Мудрый Экономист

Проверка целевого и эффективного использования грантов казенным учреждением

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 6

Казенные учреждения могут выступать в качестве грантополучателей (Письмо Минфина России от 16.05.2012 N 06-03-07/2). В силу норм п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3, 11 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Грант, полученный казенным учреждением, перечисляется в доход соответствующего бюджета. На сумму полученного гранта вносятся изменения в бюджетную роспись (п. 3 ст. 217 БК РФ). В рамках этой статьи рассмотрим основные финансовые нарушения, которые допускаются грантополучателями - получателями бюджетных средств при расходовании средств гранта.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ). Поскольку целью создания казенных учреждений является реализация социальных функций и задач государства РФ, проекты, в реализации которых принимают участия такие учреждения, носят исключительно социально значимый характер. Например, Указом Президента РФ от 26.03.2008 N 404 создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данный Фонд формируется за счет средств федерального бюджета. Грантополучателями средств из данного Фонда являются органы власти субъектов РФ, определяемые по итогам проведения конкурсных процедур. Органы власти субъектов РФ в свою очередь привлекают соисполнителей для освоения выделенных средств. Между фондом, грантополучателем и куратором программы, на выполнение которой фонд создавался, заключается соглашение. Работники фонда проводят проверку целевого и эффективного расходования грантополучателем средств гранта.

Вопросы проверки расходования гранта

В ходе проверки работниками фонда проводятся:

  1. Проверка организационно-нормативного обеспечения реализации программы, на выполнение которой был выделен грант.
  2. Проверка эффективности выполнения мероприятий программы, на выполнение которой был выделен грант, в ходе которой осуществляются:

а) анализ уровня межведомственного взаимодействия в ходе реализации программы;

б) выборочная проверка эффективности выполнения мероприятий программы, реализуемых за счет средств гранта фонда;

в) анализ эффективности реализации мероприятий программы;

г) проверка принятых мер по обеспечению устойчивости результатов выполнения мероприятий программы.

  1. Проверка целевого и эффективного использования денежных средств, выделенных фондом в виде гранта. В рамках этой части проверки проверяющими проводятся:

а) анализ движения гранта фонда и проверка организации и ведения раздельного учета поступления и расходования гранта фонда;

б) выборочная проверка наличия, полноты и правильности отражения первичных учетных документов, подтверждающих целевое использование средств гранта фонда;

в) выборочная проверка фактического наличия основных средств и товарно-материальных ценностей, приобретенных за счет гранта фонда.

С опорой на тематику журнала в статье сделан акцент на проверке расходования грантополучателем денежных средств, выделенных ему из фонда на реализацию программы, для достижения показателей которой выдавался грант.

Нормативно-правовое регулирование предмета проверки

Бухгалтерский учет средств гранта ведется грантополучателем на основании:

В ходе проверки работники фонда проверяют соблюдение грантополучателями положений вышеназванных нормативно-правовых актов и в случае выявления нарушений фиксируют их в акте проверки.

Бухгалтерский учет средств гранта

В соглашении о предоставлении средств гранта нередко содержится условие о ведении раздельного учета средств гранта грантополучателем и соисполнителями. В целях организации и ведения бухгалтерского учета применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

Грантополучатель, являясь получателем бюджетных средств, применяет в своей деятельности код вида финансового обеспечения 1. Для организации раздельного учета вводится аналитический код к счетам, с помощью которых будут отражаться операции по реализации программы, на которую были выделены средства фонда.

В соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ и п. 3 ст. 217 БК РФ средства гранта, выделенные из фонда грантополучателю - получателю бюджетных средств субъекта РФ, зачисляются в установленном порядке в доход бюджета субъекта РФ и включаются в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете. При проверке фондом расходования средств гранта у проверяемого учреждения запрашиваются:

Устанавливаются:

В случае если для реализации программы, на которую был выделен грант, привлекаются соисполнители (соисполнители определяются по итогам конкурсов, на основании бюджетной росписи), при проверке анализируются:

Средства гранта, полученного от грантополучателя соисполнителем (если он является бюджетным или автономным учреждением), отражаются по коду вида деятельности 5 "Субсидии на иные цели". Бюджетная классификация РФ, которая отражается в номере счета, позволит соисполнителям гранта вести раздельный учет таких средств. Дополнительно соисполнители могут ввести аналитику к счетам, с помощью которых будут отражаться операции по расходованию средств гранта.

