Мудрый Экономист

"Штрафное" взыскание: суд может отдыхать

"Главная книга", 2006, N 8

(Процедура административного урегулирования налоговых споров)

Больше штрафов, хороших и разных. Видимо, таким принципом руководствовался законодатель, когда "дарил" налоговым органам, органам ПФР и ФСС РФ право взыскивать ряд сумм (в частности, сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также санкции в установленных пределах) без применения судебной процедуры, в так называемом внесудебном порядке <1>. Ведь уже почти 4 месяца как он действует, а специального механизма для его осуществления так и не введено, за исключением нескольких механизмов, ранее учтенных в НК РФ, о которых мы и расскажем далее. Но для начала посмотрим, в каких случаях вообще возможно списывать задолженности перед бюджетом и санкции, не обращаясь в суд, а также какими способами в новых условиях можно обжаловать решение о взыскании, если налогоплательщик с ним не согласен.

<1> Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ; абз. 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Когда взыскание обходится без суда

Как и до 2006 г., недоимки и пени по налогам с организаций взимаются без каких-либо ограничений по сумме без обращения в суд. А вот новшеством стала возможность бесспорного взыскания:

При этом штрафы с неналогоплательщиков взыскиваются путем направления инкассо в банк (см. схему 5), тогда как налогоплательщиков штрафуют с участием судебных приставов (см. схему 2).

Примечание

Обращаем внимание на то, что между нормами НК РФ сложилось следующее противоречие. Так, согласно ст. 114 НК РФ, посвященной налоговым санкциям, штрафы взыскиваются во внесудебном порядке лишь с налогоплательщиков <8>. При этом в ст. 103.1 НК РФ говорится о внесудебном порядке взыскания штрафов с налогоплательщиков и иных лиц. Представляется, что внесудебный порядок взыскания штрафов должен распространяться также и на налоговых агентов, и на плательщиков сборов (ведь именно в ст. 103.1 НК РФ содержится процедура внесудебного взыскания штрафов). Кстати, такой вывод согласуется и с целью введения внесудебного порядка взыскания штрафов - освобождение судов от рассмотрения копеечных дел. А вот иное толкование указанных норм приведет к тому, что штрафы с налоговых агентов и плательщиков сборов должны будут взыскиваться в судебном порядке.

Но в то же время порядок взыскания санкций, установленный в ст. 103.1 НК РФ, нельзя распространять на неналогоплательщиков: как уже отмечалось, с них штрафы взыскиваются в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ <9>. Именно так этот вопрос решается в проекте постановления Пленума ВАС РФ, готовящемся к рассмотрению 27.04.2006.

Порядок    
взыскания
Налогоплательщики (плательщики сборов,         
налоговые агенты)
Лица, не являющиеся
налогоплательщиками
(плательщиками
сборов, налоговыми
агентами)
Физические лица, 
не являющиеся
предпринимателями
Организации  
Индивидуальные 
предприниматели
Внесудебный
Недоимка, пени <10>:                           
Штраф за совершение
налогового
правонарушения <9>
-                
по налогам                   
-                
по страховым 
взносам на
"несчастное"
страхование
в ФСС
-              
Штраф за совершение налогового правонарушения, 
нарушения законодательства о социальном
страховании, не превышающий <11>:
-                
50 000 руб.  
5 000 руб.     
Недоимка + пени + штраф по страховым взносам   
в ПФР, если размер причитающейся к уплате суммы
не превышает <12>:
-                
50 000 руб.  
5 000 руб.     
Судебный   
Недоимка, пени,  
штраф (независимо
от суммы)
Недоимка, пени:              
-                  
по налогам в случаях:        
- пропуска срока для принятия
решения о взыскании
в бесспорном порядке (60 дней
после истечения срока
исполнения требования
об уплате налога) <13>;
- изменения юридической
квалификации сделки или
статуса и характера
деятельности
налогоплательщика <14>
-            
по взносам     
на "несчастное"
страхование
в ФСС <15>
Штраф за совершение          
налогового правонарушения,
нарушения законодательства
о социальном страховании,
превышающий <16>:
50 000 руб.  
5 000 руб.     
Недоимка + пени + штраф по   
страховым взносам в ПФР,
если причитающаяся к уплате
сумма превышает <17>:
50 000 руб.  
5 000 руб.     

Итак, если раньше к налоговой ответственности можно было привлечь только в судебном порядке, то сейчас определенные суммы штрафов могут быть взысканы без суда.

Теперь для взыскания, в частности, налогового штрафа должны соблюдаться одновременно следующие условия:

  1. налогоплательщик не выразил несогласия со взыскиваемыми суммами штрафа (см. схему 3);
  2. размер взимаемого штрафа с организации не превышает 50 000 руб., с индивидуального предпринимателя - 5000 руб.:

Получается, что, когда организация или предприниматель будут привлекаться к ответственности за совершение нескольких правонарушений (например, за неуплату нескольких налогов или неподачу нескольких налоговых деклараций), во внесудебном порядке фактически с них может быть взыскана сумма гораздо большая, чем 50 000 или 5000 руб.

