Мудрый Экономист

Новое в регулировании деятельности ау: что меняется с 2017 года?

"Руководитель автономного учреждения", 2017, NN 1, 2

Прошедший год оказался богат на законодательные новации: органы власти разработали довольно много поправок, вносимых в действующие нормативные акты, и новых документов. Все они имеют прямое отношение к деятельности автономных учреждений. В конце 2016 года разработанные нормы были приняты - большинство из них вступило в силу в начале 2017 года либо было применено в процессе формирования и утверждения государственных заданий на 2017 год и плановый период.

Главные новшества коснулись двух сторон деятельности автономных учреждений: работы по государственному заданию и регулирования уровня зарплат руководящего состава АУ. Большинство поправок адресовано федеральным учреждениям (в том числе автономным), однако в связи с тем, что регионы и муниципальные образования при разработке собственных нормативных актов берут за основу документы федерального уровня, аналогичные новации, скорее всего, будут вводиться и "на местах". О готовящихся изменениях правового поля мы уже писали в предыдущих номерах журнала (в тот период данные законодательные инициативы существовали в виде проектов документов). Теперь, когда нормативные акты утверждены и начали применяться на практике, обобщим основные новации.

Уточнен порядок формирования задания

В конце 2016 года поправки в Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 <1> вносились дважды, в частности обширный блок изменений был утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.10.2016 N 1006. И хотя нововведения вступили в силу еще в прошлом году, многие из них были применены в процессе формирования госзаданий на 2017 год, а значит, характеризуют условия текущей работы федеральных автономных учреждений.

<1> "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Положение N 640).
  1. Значения нормативов и коэффициентов к ним, участвующие в расчете объема субсидии на выполнение госзадания, должны устанавливаться путем проставления грифа утверждения. Составные элементы данного грифа - наименование должности, подпись (ее расшифровка) уполномоченного лица и дата утверждения. Таким образом, издание для названных целей отдельного нормативного акта становится необязательным.

Согласно п. 22, 26 Положения N 640 указанным способом устанавливаются базовый норматив затрат на оказание государственной услуги и отраслевой корректирующий коэффициент к нему. Это должно сделать федеральное министерство, осуществляющее регулирование в своей сфере деятельности (значения могут быть уточнены при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период).

Отметим, что по данному вопросу пока существует самая разнообразная практика. Одни министерства (например, Минспорт <2>) утвердили значения базовых нормативов и отраслевых коэффициентов именно путем проставления грифа, в то время как другие (Минкультуры <3>, Минобрнауки <4>) издали для этого приказы соответствующего содержания.

<2> Значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг в сфере физической культуры и спорта, значения натуральных норм, необходимых для определения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере физической культуры и спорта, утв. Минспортом РФ 29.07.2015.
<3> Приказ Минкультуры РФ от 30.12.2015 N 3450 "Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, туризма и отраслевых корректирующих коэффициентов".
<4> Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2016 N 884 "О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним".

Остальные значения устанавливает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Как указано в п. 14, 25, 32, 35 Положения N 640, это касается:

  1. В госзадании можно прописать допустимые (возможные) отклонения в процентах от показателей качества и (или) объема. Согласно абз. 6 п. 3 Положения N 640 орган-учредитель вправе установить соответствующие значения либо по каждой услуге (работе), либо по заданию в целом (его части). В то же время изменять данные значения допускается только при формировании задания на очередной финансовый год - федеральные АУ могли столкнуться с действием названной нормы при доведении им задания на 2017 год и плановый период.

Суть данной поправки заключается в том, чтобы на протяжении текущего года сохранить неизменными "правила игры" - конкретные значения отклонений к показателям госзадания. Органы-учредители в этом случае не смогут произвольно увеличить или уменьшить ранее утвержденные проценты и тем самым облегчить (усложнить) жизнь подведомственному учреждению.

  1. В состав нормативов войдут затраты на создание накопительного резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества. В силу пп. "б(1)" п. 19, пп. "г" п. 20, пп. "б(1)", "ж" п. 29 Положения N 640 такие затраты будут учитываться в четырех случаях (а не в двух, как предполагалось ранее).

Под особо ценным движимым имуществом, которое используется при оказании услуги (выполнении работы) или необходимо для общехозяйственных нужд, здесь понимаются основные средства и нематериальные активы, амортизируемые в процессе деятельности учреждений. Сами же затраты на создание резерва должны рассчитываться с учетом срока полезного использования такого имущества.

