Мудрый Экономист

Страхование культурного наследия России

"Организация продаж страховых продуктов", 2006, N 3

Главной целью управления культурным наследием России является обеспечение в сложившихся политико-правовых и социально-экономических условиях охраны памятников, находящихся в собственности государства. Одним из способов управления рисками, возникающими при эксплуатации объектов культурного наследия, является страхование, о возможностях которого рассказывает автор данной статьи, принимающий самое активное участие в реализации данной программы страхования.

Современные подходы к использованию объектов культурного наследия позиционируют развитие страхования памятников истории и культуры <1> как важнейший элемент системы управления. Именно в силу непреходящей ценности объектов культурного наследия государство (в лице соответствующих федеральных, региональных и муниципальных органов) возлагает на себя осуществление охраны данных объектов, заключающейся в целом комплексе мер, направленных на выявление, учет, физическое сохранение, изучение и популяризацию объектов культурного наследия.

<1> Исторические памятники - это сооружения, парки, некрополи, отдельные захоронения, археологические объекты, монументы. Они представляют культурную, художественную, историческую, мемориальную или научную ценность.

Управление объектами культурного наследия

Для обеспечения главным образом сохранности объектов культурного наследия, возможности их научного изучения и популяризации (согласно Конституции РФ памятники культуры должны быть доступны) государство в соответствии с действующим законодательством о культурном наследии накладывает весьма серьезные ограничения на участие объектов культурного наследия в нормальном хозяйственном и тем более рыночном обороте. При этом такого рода ограничения затрагивают не столько форму собственности памятников (Россия за исключением так называемых "особо ценных объектов культурного наследия" признает и учитывает возможность частной собственности на памятники), сколько их использование и содержание.

Управление собственностью начинается с определения критериев того, что будет признано эффективным управлением. Как правило, эти критерии задает собственник имущества. При этом следует исходить из следующих особенностей объектов культурного наследия:

Таким образом, первым критерием эффективности управления объектами культурного наследия должна быть признана их сохранность и доступность в соответствии с требованиями государственной охраны.

Второй критерий - прямой или косвенный доход, извлекаемый в результате использования объектов культурного наследия, а также оптимальность их функциональной эксплуатации. В широком смысле - экономическая эффективность имущественного управления объектами культурного наследия.

Для государства как собственника объектов культурного наследия превалирующим следует считать первый критерий, ибо само государство отнесло данную недвижимость к категории памятников, поставив тем самым в качестве главной цель их сохранения как части нашего исторического и культурного достояния. Данное обстоятельство может стать основой для разработки страховых продуктов, в наиболее полной степени учитывающих пожелания собственника - государства.

Для подавляющего большинства частных собственников объектов культурного наследия приоритетным является скорее второй критерий. При этом, следуя в отношении принадлежащих им памятников данному критерию, частные собственники, не рискуя выйти за рамки правового поля, должны сообразовывать свои действия с требованиями государственной охраны объектов культурного наследия. Основной задачей последней в таком случае является жесткий и результативный контроль над соблюдением законодательства частными владельцами культурных недвижимых ценностей. В подобное же положение должны быть поставлены религиозные организации, в пользование которых в настоящее время в большом количестве передаются объекты культурного наследия культового назначения, образующие совершенно особую имущественную группу.

Для государственного бюджета России (как на федеральном, так и на местных уровнях) бремя использования памятников культурного наследия является непосильным. Поэтому не только частным собственникам, но и государству приходится учитывать второй критерий имущественного управления объектами культурного наследия - его экономическую эффективность.

Полностью изъять памятники из хозяйственного и рыночного оборота невозможно. Как показывает анализ имущественного состава объектов культурного наследия, многие из них способны приносить весьма значительный доход. Другие - быть с успехом приватизированными или стать целью крупных инвестиционных проектов. Полученные таким образом средства государство сможет направить на осуществление охранных мероприятий в отношении как этих памятников, так и других, не имеющих предпосылок для того, чтобы играть активную хозяйственную роль.

