Мудрый Экономист

Учет ремонтных работ учреждением культуры

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 6

Для поддержания в состоянии, пригодном для использования и технической эксплуатации зданий, сооружений, машин и оборудования, необходимо проведение их текущего и капитального ремонта. Рассмотрим, каковы особенности проведения текущего и капитального ремонта, как отражаются в учете ремонтные работы, за счет каких источников финансового обеспечения они проводятся. При этом больше внимания уделим особенностям ремонта зданий и сооружений.

Ремонт зданий и сооружений

Согласно определению, приведенному в приложении 1 к ВСН 58-88(р) <1>, ремонт здания - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.

<1> Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с ВСН 58-88(р)), утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.

Как мы уже сказали, есть два вида ремонта: текущий и капитальный. Определения видам ремонта даны в приложении 1 к ВСН 58-88(р), а также в Градостроительном кодексе.

Текущий ремонт - ремонт зданий и сооружений, который проводится в целях обеспечения поддержания параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (п. 8 ст. 55.24 ГрК РФ).

Работы, которые следует относить к текущему ремонту, перечислены в приложении 7 к ВСН 58-88(р). Этот список достаточно длинный, и в нем поименовано большинство ремонтных работ, которые охватывают все здание от фундамента до крыши, включая наружную и внутреннюю отделку, а также все инженерные коммуникации.

Капитальный ремонт - замена и (или) восстановление строительных конструкций (их элементов) объектов капстроительства, инженерно-технических систем и сетей (их элементов), а также замена отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или улучшающие их эксплуатационные показатели (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ).

Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88(р). В соответствии с этим перечнем к работам по капитальному ремонту относятся:

В соответствии с п. 5.2 ВСН 58-88(р) на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Согласно п. 3.2 ВСН 58-88(р) учреждение должно осуществлять контроль за техническим состоянием зданий и объектов путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики, который, в свою очередь, поможет принять решение о необходимости проведения того или иного вида ремонтных работ.

Плановые осмотры делятся на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства (п. 3.3 ВСН 58-88(р)).

Неплановые осмотры проводятся после чрезвычайных ситуаций, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований (п. 3.4 ВСН 58-88(р)).

Согласно п. 3.5 ВСН 58-88(р) общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью.

При весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра.

При осеннем осмотре нужно проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.

При общих осмотрах следует также осуществлять контроль за выполнением нанимателями и арендаторами условий договоров найма и аренды, если таковые имеют место.

Результаты осмотров надо отражать в его техническом паспорте (п. 3.9 ВСН 58-88(р)) и других документах.

Стоимость работ и выбор подрядчика

На основании задокументированных результатов осмотров организация принимает решение о проведении текущего или капитального ремонта.

Определение стоимости ремонта объектов должно осуществляться на основе сметных или договорных цен (п. 5.7 ВСН 58-88(р)). Договорная цена каждого объекта ремонта должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным для капитального ремонта ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.

В сметной документации должен определяться резерв средств на непредвиденные работы и агрегаты, распределяемый на две части:

За итогом смет должны указываться возвратные суммы: стоимость материалов от разборки конструкций и демонтажа инженерного и технологического оборудования, определяемая исходя из нормативного выхода пригодных для повторного использования материалов и изделий на объектах ремонта.

Кроме того, разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать (п. 5.8 ВСН 58-88(р)):

Напомним, что выбор поставщиков и подрядчиков на проведение текущего и капитального ремонта должен осуществляться в соответствии с законодательством о закупках. При этом автономные учреждения культуры должны соблюдать требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и разработанного положения о закупках. Казенные и бюджетные учреждения культуры обязаны соблюдать все процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Напомним, что в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 93 названного Закона такие организации имеют право на упрощенную процедуру заключения контрактов с единственным поставщиком, если цена контракта не превышает 400 000 руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика согласно плану-графику, и составлять не более 20 млн руб. в год.

