Мудрый Экономист

Изменения в налоговом законодательстве с 01.01.2017

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 1

Наверное, ни в один закон в нашей стране изменения не вносятся так часто, как в Налоговый кодекс. В 2016 году поправки в НК РФ принимались более 25 раз, часть из них вступит в силу в наступающем 2017 году. В статье рассмотрим основные коррективы налогового законодательства, которые так или иначе коснутся государственных (муниципальных) учреждений.

Страховые взносы

С 01.01.2017 обязанность по администрированию страховых взносов во внебюджетные фонды (за исключением взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) передана налоговым органам. С той же даты признан утратившим силу Федеральный закон N 212-ФЗ <1>. Положения Налогового кодекса дополнены нормами, устанавливающими порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС, а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами данных платежей.

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В НК РФ устанавливаются понятие страховых взносов, права и обязанности плательщиков, вводится новая гл. 34 "Страховые взносы", в которой установлены объект и база по страховым взносам, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, тарифы, в том числе пониженные, единая форма и сроки представления отчетности, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а именно отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования, на соответствующие коды бюджетной классификации (КБК), открытые с 01.01.2017 налоговому органу, предусмотрена возможность зачета произведенных плательщиками страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов.

Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу. Передача функций администрирования страховых взносов позволит осуществлять проверки и доначисления в рамках одного контрольного мероприятия.

Согласно новой редакции п. 17 ст. 89 НК РФ налоговые органы будут вправе проверять все налоги и сборы, а также страховые взносы в рамках одной выездной проверки. При этом в отношении взносов может быть осуществлен весь комплекс проверочных мероприятий, определенных налоговым законодательством. В свою очередь, камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам, в котором заявлены расходы на выплату обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, будет проводиться с учетом положений гл. 34 НК РФ. Следует подчеркнуть, что ФСС также будет контролировать соблюдение страхователями законодательства РФ о таком страховании при назначении, исчислении и выплате страхового обеспечения застрахованным лицам. В свою очередь, ПФР будет вправе контролировать достоверность сведений, представляемых в него.

Отметим, что Налоговым кодексом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, который выработан с учетом многолетней практики по рассмотрению споров и позволяет быстро и эффективно разрешать разногласия с налоговым органом, не прибегая к судебной процедуре, что также поможет плательщику избежать затрат. Указанный порядок будет распространен и на страховые взносы.

Следует обратить внимание на перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. Они в основном соответствуют перечню, содержащемуся в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Однако отдельные нормы подверглись корректировке. Так, с 01.01.2017 не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), связанных:

Кроме того, вводятся ограничения по размеру суточных, не подлежащих обложению страховыми взносами. Раньше подобные ограничения отсутствовали, а теперь они будут соответствовать ограничениям, установленным для НДФЛ в п. 3 ст. 217. Таким образом, с 01.01.2017 при оплате работнику расходов на служебные командировки как внутри страны, так и за ее пределами в доход, подлежащий обложению страховыми взносами, не будут включаться суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2 500 руб. за каждый день в заграничной командировке.

С 01.01.2017 изменяются сроки представления отчетности по страховым взносам. В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ учреждения обязаны представлять расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Напомним, что в 2016 году отчетность представлялась:

Пеня

С целью повышения эффективности использования в налоговых правоотношениях пеней, по своей правовой природе носящих компенсационный характер и подлежащих уплате в случае нарушения установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты сумм налогов, сборов и страховых взносов, снижения задолженности по уплате указанных платежей и обеспечения устойчивого формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, необходимых для исполнения расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, внесены изменения, касающиеся начисления и уплаты сумм пени.

Напомним, что пеней признается установленная Налоговым кодексом денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ).

Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Причем процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Федеральным законом N 401-ФЗ <2> предусмотрены сохранение действующей процентной ставки пени для физических лиц и индивидуальных предпринимателей и увеличение ее размера для организаций. Так, начиная с 01.10.2017 процентная ставка пени для организаций принимается:

<2> Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Налоговые проверки

В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если при камеральной проверке выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствие сведений, представленных учреждением, сведениям, которые содержатся в документах, имеющихся у налогового органа, и получены им в ходе налогового контроля, об этом сообщается учреждению с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести исправления в установленный срок.

Согласно принятым изменениям с 01.01.2017 учреждения, на которые возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации будут обязаны подавать пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе они не будут считаться представленными.

Напомним, что в силу п. 5 ст. 174 НК РФ учреждения обязаны подавать в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в установленном формате в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При этом необходимо учитывать, что для организаций, имеющих небольшую численность и невысокий уровень доходов от операций по реализации товаров (работ, услуг), действующее законодательство РФ о налогах и сборах предусматривает значительные преференции. В частности, учреждения на основании п. 1 ст. 145 НК РФ имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих учреждений без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб.

