Мудрый Экономист

Формирование показателей бюджетного учета за 2016 год. Какие изменения следует учесть?

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 1

В конце прошлого года Минфином был издан Приказ N 209н <1> внесший коррективы в инструкции, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности, а также правила применения первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Положения данного Приказа учитываются при формировании показателей учета и отчетности за 2016 год, за исключением отдельных норм, применяемых с 2017 года. В рамках данной статьи рассмотрим самые значимые новшества, касающиеся организации и ведения бюджетного учета.

<1> Приказ Минфина России от 16.11.2016 N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности" (вступил в силу 30 декабря 2016 года).

Корректировка общих правил учета

Положения Инструкции N 157н <2>, устанавливающие обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, а также общие способы и правила организации, ведения бюджетного учета, скорректированы следующим образом.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Информация о событии после отчетной даты. В пункт 3 Инструкции N 157н внесено уточнение о том, что, если для соблюдения сроков представления отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрываются при представлении отчетности в пояснительной записке.

Что касается порядка признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, то он утверждается учреждением в рамках формирования учетной политики. Такое дополнение введено в п. 6 Инструкции N 157н.

Принятие имущества и обязательств при реорганизации (упразднении) субъекта учета. Пункт 3 Инструкции N 157н дополнен положениями, предусматривающими определенные правила принятия к учету активов и обязательств в рамках проводимых реорганизационных (ликвидационных) мероприятий. Так, указано, что при реорганизации учреждения (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), упразднении органа госвласти (местного самоуправления) принятие к учету имущества и (или) обязательств, а также информации об изменении их денежного эквивалента (об увеличении, уменьшении) в рамках правопреемства по правам и обязанностям осуществляется на основании данных учета (регистров учета) реорганизуемого учреждения, упраздняемого органа, сформированных исходя из положений Инструкции N 157н, подтвержденных актами приема-передачи имущества, обязательств (актами приема-передачи данных регистров бухгалтерского учета), содержащими информацию о денежном эквиваленте всех передаваемых объектов учета.

Правила документооборота. В пункт 9 Инструкции N 157н внесены дополнения, устанавливающие, что правила ведения документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов, должны соответствовать утвержденному графику ведения документооборота для отражения в бухгалтерском учете. Технология обработки (представления (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления на его основе отчетности по договору (соглашению) иным учреждением, организацией (централизованной бухгалтерией) определяется в порядке, предусмотренном договором (соглашением). То есть в договоре об оказании бухгалтерских услуг (соглашении о передаче полномочий по ведению учета), помимо всего прочего, следует прописать правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

Порядок исправления ошибок. Ошибки, обнаруженные в регистрах бухгалтерского учета, исправляются в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н. Этот пункт дополнен положениями о том, что по решению финансового органа, главного распорядителя, учредителя учреждения ошибка, обнаруженная до утверждения представленной ему отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета, в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода:

Информация об указанных бухгалтерских записях и изменении показателей отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке, представляемой в составе уточненной отчетности.

Инвентаризация активов и обязательств. Пунктом 20 Инструкции N 157н определено, что порядок проведения инвентаризации устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики исходя из положений законодательства РФ. Согласно дополнениям, внесенным в названный пункт, перечислены случаи обязательного проведения инвентаризации, в частности:

Кроме того, определен порядок отражения в учете и отчетности результатов инвентаризации. Предусмотрено, что они подлежат отражению:

Примечание. Аналогичные нормы содержатся в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Учет земельных участков. Пункт 28 Инструкции N 157н дополнен положениями о том, что изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с приведением этих изменений в отчетности.

Также отмечено, что земельные участки, числящиеся в составе государственной (муниципальной) казны, должны учитываться по их кадастровой стоимости (п. 142 Инструкции N 157н в редакции Приказа N 209н).

Маркировка предметов мягкого инвентаря. Порядок маркировки предметов мягкого инвентаря установлен п. 118 Инструкции N 157н. Согласно уточнениям, внесенным в данный пункт, одежда и обувь для всех групп воспитанников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязательной маркировке не подлежит.

Расчеты по ущербу и иным доходам. Учет расчетов по ущербу и иным доходам ведется на счете 0 209 00 000. Согласно поправкам, внесенным в п. 220 Инструкции N 157н, перечень операций, подлежащих отражению на указанном счете, расширился. Теперь он предназначен среди прочего для учета расчетов по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Расчеты по НДС. В связи с введением нового счета 0 210 13 000 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным" п. 224 Инструкции N 157н дополнен новым абзацем, устанавливающим порядок применения указанного счета. Так, предусмотрено, что счет 0 210 13 000 предназначен для учета расчетов по суммам НДС, перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполненных работ, оказанных услуг), передачи имущественных прав.