           ------------------------------------------------------¬
¦ Накопительный резерв ¦
¦ (в отношении особо ценного движимого имущества) ¦
L------T--------------------------------------T--------
¦/ ¦/
------------------------------------¬ -------------------------------------¬
¦В составе базового норматива затрат¦ ¦ В составе нормативных затрат ¦
¦ на оказание услуги ¦ ¦ на выполнение работы ¦
L-------T------------------T--------- L--------T------------------T---------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
----------------¬ ------------------¬ -----------------¬ ------------------¬
¦ Затраты на ¦ ¦ Затраты на ¦ ¦ Затраты на ¦ ¦ Затраты на ¦
¦ формирование ¦ ¦ формирование ¦ ¦ формирование ¦ ¦ формирование ¦
¦ резерва на ¦ ¦резерва на полное¦ ¦ резерва на ¦ ¦резерва на полное¦
¦ полное ¦ ¦ восстановление ¦ ¦ полное ¦ ¦ восстановление ¦
¦ восстановление¦ ¦ состава объектов¦ ¦ восстановление ¦ ¦ состава объектов¦
¦ состава ¦ ¦ имущества, ¦ ¦состава объектов¦ ¦ имущества, ¦
¦ объектов ¦ ¦ необходимого для¦ ¦ имущества, ¦ ¦ необходимого для¦
¦ имущества, ¦ ¦общехозяйственных¦ ¦ используемого ¦ ¦общехозяйственных¦
¦ используемого ¦ ¦ нужд ¦ ¦ в процессе ¦ ¦ нужд ¦
¦ в процессе ¦ ¦ ¦ ¦ выполнения ¦ ¦ ¦
¦оказания услуги¦ ¦ ¦ ¦ работы ¦ ¦ ¦
L---------------- L------------------ L----------------- L------------------

Если федеральное министерство, осуществляющее регулирование в установленной сфере деятельности, либо орган-учредитель примет соответствующее решение, все перечисленные расходы станут включаться в базовый норматив затрат на оказание услуги (нормативные затраты на выполнение работы) при формировании заданий на 2018 год и плановый период. Если же такого решения нет, накопительный резерв должен быть создан на основании прежней редакции Положения N 640. Затраты на формирование резерва в отношении особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд и задействованного и для оказания услуг, и для выполнения работ, нужно было учесть уже при расчете субсидии на выполнение госзадания на 2017 год и плановый период.

Порядок формирования и использования накопительного резерва применительно к четырем случаям должен установить Минфин. В отношении особо ценного движимого имущества федеральных государственных учреждений, необходимого для общехозяйственных нужд, такой документ утвержден (см. Приказ Минфина РФ от 22.08.2016 N 138н <5>). Это означает, что в конце 2016 года имелись все правовые основания для учета соответствующих затрат в составе финансового обеспечения выполнения задания на 2017 год.

<5> "Об утверждении Порядка формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд".
  1. Не используемое для выполнения государственного задания имущество федерального БУ или АУ должно финансироваться при наличии решения органа-учредителя. Из буквального прочтения норм п. 34(1) Положения N 640 следует, что без такого решения компенсация затрат на содержание "лишнего" имущества невозможна. Однако и данная норма будет действовать только до момента формирования заданий на 2019 год и плановый период, то есть еще два года. После этого финансирование содержания неиспользуемого имущества учреждений прекратится.
  2. При формировании заданий на 2017 год и плановый период необходимо рассчитывать нормативные затраты на выполнение работ. Строго говоря, такие нормы присутствовали в первоначальной редакции Положения N 640, однако их вступление в силу было отложено. Теперь правила, касающиеся использования в отношении федеральных учреждений нормативов на работы (и соответствующих стандартов на выполнение работ, применяемых при подобных расчетах), начали действовать.

Утверждены типовые формы соглашений

Необходимость использования типовых форм соглашений (при предоставлении субсидии как на госзадание, так и на иные цели) определена для федеральных бюджетных и автономных учреждений абз. 7 п. 1 ст. 78.1 БК РФ и п. 44 Положения N 640. В продолжение этих норм Минфин издал Приказ от 31.10.2016 N 198н <6>, устанавливающий форму соглашения о предоставлении субсидии на выполнение госзадания.

