Мудрый Экономист

Такая разная реклама

"Практическая бухгалтерия", 2006, N 5

У предпринимателей, которые работают в рекламном бизнесе, после принятия новой редакции Налогового кодекса появилось много вопросов. Минфин пытался и пытается их разрешить. Примером может служить недавнее Письмо от 3 апреля 2006 г. N 03-11-04/3/182.

Как известно, с 1 января 2006 г. помимо деятельности по распространению наружной рекламы на ЕНВД может переводиться и деятельность по размещению (распространению) информации на транспорте. Об этом сказано в новом пп. 11 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса. Правда, работники Минфина полагают, что давать рекламу можно исключительно снаружи (на кузове, на крыше, на дверцах автомобилей, автобусов, трамваев), а никак не в салоне транспортного средства. А значит, если предприниматель наклеил постер "призывного" характера в кабине, то это не считается транспортной рекламой и под ЕНВД не подпадает. Эту позицию Минфин отстаивает с великим усердием (Письмо от 27 декабря 2005 г. N 03-11-04/3/186, а также новое Письмо от 17 марта 2006 г. N 03-11-04/3/140). Следовательно, если фирма размещает информацию и на кузове, и в салоне машины, то придется вести раздельный учет налогообложения, имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Внимание! Деятельность по сдаче поверхностей транспорта в аренду под рекламу не облагается ЕНВД, поскольку плательщиком налога в этом случае является рекламодатель. Об этом финансисты сообщили в Письме от 27 марта 2006 г. N 03-11-04/3/156.

А совсем недавно - в прошлом месяце - финансисты отказали в переходе на ЕНВД фирмам, которые занимаются рекламой в метро. Речь идет об информации, которая располагается на стенах станций, переходов, на сводах эскалаторов. Чиновники считают, что такая реклама не относится к наружной (Письмо Минфина России от 3 апреля 2006 г. N 03-11-04/3/182). Они аргументируют свою точку зрения следующим образом. Наружная реклама должна осуществляться посредством стационарных технических средств (перетяжки, щиты, стенды), которые нужно размещать на недвижимом имуществе или прикреплять к земле. А находиться такие приспособления должны на улице.

Скорее всего, найдется немного желающих оспаривать мнение минфиновцев о том, что реклама на стенах и сводах метрополитена не наружная. Но как быть с информацией, которая размещена на самих вагонах метро? Чиновники по этому вопросу официальных разъяснений не дают. По нашему мнению, такая деятельность все-таки может облагаться единым налогом на вмененный доход. Ведь понятно, что электрички метрополитена - это транспортное средство.

Надо отметить, что в свое время налоговые инспекторы высказали мнение по поводу того, к какому виду рекламы относится информация, размещаемая в метро. Так, в Письме от 17 июня 2005 г. N 20-12/43630 инспекторы признали, что реклама на сводах эскалаторов и в вестибюлях не относится к наружной. Что и понятно. Но при этом налоговики оговорились, что деятельность метрополитена относится к деятельности сухопутного транспорта. Это сказано в ОКВЭД ОК 029-2001, принятом 6 ноября 2001 г. N 454-ст (код 60.21.23 раздела "транспорт и связь"). Следовательно, расходы на рекламу в вагонах электропоездов (как внутри, так и снаружи) относятся к затратам по размещению рекламы на транспортных средствах.

А.Ильина

Эксперт ПБ