Мудрый Экономист

Порядок формирования госзадания изменился

"Руководитель бюджетной организации", 2016, N 11; 2017, N 1

 

Постановление Правительства РФ N 1006 <1> утверждает Изменения <2>, вносимые в Порядок формирования госзадания <3>. В первую очередь рассмотрим коррективы, наиболее важные для руководителя бюджетного учреждения и актуальные в 2016 г.

<1> Постановление Правительства РФ от 06.10.2016 N 1006.
<2> Изменения, которые вносятся в Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.
<3> Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.

Порядок формирования госзадания, в который вносятся изменения, применяется федеральными учреждениями. Однако он является базовым документом, на основании которого разрабатываются порядки формирования госзаданий для всех государственных и муниципальных учреждений. Документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации <4> и вступил в силу со дня публикации, за исключением отдельных положений.

<4> См. publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201610110004?index=2&rangeSize=1.

Это вторая редакция Порядка формирования госзадания. Первая <5> вышла в мае 2016 г. и была связана с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Октябрьские нововведения более масштабны и касаются практически всех этапов формирования госзадания.

<5> Постановление Правительства РФ от 25.05.2016 N 464 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора".

Соглашение о предоставлении субсидии

В силу дополнений, внесенных в п. 44 Порядка формирования госзадания, предоставление бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года будет осуществляться на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого учредителем с учреждением в соответствии с типовой формой. Такую форму должен разработать Минфин. Указанное положение, касающееся типовой формы соглашения, будет применяться при предоставлении субсидии на финобеспечение выполнения госзадания начиная с госзадания на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. (п. 5 Изменений).

Госзадание, выполняемое за счет средств ОМС

Само Постановление N 640, утвердившее Порядок формирования госзадания, дополнено п. 12, согласно которому формирование и финобеспечение госзадания, выполняемого за счет средств ОМС, осуществляется по алгоритму, прописанному в Порядке формирования госзадания. Однако п. п. 44 - 46.1 указанного Порядка к госзаданию за счет ОМС не применяются. То есть субсидии медучреждениям предоставляются по правилам, отличным от правил предоставления субсидий другим субъектам. К ним не применяется требование заключения соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, субсидия не делится на процентные доли (25% + 50% + 75%) и т.д.

Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий из ОМС заключается между фондом, учредителем и учреждением. Форму и порядок данного соглашения утверждает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому урегулированию в сфере здравоохранения, - сегодня это Минздрав.

Допустимые отклонения от установленных показателей

В соответствии с дополнениями к п. 3 Порядка формирования госзадания в госзадании могут быть предусмотрены допустимые (возможные) отклонения в процентах от установленных показателей качества и (или) объема - в отношении отдельной госуслуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении госзадания или его части. Иными словами, если госуслуга выполнена с отклонениями и возможность таких отклонений оговорена заранее, это не считается нарушением. Те же послабления - для самого госзадания или его части. Отклонения учитываются "в пользу" учреждения, например, при составлении отчета о выполнении госзадания, в том числе предварительной его формы.

Причем значения данных показателей отклонений устанавливаются на весь текущий финансовый год. Они могут быть изменены только при формировании госзадания на очередной финансовый год.

Информационное взаимодействие

Если раньше госзадание, не содержащее сведений, составляющих государственную тайну, составлялось в информационной системе Минфина, то сейчас оно должно составляться в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Информационное взаимодействие указанной системы с информационными системами учредителей должно осуществляться в соответствии с Положением о системе "Электронный бюджет" <6>, как того требуют поправки, внесенные в п. 4 Порядка формирования госзадания. А вот регламент обмена информацией между этими системами при формировании такого госзадания уже устанавливается Минфином.

<6> Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 N 658.

На сайте bus.gov.ru размещаются теперь не только госзадание и отчет о его выполнении, но и сведения о распределении показателей объема госуслуг (работ), госзадания, утвержденного для учреждения, между его обособленными подразделениями.

Пункт 44 Порядка формирования госзадания дополнен абзацами, из которых следует, что соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемое учредителем с учреждением, не содержащее сведений, составляющих государственную тайну, а также дополнение к нему (при наличии) формируются и подписываются сторонами тоже в системе "Электронный бюджет".

Данное соглашение должно быть обязательно размещено в Реестре соглашений о предоставлении субсидий <7>.