<6> "Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)".

Как указывается в типовой форме, в обязанности учредителя входит размещение на своем официальном сайте информации о нормативных затратах, на основании которых рассчитан размер субсидии (то есть механизм расчета объема финансового обеспечения станет прозрачным). Причем должен быть определен конкретный срок опубликования, отсчет которого ведется с момента утверждения нормативных затрат. Другие обязанности учредителя - обеспечивать перечисление субсидии согласно графику (является неотъемлемой частью соглашения и составляется с учетом норм п. 45 Положения N 640), а также направлять подведомственному учреждению расчет средств субсидии, подлежащих возврату в федеральный бюджет (форма данного расчета приведена в приложении 2 к типовой форме соглашения).

Кроме того, учредитель по-прежнему вправе принимать решение об изменении размера субсидии, предоставляемой федеральному учреждению. Случаи, когда такое решение может быть принято, уточнены.

---------------¬ ---------------¬ ----------------¬ -----------------------¬
¦ Уменьшение ¦ ¦ Увеличение ¦ ¦ Рассмотрение ¦ ¦ Корректировка ¦
¦ учредителю ¦ ¦(при наличии у¦ ¦соответствующих¦ ¦ нормативных затрат ¦
¦ ранее ¦ ¦ учредителя ¦ ¦ предложений ¦ ¦ из-за изменения ¦
¦ утвержденных ¦ ¦ лимитов ¦ ¦ учреждения ¦ ¦ размеров выплат ¦
¦ лимитов ¦ ¦ бюджетных ¦ ¦ ¦ ¦работникам учреждения,¦
¦ бюджетных ¦ ¦ обязательств)¦ ¦ ¦ ¦ непосредственно ¦
¦ обязательств,¦ ¦или уменьшение¦ ¦ ¦ ¦ связанным с оказанием¦
¦ необходимых ¦ ¦ потребности в¦ ¦ ¦ ¦ услуги (выполнением ¦
¦ для ¦ ¦ оказании ¦ ¦ ¦ ¦ работы), вследствие ¦
¦предоставления¦ ¦ госуслуг ¦ ¦ ¦ ¦ принятия нормативных ¦
¦ субсидии ¦ ¦ (выполнении ¦ ¦ ¦ ¦ правовых актов РФ ¦
¦ ¦ ¦ работ) ¦ ¦ ¦ ¦ (внесения в них ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изменений) ¦
L-------T------- L-------T------- L-------T-------- L-----------T-----------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
--------------------------------------------------¬ -----------------------¬
¦ Показатели объема, установленные в госзадании, ¦ ¦ Показатели объема, ¦
¦ изменяются пропорционально ¦ ¦ установленные в ¦
¦ ¦ ¦ госзадании, не ¦
¦ ¦ ¦ изменяются ¦
L-------------------------------------------------- L-----------------------

Кроме того, условия соглашения добавляют новые формы контроля за деятельностью учреждений. В частности, учреждение обязано не только подавать в установленные сроки предварительный и итоговый отчеты об исполнении задания, но и в течение года представлять по запросу учредителя информацию, необходимую ему для осуществления текущего контроля.

Вторая типовая форма, утвержденная Минфином (Приказ от 31.10.2016 N 197н <7>), касается соглашения о предоставлении субсидии на иные цели. Здесь тоже подробно прописаны права и обязанности сторон, сделан акцент на формах контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии. Помимо этого, данный документ должен содержать обоснование объема выделяемых средств: порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер, необходимо прилагать к соглашению.

<7> "Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Как и предыдущая типовая форма, соглашение о предоставлении субсидии на иные цели дополнено графиком ее перечисления, а также формой отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

Определен порядок расчета соотношения зарплат руководителей и работников

Еще одно новшество, вступившее в силу с начала 2017 года, - увязка зарплат управленческого персонала (руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров) с зарплатой остальных сотрудников учреждений. В отличие от правовых актов, рассмотренных выше, данные нормы действуют в отношении учреждений как федерального, так и регионального, муниципального уровней.

Согласно ст. 145 ТК РФ Правительству РФ, субъекту РФ или местной администрации нужно было установить для учреждений соответствующего уровня предельные "пороги" в отношении среднемесячных зарплат руководящего персонала. В частности, для федеральных учреждений конкретное соотношение в кратности от 1 до 8 должен определить орган-учредитель (п. 9 Положения N 583 <8>).

