Мудрый Экономист

Учитываем изменения при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 1

В Инструкции N 33н <1>, 191н <2> внесены изменения Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 N 209н (далее - Приказ N 209н). Учреждениям следует учитывать указанные изменения при формировании отчетности за 2016 год. О том, какие отчетные формы изменились, расскажем в данной статье.

<1> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
<2> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.

В части формирования бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность формируется бюджетными (автономными) учреждениями в соответствии с Инструкцией N 33н. Изменения, внесенные в указанную Инструкцию, затронули следующие отчетные формы:

  1. справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, представляемую в составе баланса.

В ней скорректирован порядок заполнения строк 170 - 173, 180 - 183. Согласно новой редакции п. 21 Инструкции N 33н показатели по данным строкам формируются в следующем порядке:

Кроме того, в справку введена строка 300 для отражения данных, сформированных на забалансовом счете 40;

  1. справку по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725). Теперь в этой форме дополнительно следует отражать внутренние расчеты, произведенные при реорганизации учреждения;
  2. отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее - отчет (ф. 0503737)). При заполнении данного отчета необходимо учитывать следующие новшества:

а) в разделе "Доходы учреждения" суммы возвратов остатков субсидий (грантов) прошлых лет не показываются;

б) в разделе "Расходы учреждения" данные по восстановлениям расходов прошлых лет не отражаются. Ранее такие данные указывались в строке 300 отчета (ф. 0503737);

в) в разделе "Источники финансирования дефицита средств учреждения" при формировании графы 6 следует дополнительно учитывать данные, отраженные на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счету 0 210 03 000.

Кроме того, в сроке 592 указанного раздела теперь отражается возврат остатков не только субсидий прошлых лет, но и грантов прошлых лет.

Стоит отметить, что данные по возврату остатков грантов прошлых лет дополнительно должны быть включены также в строку 910 разд. 4 "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" отчета (ф. 0503737);

  1. отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721). В нем по строке 090 теперь отражается сумма данных по соответствующим аналитическим счетам счета 0 401 10 170 "Доходы по операциям с активами" (0 401 10 171 - 0 401 10 174). Ранее данная строка заполнялась путем суммирования показателей строк 091, 092, 099;
  2. отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723). С учетом изменений, внесенных в п. 55.1 Инструкции N 33н, отчет необходимо представлять за полугодие и год. Согласно прежним положениям отчет был квартальным. При формировании отчета необходимо учитывать следующие новшества:
  1. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее - приложение (ф. 0503769)), представляемые в составе пояснительной записки.

Из данной отчетной формы исключен разд. 3 "Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности", хотя он введен недавно. Данный раздел просуществовал всего лишь три отчетных квартала.

Практически полностью переписан порядок заполнения разд. 1 "Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности учреждения" приложения (ф. 0503769). Покажем данный порядок в таблице с учетом новых положений п. 69 Инструкции N 33н.

Графа разд. 1 сведений (ф. 0503769)

Порядок заполнения

1

Указываются номера соответствующих аналитических счетов, отражающих показатели расчетов (задолженности дебиторская или кредиторская) в части остатков на начало, конец отчетного периода и (или) на конец аналогичного периода прошлого финансового года и (или) оборотов по увеличению (уменьшению) задолженности, сформированных в отчетном периоде:

  • по дебиторской задолженности - счета 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 210 05 000, 0 303 00 000;
  • по кредиторской задолженности - счета 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 02 000, 0 304 03 000, 0 304 06 000, 0 205 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000.

Графа 1 не заполняется по расчетам, по которым все показатели, отражаемые в графах 2 - 14, не формировались (имели нулевое значение)

2, 9

Отражается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по соответствующему номеру счета бухгалтерского учета по состоянию на начало года (графа 2) и на конец отчетного периода (графа 9) соответственно

3, 10, 13

Указываются данные о задолженности, срок исполнения которой по правовому основанию возникновения превышает 12 месяцев от отчетной даты

12

Отражается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по соответствующему коду синтетического счета бухгалтерского учета по состоянию на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года

4, 11, 14

Приводятся данные о не исполненных соответственно на начало года (графа 4), на конец отчетного периода (графа 11) и конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года (графа 14) обязательствах, по которым срок исполнения уже наступил (обязательства, не исполненные в установленные сроки, подтвержденные по результатам инвентаризации кредиторами), просроченной дебиторской задолженности