<7> Реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов РФ, Порядок ведения которого утвержден Приказом Минфина России от 31.12.2015 N 224н.

Определение объема обеспечения выполнения госзадания

Изменена и формула расчета объема финобеспечения выполнения госзадания (R): в нее добавлен новый показатель Vw - объем w-й работы, установленной госзаданием. Сумма нормативных затрат на выполнение w-й работы, включенной в ведомственный перечень , умножается на этот показатель Vw. Напомним, что в прежней формуле только сумма нормативных затрат на оказание услуги была скорректирована на объем, установленный госзаданием (Vi).

Формула определения объема финобеспечения в новой редакции выглядит так:

,

где Ni - нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги, включенной в ведомственный перечень;

Vi - объем i-й государственной услуги, установленной государственным заданием;

Nw - нормативные затраты на выполнение w-й работы, включенной в ведомственный перечень;

Vw - объем w-й работы, установленной госзаданием;

Pi - размер платы (тариф и цена) за оказание i-й госуслуги, установленный госзаданием;

NУН - затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения;

NСИ - затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и для ОХН.

Базовый норматив затрат

В базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги (выполнением работы), включены затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием госуслуги (выполнением работы), и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием госуслуги (выполнением работы). Обратите внимание, что уточнение "включая административно-управленческий персонал" из пп. "а" п. 19 Порядка формирования госзадания убрано.

Подпункт "ж" п. 20 Порядка формирования госзадания отредактирован аналогично. В базовый норматив затрат на ОХН на оказание государственной услуги включены только затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании госуслуги, и начисления на выплаты по оплате труда таких работников, без отдельного упоминания затрат на административно-управленческий персонал.

А вот нормативные затраты на выполнение работы и в новой редакции включают затраты на оплату труда и выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала, не принимающего непосредственного участия в выполнении работы (пп. "к" п. 29 Порядка формирования госзадания).

В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды (ОХН) на оказание госуслуги и нормативные затраты на выполнение работы включены и затраты на аренду объектов особо ценного движимого имущества, а не только на их содержание (пп. "б" п. 20 и пп. "е" п. 29 Порядка формирования госзадания).

Корректирующий коэффициент

Значение территориального корректирующего коэффициента утверждается учредителем, если иное не предусмотрено регулятором в установленной сфере деятельности (ранее условие о регуляторе отсутствовало). Пополнился и список условий, которые необходимо учитывать при определении значений показателя, - теперь принимается во внимание территориальное расположение учреждений и их обособленных подразделений (абз. 2 п. 25 Порядка формирования госзадания).

Имущество, не используемое для выполнения госзадания

Согласно новому п. 34(1) Порядка формирования госзадания если у федерального бюджетного или автономного учреждения имеется имущество, не используемое для выполнения госзадания, то затраты на его содержание могут быть включены в объем финобеспечения выполнения госзадания по решению органа-учредителя.

Изменение нормативных затрат при выполнении госзадания

Как следует из дополнений к п. 41 Порядка формирования госзадания, изменение нормативных затрат в течение срока выполнения госзадания разрешено. Корректировка может понадобиться из-за внесения изменений в НПА РФ, устанавливающие в том числе размеры выплат работникам, непосредственно связанным с оказанием госуслуги (выполнением работы), приводящих к изменению объема финобеспечения выполнения госзадания.

При досрочном прекращении выполнения госзадания по определенным в нем основаниям неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению федеральным бюджетным или автономным учреждением в федеральный бюджет и учитываются в порядке, установленном для учета сумм возврата дебиторской задолженности. Размер остатков субсидии должен соответствовать показателям, характеризующим объем неоказанных услуг (невыполненных работ).

Завершение выплаты субсидии

Существенно скорректирован п. 46 Порядка формирования госзадания, регулирующий процедуру перечисления платежа, завершающего выплату субсидии, и ситуацию, когда показатели объема в предварительном отчете меньше, чем в госзадании.

Указано, что теперь платеж, завершающий выплату субсидии, в IV квартале будет перечислен только после того, как учреждение представит предварительный отчет о выполнении госзадания за соответствующий финансовый год. Отчет составляется по форме, аналогичной форме отчета о выполнении госзадания, предусмотренной Приложением 2 к Порядку формирования госзадания. Срок направления отчета определяется в госзадании.