<8> Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.

Напомним, что раньше требование о соблюдении предельных "порогов" зарплат не распространялось на автономные учреждения. Однако с принятием сначала поправок ст. 145 ТК РФ, а потом Постановления Правительства РФ от 10.12.2016 N 1339, внесшего изменения в том числе в Положение N 583, АУ тоже подпали под действие ограничений. Причем новые требования коснулись уже не одной, а трех руководящих должностей. Аналогичные нормы нужно было утвердить на уровне субъекта РФ и муниципального образования.

Что касается федеральных учреждений, в п. 9 Положения N 583 сказано: соотношение среднемесячных зарплат управленческого персонала и работников определяется за календарный год. На практике это означает, что соотношение должно быть рассчитано по данным за 2016 год и сверено с установленным "порогом".

А вот порядок расчета соотношения зарплат един для учреждений всех уровней подчинения. Соответствующие поправки внесены в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 <9>. Согласно данному документу алгоритм расчета таков.

<9> "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
  1. При исчислении среднемесячной зарплаты учитываются все источники финансового обеспечения.
  2. При определении среднемесячной зарплаты работников не берется в расчет зарплата руководящего персонала. Сумма фактически начисленной зарплаты (оклад, надбавки и доплаты к нему, гонорары, авторское вознаграждение, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, премии и др.) работников делится на их среднесписочную численность за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году).
  3. Дальнейшие расчеты ведутся отдельно по каждой руководящей должности (руководителя, его заместителя, главного бухгалтера). Сумма зарплаты, фактически начисленной по той или иной должности за календарный год, делится на 12. Если руководящий работник состоял в трудовых отношениях неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев.
  4. При совмещении руководителем (его заместителем, главным бухгалтером) должностей в фактически начисленную зарплату входят суммы, начисленные как по основной, так и по совмещаемой должности. При работе по совместительству учитываются только суммы, начисленные по должности руководителя (его заместителя, главного бухгалтера).
  5. Среднемесячная зарплата руководящего работника делится на среднемесячную зарплату остального персонала. Полученное соотношение сравнивается с "порогом", который утвержден соответствующим органом-учредителем.

Заключение

Рассмотренные поправки и принятые документы представляются важными для автономных учреждений всех уровней подчинения (особенно в части возможности изменения размера субсидии на выполнение задания и усиления контроля за соблюдением условий заключенных соглашений). Для федеральных АУ нормативные акты прямо определяют условия работы в текущем году, а для регионов и муниципалитетов служат ориентиром при установлении "правил игры" для своих подведомственных учреждений.

В то же время новшества, касающиеся регулирования уровня зарплат управленческого персонала учреждений, относятся ко всем публично-правовым образованиям. Региональные и муниципальные акты, изданные во исполнение норм трудового законодательства, могут отличаться только диапазоном, в котором органы-учредители устанавливают конкретные предельные соотношения (например, кратность от 1 до 6, что встречается в отдельных муниципальных образованиях). Но сами "пороги" для зарплат руководящего состава учреждений уже начали действовать, и соблюдать их теперь необходимо.

Первая тема (правила ведения перечней услуг и работ) будет прежде всего интересна органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей, в то время как вторая тема (раскрытие информации о средней зарплате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров, а также особенности формирования структурированной информации об учреждении на сайте bus.gov.ru) - самим АУ. Часть документов, будучи проектами, уже рассматривалась на страницах журнала <1>, однако некоторые утвержденные нормативные акты отличаются от того, что предлагалось изначально.

<1> См. статьи Г.Г. Зайцевой "Готовящиеся изменения в правилах формирования госзаданий" (N 9, 2016) и М.Е. Смолевой "Предельные соотношения зарплат руководителей и работников: изучаем новые требования" (N 9, 2016).

Проанализируем основные законодательные новации.

