Отчетность по налогу на игорный бизнес
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 3
Окончание любого месяца у бухгалтеров игорного заведения ассоциируется с двумя неизбежными вещами: уплатой игорного налога и сдачей налоговой отчетности. Налогоплательщик обязан перечислять налог в бюджет не позднее установленного срока сдачи декларации за соответствующий налоговый период, поэтому он не должен затягивать ни с тем, ни с другим.
Декларация по налогу на игорный бизнес, утвержденная Приказом Минфина России N 97н <1>, применяется не первый год, и общий порядок ее заполнения вопросов уже не вызывает. Тем не менее в заполнении декларации есть свои особенности, связанные с отражением в ней показателей по различным игровым объектам, а также с изменением их количества. Особенно это касается игровых столов с разным количеством игровых полей, ведь по ним расчет налога нужно привести в отдельных дополнительных листах декларации, что не всегда просто сделать.
<1> Приказ Минфина России от 01.11.2004 N 97н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес и инструкции о порядке ее заполнения".На практике многие бухгалтеры перед оформлением декларации составляют предварительный расчет суммы налога. Однако не все знают, что рассчитать налог можно прямо в ходе заполнения декларации. О том, как это сделать, пойдет речь в данной статье.
Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес заполняется за каждый налоговый период и включает в себя:
- титульный лист;
- разд. 1, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика;
- разд. 2, который включает в себя сам расчет налога на игорный бизнес;
- разд. 2.1, где отдельно рассчитывается налог на игорный бизнес по игровым столам;
- разд. 3, в котором указывается изменение количества всех объектов налогообложения на игорный бизнес;
- разд. 3.1 заполняется налогоплательщиками, имеющими игровые столы, в этом разделе ими указывается изменение количества игровых столов.
Все перечисленные разделы обязательны к заполнению, за исключением подразделов 2.1 и 3.1, которые заполняются организаторами игорных заведений, имеющими игровые столы. Как и в любой другой декларации, для расчета суммы налога вначале заполняются вспомогательные листы, из которых берется информация для составления итогового листа. При оформлении декларации налогоплательщик может руководствоваться Инструкцией, приведенной в Приложении N 2 к Приказу Минфина России N 97н.
Заполнение налоговой декларации предполагает отражение в ней всех показателей, которые группируются так, чтобы по ним можно было рассчитать налог в целом по всем объектам налогообложения. При этом гл. 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ не предусмотрены специальные регистры для расчета игорного налога в отличие от других налогов. Например, налог на прибыль исчисляется плательщиком по данным налогового учета (аналитических налоговых регистров), исходными данными для расчета НДС являются показатели книги покупок и книги продаж, сумма налога на имущество определяется на основе регистров бухгалтерского учета, а для расчета ЕСН бухгалтер использует индивидуальные карточки сумм начисленных выплат и вознаграждений. К плательщикам налога на игорный бизнес ни Минфин, ни налоговики таких требований не предъявляют. Поэтому бухгалтеру не обязательно производить расчет налога в отдельном аналитическом регистре или ином документе. Определить сумму налога к уплате в бюджет можно прямо при заполнении налоговой декларации.
Пример. ООО "Империя" осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса и имеет:
- 8 игровых столов, из них: 5 игровых столов с одним игровым полем, 3 игровых стола - с двумя;
- 15 игровых автоматов;
- 2 кассы тотализатора и одну кассу букмекерской конторы.
В марте 2006 г. ООО "Империя" установило и демонтировало часть объектов налогообложения, зарегистрировав следующие изменения их количества:
до 15 марта:
- установлены 2 игровых стола с одним игровым полем и демонтирован игровой стол с двумя игровыми полями;
- введены в эксплуатацию 3 игровых автомата;
- закрыта касса букмекерской конторы и открыта касса тотализатора;
после 15 марта:
- установлен игровой стол с одним игровым полем и 2 стола с двумя игровыми полями, а также снят один игровой стол с одним игровым полем;
- поставлено 5 и демонтировано 2 игровых автомата;
- открыто еще 2 кассы тотализатора и касса букмекерской конторы.
Начинать заполнение декларации следует с отражения изменения количества объектов налогообложения в разд. 3, а если организация имеет игровые столы, то вначале следует заполнить разд. 3.1, данные которого переносятся в разд. 2.1 "Расчет налога по игровым столам".