Если показатели объема, указанные в предварительном отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых отклонений), то госзадание корректируется в соответствии с показателями предварительного отчета.

Сохранено положение, согласно которому если показатели объема, содержащиеся в отчете о выполнении госзадания, меньше показателей, определенных госзаданием (с учетом допустимых отклонений), то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в бюджет. Но добавлено, что средства перечисляются в объеме, отвечающем показателям, характеризующим объем неоказанной госуслуги (невыполненной работы).

В Порядок формирования госзадания добавлен п. 46(1), уточняющий круг субъектов, на которые не распространяются регламент перечисления субсидий (25% + 50% + 75%) и требование о корректировке субсидий на основании предварительного отчета. Требования, установленные п. п. 45 и 46 Порядка формирования госзадания, не распространяются:

Срок подачи отчета о выполнении госзадания

Пункт 47 Порядка формирования госзадания дополнен новым абзацем, поясняющим, что отчет о выполнении госзадания направляется в сроки, установленные госзаданием, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным.

Контроль выполнения госзадания

Внесены уточняющие корректировки и в п. 48 Порядка формирования госзадания, согласно которым правила осуществления контроля учредителями и ГРСБ выполнения госзадания должны устанавливать сами контролеры.

Формирование накопительного резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного имущества

Ранее затраты на создание накопительного резерва учитывались в двух случаях, теперь - в четырех согласно пп. "б.1" п. 19, пп. "г" п. 20, пп. "б.1", "ж" п. 29 Порядка формирования госзадания.

---------------------------------------------------------------------------¬
¦ Формирование накопительного резерва ¦
L-------------------T------------------------------------T------------------
¦/ ¦/
-------------------------------------¬ ------------------------------------¬
¦ В составе базового норматива затрат¦ ¦В составе базового норматива затрат¦
¦ на оказание услуги ¦ ¦ на оказание услуги ¦
L--------T------------------T--------- L--------T------------------T--------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
------------------¬------------------¬ ------------------¬-----------------¬
¦Затраты на ¦¦Затраты на ¦ ¦Затраты на ¦¦Затраты на ¦
¦формирование ¦¦формирование ¦ ¦формирование ¦¦формирование ¦
¦резерва на полно妦резерва на полное¦ ¦резерва на полно妦резерва на ¦
¦восстановление ¦¦восстановление ¦ ¦восстановление ¦¦полное ¦
¦состава объектов ¦¦состава объектов ¦ ¦состава объектов ¦¦восстановление ¦
¦имущества, ¦¦имущества, ¦ ¦имущества, ¦¦состава объектов¦
¦используемого для¦¦необходимого для ¦ ¦используемого в ¦¦имущества, ¦
¦оказания услуги ¦¦ОХН <**> (пп. "г"¦ ¦процессе ¦¦необходимого для¦
¦(пп. "б.1" п. 19 ¦¦п. 20) ¦ ¦выполнения работы¦¦ОХН (пп. "ж" ¦
¦<*>) ¦¦ ¦ ¦(пп. "б.1" п. 29)¦¦п. 29) ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦
L------------------L------------------ L------------------L-----------------
<*> Здесь и далее в таблице - ссылки на нормы Порядка формирования госзадания.
<**> Общехозяйственные нужды.

Порядок формирования и использования накопительного резерва по всем перечисленным категориям устанавливает Минфин (п. 30 Порядка формирования госзадания). В отношении формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, такой Порядок <8> уже разработан. В качестве объектов особо ценного движимого имущества в нем обозначены основные средства и нематериальные активы со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев.

<8> Порядок формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, утв. Приказом Минфина РФ от 22.08.2016 N 138н.

Сумма резерва на полное восстановление состава данных объектов формируется в соответствии с затратами, необходимыми для полного восстановления их состава по окончании срока эксплуатации. Указанная сумма определяется на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по этому имуществу с учетом установленного срока <9> его полезного использования.

<9> Срок устанавливается в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Подпункт "г" п. 20 и пп. "ж" п. 29 Порядка формирования госзадания (затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для ОХН при оказании услуг или выполнении работ) применяются при расчете объема финобеспечения на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Однако федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (учредитель федеральных бюджетных или автономных учреждений), может включить эти расходы в базовый норматив затрат на оказание государственной услуги (нормативные затраты на выполнение работы) при расчете объема финобеспечения выполнения госзадания только начиная с задания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (п. 7 Порядка формирования госзадания).