Напомним, что согласно п. 12 ст. 171 НК РФ учреждение, перечислившее аванс в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, может принять к вычету предъявленную ему продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму НДС. Вычет суммы налога производится на основании счета-фактуры, документа, подтверждающего фактическое перечисление суммы оплаты, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанной суммы (п. 9 ст. 172 НК РФ).

Забалансовый учет. Изменения коснулись и порядка ведения учета на забалансовых счетах, рассмотрим их:

  1. Забалансовый счет 17 теперь называется "Поступления денежных средств" и предназначен (п. 365 Инструкции N 157н в редакции Приказа N 209н):

Примечание. Забалансовый счет 17 открывается к счетам 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения", 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам".

Также обновленными п. 365, 366 Инструкции N 157н предусмотрено, что операции по перечислению возвратов поступлений, учитываемых на забалансовом счете 17, отражаются со знаком минус. А аналитический учет по счету ведется в многографной карточке и (или) карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения и по соответствующим классификационным кодам поступлений (выбытий), обеспечивающим раскрытие информации в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

  1. Забалансовый счет 18 получил название "Выбытие денежных средств". Положения п. 367, 368 Инструкции N 157н, определяющие порядок его применения, изложены в новой редакции.

Согласно поправкам забалансовый счет 18 открывается к счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000 и предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств (за исключением выбытий, отражение которых предусмотрено по забалансовому счету 17), а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов учреждения, лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы учреждения.

Операции по возврату расходов (выплат источников финансирования дефицита бюджета, за исключением денежных средств) текущего года, учтенных на забалансовом счете 18, отражаются со знаком минус.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) счета по соответствующим видам выплат на следующий финансовый год не переносятся.

Аналитический учет по забалансовом счету 18 ведется в многографной карточке и (или) карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения и по соответствующим классификационным кодам видов выбытий (поступлений), обеспечивающим раскрытие информации в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений.

  1. Забалансовый счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению", согласно положениям обновленного п. 375 Инструкции N 157н, теперь предназначен для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем извещения (ф. 0504805) (подтверждения заказчиком централизованной закупки исполнения поставки по централизованному снабжению, в том числе на основании оформленного грузополучателем извещения (ф. 0504805)) и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя. При этом пользование имуществом до получения указанных документов (подтверждения исполнения поставки по централизованному снабжению) допускается:
  1. Забалансовый счет 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями" - это новый счет, введенный в Единый план счетов Приказом N 209н. Он предназначен для аналитического учета информации о целевом использовании средств (иного государственного (муниципального) имущества), направленных из соответствующего бюджета (переданных) в виде взносов в уставные (складочные) капиталы организаций, путем предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества, либо для предоставления взносов в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение дочерними обществами объектов недвижимого имущества, до завершения строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) приобретения объектов недвижимого имущества организациями, реализующими цели бюджетных инвестиций.

Учет по забалансовому счету 42 организуется участниками бюджетного процесса, наделенными соответствующими полномочиями, в разрезе организаций, реализующих цели бюджетных инвестиций, и соответствующих целей бюджетных инвестиций (проектов, объектов бюджетных инвестиций (капитальных вложений)).

Особенности применения указанного счета предусмотрены п. 393, 394 Инструкции N 157н.

Формирование номера счета бюджетного учета

Приказом N 209н обновлены положения Инструкции N 162н <3>, устанавливающие порядок формирования номера счета бюджетного учета, а именно с 1-го по 17-й его разряды. Напомним, что в этих разрядах отражается аналитический код по бюджетной классификации РФ согласно Приложению 2 к Инструкции N 162н.

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Рассмотрим новые правила формирования соответствующих разрядов номера счета в таблице:

Счета бюджетного учета

Порядок формирования аналитического кода по БК в номере счета (с 1-го по 17-й разряды)

Счета 0 100 00 000 <*>, 0 201 35 000 и корреспондирующие с ними счета 0 401 20 000 (0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 270), 0 304 04 000

В 5 - 17-м разрядах номера счета указываются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества

Счет 0 201 00 000

В 15 - 17-м разрядах номера счета отражаются нули

Счет 0 204 00 000 и корреспондирующий с ним счет 0 401 20 241

В 1 - 17-м разрядах номера счета указываются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов

Счет 0 207 00 000

В 15 - 17-м разрядах номера счета отражается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640

Счет 0 301 00 000

В 15 - 17-м разрядах номера счета указывается аналитический код выбытия, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 или 820

Счет 0 304 01 000

В 1 - 17-м разрядах номера счета отражаются нули

Счет 0 304 04 000

В 1 - 17-м разрядах номера счета приводятся показатели, соответствующие 4 - 20-му разрядам кода бюджетной классификации

Счет 0 401 30 000

В 1 - 17-м разрядах номера счета указываются нули

Счет 0 401 60 000 и корреспондирующий с ним счет 0 401 20 000

В 5 - 14-м разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих обязательств

<*> За исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы", 0 107 00 000 "Нефинансовые активы в пути".

