Мудрый Экономист

ТСЖ и НДС

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5

Товарищества собственников жилья по-прежнему волнует вопрос налогообложения. Многочисленные разъяснения, выпускаемые Минфином по данному вопросу, не приносят ожидаемых результатов - они явно не в пользу ТСЖ. Финансисты, преследуя фискальные интересы, настаивают на обложении всех поступлений ТСЖ налогом на прибыль и НДС. Однако товарищества согласиться с этим не могут, ведь они не ведут коммерческой деятельности, а осуществляют исключительно деятельность, направленную на достижение уставных целей. Поэтому ТСЖ направляют в Минфин запросы, но ответы однообразны, и мнение чиновников не меняется.

В данной статье мы проанализируем аргументы сторон, воспользуемся арбитражной практикой и сформулируем свою точку зрения, приложив все усилия, чтобы сделать ее объективной.

Итак, есть две противоположные точки зрения на правовую сущность деятельности ТСЖ по управлению многоквартирным домом. Минфин и налоговики считают ее оказанием услуг и выполнением работ (а значит, реализацией для целей налогообложения согласно п. 1 ст. 39 НК РФ). Правозащитники и сами товарищества утверждают, что деятельность ТСЖ направлена на достижение уставных целей, значит, не является оказанием услуг, выполнением работ и, следовательно, не подлежит налогообложению, так как не подпадает под действие налогового законодательства. Напомним, что членские взносы, полученные некоммерческой организацией (НКО) на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются НДС, если они не связаны с реализацией товаров, оказанием услуг и выполнением работ <1>.

-------------------------------

<1> На это указано, например, в Письме Минфина России от 01.11.2004 N 03-04-09/19.

Официальное мнение

Приведем Письмо УФНС России по г. Москве от 16.03.2005 N 19-11/16476. Налогоплательщик, обратившись в УФНС за разъяснением, сформулировал запрос следующим образом. Содержат, обслуживают и ремонтируют общее имущество жилого дома лица, с которыми заключены трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера. ТСЖ осуществляет только уставную деятельность, услуг домовладельцам не оказывает, коммерческую деятельность не ведет. Является ли ТСЖ плательщиком НДС?

В ответ на это Минфин напоминает, что от налогообложения освобождается только реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений (пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ) по договору найма жилого помещения. Услуги по техническому обслуживанию облагаются в общеустановленном порядке.

В Письме Минфина России от 03.06.2006 N 03-03-04/4/45 конкретизировано, что при оказании услуг по техническому обслуживанию, техническому ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, оказываемых собственными силами ТСЖ за счет целевых взносов его членов, следует исчислять НДС в общеустановленном порядке.

Разберемся, прав ли Минфин, квалифицируя деятельность ТСЖ, направленную на достижение уставных целей, как оказание услуг и выполнение работ.

Предпринимательская деятельность НКО

Напомним, что согласно п. 1 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в нем, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. То есть в Жилищном кодексе поименованы цели создания ТСЖ. Откроем Закон об НКО <2>. НКО - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Закона об НКО, п. 1 ст. 50 ГК РФ).

-------------------------------

<2> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Пунктом 1 ст. 24 Закона об НКО некоммерческим организациям разрешено осуществлять один или несколько видов деятельности, соответствующих целям, предусмотренным уставом. Кроме того, законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься отдельные НКО.

В то же время НКО на основании п. 2 ст. 24 Закона об НКО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в случае, если это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО. Законодательством РФ также могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность НКО отдельных видов.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. То есть эта деятельность заключается в пользовании, продаже, выполнении, оказании.

Поскольку главный признак НКО - это отсутствие целевой направленности на получение прибыли, в то же время ее деятельность направлена на достижение уставных целей, "предпринимательскую деятельность", осуществляемую НКО в уставных целях, нельзя считать предпринимательской в смысле, заложенном в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Эта деятельность вспомогательная, но тем не менее она представляет собой продажу, оказание, выполнение (это следует и из п. 1 ст. 2 ГК РФ, и из п. 2 ст. 24 Закона об НКО). Другими словами, тот факт, что деятельность по продаже, оказанию, выполнению приносит прибыль, вовсе не является определяющим признаком ее как коммерческой деятельности. Ведь цели получить прибыль у НКО нет и быть не может, и полученная прибыль не подлежит распределению между членами НКО (п. 3 ст. 26 Закона об НКО).

