Мудрый Экономист

Санкционирование расходов бюджета в 2017 году

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 1

Учреждения, распорядители и главные распорядители бюджетных средств ведут учет принятых в рамках осуществления финансово-хозяйственной деятельности обязательств, денежных обязательств на счетах учета санкционирования расходов (бухгалтерские записи по этим счетам приведены в разд. 5 Инструкции N 162н <1>). В действовавшей корреспонденции счетов по учету санкционирования расходов не были предусмотрены счета, отражающие исполнение денежных обязательств (оплату счетов, счетов-фактур в рамках условий действующего контракта, договора, закона), принятие и исполнение авансовых денежных обязательств. Отсутствие этих счетов не позволяло субъектам учета отслеживать исполнение своих обязательств. Поправки, вносимые в Инструкции N 157н <2> и 162н Приказом Минфина России N 209н <3>, устраняют данный недочет. Об изменении положений разд. 5 Инструкции N 162н и разд. 6 Инструкции N 157н с 1 января 2017 года поговорим в настоящей статье.

<1> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<3> Приказ Минфина России от 16.11.2016 N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности".

На момент подготовки журнала к печати Приказ Минфина России N 209н находился на регистрации в Минюсте. Текст Приказа, переданного на регистрацию, содержит информацию, устанавливающую, что изменения, вносимые в разд. 6 Инструкции N 157н и разд. 5 Инструкции N 162н, применяются с 1 января 2017 года. Возможно, после того, как Приказ пройдет регистрацию, срок введения новшеств будет другим. Рекомендуем обратить на это внимание.

Далее рассмотрим наиболее интересные и важные изменения в учете санкционирования расходов.

Понятийный аппарат по учету обязательств

При отражении операций по санкционированию расходов субъектом учета используются понятия, приведенные в п. 308 Инструкции N 157н. Приказом Минфина России N 209н этот пункт дополнен следующими понятиями:

Кроме того, внесены изменения в трактовку понятий "принимаемые обязательства", "денежные обязательства". В редакции Приказа Минфина России N 209н данные понятия стали звучать более корректно с точки зрения действующего законодательства. Например, в редакции п. 308 Инструкции N 157н, действующей с 2017 года, понятие "принимаемые обязательства" определено так: это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году денежные средства. Суммы принимаемых обязательств определяются в размере начальной (максимальной) цены контракта (договора) на основании размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок извещений об осуществлении закупок (направленных приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Перерегистрация обязательств по завершении года

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета исполненных денежных обязательств и утвержденных плановых назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся. Пункт 312 Инструкции N 157н Приказом Минфина России N 209н дополнен абзацем, устанавливающим, что показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.

Аналитический учет обязательств

Пункт 313 Инструкции N 157н дополнен новым абзацем: аналитический учет обязательств, отраженных на счетах учета санкционирования расходов, осуществляется учреждениями в разрезе кредиторов (групп кредиторов) (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров), а также другой аналитики, установленной в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Учет операций с обязательствами осуществляется в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (в части обязательств учреждения) (п. 314 Инструкции N 157н в редакции Приказа Минфина России N 209н).

Учет отложенных обязательств

Получатели бюджетных средств по счету 1 501 03 000 ведут учет объема утвержденного им в денежном выражении права на принятие бюджетных обязательств, их исполнение в текущем, очередном финансовых годах, первом и втором годах планового периода, а также показателей лимитов бюджетных обязательств с учетом изменений.

Приказом Минфина России N 209н в абз. 2 п. 134 Инструкции N 162н внесены поправки в части отражения операций по счету 1 501 03 000. Так, по дебету этого счета получатели бюджетных средств, финансовые органы отражают суммы бюджетных обязательств (принимаемых, принятых (отложенных) обязательств), принятых получателем бюджетных средств в пределах утвержденных ему на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств (лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований), а также объем принятых бюджетных обязательств с учетом изменений. До разработки Приказа Минфина России N 209н данный абзац не содержал информации об отражении с помощью этой записи принятия бюджетных обязательств в отношении отложенных обязательств (кредит счета 1 502 09 000). Рекомендации по применению счета 1 502 99 XXX в корреспонденции с дебетом счета 1 501 03 000 при отражении на счетах бюджетного учета принятых обязательств на сумму созданного резерва содержатся в Письме Минфина России от 07.04.2015 N 02-07-07/19450 "О порядке отражения в учете операций с принимаемыми и отложенными обязательствами" (далее - Письмо N 02-07-07/19450). В нем же приведена корреспонденция счетов по отражению в учете принятия обязательств, денежных обязательств по контрактам, заключенным без проведения и с проведением конкурсных процедур. Бухгалтерские записи по отражению в бюджетном учете сумм созданного резерва отложенных обязательств и расходования сумм этого резерва, приведенные в Приказе Минфина России N 209н, отличаются от тех, которые представлены в Письме N 02-07-07/19450.

Так, п. 134 Инструкции N 162н дополнен новыми абзацами, содержащими бухгалтерские записи по отражению на счетах учета санкционирования расходов:

Общие нормы по применению счета 0 502 09 000 изложены в п. 141.2 Инструкции N 162н. Данный пункт в редакции Приказа Минфина России N 209н звучит так: счет 0 502 09 000 "Отложенные обязательства" предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм обязательств учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств).