Раздел 3.1 "Изменение количества игровых столов за налоговый период"
Прежде чем переходить к заполнению разд. 3.1, организации, имеющей игровые столы, нужно определиться с количеством игровых полей на каждом из них. Если их число различно, то следует подготовить столько бланков, сколько имеется видов игровых столов с разным количеством полей.
ООО "Империя" имеет столы с одним и двумя игровыми полями, следовательно, бухгалтеру нужно будет заполнить отдельно два листа разд. 3.1. Для того чтобы не перепутать листы, в верхней строке 010 нужно сразу указать количество полей на игровых столах (1 и 2 соответственно). Далее в строке 020 отражается количество игровых столов, зарегистрированных в налоговой инспекции на начало налогового периода - март 2006 г.: 5 столов с одним игровым полем и 3 стола с двумя игровыми полями. Для указания всех изменений количества объектов налогообложения в разд. 3.1 предусмотрены строки 030 - 060. В них отражаются:
- по строке 030 - количество игровых столов, которые зарегистрированы до 15-го числа налогового периода (2 стола с одним игровым полем);
- по строке 040 - количество игровых столов, которые сняты с регистрации во второй половине налогового периода (1 стол с одним игровым полем);
- по строке 050 - количество игровых столов, которые зарегистрированы после 15-го числа налогового периода (1 стол с одним игровым полем и 2 стола с двумя игровыми полями);
- по строке 060 - количество игровых столов, которые сняты с регистрации в первой половине налогового периода (1 стол с двумя игровыми полями).
В итоговой строке 070 отражается количество игровых столов, которые зарегистрированы в налоговой инспекции на конец налогового периода. Этот показатель рассчитывается следующим образом:
строка 070 = стр. 020 + стр. 030 - стр. 040 + стр. 050 - стр. 060.
Возвращаясь к условиям примера, получим:
- количество столов с одним полем на конец налогового периода - 7 шт. (5 + 2 - 1 + 1);
- количество игровых столов с двумя полями - 4 шт. (3 + 2 - 1).
В налоговой декларации листы раздела 3.1 будут заполнены следующим образом.
По игровым столам с одним По игровым столам с двумя
игровым полем: игровыми полями:
-------------------T---T-------¬ -------------------T---T-------¬
¦ Показатели ¦Код¦Игровые¦ ¦ Показатели ¦Код¦Игровые¦
¦ ¦ ¦ столы ¦ ¦ ¦ ¦ столы ¦
+------------------+---+-------+ +------------------+---+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------+---+-------+ +------------------+---+-------+
¦Количество ¦010¦ 1 ¦ ¦Количество ¦010¦ 2 ¦
¦игровых полей ¦ ¦ ¦ ¦игровых полей ¦ ¦ ¦
+------------------+---+-------+ +------------------+---+-------+
¦Количество ¦ ¦ ¦ ¦Количество ¦ ¦ ¦
¦зарегистрированных¦ ¦ ¦ ¦зарегистрированных¦ ¦ ¦
¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦
+------------------+---+-------+ +------------------+---+-------+
¦На начало периода ¦020¦ 5 ¦ ¦На начало периода ¦020¦ 3 ¦
+------------------+---+-------+ +------------------+---+-------+
¦установлено ¦030¦ 2 ¦ ¦установлено ¦030¦ - ¦
¦до 15 числа ¦ ¦ ¦ ¦до 15 числа ¦ ¦ ¦
+------------------+---+-------+ +------------------+---+-------+
¦выбыло ¦040¦ 1 ¦ ¦выбыло ¦040¦ - ¦
¦после 15 числа ¦ ¦ ¦ ¦после 15 числа ¦ ¦ ¦
+------------------+---+-------+ +------------------+---+-------+
¦установлено ¦050¦ 1 ¦ ¦установлено ¦050¦ 2 ¦
¦после 15 числа ¦ ¦ ¦ ¦после 15 числа ¦ ¦ ¦
+------------------+---+-------+ +------------------+---+-------+
¦выбыло ¦060¦ - ¦ ¦выбыло ¦060¦ 1 ¦
¦до 15 числа ¦ ¦ ¦ ¦до 15 числа ¦ ¦ ¦
+------------------+---+-------+ +------------------+---+-------+
¦На конец периода ¦070¦ 7 ¦ ¦На конец периода ¦070¦ 4 ¦
L------------------+---+-------- L------------------+---+--------
Далее последовательность заполнения налоговой декларации может быть такой: налогоплательщик может перейти к заполнению разд. 3, в котором указывается изменение количества всех объектов налогообложения, или сразу заполнить разд. 2.1, где рассчитывается налог по игровым столам. По мнению автора, более предпочтительным является последний вариант. Выбрав его, бухгалтер сразу сможет рассчитать налог по игровым столам по данным только что заполненного разд. 3.1.