5, 6

Отражается общая сумма увеличения дебиторской (кредиторской) задолженности (графа 5) с отражением сумм по неденежным расчетам (графа 6) <*>

7, 8

Указывается общая сумма уменьшения дебиторской (кредиторской) задолженности (графа 7) с отражением сумм по неденежным расчетам (графа 8) <*>

12 - 14

Показатели данных граф подлежат отражению вне зависимости от наличия показателей дебиторской (кредиторской) задолженности в текущем финансовом году в графах 2 - 11

2 - 4, 9 - 11 и 12 - 14

Отражение по данным графам показателей по соответствующим аналитическим счетам счетов 0 206 00 000, 0 302 00 000 со знаком "минус" не допускаются

5 - 8

Отражение в этих графах показателей со знаком "минус" допустимо только по результатам проведения исправительных записей методом "красное сторно", которые раскрываются в текстовой части разд. 4 "Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности" пояснительной записки (ф. 0503760)

<*> В целях формирования приложения (ф. 0503769) под неденежными расчетами понимаются операции по увеличению (уменьшению) дебиторской (кредиторской) задолженности, за исключением расчетов, отражаемых в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счетов 0 201 10 000, 0 201 20 000, 0 201 34 000, 0 210 03 000. Формирование показателей по неденежным расчетам (графы 6, 8) осуществляется по счетам 0 206 00 000, 0 302 00 000.

Показатели расчетов с дебиторами и кредиторами в разд. 1 приложения (ф. 0503769) формируются с подведением итогов:

По строке "Всего" отражается итоговая сумма по разд. 1 приложения (ф. 0503769).

В части формирования бюджетной отчетности

Формы бюджетной отчетности заполняются в соответствии с Инструкцией N 191н. Поправки, внесенные Приказом N 209н в указанную Инструкцию, коснулись следующих отчетных форм, представляемых учреждениями - получателями бюджетных средств:

  1. справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, входящей в состав баланса (ф. 0503130);
  2. справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503125);
  3. отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  4. отчета о движении денежных средств (ф. 0503123) (далее - отчет (ф. 0503123));
  5. сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее - приложение (ф. 0503169)).

Стоит отметить, что в первых трех отчетных формах поправки практически совпадают с изменениями, внесенными в отношении одноименных форм, представляемых бюджетными (автономными) учреждениями. Поэтому на них мы останавливаться не будем.

Подробно рассмотрим изменения, касающиеся остальных отчетов, приведенных в перечне.

Отчет (ф. 0503123). Заполняя графу 1 указанного отчета, необходимо учитывать следующие новшества (п. 149 Инструкции N 191н в редакции Приказа N 209н):

  1. при формировании показателей поступлений:
  1. при формировании показателей выбытий:

Кроме того, в отчете (ф. 0503123) изменены правила заполнения следующих строк:

Приложение (ф. 0503169). Помимо исключения из указанного приложения разд. 3 "Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности", значительно скорректирован порядок заполнения разд. 1 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности". Рассмотрим особенности его составления с учетом изменений, внесенных Приказом N 209н.

Графы разд. 1 приложения (ф. 0503169)

Порядок заполнения

1

Указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде:

  • по дебиторской задолженности - счета 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 303 00 000;
  • по кредиторской задолженности - счета 0 205 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 02 000, 0 304 03 000, 0 304 06 000. При этом показатели по счету 0 304 06 000 в приложении (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Номера счетов бюджетного учета, отражаемые в данной графе, должны содержать в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета коды бюджетной классификации, действующие в отчетном периоде. Коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета отражаются со значением "ноль"

2, 9

Отражается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года и на конец отчетного периода соответственно

12

Указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по соответствующему синтетическому коду счета бюджетного учета по состоянию на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года

3, 10, 13

Отражается информация о долгосрочной задолженности (задолженности, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев)

4, 11, 14

Указываются данные о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности (неисполненной задолженности при наступлении даты ее исполнения на соответствующую отчетную дату) на начало года, на конец отчетного периода и на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года соответственно

5, 6

Отражается общая сумма увеличения дебиторской (кредиторской) задолженности (графа 5) с указанием сумм по неденежным расчетам (графа 6) <*>

