Мудрый Экономист

Утилизация компьютерной техники

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 6

Используемые бюджетными учреждениями в процессе своей деятельности оборудование и техника со временем приходят в негодность или просто морально устаревают. Причем наиболее сильно этот процесс затрагивает компьютерную и иную оргтехнику. В связи с вышесказанным учреждения сталкиваются с необходимостью ее списания и утилизации.

Процедура списания и утилизации

В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в учреждении создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения. Заметим, что указанные функции может исполнять комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. На нее возлагаются следующие полномочия:

  1. осмотр оборудования, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  2. принятие решения по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования оборудования, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от него;
  3. установление причин списания оборудования, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания;
  4. подготовка акта о списании и формирование пакета документов в соответствии с перечнем, утверждаемым органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение. Напомним, что решение комиссии учреждения о списании оборудования оформляется следующими первичными документами:

Формы указанных документов утверждены Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.

Напомним, что все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними собственником на праве оперативного управления. В соответствии с положениями ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение вправе также распоряжаться самостоятельно.

Под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения (п. 2 Положения о списании имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).

Решение о списании федерального имущества принимается в следующих случаях:

Как мы уже отмечали выше, на списание имущества, отнесенного к категории особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, бюджетному учреждению необходимо получить согласие собственника. Порядок такого согласования устанавливается собственником имущества. Например, Порядок согласования решения о списании федерального имущества установлен Приказом Минэкономразвития России N 96, Минфина России N 30н от 10.03.2011 "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".

В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель федерального учреждения в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится, направляет:

После получения согласия собственника имущества (при необходимости) учреждение заключает договор с утилизирующей организацией. Напомним, что заключение такого договора должно происходить с использованием процедур, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Бухгалтерский учет

Исходя из положений Указаний N 65н <1> расходы на утилизацию оргтехники могут быть отражены по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" или 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

В своем Письме от 13.12.2016 N 02-05-10/74428 Минфин России отметил, что согласно описанию вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Нормативно-правовое регулирование в сфере информационно-коммуникационных технологий находится в компетенции Минкомсвязи. В таблице 1 Приложения 3 к Приказу Минкомсвязи России от 01.04.2013 N 71 определен Перечень направлений расходования бюджетных средств по видам и типам затрат, за счет которых осуществляются расходы на проведение мероприятий по информатизации. Обозначенный Перечень содержит вид затрат "Работы (услуги) по выводу ИС и компонентов ИТКИ из эксплуатации", который в том числе включает тип затрат "Демонтаж и утилизация средств технического обеспечения".

Таким образом, расходы бюджета на утилизацию компьютерной техники, являющейся средствами технического обеспечения информатизации, отнесенные Приказом Минкомсвязи России N 71 к расходам в сфере ИКТ, следует отражать по виду расходов 242.

При этом необходимо отметить, что по виду расходов 242 отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, произведенные для нужд федеральных казенных учреждений, а также расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении вида расходов 242.

У бюджетных учреждений, в отношении которых не принято решение о применении вида расходов 242, данные расходы относятся на вид расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд". Следовательно, расходы на утилизацию компьютерной техники у них отражаются по виду расходов 244.

В силу п. 51 Инструкции N 157н <2> операции по списанию объектов основных средств отражаются по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, установленным законодательством РФ, в том числе вследствие морального или физического износа объекта основных средств, нецелесообразности его дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления данного объекта.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Таким образом, учреждение сначала согласовывает возможность списания оргтехники с бухгалтерского учета с собственником имущества. К отражению в бухгалтерском учете принимаются акты о списании при наличии согласования решения о списании с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.

Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются.

До завершения демонтажа (утилизации, уничтожения) оргтехника, в отношении которой принято решение о списании (прекращении эксплуатации) - в частности, в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) ее дальнейшего использования, - учитывается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н).

В бухгалтерском учете операции по утилизации оборудования нужно отразить следующим образом (п. 12 Инструкции N 174н <3>):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Утилизация оборудования при уничтожении, разрушении, приведении в негодность вследствие стихийных бедствий (иных бедствий, природного явления, катастрофы)

0 104 24 410

0 104 34 410

0 401 20 273

0 101 24 410

0 101 34 410

Утилизация оборудования при принятии решения о его списании по причине физического, морального износа

0 104 24 410

0 104 34 410

0 401 10 172

Принятие к учету оргтехники до момента ее утилизации

Забалансовый счет 02

<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Принятие к учету материальных запасов, полученных от утилизации оборудования и переданных в учреждение организацией, осуществляющей утилизацию, отражается по дебету счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 33 Инструкции N 174н).

