Мудрый Экономист

Проверка ФСС соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 6

В соответствии с ч. 7 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ <1> в целях оценки обоснованности расходования средств ФСС на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам проводятся проверки соблюдения Порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся данного объекта проверки.

<1> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ <2> основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам является представленный застрахованным лицом листок нетрудоспособности утвержденной формы, выданный ему медицинской организацией.

<2> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Примечание. Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н).

Поскольку расходы на выплату вышеуказанных пособий осуществляются за счет средств ФСС, именно этот контрольный орган проводит проверку соблюдения правил выдачи листков нетрудоспособности, регламентированных Порядком N 624н. Основанием для назначения проверки является приказ руководителя территориального органа ФСС, в котором, в частности, указываются цели и предмет проверки, а также правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, исполнение обязательных требований которых подлежит проверке (п. 4, 9 Порядка N 1345н <3>).

<3> Порядок осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1345н.

Какие документы подлежат проверке?

В соответствии с п. 11 Порядка N 1345н в ходе проверки должностным лицам территориальных органов ФСС, уполномоченным на проведение проверки, должны быть представлены следующие документы:

Руководитель медицинского учреждения, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка, а также медицинские работники, выдавшие листки нетрудоспособности, при проведении проверки обязаны представить должностным лицам территориальных органов ФСС, уполномоченным на проведение проверки, документы, связанные с предметом проверки. В случае невозможности представления документов по уважительной причине сроки проверки переносятся на более позднее время (п. 13 Порядка N 1345н).

Как и в какой форме проводится проверка?

В силу п. 6 Порядка N 1345н контроль за правильностью выдачи листков нетрудоспособности осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки

Внеплановые проверки

Проводятся в соответствии с планом-графиком, утверждаемым приказом руководителя территориального органа ФСС, не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в три года в отношении одного лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности (п. 7 Порядка N 1345н). План-график проверок размещается в свободном доступе на официальном сайте территориального органа ФСС в Интернете не позднее чем за 30 дней до начала года

Проводятся по месту оказания медицинской помощи лицом, осуществляющим выдачу листков нетрудоспособности. Основаниями для их проведения являются обращения (жалобы) граждан и юридических лиц на действия (бездействие) лиц, осуществляющих выдачу листков нетрудоспособности (п. 8 Порядка N 1345н)

Перед проведением проверки в адрес медицинского учреждения, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, территориальным органом ФСС направляется уведомление о проведении проверки не позднее десяти рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки и не позднее трех рабочих дней до даты начала проведения внеплановой проверки (п. 10 Порядка N 1345н).

Какова продолжительность проверки?

По общему правилу продолжительность плановой или внеплановой проверки не должна превышать один месяц со дня ее начала (п. 6 Порядка N 1345н).

Если в ходе плановой или внеплановой проверки возникают обстоятельства, связанные с нарушением Порядка N 624н, требующие дополнительного рассмотрения, а также если медицинское учреждение не представило контролерам необходимые документы, срок проведения проверки может быть продлен путем оформления приказа, но не более чем на один месяц.

Какие права имеют проверяемые лица?

Учреждения здравоохранения, а также медицинские работники, выдававшие листки нетрудоспособности, вправе (п. 14 Правил N 1345н):

Какие данные содержатся в акте проверки?

В соответствии с п. 15 Порядка N 1345н по результатам проверки должностными лицами территориального органа ФСС, уполномоченными на проведение проверки, составляется акт о проведении плановой или внеплановой проверки в двух экземплярах.

В акте, в частности, в обязательном порядке указываются:

Один экземпляр акта остается в территориальном органе ФСС, осуществлявшем проверку. Второй экземпляр акта вручается руководителю, другому уполномоченному должностному лицу или представителю лица, выдающего листки нетрудоспособности, в отношении которого проводилась проверка, под расписку либо направляется через организацию федеральной почтовой связи с уведомлением о вручении и считается полученным по истечении шести календарных дней со дня их направления письмом. Уведомление о вручении подлежит приобщению к первому экземпляру акта, который остается в деле о проведении проверки в территориальном органе ФСС.

О нарушениях, выявленных по результатам проверок

Все нарушения, выявляемые при проверке, можно отнести к существенным и несущественным. Об этом свидетельствуют разъяснения, которые ФСС приводит в своих письмах. В частности, в Информации "Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (вопрос-ответ)" <4> отмечается, что неполное или неверное название организации-работодателя, записанное со слов работника, ошибкой не считается, если есть возможность идентифицировать организацию и установить, что работник там действительно трудится.

<4> Размещена на сайте www.fss.ru.