7, 8

Отражается общая сумма уменьшения дебиторской (кредиторской) задолженности (графа 7) с указанием сумм по неденежным расчетам (графа 8) <*>

<*> В целях формирования приложения (ф. 0503169) под неденежными расчетами понимаются операции по увеличению (уменьшению) дебиторской (кредиторской) задолженности за исключением операций, отражаемых в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счетов 1 201 21 000, 1 201 22 000, 1 201 23 000, 1 201 27 000, 1 201 34 000, 1 210 02 000, 1 202 00 000, 1 203 00 000, 1 210 02 000, 1 210 03 000, 1 304 05 000. При этом формирование показателей по графам 6, 8 осуществляется по счетам 0 206 00 000, 0 302 00 000.

Сумма задолженности в разд. 1 приложения (ф. 0503169) отражается с подведением итогов:

Камеральная проверка отчетности

Также Приказом N 209н вводятся положения об особенностях проведения камеральной проверки отчетности и уведомления учреждений о ее результатах.

Напомним, что бюджетные (автономные) учреждения представляют бухгалтерскую отчетность учредителю, получатели бюджетных средств - вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств. В данном случае учредители и распорядители (главные распорядители) выступают в качестве пользователей отчетности.

К сведению. Пользователями отчетности признаются субъекты отчетности, ответственные за формирование сводной и (или) консолидированной отчетности.

Пользователи отчетности проводят проверку представленной им бюджетной (бухгалтерской) отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению путем сверки показателей отчетности по установленным контрольным соотношениям (далее - камеральная проверка отчетности). Такие положения о проведении камеральной проверки отчетности предусмотрены в п. 10 Инструкции N 191н. В Инструкцию N 33н аналогичные положения введены Приказом N 209н и изложены в новом п. 8.1.

После проведения камеральной проверки пользователь отчетности не позднее одного рабочего дня после получения результатов указанной проверки уведомляет соответствующее учреждение о принятии представленной отчетности в случае получения положительного результата камеральной проверки (далее - уведомление о принятии отчетности) либо о выявленных несоответствиях отчетности требованиям к ее составлению и представлению, требующих внесения изменений в отчетность (далее - уведомления о несоответствии отчетности требованиям по составлению) (п. 10 Инструкции N 191н, п. 8.1 Инструкции N 33н в редакции Приказа N 209н).

Порядок уведомления учреждения о результатах проведенной камеральной проверки отчетности, а также о дате принятия отчетности устанавливается пользователем отчетности (п. 10 Инструкции N 191н, п. 8.1 Инструкции N 33н в редакции Приказа N 209н).

При получении уведомления о несоответствии отчетности требованиям к составлению учреждение обязано в течение срока, установленного пользователем отчетности, предпринять необходимые меры, чтобы привести отчетность в соответствие с установленными требованиями. Исправленная отчетность представляется учреждением с сопроводительным письмом, содержащим указания о внесенных в нее изменениях (п. 10 Инструкции N 191н, п. 8.1 Инструкции N 33н в редакции Приказа N 209н).

Стоит отметить, что вносить изменения в ранее принятую отчетность учреждениям следует по согласованию с соответствующим пользователем отчетности.

В целях проведения камеральной проверки отчетности федеральные учреждения, помимо представления отчетности учредителю (главному распорядителю), размещают свою отчетность в подсистеме "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет" в части сведений, не содержащих государственную тайну, в следующие сроки (п. 8.1 Инструкции N 33н, п. 288 Инструкции N 191н в редакции Приказа N 209н):

* * *

При составлении бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год учреждениям необходимо учитывать изменения, внесенные Приказом N 209н. В основном поправки носят уточняющий характер. Частично они обусловлены принятыми в конце года изменениями бухгалтерского (бюджетного) учета в ГМУ. Отдельные поправки устраняют ранее имевшиеся в Инструкциях N 33н, 191н недочеты, опечатки. Значительным изменениям подверглись формы 0503769, 0503169. Из них полностью исключен разд. 3 и обновлен порядок заполнения разд. 1.

Помимо изменений, связанных непосредственно с заполнением отчетных форм, в Инструкции N 33н, 191н добавлены положения об особенностях проведения камеральной проверки отчетности и уведомления о ее результатах.

Л. Морозова

Эксперт журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"