Фактическая стоимость таких материальных запасов определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 106 Инструкции N 157н).

Пример. Бюджетным учреждением заключен договор с организацией на утилизацию морально устаревшей оргтехники. Балансовая стоимость оргтехники оценена в 60 000 руб. Амортизация на названное имущество начислена полностью. Стоимость работ по утилизации составила 8 000 руб. Согласно данным завода-изготовителя утилизируемая оргтехника не содержит драгоценных металлов. Оргтехника приобреталась за счет сумм субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете указанные операции нужно отразить следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена передача оргтехники организации по передаточному акту на утилизацию

4 101 34 410 (утилизация, демонтаж)

4 101 34 410 (м. о. л.)

60 000

Отражена в учете стоимость оргтехники, переданной сторонней организации

02

60 000

Отражены расходы на утилизацию оргтехники

4 109 60 226

4 302 26 730

8 000

Отражено перечисление платы утилизирующей организации

4 302 26 830

4 201 11 610

18

8 000

8 000

Списана оргтехника с забалансового учета после представления сторонней организацией акта выполненных работ по утилизации

02

60 000

Списана оргтехника с регистров бухгалтерского учета после представления сторонней организацией акта выполненных работ по утилизации

4 104 34 410

4 101 34 410

60 000

Если оргтехника содержит драгоценные металлы

При осуществлении учета и хранении драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них бюджетные учреждения должны руководствоваться требованиями:

В соответствии с п. 5 Инструкции N 231н учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:

Учет драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе в граммах (в пересчете на химически чистый драгоценный металл), качеству (пробе, содержанию драгоценного металла), а также в стоимостном выражении (п. 8 Инструкции N 231н).

При этом драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, должны учитываться по их наименованию и массе.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, приборах, инструментах, оборудовании, изделиях, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо - при отсутствии этих сведений (в том числе если речь идет об устаревшем отечественном и импортном оборудовании) - по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.

Детали, контакты, заготовки, полуфабрикаты из драгоценных металлов, их сплавов, химические соединения, содержащие драгоценные металлы, подлежащие взвешиванию, учитываются до их фактического израсходования в производстве по количеству и по массе; драгоценные металлы в растворах - по объему (массе) растворов и концентрации драгоценных металлов, по данным, определяемым химическими анализами.

В силу п. 12 Инструкции N 231н учет драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции, их содержащей, в местах хранения (складах, хранилищах, цеховых кладовых, и других местах, установленных локальными актами организации) ведется в карточках складского учета материальных ценностей, книгах, журналах и иных документах, установленных локальными актами организации.

На каждую номенклатурную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их размера и назначения оформляется отдельная карточка складского учета, отдельная строка или отдельная страница в книгах, журналах и иных документах, используемых для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней, которая содержит реквизиты, характеризующие учитываемые ценности, а именно:

При списании покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации ведут учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации).

Согласно п. 23 Инструкции N 231н при списании оборудования организации изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке (переработке) по этим видам. Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и платы за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе с переработчиком.

При этом составляется акт ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данное оборудование. На основании названных актов соответствующее оборудование списывается с карточек складского учета и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.

Отметим, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 N 431 "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней" расчеты с учреждением - сдатчиком лома и отходов драгоценных металлов осуществляются перерабатывающими предприятиями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.

Как мы уже отметили выше, после проведения работ полученные детали и узлы передаются обратно в учреждение.

Если собранные лом и отходы отправляются на аффинаж, после аффинажа бухгалтерия учреждения сопоставляет учетные данные о количестве драгоценных металлов в ломе и отходах с паспортными данными аффинажных организаций и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных аффинажных организаций (п. 25 Инструкции N 231н).

Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (материалов, комплектующих изделий, запасных частей), которые остались в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов, отражается по дебету счета 0 105 36 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения" и кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы" (п. 34 Инструкции N 174н).

* * *

В заключение еще раз отметим, что принятие решения об утилизации и списании имеющегося в учреждении имущества зачастую требует согласования с учредителем учреждения. Расходы на утилизацию оргтехники могут быть отражены по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" или 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

А. Павелин

Эксперт журнала



"Бюджетные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"