не предусмотрено законом) самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Причем недвижимость, созданная этим лицом для себя, является его собственностью (п. 2 ст. 269 ГК РФ). Правда, в случае с автономным учреждением следует учитывать: в силу ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ собственником любого имущества учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование и любое имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Поэтому если предположить, что автономное учреждение за счет внебюджетных доходов построит на предоставленном ему земельном участке какое-то здание или сооружение (например, котельную), его собственником все равно будет учредитель АУ со всеми вытекающими последствиями, связанными с пределами самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом.

На основании земельного законодательства все земли в Российской Федерации делятся на категории (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов и т.д.). Кроме того, у каждого земельного участка имеется определенный вид разрешенного использования, который должен быть указан в акте о передаче участка в пользование (ст. 7 ЗК РФ). Виды разрешенного использования определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Минэкономразвития <14>.

<14> Часть 2 ст. 7 ЗК РФ, Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".

Например, вид разрешенного использования земельного участка автономного лечебного учреждения - "Здравоохранение" (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи), чему соответствует код 3.4. В него, в свою очередь, включены два подкода:

Важным "пределом закона", касающимся распоряжения автономным учреждением своим земельным участком, является и то, что лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими участками (п. 3 ст. 269 ГК РФ). Иными словами, автономное учреждение не может не только продать, но и сдать в аренду часть земельного участка для размещения, например, стационарной или временной торговой точки. Исключения предусмотрены лишь для двух ситуаций.

  1. Заключение соглашения об установлении сервитута, то есть пользовании земельным участком автономного учреждения иным лицом в установленных законом случаях (использование участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ и т.д.) (п. 3 ст. 269, ст. 274 - 277 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ).
  2. Передача земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела на основании земельного законодательства. Однако возможность такой передачи по договору безвозмездного пользования, в частности, предусматривается для работников только федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, на время установления с этими работниками трудовых отношений (п. 2 ст. 24 ЗК РФ). Поэтому к автономным учреждениям данное исключение практического отношения не имеет.

Ограничения в распоряжении отдельными видами имущества

Федеральным законодательством об автономных учреждениях и подзаконными актами установлены определенные ограничения в распоряжении АУ отдельными видами имущества. Например, имущество, отчуждаемое в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда, а также документы Архивного фонда и национального библиотечного фонда независимо от своей балансовой стоимости относятся к особо ценному движимому имуществу <15>. То есть распоряжаться названным имуществом учреждение может только с согласия учредителя (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

<15> Подпункт "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества".

Но согласия вышестоящего органа в отношении того или иного недвижимого или особо ценного движимого имущества не всегда достаточно. Так, учреждение не вправе использовать объекты культурного наследия народов РФ, предметы и документы, входящие в состав Музейного фонда, Архивного фонда, национального библиотечного фонда, в качестве взноса в уставный (складочный) капитал других юридических лиц (например, при создании коммерческой организации) даже при согласии на это органа-учредителя (ч. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Напомним, что указанные объекты, предметы и документы учитываются в порядке, установленном федеральными законами. В частности, здание, находящееся в оперативном управлении автономного учреждения, считается объектом культурного наследия народов РФ, если оно включено в специальный реестр таких объектов, который ведет Минкультуры <16>.

<16> Статья 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", портал mkrf.ru/ais-egrkn.

Кроме того, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из него, закрепляются за автономным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными актами РФ (ч. 8 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Это означает, что первым из названных видов имущества учреждение может распоряжаться только при выполнении определенных условий, а вторым - вообще не может. Например, если автономное учреждение субъекта РФ (художественный музей) намерено продать картину, включенную в состав Музейного фонда, сделать это оно вправе не только при наличии согласия своего учредителя (субъекта РФ), поскольку данная картина должна быть отнесена к категории особо ценного движимого имущества (см. выше), но и при условии получения специального разрешения Минкультуры <17> - здесь имеет место ограничение использования имущества в гражданском обороте. А какое-либо распоряжение так называемыми новыми потенциально опасными психоактивными веществами запрещено вовсе <18> - здесь имеет место изъятие имущества из гражданского оборота.

<17> Статья 12 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
<18> Статья 2.2 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

К.Г. Чагин

Консультант



по социальной политике

Института экономики города