В Письме от 30.09.2011 N 14-03-11/15-11575 чиновники ФСС РФ отмечают, что наличие в листке, заполненном рукописно, технических недочетов заполнения не является основанием для работодателя требовать переоформления листка нетрудоспособности и отказывать в назначении и выплате пособий, если при этом все записи в листке нетрудоспособности читаются. В другом Письме от 23.10.2014 N 17-03-09/06-3841П чиновники подтвердили позицию, приведенную ранее: комбинированное заполнение больничного листа в рукописном виде и с применением печатающего устройства не должно рассматриваться как нарушение Порядка N 624н.

Существенные нарушения Порядка выдачи листков нетрудоспособности, которые нередко выносятся на рассмотрение в судах, можно представить в таблице.

Вид нарушения

Нарушенная норма Порядка N 624н

В листке нетрудоспособности имеются исправления, ошибки при написании Ф.И.О. пациента, не указано место работы, оттиск печати выступает за специально отведенные поля

Пункт 56

Листок нетрудоспособности выдан гражданину при отсутствии у гражданина временной нетрудоспособности, нет подтверждающих записей в медицинской документации

Пункт 26

Листок нетрудоспособности выдан единовременно на срок, превышающий 15 календарных дней, и без решения врачебной комиссии

Пункты 11, 13

Листок нетрудоспособности был оформлен позже выписки гражданина из стационара без решения врачебной комиссии

Пункт 19

Листок нетрудоспособности выдан за прошедшее время, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником

Пункт 14

Листок нетрудоспособности продлен после даты регистрации документов об установлении инвалидности со степенью ограничения к трудовой деятельности

Пункт 28

Листок нетрудоспособности продлен на срок более 24 календарных дней при направлении больного на долечивание в санаторно-курортное учреждение после стационарного лечения

Пункт 31

Листок нетрудоспособности выдан медицинским работником по уходу за больным членом семьи старше 15 лет - при амбулаторном лечении на срок более трех дней или по решению врачебной комиссии на срок более семи дней

Пункт 35

Листок нетрудоспособности выдан по уходу за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет на срок свыше 15 дней - при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении

Пункт 35

Как следует из п. 68 Порядка N 624н, за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ органы ФСС наделены правом предъявлять медицинским организациям иски о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. Вместе с тем наличие данного права не освобождает фонд от доказывания обстоятельств, явившихся основанием для взыскания понесенных им убытков, поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом (см. Постановление АС ЗСО от 26.12.2016 N Ф04-6030/2016 по делу N А45-5068/2016). Судьи отмечают:

В другом Постановлении АС СЗО от 11.07.2016 по делу N А56-38663/2015 в дополнение к вышесказанному арбитры указали следующее. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота.

Из положений гл. 59 ГК РФ следует, что удовлетворение исковых требований о возмещении вреда возможно при наличии совокупности таких условий деликтной ответственности (внедоговорной ответственности за причинение вреда):

Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.

Руководствуясь пп. 5 п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ <5> и п. 26 Порядка N 624н, судебные инстанции указали на наличие оснований для выдачи листков нетрудоспособности застрахованному лицу, сделав правомерный вывод об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нецелевом расходовании средств социального страхования.

<5> Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Фонд, выплачивая пособие по временной нетрудоспособности, исполнял свои обязанности, возложенные на него законодательством об обязательном социальном страховании. При этом ни в акте проверки, ни в исковом заявлении он не указывал на то, что листки нетрудоспособности выдавались больницей в отсутствие страховых случаев. Исходя из приведенных обстоятельств судебные инстанции обоснованно признали, что правовых оснований для взыскания с медицинского учреждения убытков в пользу ФСС не имеется.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  1. Поскольку медицинские организации наделены правом осуществлять экспертизу случаев временной нетрудоспособности и подтверждать ее соответствующим документом (листком нетрудоспособности), они подвергаются проверке со стороны территориальных органов ФСС.
  2. Проверка порядка выдачи листков нетрудоспособности осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России N 1345н. Основанием для проверки является приказ руководителя территориального органа ФСС, в котором, в частности, указываются цели и предмет проверки, а также правовые основания проведения проверки.
  3. О предстоящей проверке медицинское учреждение уведомляется не позднее десяти (трех) рабочих дней до даты начала ее проведения.
  4. Выявленные нарушения отмечаются в акте. Медицинская организация вправе их обжаловать в установленном законодательством РФ порядке.
  5. В большинстве случаев суды встают на сторону медицинских организаций, отмечая, что если страховой случай подтвержден, то убытков Фонд социального страхования не понес. В то же время следует учитывать, что решения судебных инстанций в рассматриваемых ситуациях - это всегда частные случаи. Какую позицию примет суд в конкретной ситуации, однозначно сказать сложно. Поэтому рекомендуем медицинским организациям следовать четким указаниям по заполнению листков нетрудоспособности, которые установлены Порядком N 624н.

М. Зарипова

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"