Суммы обязательств участника бюджетного процесса, принятых за счет ранее сформированных отложенных обязательств, отражаются при помощи счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)". Так, отложенные бюджетные обязательства, принимаемые получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, отражаются по дебету счетов 1 501 93 000, 1 503 93 000 в корреспонденции с кредитом счета 1 502 99 000.

Принятие бюджетных обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств при определении размера обязательства и соответствующих финансовых периодов (текущий, очередной финансовые годы, первый и второй годы планового периода), в которых данное обязательство предусматривается исполнить, отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 0 502 99 000

Кредит счета 0 502 01 000.

Согласно положениям Инструкции N 162н бухгалтерские записи по отражению отложенных обязательств будут такими:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Принято обязательство на сумму созданного резерва

1 501 93 000

1 502 99 000

Принято обязательство текущего года по оплате за счет суммы созданного резерва

1 501 13 000

1 501 93 000

Уменьшена сумма созданного резерва в размере произведенных выплат

1 502 99 000

1 502 11 000

Учет обязательств получателем бюджетных средств

Бухгалтерский учет принятых и исполненных получателем бюджетных средств обязательств ведется на счете 0 502 00 000 "Обязательства". Общие нормы по применению этого счета установлены в п. 318 Инструкции N 157н.

Приказом Минфина России N 209н в данный пункт внесены поправки, устанавливающие, в частности, следующее. Учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств, установленных органами Федерального казначейства.

Группировка принятых (принимаемых) получателем бюджетных средств обязательств осуществляется в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета.

Примечание. Аналитические коды синтетического счета 0 502 00 000 приведены в п. 319 Инструкции N 157н.

Приказом Минфина России N 209н счет 0 502 00 000 дополнен следующими аналитическими кодами:

В связи с внесением изменений в п. 319 Инструкции N 157н Приказом Минфина России N 209н в п. 139 Инструкции N 162н введены дополнительные счета, которые применяются органами Федерального казначейства для учета обязательств учреждений в части кассового исполнения федерального бюджета:

Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств

Счет 1 503 03 000 предназначен для учета финансовыми органами, получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств как их получателями), администраторами источников финансирования дефицита бюджета (в том числе главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета как администраторами) сумм утвержденных и доведенных в установленном порядке до получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета бюджетных ассигнований на текущий, очередной финансовые годы, первый и второй годы планового периода, а также показателей бюджетных ассигнований, утвержденных в течение текущего финансового года, с учетом изменений.

Суммы бюджетных обязательств (принимаемых, принятых (отложенных) обязательств) по расходам (выплатам), принятых получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, исполнение которых предусмотрено за счет утвержденных получателю бюджетных средств на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований, показываются по дебету счета 1 503 03 000 в корреспонденции с кредитом счетов 0 502 01 000, 0 502 07 000, 0 502 09 000. Отметим, что в п. 145 Инструкции N 162н счета 0 502 07 000 и 0 502 09 000, которые применяются при принятии к учету сумм бюджетных обязательств (принимаемых, принятых (отложенных)), введены Приказом Минфина России N 209н и в новой редакции данный пункт действует начиная с 1 января 2017 года.

Кроме того, Приказом Минфина России N 209н п. 145 Инструкции N 162н дополнен двумя новыми абзацами, содержащими корреспонденцию счетов по отражению:

Сметные (плановые, прогнозные) назначения

Приказом Минфина России N 209н абз. 1 и 7 п. 150 Инструкции N 162н изложены в новой редакции. Начиная с 2017 года они содержат следующие положения. Суммы данных по прогнозным (плановым) показателям доходов (поступлений) бюджета на соответствующий финансовый год (их изменение) учитываются главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" в разрезе финансовых периодов (п. 150 Инструкции N 162н). Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" отражает сумму прогнозных (плановых) показателей по доходам (поступлениям) на соответствующий финансовый год с учетом их изменения.

* * *

Кратко сформулируем основные изменения разд. 6 Инструкции N 157н и разд. 5 Инструкции N 162н, которые действуют с 1 января 2017 года.

  1. Инструкция N 162н дополнена новыми счетами:

Данные счета обязательны для применения только органами Федерального казначейства и применяются ими для учета обязательств учреждений в части кассового исполнения федерального бюджета.

  1. Пункт 308 Инструкции N 157н дополнен новыми понятиями: "авансовые денежные обязательства", "отложенные обязательства". Понятие "принимаемые обязательства" изложено в новой редакции, а в понятие "денежные обязательства" внесены корректировки.
  2. В пункт 312 Инструкции N 157н внесено уточнение, устанавливающее, что по завершении финансового года проводится перерегистрация неисполненных обязательств.
  3. Пункты 141.2, 134 Инструкции N 162н дополнены абзацами, устанавливающими порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по отложенным обязательствам.
  4. Пункты 134, 145 Инструкции N 162н дополнены нормами, предусматривающими порядок отражения на счетах бюджетного учета сумм экономии, полученной при осуществлении закупки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений) относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)).

Т. Обухова

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"