Примечание

Предположим, инспекцией проведена проверка уплаты организацией нескольких налогов (например, НДС, налога на прибыль, НДФЛ, ЕСН) за 3 года. Сумма штрафа, которая может быть взыскана по решению налогового органа (без обращения в суд), может состоять, например, из таких сумм, как 1 800 000 руб. по НДС (50 000 руб. x 12 мес. x 3 года), 150 000 руб. по налогу на прибыль (50 000 руб. x 3 года), 150 000 руб. по ЕСН (50 000 руб. x 3 года), 150 000 руб. по НДФЛ (50 000 руб. x 3 года) и достигнуть 2 250 000 руб.

Основанием взыскания штрафов без суда является принятие соответствующего решения налоговым органом (органом ПФР, ФСС).

Напомним, что, например, в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности указываются такие сведения <18>:

Примечание

В условиях отсутствия специальной процедуры обжалования внесудебного привлечения к ответственности остается неясным вопрос, какое значение имеет указание инспекцией данного срока. Может, это чисто техническое напоминание налогоплательщику о возможностях реализации его права на обжалование <19>. А может, по замыслу законодателя, налоговый орган теперь уполномочен давать время, в течение которого он "ожидает" реакции от налогоплательщика, не предпринимая дальнейших действий.

Именно на основании решения о привлечении к налоговой ответственности инспекция принимает решение о взыскании штрафа, которое уже может не содержать всей перечисленной информации (кстати, форма его еще не установлена Минфином России) и фактически является составной частью решения о привлечении к налоговой ответственности <20>.

Примечание

Вывод ВАС РФ о том, что решение о привлечении к налоговой ответственности и решение о взыскании санкции являются составными частями одного целого, имеет значение при обжаловании решений налоговых органов, то есть налогоплательщику не нужно будет подавать две разные жалобы (заявления) на каждое из решений.

Внимание! Обжалование решения о привлечении налогоплательщика к ответственности означает обжалование в том числе решения о взыскании штрафа <21>.

Кроме того, налоговые органы теперь получили право, которым ранее обладали только суды, снижать размер налоговых санкций в случае установления смягчающих обстоятельств <22>. Причем смягчающими могут быть признаны любые обстоятельства по усмотрению налогового органа <23>. Например, судебная практика признавала таковыми <24>:

Для справки

Если налоговый орган признает смягчающим ответственность хотя бы одно обстоятельство, заявленное налогоплательщиком, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения <25>.

Критериев для определения обстоятельства в качестве смягчающего законодательством не установлено, поэтому налоговые органы, как и суд, будут действовать всецело на свое усмотрение.

К сведению

С многообразием смягчающих обстоятельств можно познакомиться в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2005, N 7, с. 66.

Поскольку смягчающие обстоятельства устанавливаются, только если о них заявил налогоплательщик, пока неясно, когда он должен обратить внимание налогового органа на наличие таких обстоятельств, ведь процедура вынесения решения о взыскании санкции подробно не прописана. Скорее всего, это целесообразно делать на стадии представления возражений на акт налоговой проверки.

Вопрос о сроках взыскания штрафов рассмотрен в упомянутом ранее проекте постановления Пленума ВАС РФ, где предусмотрено, что право на взыскание налоговых санкций может быть реализовано налоговым органом:

-------------T-----------------------------------------------------------------------------¬
¦По санкциям,¦ 3 года ¦
¦взыскиваемым¦<--------------------------------------------------------------------------->¦
¦во +---------------T----------T--------------T---------------T-------------------+
¦внесудебном ¦Дата совершения¦Проведение¦Дата ¦Вынесение ¦Дата вынесения ¦
¦порядке ¦налогового ¦налоговой ¦обнаружения ¦налоговым ¦налоговым органом ¦
+------------+правонарушения ¦проверки ¦налоговым ¦органом решения¦решения о взыскании¦
¦По санкциям,¦ ¦ ¦органом ¦о привлечении к¦налоговых санкций ¦
¦взыскиваемым¦ ¦ ¦правонарушения¦ответственности+---------T---------+
¦в судебном ¦ ¦ ¦(составления ¦ ¦Дата ¦Дата ¦
¦порядке ¦ ¦ ¦акта выездной ¦ ¦подачи ¦вынесения¦
¦ ¦ ¦ ¦налоговой ¦ ¦налоговым¦судом ¦
¦ ¦ ¦ ¦проверки) ¦ ¦органом ¦решения о¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заявления¦взыскании¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в суд ¦налоговых¦
¦ ¦ ¦ +--------------+---------------+---------+санкций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 6 месяцев ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦<-------------------------------------->¦ ¦
¦ +---------------+----------+----------------------------------------+---------+
¦ ¦ 3 года ¦
¦ ¦<--------------------------------------------------------------------------->¦
L------------+------------------------------------------------------------------------------

Примечание

Обратите внимание: если заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций соответствующими госорганами были поданы в суд до 01.01.2006, то дело должно быть рассмотрено арбитражным судом <30>. Значит, деньги со счета налогоплательщика (например, штраф за неуплату взносов на обязательное пенсионное страхование или недоимка по налогам с индивидуального предпринимателя) могут быть взысканы только по решению суда.

