Мудрый Экономист

Реконструкция и обновление школ

"Советник в сфере образования", 2017, N 1

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 были приведены конкретные цифры по программе создания новых мест в общеобразовательных организациях. Реализация указанной программы, непосредственно связанной с процессом реконструкции и обновления школ, означает, что до 2025 года многие бухгалтеры будут учитывать факты хозяйственной жизни, связанные со строительством, реконструкцией и модернизацией как зданий, так и школьного оборудования.

Новые направления финансирования

В своем Послании Президент РФ поставил задачу избавиться от школьных аварийных и ветхих зданий, а за счет расширения школьных площадей решить проблему третьих смен, а затем и вторых.

Реализация программы создания новых мест в общеобразовательных организациях начата уже в 2016 году и рассчитана до 2025 года. Несмотря на то что это прежде всего ответственность регионального уровня, на федеральном уровне принято решение поддержать регионы ежегодным выделением 25 млрд руб.

Примечание. Всего в периоде 2016 по 2019 год запланировано создать 187 998 новых мест в школе.

Нетипичные объекты учета

В ходе реализации программ, упомянутых Президентом РФ, а также региональных программ по указанным направлениям бухгалтерам предстоит решать много новых учетных задач, причем связанных не только с объектами строительства, но и с земельными участками. Одними из нетипичных объектов учета в 2016 году стали искусственные земельные участки.

Пример 1. Создание искусственного участка земли для нового общеобразовательного учреждения предусмотрено характеристикой основных мероприятий подпрограммы 2 "Развитие общего образования" программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов, утвержденной Постановлением Администрации города Красноярска от 12.11.2015 N 720. Такое решение было принято в связи с тем, что строительство школы на набережной Енисея потребовало отсыпки его берегов. Необычность решения связана с тем, что необходимость снижения дефицита мест в общеобразовательных учреждениях возникла в условиях плотной массовой застройки жилья в отсутствие свободных земельных участков.

Ситуация, рассмотренная в примере 1, типична не только для городов-миллионников, но и для любых населенных пунктов, где имеются районы, привлекательные для инвестирования строительства нового жилья.

Непосредственно учет создания искусственного земельного участка, как правило, вне компетенции учреждений. В частности, в Красноярске главным распорядителем бюджетных средств по указанному мероприятию был департамент градостроительства, а источником финансирования - бюджет города. В то же время обязанность постановки на учет таких участков чаще всего возлагают именно на общеобразовательные учреждения <1>.

<1> Подробнее в статье М.Н. Желонкиной "Государственная регистрация - основа бухгалтерского учета земли", опубликованной в журнале "Советник в сфере образования" N 5 за 2016 год.

Однако и без искусственных участков земли практически все объекты строительства в сфере образования с 2017 года можно отнести к нетипичным из-за вступления в силу нового Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее - ОКОФ). Указанный ОКОФ:

В частности, больше нет деления 9 знаков кода ОКОФ на разделы (подразделы) и классы (подклассы). Первые три знака соответствуют коду вида основных фондов, установленному с учетом гармонизации с СНС 2008. Последующие знаки:

При этом четвертый и пятый знаки кода ОКОФ будут иметь значение "0", если:

Например, такая ситуация может возникнуть в образовательных учреждениях, получивших новые здания и в рамках озеленения территории осуществляющих расходы на улучшение земель (такие расходы отнесены с 1 января 2017 года к основным фондам).

Переходные ключи между ОК 013-94 и ОК 013-2014 утверждены Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458. В Переходном ключе каждой позиции ОКОФ ОК 013-94 устанавливается соответствие одной или нескольким позициям ОКОФ ОК 013-2014 либо указано, что соответствия нет. При необходимости внесения изменения в ОКПД2 следует обращаться в Минэкономразвития России как в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение указанного Классификатора.

Обратите внимание! Минфин России в Письме от 27.12.2016 N 02-07-08/78243 указал, что в случае противоречий в применении Ключей, утвержденных Приказом N 458, и ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), а также отсутствия позиций в новых кодах ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) для объектов учета, ранее включаемых в группы материальных ценностей, по своим критериям являющихся основными средствами, комиссия по поступлению и выбытию активов субъекта учета может принимать самостоятельное решение по отнесению указанных объектов к соответствующей группе кодов ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) и определению их сроков полезного использования.

Первичные документы

Унифицированные формы актов приемки выполненных строительно-монтажных работ (СМР) и порядок их заполнения установлены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 (далее - Постановление N 100). Для коммерческой сферы с 1 января 2013 года указанные унифицированные формы не обязательны к применению, хотя большинство подрядчиков продолжает их использовать.

Органы казначейства принимают к рассмотрению формы, утвержденные именно Постановлением N 100. Например, об этом сказано в Письме Минфина России от 07.11.2016 N 09-02-08/65149 (далее - Письмо N 09-02-08/65149) с разъяснениями по вопросам, связанным с комплектом документов, подтверждающих заявку при санкционировании оплаты выполненных строительных работ. Соответственно, в контрактах (договорах) необходимо прописывать обязательность:

Для этого нет необходимости вносить изменения в типовые формы подрядных контрактов (договоров), так как и в условиях прописаны порядок, сроки приемки объектов и подписания форм, утвержденных Постановлением N 100.