Раздел 2.1 "Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам"
Поскольку расчет игорного налога по игровым столам, имеющим разное количество игровых полей, осуществляется раздельно, раздел 2.1 заполняется, как и раздел 3.1, отдельно по каждому виду игровых столов.
Поэтому по аналогии с предыдущим порядком заполнения бухгалтер оформляет два бланка разд. 2.1, в каждом из которых по строке 010 указывает количество полей на игровых столах. После этого в строке 020 проставляется ставка налога, установленная законом субъекта РФ (125 000 руб. за один игровой стол), а в строке 030 - ставка налога, увеличенная кратно количеству игровых полей (250 000 руб. за один игровой стол с двумя полями).
Общее количество игровых столов, подлежащих налогообложению, отражается в строке 040 данного раздела. Чтобы его подсчитать, нужно обратиться к разд. 3.1, в котором следует сложить показатели по строкам 020, 030 и 050. Их сумма есть ничто иное, как количество игровых столов на начало месяца с учетом вновь зарегистрированных объектов.
Исходя из условий примера количество налогооблагаемых объектов составит:
- 8 игровых столов с одним полем (5 + 2 + 1);
- 5 столов с двумя игровыми полями (3 + 2).
Из них:
- по строкам 050, 060 указывается количество игровых столов, имеющих одно поле и облагаемых по полной и 1/2 ставке налога соответственно. Для того чтобы определить показатель строки 050, нужно из предыдущей строки 040 вычесть сумму строк 050, 060 разд. 3.1 по игровым столам с одним игровым полем (8 - 1). Порядок расчета показателя строки 060 намного проще - нужно сложить показатели строк 050, 060 разд. 3.1;
- по строкам 070, 080 определяется количество столов с двумя игровыми полями, облагаемых по полной и 1/2 ставке налога соответственно. Очевидно, что эти показатели проставляются в следующем разд. 2.1, который заполняется по игровым столам с указанным количеством полей. При этом порядок определения показателей строк 070, 080 аналогичен вышеизложенному расчету. Отличие состоит лишь в том, что показатели строк 050, 060 берутся из разд. 3.1, который заполняется по столам, имеющим два игровых поля. В итоге получаем, что по строке 070 нужно указать 2 игровых стола (5 - 2 - 1), а по строке 080 - 3 (2 + 1).
После этого можно переходить к расчету налога по всем игровым столам, сумма которого отражается в строке 090. Рассчитать его нужно так:
- стр. 050 х стр. 020 + стр. 060 х стр. 020 х 0,5 - по игровым столам, имеющим одно игровое поле (7 х 125 000 + 1 х 125 000 х 0,5);
- стр. 070 х стр. 030 + стр. 080 х стр. 030 х 0,5 - по столам, имеющим более одного игрового поля (2 х 250 000 + 3 х 250 000 х 0,5).
В декларации листы разд. 2.1 будет заполнен следующим образом.
