Мудрый Экономист

Законодательство. Июнь - июль, 2006

"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 3

Президиум ВСС определил приоритетные законопроекты

Президиум Всероссийского союза страховщиков (ВСС) 22 июня утвердил план работы союза на 2006 - 2007 гг. В план, в частности, включены около 15 приоритетных законопроектов, над которыми намерен работать союз. Это, в частности, поправки к Закону о страховом деле и подготовка нового основного закона для страховщиков, поправки к Налоговому кодексу и Закону об ОСАГО.

На 2006 - 2007 гг. ВСС наметил 15 приоритетных законопроектов. Во II квартале 2006 г. союз намерен заниматься проектами законов:

В третьем квартале этого года ВСС планирует работать над законопроектами:

В планах ВСС на четвертый квартал законопроекты:

В соответствии с планами законопроектной деятельности Госдумы и Правительства ВСС также намерен участвовать в работе над изменениями и дополнениями к Закону об ОСАГО.

Это, в частности, поправки в статьи Закона:

Союз также планирует работать над поправками к Законам об ОСАГО, "О несостоятельности (банкротстве)" и к Закону о страховом деле в части особенностей банкротства страховщиков.

Кроме того, в рамках направления "Внутрисоюзная организационная деятельность" ВСС будет готовить мероприятия по реорганизации союза в саморегулируемую организацию.

А. Коваль: законопроект о страховании ОПО может быть принят в весеннюю сессию

Законопроект об обязательном страховании ответственности по опасным объектам (ОПО) может быть окончательно принят Госдумой уже в весеннюю сессию. В то же время он, скорее всего, не вступит в силу с 1 января 2007 г. Об этом сообщил на конференции 19 июня один из авторов проекта, депутат Госдумы Александр Коваль.

По его словам, работа над проектом, принятым в первом чтении 16 декабря прошлого года, "идет сложно". Александр Коваль сообщил, что сейчас рассматривается вариант вступления в силу этого закона с 1 января 2008 г., а для владельцев ОПО, являющихся государственным или муниципальным имуществом, - с 1 июля 2009 г. "Главное препятствие по срокам мы видим в том, что государственные и муниципальные ОПО могут не успеть подготовиться", - отметил депутат. Кроме того, страхование этих объектов тесно увязано с принятием бюджета.

По словам автора законопроекта, его нынешняя редакция изменилась по сравнению с текстом, принятым в первом чтении, "на 95%", "хотя концепция осталась". При подготовке проекта ко второму чтению в нем появилось положение о создании профобъединения участников этого рынка. Членство в нем будет обязательным. Профобъединение, в частности, сформирует из своих членов перестраховочный пул, и страховщики ОПО обязаны будут перестраховывать свои риски при страховании ответственности владельцев опасных объектов только в этом пуле.

Из законопроекта также исключены положения об автоматическом прекращении договора страхования при несвоевременной уплате премии и о запрете эксплуатации ОПО, владельцы которых не застраховали свою ответственность. Как отметил Александр Коваль, по нынешней редакции законопроекта неисполнение обязанности по страхованию влечет для владельца опасного объекта, вводимого в эксплуатацию, отказ в выдаче разрешения на эксплуатацию. В отношении владельцев уже работающих ОПО будет применяться административное взыскание - штраф от 500 до 1000 МРОТ.

В проекте закона уточнен также порядок определения страховой суммы. Согласно проекту, принятому в первом чтении, страховую сумму предлагалось устанавливать в размере 14,8 млн руб. для объекта, авария на котором может привести к возникновению локальной чрезвычайной ситуации (ЧС), 54 млн руб. - местной ЧС, 290 млн руб. - территориальной, 340 млн руб. - региональной и 1,7 млрд руб. - при федеральной ЧС (тип ЧС определялся в зависимости от количества пострадавших человек).