Изменения в работе с базовыми и ведомственными перечнями

Продолжая совершенствовать правила работы с базовыми и ведомственными перечнями, Правительство РФ издало Постановление от 31.12.2016 N 1591 (далее - Постановление N 1591), которым внесло изменения в свое Постановление от 26.02.2014 N 151 <2>. Одни поправки носят уточняющий характер, тогда как другие упрощают работу с перечнями на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

<2> "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)" (далее - Правила ведения базовых перечней, Правила ведения ведомственных перечней федерального уровня, Общие требования к ведомственным перечням регионального и муниципального уровня).
  1. Не все перечни станут вестись в государственной интегрированной информационной системе "Электронный бюджет". В ней по-прежнему должны формироваться и дорабатываться базовые перечни, а также ведомственные перечни, адресованные федеральным учреждениям (п. 10 Правил ведения базовых перечней, п. 8 Правил ведения ведомственных перечней федерального уровня в редакции Постановления N 1591). Данные перечни и изменения, вносимые в них, теперь нужно утверждать путем подписания усиленной квалифицированной подписью лица, уполномоченного действовать от имени соответствующего органа власти.

А вот с ведомственными перечнями, составляемыми в субъекте РФ или муниципальном образовании, работать в системе "Электронный бюджет" сейчас не придется: п. 6 и абз. 1 п. 7 Общих требований к ведомственным перечням регионального и муниципального уровня признаны утратившими силу. Кстати, такое послабление для региональных и местных властей ранее не предусматривалось в проекте постановления.

Вероятно, законодатели пошли на это, чтобы не усложнять ситуацию "на местах": вопросов по работе с ведомственными перечнями в системе "Электронный бюджет" за прошедшие два года у органов власти и местного самоуправления было много. В частности, органам-учредителям необходимо обеспечивать актуальность информации, содержащейся в указанных перечнях, а некоторые сведения могут устаревать из-за внесения изменений в базовые перечни либо обновления данных по подведомственным учреждениям в сводном реестре участников и неучастников бюджетного процесса. Все это вполне могло приводить к тому, что на практике актуализация ведомственных перечней сопровождалась техническими трудностями.

Освобождение регионов и муниципалитетов от ведения своих перечней в системе "Электронный бюджет" означает, что данные перечни станут утверждаться в бумажном виде - правовым актом органа-учредителя, в то время как для базовых перечней и ведомственных перечней федерального уровня бумажных носителей не потребуется. Однако "на местах" по-прежнему следует обеспечивать актуальность рассматриваемых документов, сведения в которых должны полностью соответствовать информации базовых перечней.

  1. Органы власти станут теснее взаимодействовать друг с другом в процессе внесения изменений в базовые перечни услуг и работ. Регионы и муниципалитеты сохранят возможность вносить такие изменения, однако согласований в рамках данной процедуры будет больше.

В силу п. 11 Правил ведения базовых перечней (в редакции Постановления N 1591) органы местного самоуправления должны направить свои предложения сначала финансовому органу муниципального образования, а потом - финансовому органу субъекта РФ (для органов власти субъекта РФ порядок согласования останется прежним). Финансовый орган рассматривает предложения в течение десяти дней со дня их поступления и принимает решение об их согласовании либо отказе в согласовании (с указанием причин отказа).

Федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен вести соответствующий базовый перечень, должен принять то или иное решение в течение пяти рабочих дней (а при отказе - еще и проинформировать об этом орган, инициировавший внесение предложения). Такой же срок, отсчитываемый после принятия решения о внесении изменений, отведен на согласование реестровых записей с Минфином и уведомление органа-"инициатора". После принятия Минфином положительного решения федеральный орган должен в течение десяти дней внести предложенные изменения в базовый перечень и утвердить их (п. 12 - 13 Правил ведения базовых перечней в новой редакции).

Впрочем, утвержденные поправки будут применены не сразу. Если информация в базовом перечне скорректирована до внесения в Государственную думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, измененный базовый перечень применяется для формирования ведомственных перечней услуг и работ, оказываемых и выполняемых начиная с очередного финансового года (то есть со следующего года). Если же поправки в базовый перечень внесены позже - они должны быть учтены при формировании ведомственных перечней лишь спустя год (при составлении заданий учреждениям на первый год планового периода).

Дело в том, что уточнение информации о государственной (муниципальной) услуге в базовом перечне влечет за собой не только корректировку ведомственных перечней, но и зачастую пересчет нормативных затрат на услугу, а значит, изменение объема субсидии на выполнение задания. Поэтому у органов-учредителей должно быть достаточно времени для подготовки к применению на практике обновленной информации базового перечня.