По игровым столам с одним и двумя игровыми полями:
-----------------T---T-----------¬ ------------------T---T-----------¬
¦ Показатели ¦Код¦ Значение ¦ ¦ Показатели ¦Код¦ Значение ¦
¦ ¦ ¦показателей¦ ¦ ¦ ¦показателей¦
+----------------+---+-----------+ +-----------------+---+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------------+---+-----------+ +-----------------+---+-----------+
¦Количество ¦010¦ 1 ¦ ¦Количество ¦010¦ 2 ¦
¦игровых полей ¦ ¦ ¦ ¦игровых полей ¦ ¦ ¦
+----------------+---+-----------+ +-----------------+---+-----------+
¦Ставка налога, ¦020¦ 125 000 ¦ ¦Ставка налога, ¦020¦ 125 000 ¦
¦установленная ¦ ¦ ¦ ¦установленная ¦ ¦ ¦
¦п. 1 ст. 369 ¦ ¦ ¦ ¦п. 1 ст. 369 ¦ ¦ ¦
¦НК РФ ¦ ¦ ¦ ¦НК РФ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+-----------+ +-----------------+---+-----------+
¦Ставка налога, ¦030¦ 125 000 ¦ ¦Ставка налога, ¦030¦ 250 000 ¦
¦установленная ¦ ¦ ¦ ¦установленная ¦ ¦ ¦
¦п. 1 ст. 369 и ¦ ¦ ¦ ¦п. 1 ст. 369 и ¦ ¦ ¦
¦п. 1 ст. 370 ¦ ¦ ¦ ¦п. 1 ст. 370 ¦ ¦ ¦
¦НК РФ ¦ ¦ ¦ ¦НК РФ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+-----------+ +-----------------+---+-----------+
¦Количество ¦040¦ 8 ¦ ¦Количество ¦040¦ 5 ¦
¦налогооблагаемых¦ ¦ ¦ ¦налогооблагаемых ¦ ¦ ¦
¦игровых столов ¦ ¦ ¦ ¦игровых столов ¦ ¦ ¦
+----------------+---+-----------+ +-----------------+---+-----------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
+----------------+---+-----------+ +-----------------+---+-----------+
¦по полной ставке¦050¦ 7 ¦ ¦по полной ставке ¦050¦ - ¦
¦налога ¦ ¦ ¦ ¦налога ¦ ¦ ¦
+----------------+---+-----------+ +-----------------+---+-----------+
¦по 1/2 ставке ¦060¦ 1 ¦ ¦по 1/2 ставке ¦060¦ ¦
¦налога ¦ ¦ ¦ ¦налога ¦ ¦ ¦
+----------------+---+-----------+ +-----------------+---+-----------+
¦по полной ставке¦070¦ - ¦ ¦по полной ставке ¦070¦ 2 ¦
¦налога с учетом ¦ ¦ ¦ ¦налога с учетом ¦ ¦ ¦
¦количества полей¦ ¦ ¦ ¦количества полей ¦ ¦ ¦
+----------------+---+-----------+ +-----------------+---+-----------+
¦по 1/2 ставке ¦080¦ - ¦ ¦по 1/2 ставке ¦080¦ 3 ¦
¦налога с учетом ¦ ¦ ¦ ¦налога с учетом ¦ ¦ ¦
¦количества полей¦ ¦ ¦ ¦количества полей ¦ ¦ ¦
+----------------+---+-----------+ +-----------------+---+-----------+
¦Сумма налога ¦090¦ 937 500 ¦ ¦Сумма налога ¦090¦ 875 000 ¦
L----------------+---+------------ L-----------------+---+------------
Проверим правильность заполнения налоговой декларации отдельным расчетом налога по игровым столам с одним и двумя игровыми полями.
Игровые столы с одним полем. Сумма налога при установке объектов налогообложения до 15-го числа и их выбытии после 15-го исчисляется исходя из общего количества с учетом выбывших и установленных объектов (п. п. 3, 4 ст. 370 НК РФ). На основании этого при расчете игорного налога в данном случае учитываются все такие игровые объекты. В частности, к ним относятся: игровые столы, имеющиеся в организации на начало марта (5 шт.), игровые столы, установленные до 15 марта (2 шт.), а также выбывший игровой стол, который включается в расчет как один из имеющихся на начало налогового периода объектов. Сумма налога по этим объектам налогообложения исчисляется как произведение их количества (7 шт.) и полной ставки налога (125 000 руб.):
(5 + 2 - 1 + 1) х 125 000 руб. = 875 000 руб.
При установке игрового стола после 15 марта налог рассчитывается в половину налоговой ставки. Его сумма по данному объекту налогообложения составит:
62 500 руб. = 1 х 0,5 х 125 000 руб.
Сумма налога по всем игровым столам с одним игровым полем будет равна:
937 500 руб. = 875 000 + 62 500.
Игровые столы с двумя полями. Сумма налога составит:
- при выбытии игрового стола с двумя игровыми полями до 15-го числа:
125 000 руб. = 1 х 0,5 х 250 000 руб.;
- при установке двух игровых столов после 15-го числа:
250 000 руб. = 2 х 0,5 х 250 000 руб.;
- по оставшимся игровым столам с двумя игровыми полями:
500 000 руб. = (3 - 1) х 250 000 руб.
Сумма налога по игровым столам с двумя игровыми полями составит:
875 000 руб. = 125 000 + 250 000 + 500 000.