Новая редакция проекта закона устанавливает только границы размера страховой суммы. При этом нижняя планка осталась на уровне 14,8 млн руб., а верхняя - увеличена до 6,5 млрд руб. Страховая сумма по каждому конкретному объекту определяется как произведение возможного количества потерпевших в случае аварии и максимального размера выплаты на одного потерпевшего, но не может выходить за установленные пределы. Возможное количество потерпевших в случае аварии на опасном объекте по утвержденным Правительством правилам определяет аккредитованная организация.

Проект закона также уточняет размеры страховых выплат потерпевшим. Для физлиц они остаются прежними - 300 тыс. руб. при причинении вреда жизни и здоровью, 180 тыс. руб. - при причинении вреда имуществу и 100 тыс. руб. - при нарушении условий жизнедеятельности. Юрлицам согласно первоначальной редакции проекта предполагалось выплачивать возмещение исходя из действительной стоимости погибшего или поврежденного имущества. В новой редакции размер выплаты ограничен 250 тыс. руб.

Проект закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" в ноябре 2005 г. внесли в Госдуму депутаты Александр Коваль, Андрей Шевелев и Валерий Востротин. 16 декабря 285 голосами "за" он был принят в первом чтении.

Страховые поправки в НК РФ и Закон об ипотечных ценных бумагах приняты в первом чтении

Госдума 14 июня приняла в первом чтении поправки к НК РФ, разрешающие вычитать из доходов физлиц взносы по договорам добровольного медстрахования. Помимо этого депутаты одобрили в первом чтении изменения в Закон об ипотечных ценных бумагах, меняющие страховые условия для включения в состав ипотечного покрытия требований по обязательствам, которые обеспечены залогом недвижимости.

Оба законопроекта внесло в Госдуму Правительство РФ.

Поправка к части второй НК РФ предусматривает вычет из базы по налогу на доходы физлиц их затрат на заключение договоров ДМС. Налоговый вычет не будет предоставляться в случае, если премия по полису оплачена работодателем. Правительство также предлагает повысить с 38 до 50 тыс. руб. размер социального налогового вычета, установленного для случаев, когда налогоплательщик оплачивает лечение (после принятия законопроекта - и полис ДМС), покупку лекарств, образование детей и др.

Поправки к Закону об ипотечных ценных бумагах исключают страхование жизни и здоровья заемщика из перечня обязательных условий для включения в состав ипотечного покрытия требований по обязательствам, обеспеченным ипотекой. Помимо этого Правительство предлагает снизить размер страховой суммы для страхования заложенной недвижимости, изъяв из нее проценты по долгу. Законопроект также запрещает учитывать в ипотечном покрытии требования, залоги по которым не застрахованы в течение более чем полугода.

Профильный комитет Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании 9 июня одобрил концепции законопроектов. На этой неделе комитет собирается рассмотреть их в рамках подготовки ко второму чтению.

Минфин России уточнил Приказ о формах отчетности страховщиков

Минюст зарегистрировал Приказ Минфина России N 75н, которым вносятся изменения в Приказ N 113н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора". Приказ N 75н, в частности, изменяет порядок заполнения формы N 7-страховщик "Отчет о размещении страховых резервов".

В соответствии с новым Приказом годовая бухгалтерская отчетность представляется страховщиками в территориальные органы страхнадзора в двух экземплярах и на магнитных носителях. Промежуточная бухгалтерская отчетность за первое полугодие представляется в Федеральную службу страхнадзора и территориальные органы в течение 30 дней по окончании полугодия. Промежуточная отчетность представляется в адрес каждого получателя в одном экземпляре и сопровождается электронной версией в виде набора файлов.

В Закон о страховом деле планируется ввести требования к размещению резервов

К октябрю Минфин России, Минэкономразвития и ФСФР должны подготовить и внести в Правительство поправки, вводящие в Закон о страховом деле требования к размещению страховых резервов. В январе 2007 г. этот законопроект должен быть внесен в Госдуму РФ. Это следует из утвержденного 1 июня премьер-министром Михаилом Фрадковым Плана мероприятий по реализации "Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006 - 2008 годы".

