Мудрый Экономист

Изменения в бюджетном учете. Что следует знать бухгалтеру?

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 1

Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н подготовлены изменения, которые вносятся в Инструкции N 157н <1>, 162н <2> и 191н <3>. Новые положения применяются при формировании показателей бухгалтерского учета и отчетности за 2016 год, за исключением некоторых норм, которые вступили в силу только с 2017 года. О том, что изменится, расскажем в статье.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<3> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

Корректировка общих правил ведения бухгалтерского учета

Событие после отчетной даты. В пункте 3 Инструкции N 157н приведен перечень положений, которые касаются ведения бухгалтерского учета в целом. В частности, данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность организаций формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения в период между отчетной датой и датой подписания отчетности за отчетный год (далее - событие после отчетной даты).

Минфин внес в данную норму уточнение следующего характера. Если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрываются в пояснительной записке при подаче отчетности.

При этом согласно п. 6 Инструкции N 157н субъект учета (казенное учреждение) в своей учетной политике раскрывает порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.

Порядок формирования первичного учетного документа. Он изложен в п. 9 Инструкции N 157н. Согласно новым положениям, если ведение бухгалтерского учета осуществляется централизованной бухгалтерией в соответствии с заключенным договором, правила документооборота <4>, технология обработки учетной информации устанавливаются в порядке, предусмотренном договором.

<4> В том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете.

Случаи проведения инвентаризации. В силу изменений, внесенных в п. 20 Инструкции N 157н, с 2016 года проведение инвентаризации обязательно:

Добавим, что аналогичные нормы в настоящее время содержатся в Приказе Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором она была закончена. При проведении инвентаризации перед составлением годовой отчетности ее результаты показываются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае если инвентаризация проводится в реорганизуемой (ликвидируемой) организации, ее результаты отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).

Порядок исправления ошибок. Порядок исправления ошибок, изложенный в п. 18 Инструкции N 157н, дополнен абзацем следующего содержания. По решению главного распорядителя (учредителя) ошибка, обнаруженная до утверждения представленной ему отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета, в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода:

Информация об указанных бухгалтерских записях и изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке, представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Изменение кадастровой стоимости земельных участков. В силу поправок, внесенных в п. 28 Инструкции N 157н, такое изменение отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором оно произошло, с указанием его в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Введение новых счетов бухгалтерского учета

В соответствии с изменениями, внесенными в Инструкции N 157н и 162н, вводятся новые счета бухгалтерского учета:

Отметим, что новые счета санкционирования расходов применяются с 2017 года.

Для справки. В соответствии с дополнениями, введенными в п. 308 Инструкции N 157н, под авансовыми денежными обязательствами понимается обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства согласно условиям гражданско-правовой сделки до поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Кроме того, дополняется перечень забалансовых счетов. В него войдет забалансовый счет 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями", предназначенный для аналитического учета информации о целевом использовании средств, направленных из соответствующего бюджета в виде взносов в уставные капиталы организаций, путем предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства. Аналитический учет по счету ведется в разрезе организаций, реализующих цели бюджетных инвестиций.

Порядок формирования счета бюджетного учета

Как следует из п. 2 Инструкции N 162н, учреждения применяют коды бюджетной классификации РФ при формировании 1 - 17-го разрядов номера счета бюджетного учета в соответствии с приложением 2 к данной Инструкции.

При этом согласно внесенным поправкам по счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы" в 5 - 17-м разрядах номера счета проставляются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) назначением средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества.

Исключением из данного правила являются счета аналитического учета:

В 1 - 17-м разрядах номера счета аналитического учета счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения" и корреспондирующего с ним счета 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" указываются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов.

По счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", где отражается сумма основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 - 17-м разрядах номера счета приводится аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источника финансирования дефицитов бюджетов 640 "Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам".

По счетам аналитического учета счета 0 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам", отражающим сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 - 17-м разрядах номера счета указывается аналитический код выбытия, соответствующий коду аналитической группы вида источника финансирования дефицитов бюджетов:

По счетам аналитического учета счета 0 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" в 1 - 17-м разрядах номера счета проставляются нули.

При формировании операций согласно разд. 6 "Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями" Инструкции N 162н в 1 - 17-м разрядах номера счета 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" отражаются показатели, соответствующие 4 - 20-му разрядам кода бюджетной классификации. В 1 - 17-м разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" проставляются нули.

В 5 - 14-м разрядах номера счета аналитического учета счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" и корреспондирующего с ним счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" указываются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих обязательств.

По счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" в 15 - 17-м разрядах номера счета ставятся нули.

В целях получения дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бюджетной отчетности, а также в соответствии с требованиями главного администратора бюджетных средств, финансового органа, в целях управленческого учета учреждения финансовые органы в 1 - 17-м разрядах номера счета, в которых предусмотрены нули, приводят соответствующие коды бюджетной классификации в порядке, установленном их учетной политикой.