В итоге налог по всем видам игровых столов за март 2006 г. будет равен:
1 812 500 руб. = 937 500 + 875 000.
Как видим, сумма налога, указанная в листах разд. 2.1, соответствует произведенному расчету, что подтверждает правильность заполнения налоговой декларации.
Заполнив разд. 3.1, 2.1 следует обратиться к разд. 3, в котором отражается изменение количества всех объектов налогообложения.
Раздел 3 "Изменение количества объектов налогообложения"
В этом разделе обобщаются данные о наличии, установке и выбытии всех объектов налогообложения: в графе 3 - по всем игровым столам, графе 4 - по игровым автоматам, графах 5 и 6 - по кассам тотализаторов и букмекерских контор.
Порядок заполнения строк 010 - 050 данного раздела аналогичен рассмотренным правилам отражения показателей в строках 020 - 060 разд. 3.1. По игровым столам при заполнении графы 3 нужно суммировать данные всех листов разд. 3.1 декларации по соответствующим строкам. В частности, по строке 010 раздела 3 отражается сумма показателей строки 020 листов разд. 3.1 - 8 игровых столов (5 + 3), в таком же порядке по строке 020 отразим 2 игровых стола, по строке 030 - один игровой стол, строке 040 - 3 стола (1 + 2) и по строке 050 - один игровой стол.
Показатели граф 4, 5, 6 должны соответствовать данным, указанным в свидетельстве о регистрации <2> и в заявлении <3> налогоплательщика об изменении количества объектов налогообложения.
<2> Форма свидетельства, утв. Приказом Минфина России от 24.01.2005 N 7н "Об утверждении формы свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес".<3> Приказ МНС России от 08.01.2004 N ВГ-3-22/5@ "Об утверждении рекомендуемой формы заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес".
Общее количество объектов налогообложения указывается в итоговой строке 060, которая определяется так:
строка 060 = стр. 010 + стр. 020 - стр. 030 + стр. 040 - стр. 050.
В декларации разд. 3 согласно условиям примера будет заполнен следующим образом:
Показатели | Код | Игровые | Игровые | Кассы | Кассы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Количество | |||||
На начало периода | 010 | 8 | 15 | 2 | 1 |
установлено до 15 | 020 | 2 | 3 | 1 | |
выбыло после 15 | 030 | 1 | 2 | ||
установлено после | 040 | 3 | 5 | 2 | 1 |
выбыло до 15 числа | 050 | 1 | 1 | ||
На конец периода | 060 | 9 | 21 | 5 | 1 |
В заключение по данным заполненных разделов остается оформить итоговый разд. 2 налоговой декларации, в котором рассчитывается сумма налога на игорный бизнес по всем игровым объектам за налоговый период.
Раздел 2 "Расчет налога на игорный бизнес"
Порядок заполнения данного раздела несколько отличается от оформления предыдущих листов декларации. Это объясняется тем, что по игровым столам показатели берутся из листов разд. 2.1, в отношении остальных объектов графы 4, 5, 6 заполняются по данным разд. 3.
По строке 010 во всех графах указываются установленные ставки налога по всем объектам налогообложения. Заметьте, для всех ставок налога предусмотрена только одна строка. Для игровых автоматов, касс тотализаторов и букмекерских контор этого достаточно, так как при расчете налога с этих объектов применяется одна налоговая ставка. С игровыми столами ситуация иная - к ним применяются две ставки: установленная законом субъекта РФ и увеличенная кратно количеству игровых полей. Какую из них указывать в строке 010?
Инструкция по заполнению декларации не дает ответа на этот вопрос. В ней определен порядок заполнения только граф 4, 5, 6 данной строки 010, о графе 3, в которой отражается информация по игровым столам, не сказано ни слова. Хотя далее в Инструкции упомянуты минимальные налоговые ставки, в случае если законом субъекта РФ не установлены другие. Это дает основание утверждать, что нужно указать ставку налога, которая установлена для игрового стола с одним игровым полем. К такому выводу также можно прийти, если сравнить формулировку показателя строки 010 разд. 2 с расшифровкой показателей строк 020. В них говорится о ставке налога на игорный бизнес без учета положений абз. 2 п. 1 ст. 370 НК РФ. А это и есть ставка налога по игровому столу с одним игровым полем, установленная законом субъекта РФ (в нашем примере 125 000 руб.). Налогоплательщик, который укажет другую, увеличенную налоговую ставку (250 000 руб.), немного потеряет, так как показатель данной строки разд. 2 по игровым столам является справочным и в расчете игорного налога не участвует.