Современная практика страхования

Необходимым условием всех направлений государственного управления объектами культурного наследия, как и вообще любых форм использования памятников (в том числе и в качестве частной собственности), а также осуществления их охраны должно выступать страхование объектов культурного наследия. В настоящее время, к сожалению, отсутствует должная нормативная база, которая позволила бы превратить страхование памятников в обязательную процедуру. Наиболее эффективным способом решения данной проблемы является разработка и принятие соответствующего федерального закона. Однако отсутствие такого закона не исключает возможности добровольного страхования объектов культурного наследия (ст. 927 ГК РФ), что активно используется некоторыми государственными структурами, осуществляющими управление ими.

В частности, специализированное федеральное учреждение "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", крупнейший балансодержатель объектов культурного наследия федерального значения, рассматривает страхование памятников как одно из условий заключения договоров аренды объектов культурного наследия и безвозмездного пользования ими. Страховые выплаты при этом производятся в соответствии с ГК РФ в пользу балансодержателя объектов культурного наследия, а страховая стоимость памятника определяется исходя из стоимости его восстановления. При наступлении страхового случая страховое возмещение направляется на ликвидацию последствий страхового случая.

Определение страховой стоимости объекта культурного наследия

В советскую эпоху, как известно, объекты культурного наследия подобно остальной недвижимости, принадлежавшей государству, стоимостью фактически не обладали. Органы технической инвентаризации фиксировали так называемую "остаточную", или "балансовую", стоимость зданий и сооружений (причем без учета их охранного статуса). Эта оценка реального экономического значения не имела. В лучшем же случае просчитывались реальные затраты на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия. В современных реалиях вопрос о стоимости памятников, а также о методах ее определения - оценке - становится ключевым.

Каждый памятник помимо совокупности материальных ценностей, из которых он состоит, обладает также и нематериальной - исторической, архитектурной, мемориальной и т.п. значимостью, благодаря которой, собственно, та или иная недвижимость и отнесена к объектам культурного наследия. Этот момент присутствует во всех факторах, влияющих на оценку памятников, вследствие чего он должен быть положен в основу любых методических разработок определения стоимости объектов культурного наследия.

Одним из основных ценообразующих факторов в процессе определения стоимости объектов культурного наследия является полная восстановительная стоимость конкретного памятника - то есть объем затрат, налогов и вознаграждений, необходимых для устранения всех видов утрат здания или сооружения, отнесенного к объектам культурного наследия, с точки зрения сегодняшнего уровня цен и современного понимания технологии научной реставрации. Техническое состояние практически любого памятника характеризуется определенными утратами, произошедшими за все время его существования. Величина утрат памятника - данные, характеризующие результаты физического изменения или износа отдельных конструктивных элементов здания или сооружения по сравнению с его состоянием на определенную дату истории его существования. Утраты вычитаются из величины полной восстановительной стоимости.

Если законодательством разрешено использование объектов культурного наследия путем, позволяющим извлекать доход, то одной из составляющих стоимости памятника является его доходность. Доходность недвижимости - это текущая стоимость всех будущих доходов и выгод от владения и распоряжения имуществом.

Экономическое содержание использования объектов культурного наследия в качестве доходной недвижимости корректируется такими специфическими для памятников показателями, как:

Третьей стороной стоимости объектов культурного наследия является конъюнктура спроса на аналогичную недвижимость. Данный подход в первую очередь справедлив для развитых рынков в странах Запада, в современных отечественных условиях он может играть определяющую роль при приватизации и последующих перепродажах объектов культурного наследия.

Определение стоимости объектов культурного наследия является сложной задачей, решаемой как специалистами (историками, архитекторами, реставраторами), так и оценочными организациями, имеющими необходимый опыт подобных работ.

А.А.Мушников

Ведущий специалист

ФГУК "Агентство по управлению

и использованию памятников

истории и культуры"