Если учреждение в период применения данного освобождения не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполняет обязанности налогового агента по НДС, обязанность по представлению декларации по НДС у таких учреждений отсутствует. Кроме того, не должны представлять декларации по НДС организации, перешедшие на УСНО и спецрежим в виде ЕНВД, в отношении операций, осуществляемых в рамках данной деятельности.

Если налогоплательщик не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банке, а также не имеет объектов обложения НДС, то на основании п. 2 ст. 80 НК РФ по истечении отчетного периода он представляет единую (упрощенную) налоговую декларацию, на которую требования п. 5 ст. 174 НК РФ не распространяются.

С 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в ст. 129.1 НК РФ. В новой редакции поименованная статья будет предусматривать ответственность также за непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации. Отметим, что данное деяние влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 000 руб., а совершенное повторно в течение календарного года - 20 000 руб.

Исходя из п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением случаев, установленных Налоговым кодексом. С 01.01.2017 вступает в силу п. 8.6 указанной статьи, согласно которому налоговые органы будут вправе истребовать у плательщиков страховых взносов в рамках камеральной проверки расчета по страховым взносам сведения или документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

Напомним, что суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст. 422 НК РФ, а порядок применения пониженных тарифов страховых взносов обозначен в ст. 427 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

С 01.01.2017 расширен перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль организаций. К таким доходам, в частности, относятся доходы в виде услуг, указанных в пп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Напомним, что в п. 4 ст. 105.14 приведен перечень сделок между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми, даже если они соответствуют критериям, установленным п. 1 - 3 названной статьи. Федеральным законом N 401-ФЗ перечень таких сделок дополнен еще двумя видами сделок:

Кроме того, Федеральным законом N 401-ФЗ уточнено понятие сомнительного долга. Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ.

Глава 25 НК РФ рассматривает сомнительный долг как любую просроченную и необеспеченную дебиторскую задолженность.

Вместе с тем в силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Таким образом, просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом в связи с возможностью налогоплательщика осуществить в одностороннем порядке зачет встречных обязательств. Иными словами, при наличии права на зачет спорная задолженность не может учитываться при формировании резерва (Письмо ФНС России от 16.01.2012 N ЕД-4-3/269@).

При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

Отдельные изменения коснулись и порядка переноса убытков на будущее. В частности, отменено временное ограничение (десять лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток) по переносу такого убытка. Таким образом, сумму убытка можно будет переносить на все последующие годы, а не только в течение десяти лет, как сейчас.

Также следует отметить введение ограничений по переносу убытков в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020. В указанный период база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ (за исключением налоговой базы, к которой применяются налоговые ставки, установленные п. 1.2, 1.5, 1.5-1, 1.7, 1.8, 1.10 ст. 284 и п. 6, 7 ст. 288.1 НК РФ), не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%. При этом приведенные положения применяются в отношении убытков, полученных налогоплательщиками за налоговые периоды, начинающиеся с 01.01.2007.

Укажем и на изменение порядка уплаты налога на прибыль организаций. Так, согласно внесенным поправкам в 2017 - 2020 годах в федеральный бюджет должна зачисляться сумма налога, исчисленная по ставке 3% (вместо 2%), а в региональный - 17% (вместо 18%, как 2016 году).

Кроме того, в обозначенный же период ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом названная налоговая ставка не может быть ниже 12,5% (вместо 13,5%, как 2016 году).

В силу п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Этот период налогоплательщик определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация).

Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640 в Классификацию внесены изменения, которые вступили в силу с 01.01.2017. Для определения срока полезного использования основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2017, следует применять Классификацию в редакции поименованного Постановления.

В отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017, применяется срок полезного использования, определенный налогоплательщиком при вводе их в эксплуатацию.

Налог на добавленную стоимость

С 01.01.2017 облагаются по налоговой ставке 0% услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении.

Пунктом 3 ст. 170 НК РФ установлены случаи, когда налогоплательщику необходимо восстановить суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам. Так, в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, если субсидии из федерального бюджета выделяются на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию РФ, суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, подлежат восстановлению.

При этом в отношении субсидий, выделенных из иных бюджетов бюджетной системы на возмещение вышеуказанных затрат, норма, предусмотренная пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, не применяется.

Согласно положениям ст. 41 БК РФ предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта РФ субсидии относятся к безвозмездным поступлениям и являются источником доходов бюджета субъекта РФ. При этом субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которой являлись целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. В связи с этим на такие субсидии норма пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не распространяется.

Согласно новой редакции пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ восстанавливать НДС необходимо в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Данная редакция вступила в силу с 01.07.2017. Таким образом, начиная с указанной даты восстанавливать НДС необходимо в случае получения налогоплательщиком субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией из любого бюджета (федерального, регионального или местного).

* * *

Как мы видим, перечень изменений достаточно объемный и касается различных сторон деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Надеемся, что данный обзор будет полезен читателям.

А. Гусев

К. п. н.,

редактор журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной

деятельности государственных

(муниципальных) учреждений"