Далее целесообразно завершить заполнение графы 3, в которой указывается информация по игровым столам. Для этого нужно суммировать соответствующие показатели по игровым столам с различным количеством игровых полей, указанных в разд. 2.1, и перенести их в строки 020 - 070 настоящего раздела. Например, количество налогооблагаемых объектов, указанных в строке 040 листов разд. 2.1, составляет 8 и 5 игровых столов с одним и двумя игровыми полями соответственно. Следовательно, их сумму - 13 нужно отразить по строке 020 графы 3 расчета всей суммы игорного налога. В аналогичной последовательности суммируются остальные показатели листов разд. 2.1. В итоге сумма налога по игровым столам составит 1 812 500 руб. (937 500 + 875 000), что соответствует рассчитанной выше сумме налога за март 2006 г.
В отношении остальных объектов налогообложения (игровых автоматов, касс тотализаторов и букмекерских контор) графы 4, 5, 6 заполняются в следующей последовательности.
В первую очередь в строке 020 производится расчет всех налогооблагаемых объектов на основании данных разд. 3, в котором указаны изменения количества игорных объектов. Чтобы подсчитать количество налогооблагаемых игровых автоматов, нужно сложить показатели строк 010, 020, 040 раздела 3 по графе 4. Их сумма - количество игровых автоматов на начало месяца с учетом вновь зарегистрированных объектов (15 + 3 + 5). В аналогичном порядке определим количество остальных облагаемых объектов: в графах 5, 6 по строке 020 будут указаны 5 касс тотализаторов (2 + 1 + 2) и 2 кассы букмекерских контор (1 + 1).
После этого можно переходить к заполнению строк 030 - 040. В них отдельно указывается количество объектов, облагаемых по полной и 50%-ной налоговой ставке. Принцип их заполнения такой.
Складывая по соответствующим графам показатели строк 040, 050 разд. 3 (количество установленных объектов после и выбывших до 15-го числа), получим число объектов, облагаемых в половинном размере. Данный показатель отражаем в строке 040 разд. 3 по игровым автоматам - 5, кассам тотализаторов - 2, кассам букмекерских контор - 2 (1 + 1).
Количество объектов, облагаемых по полной ставке налога, которые указываются в строке 030, можно определить как разность общего числа объектов и количества объектов, облагаемых в половинном размере. Иными словами, строка 030 = стр. 020 + стр. 040.
Определив количество игровых объектов, облагаемых по полной ставке и в половинном размере, мы можем рассчитать сумму налога на игорный бизнес по всем игровым объектам и указать ее в итоговой строке 070 данного раздела. Сумма налога по графам 4, 5, 6 определяется следующим образом:
стр. 030 х стр. 010 + стр. 040 х стр. 010 х 0,5.
В частности, сумма игорного налога составит:
- по игровым автоматам - 153 750 руб. (18 х 7 500 + 5 х 7 500 х 0,5);
- по кассам тотализаторов - 500 000 руб. (3 х 125 000 + 2 х 125 000 х 0,5);
- по кассам букмекерских контор - 125 000 руб. (2 х 125 000 х 0,5);
В декларации разд. 2 согласно условиям примера будет заполнен следующим образом:
Показатели | Код | Игровые | Игровые | Кассы | Кассы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ставка налога, | 010 | 125 000 | 7 500 | 125 000 | 125 000 |
Количество | 020 | 13 | 23 | 5 | 2 |
в том числе: | |||||
по полной | 030 | 7 | 18 | 3 | - |
по 1/2 ставке | 040 | 1 | 5 | 2 | 2 |
по полной | 050 | 2 | Х | Х | Х |
по 1/2 ставке | 060 | 3 | Х | Х | Х |
Сумма налога на | 070 | 1 812 500 | 153 750 | 500 000 | 125 000 |
Проверим правильность заполнения налоговой декларации расчетом налога по игровым автоматам, кассам тотализаторов и букмекерских контор.