Отметим, что разъяснения, приведенные в Письме N 09-02-08/65149, обязательны для федеральных учреждений. Всем остальным необходимо делать поправку на региональные или муниципальные особенности.

С формами, упомянутыми в Письме N 01-02-9/381, бухгалтеры работают наиболее часто, они предназначены для оформления приема-сдачи выполненных СМР, это:

Также заключительный этап СМР может быть оформлен актом о приемке законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме N КС-14.

Перечисленные акты (далее - акты) необходимо применять не только при новом строительстве, но и при капитальном ремонте, а также при реконструкции и модернизации различных объектов.

На основании актов бухгалтер учитывает расходы на СМР и их списание, определение стоимости основных средств и другие факты хозяйственной жизни.

Форма N КС-2

Как правило, учреждения не участвуют в строительстве школьных зданий, если речь идет об отдельных корпусах в рамках реконструкции.

По какой форме должен быть составлен заключительный акт - N КС-11 или N КС-14, бухгалтер может узнать из контракта (договора) на СМР. В данном случае форма N КС-2 выполняет промежуточную функцию.

Чаще всего форму N КС-2 подписывают ежемесячно, но также возможно подписание:

В форме N КС-2 должны быть отражены перечень и объемы работ, выполненных подрядчиком за отчетный период как собственными силами, так и силами субподрядчиков.

На практике форма N КС-2 применяется не только как документ, подтверждающий факт приемки работ заказчиком по той стоимости, которая была определены сметой. Она необходима как расшифровка:

Расчеты за выполненные работы и затраты производятся в пределах указанной твердой договорной цены. Именно такой случай рассмотрен в Письме N 01-02-9/381. В частности, должны быть проставлены прочерки в следующих графах формы N КС-2:

При этом обязательно заполнение всех остальных граф формы N КС-2:

Обратите внимание! В графе 6 формы N КС-2 не должны быть указаны проценты выполненных работ.

На основании формы N КС-2 подрядчик заполняет форму N КС-3, для которой важен процент выполнения работ, если выплаченный подрядчику аванс засчитывается пропорционально выполненным СМР.

Форма N КС-3

В Письме N 09-02-08/65149 финансовое ведомство высказалось за применение при санкционировании оплат формы N КС-2. Формально такая позиция верна и соответствует пп. 16 п. 5 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н. Однако по факту для расчетов по договорам длительного характера за выполненные работы в строительстве предназначена форма N КС-3.

Пример 2. Заключен государственный контракт (далее - ГК) между школой и СМУ N 1 на строительство спортивного корпуса ценой 600 тыс. руб. Аванс до начала работ составил 20% цены, или 120 тыс. руб. ГК предусматривает ежемесячные:

Предположим, за первый месяц СМУ-1 выполнило работы в размере 30% от сметной стоимости. Соответственно, форма N КС-2 была составлена на 180 тыс. руб. (600 тыс. руб. x 30%). Значит, при оплате выполненных работ должны быть учтены 30% аванса, что составляет 36 тыс. руб. (120 тыс. руб. x 30%). Таким образом, счет к оплате будет выставлен на сумму 144 тыс. руб. (180 тыс. руб. - 36 тыс. руб.). И именно эта сумма будет фигурировать в форме N КС-3.

Как видно из примера 2, Письмо N 09-02-08/65149 целесообразно применять исключительно в отношении строительных работ, условия выполнения которых не предусматривают уменьшение обязательств по оплате выполненных работ на протяжении срока договора на часть первоначально выплаченного аванса.

Кроме того, разъяснения, безусловно, справедливы, если договором не предусмотрен помесячный расчет заказчика с подрядчиком. В данном случае подписанная сторонами форма N КС-3 за календарный месяц на выполненный в этом месяце объем работ:

Таким образом, заполненные согласно установленному порядку формы N КС-2 и N КС-3 будут являться основанием для отражения в бухгалтерском учете выполненных СМР только в том случае, когда в договоре строительного подряда записано, что эти документы подтверждают факт приемки заказчиком объемов выполненных подрядчиком СМР.

Еще одна проблема с казначейскими работниками в том, что некоторые из них все же требуют форму N КС-3, но при этом с расшифровкой перечня и объемов СМР. Между тем, заполняя форму N КС-3, подрядчик переносит в нее итоговые данные из формы N КС-2. Стоимость работ и затрат необходимо указывать нарастающим итогом с начала:

В графе 6 суммируют данные за отчетный период. В строке "Итого" отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС. Отдельной строкой указывается сумма НДС. В строке "Всего" указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС.

Также по требованию заказчика рассматриваемая форма может отражать данные по видам оборудования, относящегося к стройке, к монтажу которого приступили в отчетном периоде.

В этом случае указывают:

Но даже в этом случае форма N КС-3 не дублирует форму N КС-2. Во избежание необходимости что-либо доказывать удобнее ссылаться на Письмо N 09-02-08/65149 и предъявлять только форму N КС-2, а расчет, показывающий уменьшение суммы оплаты на часть аванса, может быть приведен непосредственно в счете на оплату.

Р.Ш. Мавлиханов

Бухгалтер