Получается, что противопоставлять уставную и предпринимательскую деятельность НКО нельзя, как бы этого ни хотелось. Это не взаимоисключающие виды деятельности. Более того, если НКО планирует заниматься предпринимательской деятельностью, то ее виды необходимо отразить в уставе. То есть формально эта предпринимательская деятельность также является уставной, поскольку закреплена в уставе и служит достижению уставных целей в силу прямого указания закона.

Таким образом, НКО может осуществлять продажу, оказание, выполнение, являющиеся предпринимательской деятельностью, но в рамках уставной деятельности.

А если имеют место продажа, оказание, выполнение, значит, налицо реализация согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, ведь Налоговый кодекс не ставит в зависимость факт реализации от того, осуществляется она в рамках уставной деятельности НКО либо в рамках предпринимательской деятельности коммерческой или некоммерческой организации. Кроме того, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией могут признаваться в случаях, предусмотренных НК РФ, и продажа, оказание, выполнение на безвозмездной основе, что уже само по себе исключает предпринимательский характер такой деятельности.

Таким образом, к деятельности НКО, осуществляющих продажу, оказание, выполнение, необходимо применять положения пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Итак, дело за малым: определить, связано ли получение ТСЖ денежных средств от собственников помещений (членов и не членов ТСЖ) с оказанием им услуг.

Оказывает ли ТСЖ услуги в рамках уставной деятельности?

Итак, мы выяснили, что оказание услуг может входить в уставную деятельность НКО. Разберемся, входит ли оказание услуг в уставную деятельность ТСЖ. А точнее, связаны ли платежи собственников помещений с оказанием услуг.

Для начала обратимся к понятию услуги, данному в п. 5 ст. 38 НК РФ. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Очевидно, что уставная деятельность НКО является подобной деятельностью. Получается, что Налоговый кодекс не различает уставную деятельность НКО и оказание услуг. Но это не означает, что всякая уставная деятельность НКО является услугой, а значит, подлежит налогообложению.

Для правильной квалификации нужно исходить из того, что услуга как предмет реализации представляет собой определенную ценность как для лица, оказывающего эту услугу, так и для ее потребителя. Услуга в этом качестве является объектом гражданских прав. Причем потребитель платит именно за предоставление данной услуги. При этом прямой зависимости между уплатой членского взноса на содержание НКО и ведение уставной деятельности и оказанием конкретной услуги (набора услуг) не существует.

Теперь проанализируем некоторые положения Жилищного кодекса, устанавливающие статус платежей собственников помещений многоквартирного дома, вносимых ТСЖ.

Согласно ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе:

Если собственники не вносят платежи, то ТСЖ вправе в судебном порядке взыскать их и даже потребовать возмещения причиненных такой неуплатой убытков.

Установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества является исключительной компетенцией общего собрания членов ТСЖ на основании пп. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ.

В ст. 153 "Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги" ЖК РФ установлено, что у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение возникает обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Пунктом 2 ст. 154 "Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги" ЖК РФ предусмотрено, что для собственника помещения в многоквартирном доме плата за жилое помещение и коммунальные услуги состоит из:

Обратите внимание: Жилищный кодекс не различает в этих двух нормах собственников помещений в многоквартирном доме, являющихся членами ТСЖ и не вступивших в товарищество. Подчеркнем, что собственник, кроме коммунальных услуг, оплачивает услуги и работы по управлению, содержанию, ремонту.

Дальнейший анализ норм ЖК РФ, устанавливающих правовой статус платы за жилое помещение, позволяет сделать следующий вывод. Собственники жилых помещений в многоквартирных домах, не вступившие в ТСЖ, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 6 ст. 155 ЖК РФ).

Однако члены ТСЖ вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг (п. 5 ст. 155 ЖК РФ).

Причем в первом случае основанием внесения платы является договор с ТСЖ, а во втором - решение органа управления ТСЖ в соответствии с его уставом.

В данном случае, несмотря на разные названия платежей, на наш взгляд, нельзя говорить о разной сущности платежей членов ТСЖ и собственников помещений, не вступивших в него. Собственник помещения, не вступивший в ТСЖ, в силу прямого указания закона оплачивает работы и услуги, значит, он их и получает. Член ТСЖ, внося обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, ремонт, как правило, получает тот же объем услуг и работ по управлению, содержанию, ремонту. Это означает, что эти обязательные платежи также являются платой за работы и услуги. Получается, что ТСЖ в обмен на обязательные платежи оказывает услуги и выполняет работы. Этот факт автоматически придает обязательным платежам статус выручки от реализации, а деятельности ТСЖ - характер предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей.