Расчет налога по игровым автоматам:
- За март 2006 г. установлено 8 игровых автоматов, из них 3 - до 15-го числа, 5 - во второй половине месяца. Исходя из этого 3 автомата войдут в количество объектов, облагаемых по полной ставке, а 5 - по половиной налоговой ставке. Сумма налога по ним составит:
135 500 руб. = (15 + 3) х 7 500 руб. и 18 750 руб. = 5 х 0,5 х 7 500 руб.
- Выбытие игровых автоматов произошло после 15-го марта 2006 г., поэтому они облагаются по полной налоговой ставке. Однако они были учтены ранее в числе игровых автоматов, имеющихся на начало месяца, - 15 шт., поэтому дополнительный расчет по ним производить не нужно.
В итоге налог по всем игровым автоматам за март 2006 г. будет равен:
153 750 руб. = 135 000 + 18 750.
Расчет налога по кассам тотализатора:
Открыта касса тотализатора до 15-го числа:
125 000 руб. = 1 х 125 000 руб.
Открыты 2 кассы тотализатора после 15-го числа:
125 000 руб. = 2 х 0,5 х 125 000 руб.
При этом налог по остальным кассам тотализатора, которые работали в марте, составит:
250 000 руб. = 2 х 125 000 руб.
В итоге по кассам тотализатора сумма налога будет равна:
500 000 руб. = 125 000 +125 000 + 250 000.
Расчет налога по кассам букмекерских контор:
Закрыта касса букмекерской конторы до 15-го числа:
62 500 руб. = 1 х 0,5 х 125 000 руб.
Открыта касса букмекерской конторы после 15-го числа:
62 500 руб. = 1 х 0,5 х 125 000 руб.
В итоге налог всем кассам букмекерской конторы составит:
125 000 руб. = 62 500 + 62 500.
Произведем расчет суммы налога по всем объектам налогообложения. Налог к уплате за март 2006 г. составит:
2 591 250 руб. = 1 812 500 + 153 750 + 500 000 + 125 000.
В итоге сумма налога по всем объектам налогообложения соответствует показателям, указанным в итоговой строке 070 разд. 2 декларации, что говорит о правильности ее заполнения. Определив сумму налога, остается заполнить разд. 1 и титульный лист.
Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате по данным налогоплательщика"
В данном разделе бухгалтеру нужно указать всего три показателя:
- код бюджетной классификации (КБК);
- код ОКАТО;
- сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
В 2006 г. организаторы игорного бизнеса в платежных поручениях на перечисление налога, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <4>, проставляют КБК 182 1 06 05000 02 1000 110. Этот же код нужно отразить и в налоговой декларации. Если организация по ошибке отразит в разд. 1 прежний КБК 182 1 06 05010 02 1000 110, который был указан в Приказе Минфина России N 114н <5>, то налоговый инспектор может потребовать внести исправления в налоговую декларацию. Ошибки в налоговой декларации исправляются так: неверное значение соответствующего показателя перечеркивается, после чего вписывается правильное значение и проставляются подписи должностных лиц, подписавших налоговую декларацию <6>.
<4> Приказ Минфина России от 21.12.2005 N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".<5> Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ". Утратил силу с 1 января 2006 г.
<6> Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации подписи должностных лиц при исправлении ошибок должны быть заверены печатью, однако, по мнению автора, печать следует ставить только там, где для нее отведено место (например, на титульном листе).
Код по ОКАТО указывается в разд. 1 в соответствии с Общероссийским классификатором ОК 019-95 <7>. Как отмечено в Письме УФНС по Санкт-Петербургу от 27.06.2005 N 06-06/13263@, код ОКАТО следует указывать по месту постановки на учет налогоплательщика.
<7> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утв. Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.Далее налоговики оговариваются, что налогоплательщик должен проставить в строке 020 разд. 1 код по месту нахождения налогового органа, в котором зарегистрированы игровые объекты.
Отметим, что справедливо только последнее утверждение, поскольку декларация, как правило, представляется в налоговый орган именно по месту регистрации объекта (п. 2 ст. 370 НК РФ). Однако места регистрации объектов налогообложения и учета налогоплательщика совпадают не всегда. Встать на учет с 2005 г. организация обязана только по месту нахождения вновь устанавливаемых игорных объектов, в случае если налогоплательщик не состоит на учете в налоговых органах на территории этого субъекта РФ (п. 2 ст. 366 НК РФ, п. 1 Приказа Минфина России N 55н <8>). В иных ситуациях налоговое законодательство к этому не обязывает, тем не менее это не освобождает налогоплательщика от налоговых обязательств перед бюджетом и представления налоговой декларации, в которой указывается код ОКАТО места регистрации объектов налогообложения.