Примечание. Накопительный резерв в отношении особо ценного движимого имущества, необходимого для ОХН, может формироваться уже при расчете финобеспечения выполнения госзадания на 2017 год и плановый период, если федеральный орган не принял иного решения.

Утверждение значений нормативов и коэффициентов к ним

Зафиксирован единый алгоритм утверждения значений различных нормативов и коэффициентов к ним, которые применяются при расчете финобеспечения выполнения госзадания. Это будет делаться путем проставления грифа утверждения, содержащего наименование должности, подпись (расшифровку подписи) уполномоченного лица и дату утверждения. Процедура проще и быстрее, чем утверждение документа отдельным нормативным актом, как иногда делалось ранее. Дополнения внесены в п. 14, 22, 25, 26, 32, 35 Порядка формирования госзадания и касаются следующего:

Форма соглашения о порядке предоставления субсидии

Выше мы говорили, что при заключении соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии учредителем бюджетному или автономному учреждению должна использоваться типовая форма. Данное требование было установлено п. 1 ст. 78.1 БК РФ и подтверждено п. 44 Порядка формирования госзадания. На момент написания этой статьи разработка проекта типовой формы проходила заключительную стадию - формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта <10>.

<10> Проект ведомственного акта "Об утверждении Типовой формы соглашения между федеральным органом исполнительной власти (государственным органом), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федерального бюджетного или автономного учреждения, и федеральным бюджетным или автономным учреждением на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" (ID проекта - 01/02/05-16/00049110) расположен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru/projects).

В числе обязанностей учредителя названы:

  1. определение размера субсидии на основании нормативных затрат на оказание госуслуг с применением базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов, нормативных затрат на выполнение работ и с учетом затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения, затрат на уплату налогов;
  2. перечисление учреждению субсидии в соответствии с утвержденным в соглашении графиком перечисления;
  3. контроль соблюдения учреждением условий предоставления субсидии, выполнения госзадания;
  4. требование возврата средств субсидии в бюджет, если учреждение нарушило условия соглашения.

В числе прав учредителя указана корректировка размера субсидии при изменении показателей, характеризующих объем госуслуг (работ), обозначенных в задании (например, при увеличении потребности в госуслугах (выполнении работ); когда необходимо уменьшить размер субсидии, если затраты на достижение целей предоставления субсидии меньше, чем это предусмотрено соглашением, или если учредитель обнаружил у учреждения необоснованные остатки субсидии; при изменении НПА, устанавливающих расходные обязательства по оказанию госуслуг (выполнению работ); при сдаче учреждением в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества; в случае осуществления учреждением платной деятельности в рамках госзадания исходя из объема услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и среднего значения размера платы, установленного учредителем в госзадании).

К обязанностям учреждения, в частности, отнесено своевременное представление учредителю предварительного отчета о выполнении госзадания и итогового отчета.

Среди прав учреждения, зафиксированных в рассматриваемой форме соглашения, указаны следующие:

Положение, касающееся типовой формы соглашения, будет применяться при предоставлении субсидии на финобеспечение выполнения госзадания начиная с госзадания на 2017 год и плановый период.

Особенности представления предварительного отчета

Корректировки Порядка формирования госзадания, внесенные Постановлением Правительства РФ N 1136, касаются изменения порядка перечисления платежа, завершающего выплату субсидии.

Уточнено, что перечисление платежа, завершающего выплату субсидии, в IV квартале должно осуществляться после представления учреждением предварительного отчета о выполнении госзадания, и этот отчет должен содержать сведения именно о показателях объема оказания госуслуг за соответствующий финансовый год.

В предыдущей редакции рассматриваемого абз. 1 п. 46 Порядка формирования госзадания говорилось, что если показатели объема, указанные в предварительном отчете, окажутся меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то госзадание подлежит уточнению согласно обозначенным в предварительном отчете показателям. Данное требование сохранено, однако появилось пояснение, что речь идет именно о показателях объема оказания госуслуг.

Пункт 46 Порядка формирования госзадания дополнен абзацем, касающимся представления предварительного отчета об исполнении госзадания в части работ за соответствующий финансовый год. Такой отчет представляется учреждением, но только если учредитель установит данное требование в госзадании.

Т.Ю.Антропова

Редактор журнала

"Руководитель бюджетной организации"