  1. Состав информации, входящей в базовые и ведомственные перечни, уточнен. Теперь в отношении каждой услуги и работы помимо прочего нужно указывать:

Перечисленными сведениями должны быть дополнены и базовые перечни, и ведомственные. На это указано в п. 5 Правил ведения базовых перечней, п. 4 Правил ведения ведомственных перечней федерального уровня, п. 3 Общих требований к ведомственным перечням регионального и муниципального уровня (в редакции Постановления N 1591). Однако в ведомственные перечни нужно внести еще одну поправку - исключить из них наименования государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих ту или иную услугу (выполняющих работу). Вероятно, это несколько упростит работу органов-учредителей по ведению названных перечней.

  1. Деления базовых перечней на общероссийский, федеральный и региональный разделы не произойдет. Большой блок изменений, который содержался в проекте постановления, в утвержденный нормативный акт не вошел. Напомним: ранее предполагалось, что ведомственные перечни федерального уровня будут формироваться согласно общероссийскому и (или) федеральному разделу "Услуги" и разделу "Работы" базовых перечней, а ведомственные перечни регионального и муниципального уровня - на основании общероссийского и (или) регионального компонента, раздела "Работы" базовых перечней. Иными словами, государственные и муниципальные задания учреждениям должны были бы содержать услуги и работы, включенные в соответствующий раздел базового перечня.

Пока рано делать выводы, отказались законодатели от идеи разделения базовых перечней на компоненты, позволяющие учесть при составлении ведомственных перечней территориальную специфику, или только отложили реализацию этой идеи. Однако в пользу второй версии свидетельствует тот факт, что и в проекте постановления региональный раздел, посвященный услугам, планировалось использовать начиная с формирования заданий на 2019 год и плановый период.

Раскрытие информации о зарплате управленческого персонала

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений помимо соблюдения предельных "порогов" в отношении среднемесячных зарплат теперь должны выполнять еще одно требование - размещать в открытом доступе информацию о своих зарплатах. Согласно ст. 349.5 ТК РФ такие сведения нужно публиковать на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, а если он примет соответствующее решение - еще и на сайте учреждения.

По общему правилу порядок размещения данной информации и представления ее управленческим персоналом устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления. Для руководящего состава федеральных учреждений названный порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 N 1521 <3>. В документе указано, что руководители, их заместители и главные бухгалтеры обязаны подавать сведения о зарплате органу-учредителю (порядок их подачи должен установить в нормативном акте сам учредитель). Названный орган должен разместить информацию на своем сайте не позднее 15 мая года, следующего за отчетным. К этой же дате сведения выкладываются на сайте федерального учреждения (если учредитель принял соответствующее решение).

<3> "Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий".

В состав информации, подлежащей раскрытию, включаются полное наименование учреждения, занимаемая должность, фамилия, имя, отчество руководящего работника. Здесь запрещается указывать информацию, позволяющую определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные, а также сведения, отнесенные к гостайне или имеющие конфиденциальный характер.

В регионах и муниципальных образованиях, как правило, утверждаются аналогичные нормативные акты. Но их содержание может отличаться от того, что прописано в документе федерального уровня.

В одних актах приводится дата, до которой руководящий состав учреждений должен представить информацию учредителю. Например, в постановлениях Правительства г. Москвы от 21.12.2016 N 915-ПП, Совета министров Республики Крым от 20.10.2016 N 500, правительства Нижегородской области от 27.12.2016 N 907 в качестве такой даты обозначено 30 апреля года, следующего за отчетным. В то же время срок опубликования сведений совпадает с тем, который указан в федеральном Постановлении.

В других же случаях субъекты РФ и муниципалитеты устанавливают собственные сроки подачи и размещения информации о зарплате управленческого персонала подведомственных учреждений. Несколько документов назовем в таблице.