<8> Приказ Минфина России от 08.04.2005 N 55н "О порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес".После того как бухгалтер укажет сумму налога по всем объектам налогообложения, можно переходить к титульному листу, который заполняется после отражения показателей во всех разделах декларации. Порядок его оформления аналогичен правилам заполнения такого листа в других налоговых декларациях (налогу на имущество, ЕСН, пенсионным взносам). Однако в отличие от указанных налогов и взносов налоговым периодом в игорном бизнесе признается календарный месяц. Поэтому в ячейке "Налоговый период" нужно проставить код 1, а в следующем поле указывается порядковый номер месяца, за который представляется налоговая декларация. На заполнении остальных полей титульного листа мы останавливаться не будем, они содержат стандартный перечень реквизитов, которые указывает организация в любой налоговой декларации. Единственное, на что следует обратить внимание - на указание места представления декларации, так как помимо местонахождения организации, ее обособленного подразделения налоговая декларация в отдельных случаях может представляться и по месту установки объекта налогообложения, о чем вносится соответствующая отметка.
В заключение статьи рассмотрим вопрос представления отчетности и ответственности налогоплательщика за нарушение исполнения данной обязанности.
Порядок представления налоговой декларации
Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим периодом (п. 2 ст. 370 НК РФ).
Как отмечено в Письме УФНС по Санкт-Петербургу от 27.06.2005 N 06-06/13263@, ст. 370 НК РФ не требуется от налогоплательщика представлять декларацию по каждому зарегистрированному объекту или по каждому месту осуществления деятельности в пределах одного района. Поэтому по игровым объектам, находящимся на территории одной районной инспекции, организатор игорного бизнеса представляет в эту инспекцию только одну налоговую декларацию. Однако рассуждения налоговиков северной столицы не столько проясняют ситуацию, сколько запутывают налогоплательщика. Попробуем расставить все по местам.
С 1 января 2005 г. согласно изменениям, внесенным Законом N 60-ФЗ <9> в гл. 29 НК РФ, налоговая декларация представляется по месту регистрации объектов налогообложения. Вновь устанавливаемые игровые объекты регистрируются в налоговой инспекции по месту своего нахождения. Туда же и представляется налоговая декларация по всем объектам налогообложения, которые зарегистрированы в этой налоговой инспекции, согласно выданному свидетельству о регистрации объектов. В отношении ранее установленных объектов (до 2005 г.), которые были поставлены на учет по месту регистрации налогоплательщика, требования об их перерегистрации Налоговым кодексом не установлено. Поэтому уплата налога и представление декларации по таким игровым объектам производится по месту их постановки на учет, то есть месту регистрации налогоплательщика (Постановление ФАС ВВО от 23.12.2005 N А43-14252/2005-37-84).
<9> Федеральный закон от 30.06.2004 N 60-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 НК РФ".Ответственность за непредставление декларации в срок
Ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок предусмотрена ст. 119 НК РФ. Штрафные санкции по данной статье взимаются в процентном отношении от суммы налога. При этом уплата налога в срок не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 Информационного письма ВАС от 17.03.2003 N 71). Аналогичный вывод сделан и в Письме МНС России N ШС-6-14/734 <10>. В разъяснении налоговики также указывают, что моментом обнаружения правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, следует считать день подачи декларации в налоговый орган. Только после этого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции за непредставление налоговой отчетности.
<10> Письмо МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 "Об ответственности за нарушение налогового законодательства".Чтобы избежать неблагоприятных последствий, на практике бухгалтеры, не успевая по тем или иным причинам отразить сведения обо всех изменениях, сдают в налоговую имеющуюся декларацию, после чего представляют "уточненку". За это налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ, так как срок представления таких деклараций в налоговом законодательстве не определен.
Налогоплательщикам, которые по тем или иным обстоятельствам не представили в срок налоговую декларацию, можно порекомендовать обратиться к ст. 112 НК РФ, в которой указаны обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика. К ним относятся тяжелое материальное положение, совершение правонарушения в силу служебной и иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими. Признав наличие такого обстоятельства, суд может существенно уменьшить размер штрафа.
М.В.Семенов
Эксперт журнала
"Игорный бизнес:
бухгалтерский учет и налогообложение"