Более того, этот вывод подтверждает тот факт, что среди обязанностей ТСЖ, установленных законом (ст. 138 ЖК РФ), нет обязанности собственными силами содержать и ремонтировать общее имущество. Обслуживание, эксплуатация и ремонт - это вид хозяйственной деятельности, которую вправе осуществлять ТСЖ для достижения уставных целей (п. 2 ст. 152 ЖК РФ). Это позволяет говорить о том, что осуществление этих функций своими силами является не уставной обязанностью ТСЖ, а деятельностью по оказанию услуг и выполнению работ. Значит, и обязательные платежи членов ТСЖ - это выручка, а не членские взносы на осуществление уставной деятельности.

Добавим, что, например, представление товариществом в суде интересов собственников вряд ли кто-нибудь может назвать оказанием услуг. Это связано, в частности, с тем, что п. 7 ст. 138 ЖК РФ среди обязанностей ТСЖ названа обязанность принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих или препятствующих реализации прав собственников помещений.

По поводу квалификации обязательных платежей как выручки необходимо отметить следующее. До 2005 г. на ТСЖ распространялся пп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ, освобождающий от обложения ЕСН суммы, выплачиваемые за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для ТСЖ <3>. Арбитражные суды в подавляющем большинстве случаев поддерживали ТСЖ, отклоняя доводы налоговых органов о том, что указанные суммы были выплачены не за счет членских взносов, а за счет обязательных платежей <4>. Более того, суды опирались на определение членских взносов, приведенное в ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Членские взносы - это денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения. Некоторые суды даже приходили к выводу, что членскими взносами применительно к ТСЖ следует считать указанные в Законе о ТСЖ <5> обязательные платежи, периодически вносимые домовладельцами на содержание и ремонт общего имущества <6>.

-------------------------------

<3> Это подтвердило Постановление Президиума ВАС РФ от 20.01.2004 N 11281/03.
<4> См., например, Постановления ФАС СЗО от 16.08.2004 N А44-1614/04-С9, ФАС ПО от 31.08.2004 N А57-7312/03-5.
<5> Федеральный закон от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", утратил силу с 01.03.2005.
<6> Постановление ФАС СЗО от 22.09.2005 N А44-1499/2005-9.

Но если вспомнить Закон о ТСЖ, то в п. 3 ст. 17 "Обязательные платежи домовладельцев в кондоминиуме" говорится, что домовладельцы в кондоминиуме оплачивают услуги по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с действующим законодательством. Общие размеры обязательных платежей на содержание и ремонт обеспечивают возмещение издержек на обслуживание, текущий и профилактический ремонты, а также возмещение издержек на капитальный ремонт общего имущества (п. 1 ст. 18 Закона о ТСЖ). Размер этих платежей пропорционален доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество.

Другими словами, из этих норм становится понятно, что обязательные платежи - это плата за услуги. Членскими взносами они были признаны исключительно для целей применения пп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Итак, если ТСЖ собственными силами оказывает услуги и выполняет работы, то такая реализация облагается НДС. По нашему мнению, аргументы для спора, в том числе судебного, с налоговиками по этому вопросу найти практически невозможно. Однако арбитражная практика по этой категории споров еще не сложилась, и мы не беремся предугадать позицию судов. Но нужно помнить, что с 2006 г. налоговые органы пользуются правом бесспорного взыскания налоговых санкций в пределах 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за один налоговый период.

Повторим, что все вышесказанное относилось к управлению, содержанию и ремонту дома, осуществляемым собственными силами ТСЖ. Но кроме перечисленных услуг, собственники помещений получают коммунальные услуги, стоимость которых составляет внушительную часть в общем объеме обязательных платежей. ТСЖ этих услуг не оказывает, и в его уставе чаще всего прописано, что ТСЖ "является транзитной организацией по сбору и направлению денежных средств на обслуживание многоквартирного дома". То есть за коммунальные услуги ТСЖ взимает с собственников помещений ровно столько, сколько перечисляет коммунальным организациям. И в расчетных документах, предъявляемых собственникам помещений, ТСЖ указывает единый для всех тариф платы за коммунальные услуги, а также показания счетчиков (либо установленные нормативы). Другими словами, ТСЖ "перепредъявляет" собственникам счета коммунальных организаций.