Авторы документа полагают, что стимулом для повышения уровня инвестиционной деятельности страховщиков станет унификация требований, касающихся размещения страховых резервов и инвестирования средств иными институциональными инвесторами - такими как управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. По мнению авторов "Стратегии...", принципиальной разницы в сфере размещения активов между этими институтами не существует. Между тем правила инвестирования - различные для разных категорий инвесторов - закреплены в ряде законодательных и подзаконных нормативных актов, в том числе ведомственных, отмечается в "Стратегии...".

ФСФР отмечает, что с принятием Закона "Об инвестиционных фондах" были установлены единые стандарты управления инвестициями коллективных инвесторов. Приемлемость подобных стандартов для страхового рынка авторы "Стратегии..." предполагают оценить в 2007 - 2008 гг. Итогом этого анализа должна стать единая нормативная база по инвестиционной деятельности в отношении различных участников финансового рынка с учетом специфики их деятельности, отмечается в документе.

Согласно Плану реализации "Стратегии..." проект соответствующих поправок в Закон о страховом деле Минфин, Минэкономразвития и ФСФР должны подготовить и внести в Правительство в октябре этого года, а в январе будущего года поправки предполагается направить в Госдуму.

Помимо этого, по мнению авторов "Стратегии...", в ближайшие два с половиной года Правительство должно принять нормативные акты, стимулирующие рост капитализации и финансовой устойчивости страховых компаний. Для развития отрасли также необходимы мероприятия по повышению "прозрачности" страхового бизнеса, в том числе доступности информации о страховых операциях и показателях деятельности компаний.

Реализация этих и других мер, полагают авторы "Стратегии...", должна обеспечить рост доли страховой премии в ВВП с 3 до 5% к 2008 г.

Совет Госдумы РФ определил примерные даты рассмотрения трех страховых законопроектов

Совет Госдумы РФ на заседании 6 июня определил сроки рассмотрения в первом чтении трех страховых законопроектов. На 16 июня перенесены слушания поправки к Закону об ОСАГО о привязке коэффициента "бонус-малус" к страховой истории водителя, а не автомобиля. Кроме того, до окончания весенней сессии 2006 г. Госдума рассмотрит дополнения к Закону о страховом деле, вводящие институт саморегулирования на страховом рынке, а также поправки к Закону об ипотечных ценных бумагах, касающиеся страхования.

Законопроект, предусматривающий привязку коэффициента "бонус-малус" к страховой истории водителя, а не автомобиля (как в действующем Законе об ОСАГО), разработал депутат Алексей Сигуткин. Поправки поддержал профильный комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. 26 апреля Госдума одобрила календарь рассмотрения вопросов на первую половину июня, в котором среди прочего была определена дата первого чтения законопроекта Алексея Сигуткина - 9 июня. Однако Совет Госдумы РФ перенес его рассмотрение на 16 июня.

Помимо этого Совет Госдумы РФ решил включить в примерную программу работы Госдумы на весеннюю сессию этого года поправки к Закону о страховом деле, вводящие институт саморегулирования на страховом рынке. Этот же законопроект запрещает страховым агентам работать одновременно на нескольких страховщиков и вводит сертификацию агентов. Поправки внесла в Госдуму РФ группа депутатов, включающая в себя председателя комитета по собственности Виктора Плескачевского, члена кредитного комитета и президента Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля, а также депутатов Анатолия Губкина, Юрия Медведева и Валерия Панова.

По предложению Совета Госдума РФ до окончания весенней сессии также рассмотрит правительственные поправки к Закону об ипотечных ценных бумагах. Законопроект меняет страховые условия для включения в состав ипотечного покрытия требований по обязательствам, обеспеченным ипотекой. В частности, Правительство предлагает исключить из обязательных условий страхование жизни и здоровья заемщика ипотеки - физлица, а также снизить размер страховой суммы для страхования заложенной недвижимости, исключив из нее проценты по долгу. Помимо этого законопроект запрещает учитывать в ипотечном покрытии требования, залоги по которым не застрахованы в течение более чем полугода.

Регулирование. Июнь - июль, 2006
 
Инспекция запросила "неконкретные" документы