Мудрый Экономист

Оказание медико-санитарной частью платных медицинских услуг: ККТ или БСО?

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 6

По общему правилу казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, если такое право предусмотрено его учредительным документом. Отметим, что данным правом наделены многие медико-санитарные части МВД, ФТС, ФСИН. При оказании платных услуг возникает ряд вопросов: нужно ли применять ККТ, можно ли медико-санитарной части обойтись выдачей квитанции взамен кассового чека? Ответы на них не так просты, как кажется. В этом автор и предлагает убедиться.

Распространяется ли действие Закона о ККТ на медико-санитарную часть?

Ответ на этот вопрос является концептуальным в рассматриваемой ситуации. Напомним: именно Закон о ККТ <1> предусматривает применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа. В документе сказано, что ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, за исключением случаев, установленных этим Законом. Может ли среди названных лиц оказаться медико-санитарная часть? Почему бы и нет, ведь она является государственным казенным учреждением, которое подпадает под действие Закона о некоммерческих организациях <2>. Медико-санитарная часть признается некоммерческой организацией, а значит, на нее распространяется действие Закона о ККТ, который обязывает применять кассовую технику любые организации (как коммерческие, так и некоммерческие) при ведении наличных расчетов за товары (работы, услуги).

<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
<2> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

Когда можно обойтись без ККТ?

В Законе о ККТ названо несколько таких исключений. Применительно к рассматриваемой ситуации представляет интерес выдача бланков строгой отчетности (БСО) взамен кассовых чеков при оказании услуг населению. Это подтверждается в п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, согласно которому организации и предприниматели при осуществлении расчетов в случае оказания услуг населению вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности до 01.07.2018.

Причем, как указано в Письме ФНС РФ от 28.11.2016 N ЕД-3-20/5664@, применение БСО до обозначенной даты допустимо в случае, если состав реквизитов таких бланков соответствует Положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ <3> (далее - Положение). Что нужно для соблюдения норм данного Положения, сказано в Письме Минфина РФ от 04.10.2016 N 03-01-12/ВН-44240.

<3> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Во-первых, выдаваемый взамен кассового чека документ должен содержать реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения.

Во-вторых, согласно п. 5 Положения, если федеральные органы власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие органы утверждают указанные формы бланков для осуществления наличных денежных расчетов.

В-третьих, в силу п. 6 Положения формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждениями кино и кинопроката, театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями и зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (по проведению спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются регулирующими эти виды деятельности органами власти.

В-четвертых, за исключением ситуаций, предусмотренных п. 5 и 6 Положения, оказывающая услуги населению организация для осуществления наличных денежных расчетов вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами власти не требуется.

Какой БСО использовать медико-санитарной части?

При ответе на этот вопрос будем исходить из того, что медицинская часть предоставляет гражданам платные медицинские услуги, а значит, подпадает под действие ст. 84 Федерального закона N 323-ФЗ <4>.

<4> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В силу норм данной статьи порядок и условия предоставления таких услуг пациентам установлены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - Порядок N 1006). Как следует из п. 24 Порядка N 1006, после оказания медицинских услуг потребителю (заказчику) должен выдаваться документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)). Согласно Положению о Министерстве здравоохранения РФ <5> указанное министерство наделено полномочиями по разработке и утверждению различной медицинской документации (заключений, рецептурных бланков и т.д.), однако БСО для расчетов медицинских организаций с населением Минздрав не утверждает.

<5> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608.

В настоящее время Приказом Минфина РФ N 52н <6> для учреждений госсектора утверждена форма бланка строгой отчетности - квитанции (ф. 0504510).

<6> Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

В методических указаниях по применению данной формы сказано, что она является типовой формой бланка строгой отчетности и применяется для оформления приема наличных денежных средств от физических лиц без применения ККТ. Поэтому медико-санитарная часть может использовать данную типовую форму, дополнив ее отсутствующими реквизитами, которые регламентированы п. 3 Положения.

Напомним, что БСО для оказания медицинской услуги должен содержать следующие реквизиты:

В соответствии с п. 6 Инструкции N 157н <7> разработанную форму квитанции следует утвердить в учетной политике.

<7> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

Отпечатать в типографии или сформировать в автоматизированной системе?

Согласно п. 4 Положения БСО может изготавливаться не только типографским способом, но и с использованием автоматизированных систем (Письмо Минфина РФ от 20.01.2016 N 03-11-06/2/1651). В силу действующей редакции Закона о ККТ бланк строгой отчетности - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Если БСО формируются с использованием автоматизированной системы, должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

Организации по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию о выпущенных документах из автоматизированных систем (п. 12 Положения).

Если решено применять кассу для приема денег за платные услуги...

В таком случае нужно знать, что в Закон о ККТ внесены изменения Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ. Цель новшеств - переход от автономной ККТ к сетевой, позволяющей передавать в ФНС информацию в электронном виде через оператора фискальных данных. Есть исключения при применении автономной контрольно-кассовой техники.

Законодатель предусмотрел поэтапный переход на применение онлайн-кассы. Так, уже с 15 июля 2016 года установлена возможность добровольного перехода на ее применение, с 1 февраля 2017 года осуществляется регистрация только новой ККТ, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое существование и станут бесполезными прежние кассы. При этом у организаций сферы услуг и малого бизнеса, которые не были обязаны применять ККТ, будет еще год для перехода на новый порядок: для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года (см. Письма ФНС РФ от 15.08.2016 N ЕД-3-20/3721@, Минфина РФ от 30.06.2016 N 03-11-10/38206).

Бухгалтеров медико-санитарной части, безусловно, заинтересует вопрос: во сколько обойдется переход на применение новых касс? По мнению Минфина, высказанному в Письме от 19.01.2017 N 03-01-15/2234, минимальная стоимость нового порядка применения ККТ составит не более 25 000 руб. Она включает в себя приобретение нового кассового аппарата с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Ежегодные затраты в последующие два года составят не более 4 000 руб., включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей техники составит около 4 000 - 6 000 руб. Ежемесячные затраты на пользование Интернетом будут находиться в диапазоне 50 - 100 руб.

Обратим внимание, что сказанное - это лишь предварительные оценки для составления бюджетной сметы на следующий год. Более точный размер предстоящих расходов на применение сетевых касс будет известен в ходе использования таких аппаратов на практике.

* * *

Подведем итог. Медицинская часть силового ведомства может применять бланк строгой отчетности при расчетах с населением по оказанию платных услуг до 01.07.2018, при условии что БСО отпечатан типографским способом либо сформирован в автоматизированной системе расчетов. После указанной даты медико-санитарной части придется применять кассовый аппарат. Причем учреждение должно будет применять сетевую (онлайн) ККТ, которая позволит передавать ревизорам информацию о расчетах в режиме реального времени. В отдаленных от сетей связи местностях с численностью населения не более 10 000 человек медицинской части можно будет применять прежнюю автономную ККТ.

И. Дубовик

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"