Мудрый Экономист

Система управления охраной труда в учреждении

"Руководитель автономного учреждения", 2017, N 1

Государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации-работодатели, обязаны соблюдать требования охраны труда, на основе которых должна создаваться и действовать собственная система управления охраной труда. Что входит в такую систему? Рассмотрим в настоящей статье.

Создание и обеспечение функционирования системы управления охраной труда - одна из обязанностей работодателя, установленных ст. 212 ТК РФ. А значит, данная система как комплекс взаимосвязанных элементов, определяющих политику и цели в области охраны труда и процедуры по их достижению, должна действовать в каждом учреждении.

До недавнего времени содержательное наполнение этой системы во многом было отдано на откуп работодателям. Им нужно было разработать положение об указанной системе, обеспечивающее соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, и руководствоваться им в своей деятельности. Чтобы облегчить организациям исполнение требования законодательства, Минтруд Приказом от 19.08.2016 N 438н утвердил Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - Типовое положение N 438н).

Как сказано в нормативном акте, действие системы должно распространяться на всю территорию, все здания и сооружения работодателя, а требования, установленные этой системой, обязательны для всех работников и лиц, находящихся на территории работодателя. Основополагающим документом здесь становится положение о системе управления охраной труда, создаваемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Данное положение должно утверждаться приказом учреждения с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

В положение включаются несколько разделов. Остановимся на некоторых из них.

Политика в области охраны труда

Такая политика представляет собой публичную документированную декларацию учреждения о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств (п. 9 Типового положения N 438н). В данном разделе отражаются:

Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, а также иным лицам, находящимся на территории учреждения (п. 13 Типового положения N 438н).

Распределение обязанностей

Обязанности в сфере охраны труда распределяются между должностными лицами с учетом уровней управления. В силу п. 19 Типового положения N 438н такими уровнями могут быть:

Суть и количество обязанностей зависят от уровня управления, но на каждом из них обязанности устанавливаются персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника. Приведем в таблице некоторые из этих обязанностей (см. ниже).

Обязанности работодателя

Обязанности руководителя структурного подразделения

Обязанности работника

Обязанности специалиста по охране труда

  1. Обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников.
  2. Организовывает ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда.
  3. Организует безопасную эксплуатацию производственных зданий, оборудования, безопасность технологических процессов и используемых в производстве сырья и материалов.
  4. Принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций.
  5. Обеспечивает создание и функционирование системы управления охраной труда.
  6. Руководит разработкой организационно-распорядительных документов и распределяет обязанности в сфере охраны труда.
  7. Организует проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медосмотров.
  8. Организует проведение специальной оценки условий труда.
  9. Контролирует состояние условий и охраны труда и др.
  1. Обеспечивает требуемые условия труда в подразделении.
  2. Обеспечивает функционирование системы управления охраной труда.
  3. Отвечает за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей в данной сфере.
  4. Распределяет обязанности в сфере охраны труда между подчиненными.
  5. Обеспечивает своевременное проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных и периодических медосмотров.
  6. Участвует в организации спецоценки условий труда.
  7. Участвует в мероприятиях контроля за состоянием условий и охраны труда в подразделении.
  8. Принимает меры по предотвращению аварий в подразделении и др.
  1. Обеспечивает соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций.
  2. Проходит медосмотры.
  3. Содержит в чистоте свое рабочее место.
  4. Перед началом рабочего дня проводит осмотр своего рабочего места.
  5. О выявленных при осмотре рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию и др.
  1. Обеспечивает функционирование системы управления охраной труда.
  2. Руководит организационной работой по охране труда.
  3. Организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения подготовки по охране труда.
  4. Контролирует состояние условий и охраны труда.
  5. Участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда.
  6. Участвует в организации и проведении спецоценки условий труда.
  7. Организует проведение медосмотров.
  8. Участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профзаболеваний, ведет учет и отчетность по ним и др.

С учетом специфики деятельности учреждения, структуры управления и численности работников могут устанавливаться иные уровни. Между тем на каждом из них должны быть определены обязанности службы охраны труда, штатных специалистов по охране труда либо руководителя организации, другого уполномоченного работника, осуществляющих функции данной службы.

Распределение этих и прочих обязанностей закрепляется либо в данном разделе положения о системе управления охраной труда, либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, трудовых договорах и (или) должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда (п. 28 Типового положения N 438н).

Процедуры в рамках управления охраной труда

В этом разделе прописываются конкретные действия: подготовка работников по охране труда, организация и проведение оценки условий труда, управление профессиональными рисками, наблюдение за состоянием здоровья работников, обеспечение им оптимальных режимов труда и отдыха и т.д.

Отметим такой элемент системы, как управление профессиональными рисками (п. 33 - 39 Типового положения N 438н). Здесь учреждению предстоит выявить опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников. Опасности бывают механическими, электрическими, термическими, климатическими и пр. Они могут быть связаны с воздействием биологического фактора (например, контакт с патогенными микроорганизмами), напряженностью трудового процесса (психические нагрузки, стрессы), возникновением пожара. Учреждению нужно оценить, а затем исключить либо снизить уровни профессиональных рисков (с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями).

Контроль за работой системы

Согласно п. 54 Типового положения N 438н к основным видам контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга реализации процедур отнесены:

Результаты контроля составляются в форме акта.

Существующие акты можно не менять

В связи с изданием Типового положения N 438н у многих учреждений возникают резонные вопросы. В какой мере необходимо соблюдать нормы федерального Приказа? Нужно ли дорабатывать локальные акты аналогичного содержания, действующие у работодателей? Минтруд в Письме от 31.10.2016 N 15-1/10/В-8028 разъяснил ситуацию.

По мнению ведомства, менять имеющиеся положения о системе управления охраной труда не надо, но лишь в том случае, когда работодатель выполняет одно важное условие: соблюдает государственные нормативные требования охраны труда. Согласно ст. 211 ТК РФ эти требования содержатся в федеральных и региональных законах и иных правовых актах РФ и субъектов РФ. Так, Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 относит к указанным актам стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные СанПиНы. В деятельности учреждений применимы, например:

Если же учреждение только приступает к разработке своего положения о системе управления охраной труда, следует руководствоваться Типовым положением N 438н. Однако оно, как отметил Минтруд, содержит указание на вариативность отдельных норм при условии соблюдения государственных требований охраны труда. Это означает, что с учетом специфики своей деятельности работодатель может отступать от некоторых норм федерального Приказа.

М.Е. Смолева

Эксперт журнала

"Руководитель автономного учреждения"