Отсутствие раздельного учета средств гранта является нарушением условий соглашения о предоставлении средств гранта из фонда.

Грантополучатели - получатели бюджетных средств организуют бухгалтерский учет на основании требований Инструкций N 157н, 162н. Согласно нормам данных документов поступление и расходование средств гранта у грантополучателя оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступили средства гранта на лицевой счет грантополучателя

1 210 02 180

1 205 81 180

Начислены доходы грантополучателем - получателем бюджетных средств в сумме грантов

1 205 81 180

1 401 10 180

Перечислены средства гранта соисполнителям мероприятий - бюджетным учреждениям

1 206 41 660

1 304 05 241

Произведен зачет аванса средств гранта соисполнителям мероприятий - бюджетным учреждениям

1 302 41 830

1 206 41 660

Начислены расходы по гранту

1 401 20 241

1 302 41 730

Возвращены средства гранта соисполнителями

1 304 05 241

1 206 41 660

Приняты обязательства за счет лимитов текущего года

1 501 13 xxx

1 502 11 xxx

Приняты денежные обязательства текущего года

1 502 11 xxx

1 502 12 xxx

Выявление в ходе проверки фактов нарушений методологии учета (отражение бухгалтерских записей не по правилам, установленным в Инструкциях N 162н, 157н) при отражении операций по поступлению и расходованию средств гранта фиксируется в акте проверки. Отметим, что в ходе проверки отдельные замечания могут быть устранены. Исправительные записи оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833), если они относятся к прошлым отчетным периодам.

В ходе проверки выборочно проверяются наличие, полнота и правильность отражения первичных учетных документов, подтверждающих целевое использование средств гранта. В случае если к реализации предусмотренных программой выделения гранта мероприятий привлекаются соисполнители, проверяющие сопоставляют данные, отраженные в составленных соисполнителями отчетах, с приложенными к ним первичными учетными документами.

Как показывает практика, в результате проведенной проверки обычно выявляются такие нарушения оформления финансового отчета соисполнителем:

При проверке представленных первичных документов, подтверждающих расходование сумм гранта, выявляются типичные для оформления и принятия к учету первичных учетных документов нарушения, такие как:

  1. отсутствие первичных учетных документов. Согласно нормам ст. 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В свою очередь, п. 7 Инструкции N 157н установлено, что основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Иными словами, отсутствие первичных учетных документов при наличии бухгалтерских записей является нарушением п. 7 Инструкции N 157н и ст. 9 Закона о бухгалтерском учете;
  2. отсутствие подписей должностных лиц в регистре бухгалтерского учета. Согласно нормам ст. 10 Закона о бухгалтерском учете данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. В части 4 названной статьи представлен перечень обязательных реквизитов регистров бухгалтерского учета, среди которых названы подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (формы регистров бухгалтерского (бюджетного) учета утверждены Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н);
  3. отсутствие на первичном учетном документе подписей должностных лиц. Наличие подписей должностных лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, является обязательным в силу норм п. 7 Инструкции N 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Отсутствие подписей должностных лиц на первичном учетном документе считается нарушением данных требований;
  4. несоответствие сведений, содержащихся в платежных документах и первичных учетных документах, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, поставку товара. Ревизоры в ходе контрольных мероприятий проверяют соответствие информации из разных источников. Сведения из разных источников должны быть сопоставимы. Как показывают результаты проверки, не всегда наименования товара, работы, услуги указываются корректно (например, в договоре - одно наименование товара, а в товарной накладной наименование отражено иначе, хотя по факту это один и тот же товар);
  5. несвоевременное принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету первичных учетных документов. Из положений п. 11 Инструкции N 157н вытекает, что первичный учетный документ отражается в учете не позднее следующего дня после его получения. Таким образом, отражение в учете первичного учетного документа позднее срока, установленного данным пунктом, является его нарушением;
  6. принятие к учету первичных документов, составленных не по унифицированной форме, при отсутствии в них обязательных для первичного учетного документа реквизитов. Статьей 9 Закона о бухгалтерском учете установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Напомним, что обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  1. наличие исправлений в первичных учетных документах, в которых исправления не допускаются. Согласно ч. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете в первичном учетном документе возможны исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами и которые содержат исправления, не допускается (п. 10 Инструкции N 157н). Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, если исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с проставлением надписи "Исправленному верить" ("Исправлено") и даты внесения исправлений. Таким образом, принятие к учету кассовых документов с исправлениями является нарушением п. 10 Инструкции N 157н.