Как подойти к налогообложению этих операций? Давайте разберемся.

Транзитные платежи

Нужно ли включать полученные от собственников денежные суммы в счет оплаты коммунальных услуг в налоговую базу по НДС? Налоговики отвечают однозначно: да! Однако с этим можно поспорить. Более того, уже есть примеры положительной для налогоплательщиков судебной практики. Вот как разрешали подобные налоговые споры арбитражные суды.

В Постановлении ФАС УО от 06.07.2005 N Ф09-2824/05-С2 указано, что доказательствами по делу являлись учредительные документы ТСЖ, платежные документы и договоры с организациями, оказывающими коммунальные услуги и все иные услуги по содержанию, ремонту, обслуживанию инженерных систем и оборудования ТСЖ. Из них видно, что ТСЖ не реализовало работы и услуги, которые оплачивались за счет платежей по оплате жилья и коммунальных услуг, а лишь аккумулировало денежные средства для перечисления их соответствующим поставщикам работ и услуг. Поэтому включать названные платежи в налоговую базу по НДС безосновательно.

Итак, получается, что ТСЖ необходимо запастись доказательствами, свидетельствующими о том, что оно является транзитной организацией.

ФАС ПО, принимая аналогичное решение, был более щедр на аргументы. Суть дела, решение по которому было признано законным и обоснованным Постановлением ФАС ПО от 03.11.2005 N А55-6829/05-34, такова. Налоговый орган считал, что ТСЖ не доказало, что полученные им средства являются членскими взносами, а не оплатой услуг, оказываемых ТСЖ. Однако, как отметил суд, из материалов дела видно, что собранные от собственников жилых помещений коммунальные платежи перечислялись конкретным продавцам энергоресурсов и услуг. Товарищество не оказывало себе своими силами услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту.., в связи с чем указанная сумма членских взносов не может быть отнесена к объекту налогообложения НДС. То есть в данном случае п. 1 ст. 146 НК РФ "не работает". Кроме того, как отметил суд, оплата по договорам энергоресурсов и услуг произведена с уплатой НДС в размере 18%. Один и тот же объем выручки, полученной от покупателей организациями (продавцами), не может рассматриваться дважды в качестве налоговой базы по НДС. Поэтому товарищество, не имевшее объекта налогообложения, а лишь занимавшееся централизацией на своем расчетном счете собранных платежей и перечислением их затем продавцам, не может рассматриваться в качестве лица, обязанного уплатить НДС в бюджет с данных сумм.

Как видим, суд даже не стал квалифицировать поступления ТСЖ как членские взносы или как оплату услуг, называя их то коммунальными платежами, то членскими взносами. Получается, что в данном случае это не имеет решающего значения.

Все, что было сказано, касается поступлений от членов ТСЖ. А как быть, если некоторые собственники помещений (чаще всего это организации, владеющие нежилыми помещениями) не вступили в ТСЖ и с ними в силу п. 2 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано заключить договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме? На основании п. 6 ст. 155 ЖК РФ эти собственники вносят ТСЖ плату за помещение и коммунальные услуги.

Подобный вопрос был рассмотрен в Постановлении ФАС СЗО от 21.01.2005 N А56-20628/04. Товарищество, не являясь ресурсоснабжающей организацией, заключило договоры с собственниками нежилых помещений (юридические лица и ИП) на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, платежи по этим договорам перечислялись конкретным продавцам указанных ресурсов. При этом ТСЖ выставляло собственникам нежилых помещений счета-фактуры за коммунальные услуги, но НДС не платило.

Суд указал, что ТСЖ приняло на себя не предусмотренные гл. 21 НК РФ функции по перечислению платежей от покупателей к продавцам ресурсов, и признал, что один и тот же объем выручки не может рассматриваться дважды в качестве налоговой базы по НДС. Поэтому у ТСЖ не было объекта обложения НДС.

Поскольку данный способ сбора платежей с последующим их перечислением продавцам не урегулирован положениями гл. 21 НК РФ, то согласно ч. 6 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд применил нормы права, регулирующие сходные правоотношения.

В качестве сходных правоотношений суд признал определение налоговой базы при уступке права требования.

ТСЖ в таком правоотношении рассмотрено как новый кредитор, получивший от покупателей ресурсов плату за них. Но поскольку за такую уступку требования предыдущими кредиторами ТСЖ вынуждено уплатить им ровно столько, сколько получило от покупателей, то налоговая база в данном случае равна 0.

