Мудрый Экономист

Расходование средств ОМС на оплату услуг аптек, оказанных в целях реализации программы "сахарный диабет"

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 1

Отдельным категориям граждан с определенными заболеваниями в рамках реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения предусматривается предоставление лекарственных средств в амбулаторных условиях в системе государственной социальной помощи.

В 2016 году государственное бюджетное учреждение здравоохранения по договору с аптекой оплатило услуги по хранению лекарственных средств (инсулина, таблетированных сахароснижающих препаратов), полученных в рамках централизованных закупок.

В тарифном соглашении по реализации территориальной программы ОМС на территории субъекта РФ указано, в частности, что размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи включают расходы на оплату услуг, связанных с обращением медицинской продукции (подстатья 226 "Прочие услуги" КОСГУ).

Признается ли в данной ситуации нецелевым расходованием использование средств ОМС на оплату услуг аптечных организаций по хранению и отпуску лекарств больным при инсулинозависимом сахарном диабете? Ответ приведем с учетом действующего законодательства РФ.

Государственные медицинские учреждения предоставляют медицинскую и лекарственную помощь за счет средств фондов ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) выделены базовая и территориальная программы ОМС.

Базовая программа ОМС является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством РФ. На 2016 год Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 (далее - госпрограмма).

Примечание. Финансовое обеспечение госпрограммы составляют средства ОМС и средства соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Территориальная программа ОМС - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта РФ. Территориальная программа ОМС формируется в соответствии с требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования (ст. 36 Федерального закона N 326-ФЗ).

Расходы, финансируемые за счет средств ОМС

Структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС включает в себя расходы, перечисленные в ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ.

В силу п. 158 Правил N 158н <1> в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации:

  1. непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления;
  2. необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (услуги).
<1> Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н.

В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат:

В силу п. 23 Письма Минздрава России от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796 в субъекте РФ используются способы оплаты медицинской помощи, установленные тарифным соглашением, принятым в субъекте РФ в соответствии с Госпрограммой и рекомендациями Минздрава и ФОМС.

Примечание. При этом утвержденные способы оплаты являются едиными для всех медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС.

Следовательно, за счет средств ОМС финансируются затраты, понесенные с целью обеспечения деятельности непосредственно учреждения здравоохранения по оказанию медицинской помощи (медицинских услуг).

Кроме того, на основании положений разд. V Госпрограммы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется:

<2> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Обеспечение льготной категории граждан лекарственными препаратами

Пунктом 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 323-ФЗ <3> установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в частности, посредством обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ.

<3> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В ч. 2 ст. 80 данного Закона предусмотрено: при бесплатном оказании гражданам медицинской помощи в рамках госпрограммы обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Для справки. В Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств входят препараты для лечения сахарного диабета (гр. А10) в соответствии с Приложением 1 к Распоряжению Правительства РФ N 2724-р <4> (действует с 1 марта 2016 года).

<4> Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".

В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ <5> к полномочиям РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся, в частности, полномочия:

<5> Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Согласно пп. 3 п. 34 Порядка N 1175н <6> льготные категории граждан имеют право на получение лекарств бесплатно или со скидкой за счет средств бюджетов субъектов РФ в соответствии с Перечнями, утвержденными Правительством РФ.

<6> Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, утв. Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н.

Группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, приведены в Перечне N 890. В соответствии с данным документом раздел "Категории заболеваний" содержит заболевание "диабет" и предусматривает за счет средств бюджета субъектов РФ бесплатный отпуск всех лекарственных средств указанным больным.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 органам исполнительной власти субъектов РФ поручено, в частности:

Таким образом, обеспечение больных сахарным диабетом осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 178-ФЗ. При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 финансирование расходов на оплату лекарственных средств определенным группам населения происходит за счет средств субъекта РФ, а также иных источников, привлекаемых им на эти цели.

Обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.

Следовательно, денежные средства на финансирование расходов по бесплатному обеспечению больных сахарным диабетом лекарствами в соответствии с установленным в субъекте РФ порядком могут либо поступать в учреждение в виде целевой субсидии, либо перечисляться региональным Минздравом непосредственно в аптечные организации в виде оплаты услуг по хранению и отпуску лекарственных средств.

Например, в соответствии с п. 3, 4 Постановления Правительства Севастополя от 30.06.2015 N 576-ПП:

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. За счет средств ОМС осуществляются расходы учреждения здравоохранения, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги), а также затраты, необходимые для обеспечения деятельности. Поэтому расходы на оплату за счет средств ОМС услуг аптечной организации по хранению и отпуску лекарственных средств (инсулина, таблетированных сахароснижающих препаратов) неправомерно считать затратами, необходимыми для обеспечения деятельности самого учреждения.
  2. Полномочия по организации обеспечения населения лекарственными препаратами переданы органам исполнительной власти субъектов РФ. Соответственно, финансирование расходов на оплату услуг аптечных организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении, относится к компетенции исполнительных органов субъекта РФ.
  3. Если гражданин имеет право на получение лекарственных средств за счет регионального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890, то необходимые препараты предоставляются ему в рамках государственной социальной помощи.

О. Булыгина

Эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"