Нормативный акт

Установленный срок подачи сведений учреждениями

Установленный срок опубликования сведений

Постановление кабинета министров Чувашской Республики от 23.11.2016 N 479

До 1 марта года, следующего за отчетным

До 1 апреля года, следующего за отчетным

Постановление правительства Пензенской области от 25.10.2016 N 535-пП

До 15 марта года, следующего за отчетным

До 31 марта года, следующего за отчетным

Постановление администрации Петрозаводского городского округа от 29.12.2016 N 5279

До 1 марта года, следующего за отчетным

До 1 апреля года, следующего за отчетным

Постановление администрации г. Кирова от 25.11.2016 N 3935-п

До 10 марта года, следующего за отчетным

До 1 апреля года, следующего за отчетным

Таким образом, руководители, их заместители и главные бухгалтеры учреждений уже в ближайшее время должны подать сведения о среднемесячной зарплате, рассчитанные за 2016 год (форма справки, как правило, приводится в нормативном акте, утверждающем порядок размещения и предоставления этой информации в конкретном регионе или муниципалитете). Однако иногда органы власти дают учреждениям отсрочку. В частности, правительство Москвы в названном выше документе установило, что сведения о зарплате размещаются в Интернете начиная с расчетов за 2017 год (то есть первые справки будут опубликованы только в 2018 году).

Особенности формирования структурированной информации на сайте ГМУ

Наконец, еще один акт - Требования к порядку формирования структурированной информации <4> (утверждены Федеральным казначейством 26.12.2016) - разъясняет, как работать с официальным сайтом bus.gov.ru. Автономные учреждения, разумеется, выложили на данном интернет-ресурсе общую информацию о себе и основные документы, регулирующие их деятельность. Поэтому требования, разработанные Казначейством, пригодятся АУ при внесении изменений в структурированную информацию и размещении новых документов.

<4> "Требования к порядку формирования структурированной информации о государственном (муниципальном) учреждении, информации, указанной в абзаце первом пункта 15.1 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 N 86н".
  1. В состав структурированной информации должны вноситься только те сведения, которые имеют прямое отношение к автономным учреждениям. То есть АУ не надо заполнять строки экранных форм, относящиеся, например, к казенным учреждениям. А вот общую (для всех типов учреждений) и специальную информацию (реквизиты правового акта о назначении членов наблюдательного совета, сведения о его составе) отражать необходимо. Об этом сказано в п. 2.6 Требований к порядку формирования структурированной информации.

Впрочем, общая информация об учреждении формируется автоматически - на основании сведений, включенных в сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса (дополнительно вносится информация о виде учреждения (при наличии)). Если же сведения в сводном реестре изменились, структурированная информация обновляется автоматически в течение пяти рабочих дней (п. 2.17 Требований к порядку формирования структурированной информации).

  1. Новые сведения должны выкладываться на сайт bus.gov.ru не позднее пяти рабочих дней после утверждения соответствующего документа. Согласно п. 2.9 Требований к порядку формирования структурированной информации речь здесь идет о следующих сведениях:

Иными словами, если автономному учреждению доведено задание и АУ утвердило план ФХД, информация об этих документах должна появиться на сайте bus.gov.ru в течение пяти рабочих дней. Исключение сделано только для госзадания, выдаваемого федеральному учреждению. Если сведения о нем включены в реестр государственных заданий, формировать структурированную информацию в названной части не потребуется: данные будут автоматически перенесены из реестра госзаданий (п. 2.10 Требований к порядку формирования структурированной информации).

  1. При внесении сведений о плане ФХД следует учитывать, что к плану на 2017 год предъявляются новые требования. Согласно Приказу Минфина РФ от 29.08.2016 N 142н, внесшему изменения в его же Приказ от 28.07.2010 N 81н <5>, показатели планового документа существенно дополнены. Поэтому при формировании, например, информации о планируемой сумме выплат должны дополнительно указываться расходы на закупку товаров, работ, услуг (с детализацией по видам поступающих средств) и прочие расходы (с такой же детализацией).
<5> "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".

Заключение

Для автономных учреждений наиболее важными из новых требований, пожалуй, стали правила размещения информации о зарплате управленческого персонала - они содержатся в соответствующих нормативных актах, изданных в отношении учреждений федерального, регионального или муниципального уровня. Большинству работников руководящего звена АУ предстоит исполнить данную обязанность в течение одного-двух месяцев.

В ближайшее время учреждениям могут понадобиться и разъяснения Казначейства, которые касаются структурированной информации, формируемой на сайте bus.gov.ru. Многие отчетные документы утверждаются в начале года, а значит, при опубликовании сведений о них на официальном сайте автономным учреждениям нужно соблюдать установленные сроки.

Г.Г. Зайцева

Главный редактор журнала

"Руководитель автономного учреждения"