Положениями обновленной Инструкции N 162н также предусмотрена возможность отражения финансовыми органами в 1 - 17-м разрядах номера счета, в которых проставляются нули, соответствующих кодов бюджетной классификации в порядке, установленном их учетной политикой.

Изменения в порядке ведения бюджетного учета

При формировании показателей бюджетного учета за 2016 год нужно учесть следующие изменения, внесенные Приказом N 209н в Инструкцию N 162н.

Введены новые счета и порядок их применения

План счетов бюджетного учета, Инструкция N 162н дополнены новыми счетами и корреспонденциями счетов по их применению.

Счет 0 210 13 000 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным". Бухгалтерские записи по применению указанного счета приведены в п. 88 Инструкции N 162н в редакции Приказа N 209н.

Зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, отражается в учете так: Дебет счета 0 210 13 560 Кредит счета 0 210 12 660.

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, отражается в учете следующим образом: Дебет счета 0 303 04 830 Кредит счета 0 210 13 660.

Счет 0 401 10 174 "Выпадающие доходы". Корреспонденция счетов по отражению в учете операций с выпадающими (недополученными) доходами приведена в обновленном п. 120 Инструкции N 162н.

Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается в учете проводкой: Дебет счета 0 401 10 174 Кредит счетов 0 205 00 000, 0 209 00 000.

Добавлены новые корреспонденции счетов

Изменение стоимости земельных участков. Пункты 16, 17 Инструкции N 162н дополнены следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету <*>:

  • на баланс учреждения

0 103 11 000

0 401 10 180

  • в состав государственной (муниципальной) казны

0 108 55 000

0 401 10 180

<*> При увеличении балансовой стоимости изменение стоимости земельных участков отражается в положительном значении, а при уменьшении балансовой стоимости - со знаком минус.

Компенсация расходов в связи с реализацией требований законодательства РФ. Абзац 6 п. 86 Инструкции N 162н изложен в новой редакции, определяющей порядок отражения в учете расчетов по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных в связи с реализацией требований законодательства РФ

0 209 30 000

0 401 10 130

Признание доходов и расходов. В новой редакции изложены положения абз. 2 п. 120 и абз. 2 п. 121 Инструкции N 162н, устанавливающие порядок отражения в учете операций по признанию доходов и расходов.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено признание доходов:

а) в рамках операций между учреждениями разных уровней бюджетов, в том числе вследствие реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);

0 100 00 000

0 200 00 000

0 300 00 000

0 401 10 110

0 401 10 120

0 401 10 130

0 401 10 140

0 401 10 151 - 0 401 10 153

б) в том числе по операциям:

  • между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета, в том числе вследствие упразднения, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения);
  • по передаче государственным (муниципальным) организациям, органам исполнительной власти активов и обязательств

0 100 00 000

0 200 00 000

0 300 00 000

0 401 10 160



0 401 10 171 - 0 401 10 173

0 401 10 180

Отражено признание расходов:

а) в рамках операций между учреждениями разных уровней бюджетов, в том числе вследствие реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);

0 401 20 242

0 401 20 251 - 0 401 20 253

б) в том числе по операциям:

  • между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета, в том числе вследствие упразднения, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения);
  • по передаче государственным (муниципальным) организациям, органам исполнительной власти активов и обязательств;


0 401 20 211 - 0 401 20 226

0 401 20 231

0 401 20 232

0 401 20 241

0 100 00 000

0 200 00 000

0 300 00 000



в) по прочим операциям

0 401 20 261 - 0 401 20 263

0 401 20 271 - 0 401 20 273

0 401 20 290

0 100 00 000

0 200 00 000



0 300 00 000

Передача активов в доверительное управление. Пункт 76 Инструкции N 162н дополнен следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена передача объектов нефинансовых (финансовых) активов управляющим компаниям в доверительное управление <*>

0 204 51 550

0 215 51 650

<*> Одновременно информация об активах, находящихся в доверительном управлении, отражается на забалансовом счете 40.

Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями. Абзац 2 п. 98 и абз. 14 п. 102 Инструкции N 162н дополнены положениями, предусматривающими одновременное увеличение забалансового счета 42 при передаче активов (осуществлении вложений), перечислении денежных средств в виде взносов в уставные (складочные) капиталы организаций, реализующих цели бюджетных инвестиций.

* * *

В данной статье рассмотрены основные изменения, актуальные для казенных учреждений, а также органов госвласти (местного самоуправления), введенные Приказом N 209н в Инструкции N 157н, N 162н. Они применяются при формировании показателей учета за 2016 год. О нововведениях, которые следует учесть при составлении учетной политики на 2017 год, читайте в следующем номере журнала.



М. Алексеева

Эксперт журнала

"Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"