Как правило, источниками финансового обеспечения текущего и капитального ремонта бюджетных и автономных учреждений являются субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ) или субсидии на выполнение государственного задания (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Целевое финансирование текущего и капитального ремонта осуществляется в рамках различных федеральных программ.

У казенных учреждений культуры финансирование производится за счет бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.

Отражение в учете ремонтных работ

В целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в учреждении должны создаваться резервы предстоящих расходов. Ремонт основных средств также нужно осуществлять за счет сформированных резервов.

Резерв на ремонт основных средств может формироваться в течение года в сумме планируемых расходов на ремонт основных средств согласно плану финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной смете учреждения. Отчисления в резерв могут осуществляться ежемесячно или ежеквартально в равных долях от годового объема расходов, планируемых на указанные цели. Кроме того, в учетной политике должен быть предусмотрен порядок корректировки резерва по итогам периода, на который он создан.

В соответствии с п. 302.1 Инструкции N 157н <2> созданные резервы учитываются на счете 401 60 "Резервы предстоящих расходов".

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

Незначительные текущие ремонтные работы могут проводиться силами организации. Если в штате учреждения имеется техник по обслуживанию и ремонту здания, то работы по текущему ремонту не требуют заключения дополнительных гражданско-правовых договоров, так как работник получает заработную плату. В этом случае для ремонта могут понадобиться только расходные материалы.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, расчеты с подрядчиками по оплате услуг по ремонту зданий и сооружений будут осуществляться за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ по коду вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" либо 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

За счет подстатьи 225 могут проводиться:

Приобретение расходных (строительных и отделочных) материалов осуществляется учреждением по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Организация и проведение ремонтных работ в бухгалтерском (бюджетном) учете будут отражаться в соответствии с Инструкциями N 162н <3>, N 174н <4>, N 183н <5> на основании первичных учетных документов (акта на списание материальных запасов (ф. 0504230), акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) и др.).

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.

Рассмотрим операции, которые могут применяться различными типами учреждений для отражения работ по текущему и капитальному ремонту.

Казенное учреждение (Инструкция N 162н)

Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н)

Автономное учреждение (Инструкция N 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Закупка строительных материалов для ремонта

0800

0000000000

000

1 105 34 340

0800

0000000000

244

1 302 34 730

0800

0000000000

000

0 105 34 340

0800

0000000000

244

0 302 34 730

0800

0000000000

000

0 105 34 000

0800

0000000000

244

0 302 34 000

Списание материалов, израсходованных на ремонт

0800

0000000000

244

1 401 20 272

0800

0000000000

000

1 105 34 440

0800

0000000000

244

0 109 00 272

(0 401 20 272)

0800

0000000000

000

0 105 34 440

0800

0000000000

244

0 109 00 272

(0 401 20 272)