Таким образом, суд не признает отсутствие объекта налогообложения в данном случае, но поскольку налоговая база равна нулю, обязательств перед бюджетом не возникает.

Однако эта ситуация напоминает другой весьма актуальный вопрос - о налогообложении сумм компенсаций коммунальных расходов, перечисляемых арендатором арендодателю согласно условиям договора аренды на основании счетов арендодателя. Минфин признал, что в этом случае арендодатель не вправе выставлять счет-фактуру арендатору, так как не реализует коммунальные услуги <7>. Поэтому арендатор не вправе принять НДС к вычету, и арендодатель не может принять к вычету НДС в части, приходящейся на коммунальные расходы арендатора.

-------------------------------

<7> Письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-15/52.

В связи с этим у собственников-организаций существует определенный риск отказа в принятии НДС по коммунальным платежам к вычету на основании счетов-фактур, выставленных ТСЖ.

Однако безоговорочно переносить позицию Минфина, высказанную в отношении арендных правоотношений, на правоотношения собственников помещений и ТСЖ нельзя. Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Итак, каков вывод? По транзитным коммунальным платежам НДС платить не нужно, при этом необходимо запастись документами, подтверждающими транзитный характер платежей, и быть готовыми отстаивать свои интересы в суде.

Часто возникают ситуации, когда суммы коммунальных платежей, внесенные собственниками помещений, превышают суммы оплаты коммунальных услуг, перечисленные коммунальным организациям. Такая разница повлечет неблагоприятные последствия для ТСЖ. Чиновники настаивают на включении такой разницы и в налоговую базу по НДС <8>.

-------------------------------

<8> Письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-03-04/4/45.

Подведем итоги

В связи с вышесказанным представляется обоснованным мнение чиновников о необходимости включения в налоговую базу по НДС поступлений от собственников помещений, которые не связаны с оплатой услуг специализированных организаций, а покрывают собственные расходы. Другими словами, с транзитных платежей НДС заплатят специализированные организации, так как одна и та же сумма выручки не может дважды входить в налоговую базу по НДС, а с поступлений, остающихся в распоряжении ТСЖ, НДС заплатит товарищество. Ведь услуги по содержанию, эксплуатации, ремонту подлежат обложению НДС в общем порядке, для них льгот не предусмотрено.

Итак, все поступления, связанные с оказанием услуг и выполнением работ собственными силами ТСЖ, необходимо включать в налоговую базу по НДС. Право не учитывать при исчислении НДС транзитные платежи коммунальным организациям ТСЖ может отстоять в судебном порядке, имея в запасе соответствующие доказательства.

Применять ли статью 145 НК РФ?

Существует мнение, что решением всех проблем ТСЖ, связанных с исчислением НДС, является право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, закрепленное в ст. 145 НК РФ. Итак, если ТСЖ за три предшествующих последовательных календарных месяца получило выручку от реализации товаров (работ, услуг), сумма которой без учета НДС не превышает в совокупности 2 млн руб., то оно имеет право на такое освобождение.

Обратите внимание: чтобы воспользоваться правом на освобождение, ТСЖ обязано представить в налоговую инспекцию подтверждающие документы: выписку из книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Статья 145 НК РФ предполагает, что получить освобождение может только лицо, являющееся налогоплательщиком, ведущее книгу продаж, выставляющее счета-фактуры. Если ТСЖ изначально утверждает, что оно не осуществляет операций, облагаемых НДС, то получить освобождение по ст. 145 НК РФ вряд ли удастся. Кроме того, возникает вопрос: как определить выручку от реализации, чтобы понять, выполняются ли необходимые условия?

С одной стороны, если не признавать транзитные платежи за коммунальные услуги объектом обложения НДС, то принимать их при расчете выручки нельзя. Коммунальные платежи составляют значительную часть в общем объеме всех поступлений ТСЖ, часто эта сумма может стать критической для применения ст. 145 НК РФ. Однако точка зрения, согласно которой транзитные платежи не включаются в налоговую базу, не находит однозначной поддержки у чиновников, ее нужно будет отстоять в суде.

С другой стороны, если при расчете брать всю сумму поступлений, то это означает, что ТСЖ признает оказание коммунальных услуг собственникам своей реализацией.

Получается, что безоговорочно следовать советам и обращаться за освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика не следует. Нужно взвесить все "за" и "против".

И.В.Емельянова

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"