Анализ расходования средств гранта

Помимо фиксирования нарушений норм законодательных актов РФ, проверяющие делают анализ расходования средств гранта. Для этого составляются аналитические таблицы, в которых отражаются показатели по направлению расходования средств гранта как самим грантополучателем, так и соискателями.

В качестве примера приведем таблицу, в которой отражено плановое и фактическое расходование средств гранта соисполнителями, рассчитано абсолютное и относительное отклонение данных показателей:

Наименование привлекаемых к реализации гранта соисполнителей

Объем средств

Отклонение

Предусмотренных грантополучателем (руб.)

Израсходованных соисполнителем средств гранта (руб.)

Абсолютное (руб.)

Относительное (%)

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей"

3 017 082

3 017 082

0

0

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения "Детский дом-интернат"

234 240

229 972,93

4 267,07

1,82

Итого по квартальному отчету за IV квартал

3 251 322

3 247 054,93

4 267,07

1,82

Информация по данным годовых финансовых отчетов

3 251 322

3 170 773

80 549

2,48

Далее проверяющими делается анализ. Так, из представленных в таблице сведений видно, что остаток средств гранта у соисполнителей равен 80 549 руб. Фактически остаток средств гранта по квартальному отчету составил 4 267 руб., что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью грантополучателя по счету 205.81 и отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).

Разница в сумме 76 282 руб. (80 549 - 4 267,07) образовалась в связи с неправомерным использованием средств гранта государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания населения "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей".

Анализ распределения и расходования средств гранта по видам расходов может быть произведен на основании данных, отраженных в следующей таблице:

Наименование расхода

Предусмотрено средств гранта в 2016 году (руб.)

Процент от общей суммы выделенных средств гранта в 2016 году (%)

Фактически израсходовано средств гранта в 2016 году (руб.)

Процент выполнения ((графа 4 / графа 2) x 100%)

Оплата услуг по обучению и повышению квалификации специалистов, участвующих в реализации мероприятий программы, и представителей целевых групп (оплата обучения)

48 000

1,48

48 000



100

Приобретение техники (компьютерной, оргтехники)

60 750

1,87

60 680

99,88

Приобретение реабилитационного оборудования



2 240 000

68,90

2 165 900

96,69

Приобретение медицинского оборудования

350 000

10,76



349 900

99,97

Приобретение игрового оборудования и инвентаря

312 790

9,62

311 200



99,49

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря

114 292

3,52

113 800

99,57

Приобретение мебели



41 762

1,28

42 491 <*>

101,75

Приобретение бытовой техники, посуды и кухонного инвентаря

64 478

1,98

59 559

92,37

Приобретение диагностических методик, в том числе компьютерных

19 250

0,59

19 243

99,96

Всего

3 251 322

100

3 170 773

97,5

<*> Превышение расходов на приобретение мебели было произведено за счет экономии средств гранта, сложившейся по другим видам расходов, и в пределах одного мероприятия программы, на реализацию которой выделялся грант.

* * *

В завершение отметим, что в целом проверка расходования средств гранта, выделенных грантополучателю из фонда, не отличается от любой другой проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В качестве особенностей проведения такой проверки, пожалуй, можно отметить особое внимание, которое проверяющие уделяют целевому характеру расходования средств фонда и достижению грантополучателем целей и задач, на реализацию которых денежные средства были выделены из фонда.

Л. Магурина

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"