Мудрый Экономист

Федеральный стандарт: представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 6

Продолжаем серию статей, посвященных федеральным стандартам бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. В этой статье ознакомимся с положениями Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 260н <1> (далее - Стандарт N 260н).

<1> Зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 N 46519.

Стандарт N 260н применяется при формировании как индивидуальной, так и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения, а также при публичном раскрытии показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Его положениями определены:

Стандарт N 260н не подлежит применению при составлении и представлении отчетности:

Стандарт N 260н применяется одновременно со Стандартом N 256н <2> при составлении отчетности начиная с 2018 года.

<2> Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н.

Основные понятия

В разд. II Стандарта N 260н приведены следующие термины и их определения.

Отчетная дата - это дата, на которую составляется отчетность за отчетный период.

Пояснения к отчетности, а также к публично раскрываемым показателям - это систематизированная и по возможности формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в бухгалтерских (финансовых) отчетах, в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в указанных отчетах (далее - пояснения).

Раскрытие информации - это отражение информации (в стоимостном, натуральном (числовом) выражении и (или) в виде словесных описаний) в отчетах, составляющих отчетность, в пояснениях, а также публичное раскрытие показателей отчетности.

Также указано, что термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение учета и составление отчетности, используются в Стандарте N 260н в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

Общие требования к отчетности

Общие требования к отчетности изложены в разд. III Стандарта N 260н. Выделим основные из них.

Отчетность формируется с целью представления пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности определенной информации, необходимой для принятия экономических решений. Это информация:

Отчетность общего назначения используется для прогнозирования объема ресурсов, необходимых для продолжения деятельности учреждения, в том числе прогнозных (оценочных) значений ресурсов, которые ожидается получить (создать) в процессе такой деятельности, а также прогнозирования объема сопутствующих такой деятельности рисков и неопределенностей.

Отчетность заполняется на основании данных бухгалтерского учета и содержит:

Показатели активов и обязательств, доходов и расходов отражаются в отчетности обособленно (развернуто) за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности, отражение таких показателей предусмотрено обобщенно - показатель активов за вычетом обязательств, доходов за вычетом расходов.

Активы, в отношении которых предусмотрено формирование резервов, отражаются в бухгалтерском балансе за вычетом указанных резервов.

Потоки денежных средств отражаются в отчете о движении денежных средств как поступления или выбытия денежных средств в соответствии с требованиями Стандарта N 260н и других нормативных правовых актов.

Положения Стандарта 260н по составлению и представлению отчетности в результате реорганизации не применяются при изменении:

Публичное раскрытие показателей отчетности

Состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих публичному раскрытию, поименованы в разд. IV Стандарта N 260н. В нем говорится, что публичное раскрытие показателей отчетности должно производиться учреждением после представления ее пользователям.

Указано, что публикация бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде в Интернете и публичное раскрытие показателей отчетности осуществляются на регулярной основе, позволяющей обеспечить пользователей отчетности необходимой информацией.

К сведению. На сегодняшний день все государственные (муниципальные) учреждения обязаны обеспечивать открытость и доступность информации о своей деятельности путем размещения ее на официальном сайте bus.gov.ru в Порядке, предусмотренном Приказом Минфина России от 21.07.2011 N 86н (п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Согласно Стандарту N 260н к публично раскрываемым показателям отчетности относятся:

Раскрытие показателей баланса. Показатели баланса характеризуют финансовое положение субъекта отчетности на отчетную дату, они отражаются на начало и конец отчетного года.

Показатели активов баланса раскрываются в нетто-оценке, то есть за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и резервов по сомнительным долгам.

В пояснениях раскрывается детализированная, существенная информация об активах и обязательствах, необходимая для понимания пользователями отчетности финансового положения субъекта отчетности.

В пояснениях субъектом отчетности раскрывается информация о чистых активах. В случаях, если чистые активы не превышают нижнюю границу допустимых лимитов, установленных действующим законодательством РФ, в Пояснениях дополнительно раскрываются причины отклонения от требований, а также план мероприятий по нормализации показателей.

В Стандарте N 260н также описан порядок формирования показателей баланса (активов и обязательств).

Раскрытие показателей отчета о финансовых результатах. При раскрытии показателей отчета допускается сальдированное отражение показателей (отражение доходов за вычетом расходов) только в случаях, прямо предусмотренных данным Стандартом или нормативными актами, регулирующими учет и отчетность.

В составе пояснений показателей отчета раскрывается детализированная информация о доходах и расходах за отчетный период и аналогичный период прошлого года, систематизированных по степени их существенности по отношению к финансовому результату отчетного периода.

Пояснительная записка. Кроме раскрытия показателей баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, субъект отчетности обязан составлять пояснительную записку к отчетности. Она должна представляться в упорядоченном виде и содержать:

а) сведения о месте нахождения и организационно-правовой форме субъекта отчетности;

б) сведения об изменениях наименования субъекта за отчетный период, если такие изменения производились;

в) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности;

г) наименование контролирующего субъекта;

д) информацию о сроках деятельности субъекта отчетности - если он создан на определенный срок;

е) сведения об основных направлениях деятельности субъекта отчетности, иную информацию о деятельности субъекта, существенную для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта;

ж) указание на то, что представленные показатели отчетности сформированы исходя из применяемых нормативных правовых актов, регулирующих учет и отчетность;

з) краткое описание основных положений учетной политики в соответствии с пп. "з" п. 37 Стандарта N 260н;

и) информацию, раскрытие которой в пояснительной записке к отчетности требуется в соответствии со Стандартом N 260н, а также иными применяемыми нормативными правовыми актами;

к) информацию об основных источниках неопределенностей в отношении учетных оценок, включая ключевые допущения, касающиеся будущих событий, и другие основные источники неопределенностей, в связи с которыми имеются риски существенных корректировок балансовой стоимости активов и обязательств в следующем отчетном году, а также наименование и балансовую стоимость таких активов и обязательств на отчетную дату. К учетным оценкам, например, относятся оценка возмещаемой стоимости определенных классов основных средств, оценка влияния технологического устаревания на стоимость запасов, оценка резервов в связи с будущими результатами текущих судебных разбирательств;

л) информацию о результатах исполнения субъектом отчетности плана его финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

м) информацию о результатах исполнения субъектом отчетности государственного (муниципального) задания или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

н) иную финансовую и нефинансовую информацию, существенную для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта отчетности.

* * *

Стандарт N 260н применяется при формировании как индивидуальной, так и консолидированной отчетности общего назначения. Этим документом установлены общие требования к отчетности, в нем перечислены состав и содержание показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих публичному раскрытию. Стандарт N 260н применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.

М. Алексеева

Эксперт журнала

"Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"