Новая корреспонденция счетов по операциям

Прежде чем перейти непосредственно к новой корреспонденции счетов, обозначим поправки, внесенные в общий порядок отражения финансово-хозяйственных операций. Так, в силу нового абзаца п. 2 Инструкции N 162н при ведении бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах применяются корреспонденции счетов бюджетного учета в соответствии с данной Инструкцией. При отсутствии в Инструкции N 162н необходимой корреспонденции счетов по операциям, подлежащим отражению в бюджетном учете, финансовые органы и главные распорядители имеют право определять корреспонденцию счетов в части, не противоречащей этой Инструкции.

Далее рассмотрим новый порядок отражения в учете отдельных финансово-хозяйственных операций.

Изменение кадастровой стоимости земельных участков. В силу поправок, внесенных в п. 16 Инструкции N 162н, изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается по дебету счета 0 103 11 000 и кредиту счета 1 401 10 180 в сумме изменения:

Расчеты по иным доходам. В соответствии с корректировками, внесенными в п. 78 Инструкции N 162н, начисление иных доходов <5> отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам". При этом по кредиту выступают соответствующие счета аналитического учета счета 0 401 10 100 "Доходы экономического субъекта" (0 401 10 130, 0 401 10 152, 0 401 10 153, 0 401 10 180).

<5> Включая полученные пожертвования, гранты, благотворительные (безвозмездные) перечисления, а также доходы от возврата остатков субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий, образовавшихся в связи с невыполнением государственного задания.

Суммы задолженности по компенсации расходов учреждения. Задолженность по компенсации затрат учреждения в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ, отражается (п. 86 Инструкции N 162н) по дебету счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".

Расчеты по НДС по уплаченным авансам. Как уже было отмечено, Минфин ввел новый счет в части расчетов по НДС по уплаченным авансам. В связи с этим в п. 78 Инструкции N 162н приведена корреспонденция счетов по отражению данных операций в учете.

Зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, отражается записью:

Дебет счета 0 210 13 560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным"

Кредит счета 0 210 12 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате, на сумму налога по предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров отражается следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счета 0 303 04 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

Кредит счета 0 210 13 600 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным".

Операции с выпадающими доходами. Они изложены в п. 120 Инструкции N 162н. В силу положений, внесенных в данный пункт, уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается проводкой:

Дебет счета 1 401 10 174 "Выпадающие доходы"

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 "Расчеты по доходам", 1 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам".

Пример 1. В соответствии с приложением 7 к Указаниям N 65н <6> главным администратором доходов бюджета по штрафам за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения является МВД. Предположим, что в декабре 2016 года по одному из субъектов РФ было начислено условно 325 000 руб. штрафов за нарушение ПДД. Согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ размер штрафа уменьшается на 50% в случае, если оплата поступила не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Допустим, сумма уменьшения составляет 162 500 руб.

<6> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

В бухгалтерском учете главного администратора будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы бюджета от денежных взысканий (штрафов) на основании первичных документов, подтверждающих право требования к плательщику (постановления об административном правонарушении)

1 205 41 560

1 401 10 140

325 000

Поступили в доход бюджета суммы денежных взысканий (штрафов) в размере 50% в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ

1 210 02 140

1 205 41 660

162 500

Признаны выпадающие доходы от уменьшения суммы начисленных денежных взысканий (штрафов) на 50% согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ на основании первичного учетного документа

1 401 10 174

1 205 41 660

162 500

Пример 2. Поставщик своевременно не осуществил поставку товара заказчику. Условиями договора определено, что за несвоевременную поставку товара поставщик обязан уплатить неустойку. Но в случае, если сумма неустойки не превышает 5% суммы договора, заказчик имеет право списать неустойку. Предположим, что сумма неустойки равна 15 600 руб.

Порядок списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по государственным контрактам определен Приказом Минфина России N 44н <7> (далее - Порядок N 44н), принятым во исполнение п. 5 Постановления Правительства РФ N 190 <8>.

<7> Приказ Минфина России от 12.04.2016 N 44н "О Порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
<8> Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".

Для списания заказчиком начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) с контрагентом проводится сверка неуплаченной задолженности (п. 3 Порядка N 44н). При подтверждении задолженности комиссия заказчика по поступлению и выбытию активов принимает решение о списании задолженности, которое оформляется внутренним документом (приказом, распоряжением).

Не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания заказчик направляет контрагенту уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к Порядку N 44н.

В бухгалтерском учете казенного учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена сумма неустойки, предъявленной в адрес контрагента, согласно условиям государственного контракта

1 209 40 560

1 401 10 140

15 600

Списана неустойка в соответствии с Порядком N 44н

1 401 10 174

1 209 40 660

15 600

* * *

В заключение отметим следующее. В соответствии с Приказом Минфина России N 209н новые положения Инструкций N 157н и 162н применяются при формировании показателей бухгалтерского учета и отчетности за 2016 год, за исключением некоторых норм, которые вступили в силу только с 2017 года. В связи с этим казенным учреждениям следует сделать соответствующие корректировочные записи по отражению отдельных финансово-хозяйственных операций в 2016 году и представить главному распорядителю отчетность с учетом данных поправок. Кроме того, нужно внести изменения в положения учетной политики на 2017 год.

С. Валова

Редактор журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"