0800



0000000000

000

0 105 34 440

Начисление резерва на ремонт основных средств

0800

0000000000

244

1 401 20 225



0800

0000000000

244

1 401 60 225

0800

0000000000

244



0 401 20 225

0800

0000000000

244

0 401 60 225

0800



0000000000

244

0 401 20 225

0800

0000000000

244

0 401 60 225

Уплата аванса за ремонтные работы



0800

0000000000

244

1 206 25 560

0800

0000000000

244

1 304 05 225

0800

0000000000

244

0 206 25 560

0800

0000000000

000

0 201 11 610

0800

0000000000

244

0 206 25 000

0800

0000000000

000

0 201 11 000

Отражение расходов на ремонтные работы за счет созданного резерва

0800

0000000000

244

1 401 60 225

0800

0000000000

244

1 302 25 730

0800

0000000000

244

0 401 60 225

0800

0000000000

244

0 302 25 730

0800

0000000000

244

0 401 60 225

0800

0000000000

244

0 302 25 000

Отражение расходов на ремонтные работы за счет текущих расходов

0800

0000000000

244

1 401 20 225

0800

0000000000

244

1 302 25 730

0800

0000000000

244

0 109 00 225

0 401 20 225

0800

0000000000

244

0 302 25 730

0800

0000000000

244

0 109 00 225

0 401 20 225

0800

0000000000

244

0 302 25 000

Произведение окончательного расчета по факту выполненных работ

0800

0000000000

244

1 302 25 830

0800

0000000000

244

1 304 05 225

0800

0000000000

244

0 302 25 830

0800

0000000000

000

0 201 11 610

0800

0000000000

244

0 302 25 000

0800

0000000000

000

0 201 11 000

Произведение зачета аванса

0800

0000000000

244

1 302 25 830

0800

0000000000

244

1 206 25 660

0800

0000000000

244

0 302 25 830

0800

0000000000

244

0 206 25 660

0800

0000000000

244

0 302 25 000

0800

0000000000

244

0 206 25 000

Обратите внимание! Стоимость работ по текущему и капитальному ремонту не увеличивает стоимость самих ремонтируемых зданий и сооружений.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Бюджетное учреждение культуры запланировало проведение ремонта зала для занятий танцевальной студии. Предварительная оценка стоимости работ составила 350 000 руб. Проведение работ было запланировано на июль - август 2017 года. Резерв предстоящих расходов формировался с января по июнь 2017 года. Ежемесячные отчисления на его создание равны 58 333,33 руб. (350 000 руб. / 6 мес.).

При составлении сметы на ремонтные работы их стоимость определена в размере 370 000 руб. С подрядной организацией заключен договор, по условиям которого предусмотрена 30%-ная предоплата. Расходы произведены за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.

В учете бюджетного учреждения данные операции будут отражены в соответствии с Инструкцией N 174н следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено начисление резерва на ремонт ОС

(58 333,33 руб. x 6 мес.)

0800

0000000000

244

4 401 20 225

0800

0000000000

244

4 401 60 225

350 000

Произведена уплата аванса за ремонтные работы

(370 000 руб. x 30%)

0800

0000000000

244

4 206 25 560

0800

0000000000

000

4 201 11 610

111 000

Отражены расходы на ремонтные работы за счет созданного резерва

0800

0000000000

244

4 401 60 225

0800

0000000000

244

4 302 25 730

350 000

Отражены расходы на ремонтные работы за счет текущих расходов

((370 000 - 350 000) руб.)

0800

0000000000

244

4 401 20 225

0800

0000000000

244

4 302 25 730

20 000

Произведен окончательный расчет по факту выполненных работ

((370 000 - 111 000) руб.)

0800

0000000000

244

4 302 25 830

0800

0000000000

000

4 201 11 610

259 000

Произведен зачет аванса

0800

0000000000

244

4 302 25 830

0800

0000000000

244

4 206 25 660

111 000

Пример 2. Казенное учреждение в рамках проведения текущего ремонта собственными силами произвело замену напольного покрытия в гардеробе. Для этих целей был приобретен линолеум на сумму 60 000 руб. (100%-ная предоплата поставщику).

Данные хозяйственные операции будут отражены в бюджетном учете следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Произведена предоплата поставщику за линолеум

0800

0000000000

244

1 206 34 560

0800

0000000000

244

1 304 05 340

60 000

Поступил линолеум в учреждение

0800

0000000000

244

1 105 34 340

0800

0000000000

244

1 302 34 730

60 000

Произведен зачет ранее перечисленного аванса

0800

0000000000

244

1 302 34 830

0800

0000000000

244

1 206 34 660

60 000

Списан линолеум на нужды учреждения после укладки его в гардеробе

0800

0000000000

244

1 401 20 272

0800

0000000000

244

1 105 34 440

60 000

* * *

Учреждение должно осуществлять контроль за техническим состоянием своего имущества и проводить для этого систематические осмотры. При выявлении дефектов и недостатков необходимо проведение ремонтных работ. В соответствии с Инструкцией N 157н учреждение должно создавать резервы на предстоящие ремонтные работы. Перед началом ремонта необходимо провести закупочные или контрактные процедуры в соответствии с действующим законодательством и определить источники финансирования планируемых мероприятий. Операции по учету расходов на ремонт отражаются согласно действующим инструкциям.

О. Лунина

Эксперт журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"