<2> Статьи 46, 47 НК РФ.
<3> Пункт 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
<4> Пункт 6 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ; абз. 10 Письма ФСС РФ от 15.03.2006 N 02-18/07-2431.
<5> Пункт 7 ст. 114 НК РФ; п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; абз. 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
<6> Пункт 9 ст. 46, п. 10 ст. 101.1 НК РФ.
<7> Статья 85, п. 2 ст. 126, ст. 129.1 НК РФ.
<8> Пункт 7 ст. 114 НК РФ.
<9> Пункт 9 ст. 46, п. 10 ст. 101.1 НК РФ.
<10> Статьи 46, 47 НК РФ; п. 6 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
<11> Пункт 1 ст. 103.1 НК РФ; п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
<12> Пункт 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
<13> Пункт 3 ст. 46 НК РФ.
<14> Пункт 1 ст. 45 НК РФ.
<15> Пункт 6 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
<16> Пункт 7 ст. 114 НК РФ; п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
<17> Пункт 4 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
<18> Пункт 3 ст. 101 НК РФ.
<19> Пункт 1 ст. 138 НК РФ.
<20> Пункт 1 ст. 103.1 НК РФ; п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 N 105.
<21> Пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 N 105.
<22> Пункт 4 ст. 112 НК РФ.
<23> Подпункт 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.
<24> Постановления ФАС ВВО от 23.01.2006 N А17-1476/5/2005, от 24.10.2005 N А79-3162/2005.
<25> Пункт 3 ст. 114 НК РФ.
<26> Абзац 1 п. 7 ст. 114, п. 1 ст. 103.1 НК РФ.
<27> Статья 113 НК РФ.
<28> Абзац 2 п. 7 ст. 114 НК РФ.
<29> Пункт 1 ст. 115 НК РФ.
<30> Пункт 2 ст. 3 Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ; п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 N 105.

Как бороться с внесудебным порядком взыскания

Если налогоплательщик (плательщик взносов) не согласен с предъявленными ко взысканию суммами, он вправе обжаловать решение госоргана (налогового органа, органа ПФР или ФСС РФ). Как известно, сделать это можно как в арбитражном суде (судебный порядок), так и в вышестоящем органе (административный порядок) <31>.

Кстати, что касается обжалования решения о взыскании недоимки и пени с организаций, то никаких изменений в части порядка такого обжалования законодательством не предусмотрено (поэтому в схемах мы его не рассматриваем). В отношении обжалования нововведения - решения о взыскании штрафа - также применимы оба указанных способа, но административный порядок здесь работает несколько иначе.

Так, обжалование решения налоговой инспекции, территориального органа ПФР или ФСС РФ о взыскании санкций в соответствующий вышестоящий орган должно повлечь автоматическое приостановление исполнения решения <32>, на каком бы этапе оно ни находилось (см. схему 3).

Примечание

Однако следует иметь в виду, что ФСС РФ в своем разъяснении по применению внесудебного порядка взыскания штрафа <33> указал лишь на то, что рассмотрение жалобы вышестоящим органом ФСС должно производиться по правилам гл. 20 НК РФ. А вот к специальной норме об автоматическом приостановлении исполнения решения территориального органа никаких отсылок нет. Поэтому пока трудно сказать, как органы ФСС на практике будут действовать при обжаловании их решения о взыскании штрафа в вышестоящий орган.

Но, к сожалению, некоторые налогоплательщики уже столкнулись с проблемами при обжаловании решения о взыскании штрафа в вышестоящий налоговый орган: судебные приставы продолжают исполнять решение, обжалуемое в вышестоящий налоговый орган с передачей копии жалобы в "свою" инспекцию, которая и должна приостанавливать исполнение. Поскольку механизм такого приостановления подробно не прописан, инспекции не приостанавливают постановление о взыскании, уже отправленное приставам, мотивируя это наличием полномочий приостановления только решения о взыскании штрафа <34>. Естественно, что приставы, которым не было скомандовано из налоговой "Стоп!", продолжают взыскание по правилам исполнительного производства.

В такой ситуации теоретически можно попробовать обжаловать в вышестоящий орган или в суд бездействие налогового органа, не приостанавливающего исполнение решения, или незаконные действия приставов, которые не должны их производить до рассмотрения жалобы по существу <35>. Но практически суммы со счета спишутся гораздо быстрее, чем жалоба будет рассмотрена соответствующими органами или будет удовлетворено ходатайство об обеспечении иска судом.

Подобная практика может привести к тому, что налогоплательщик просто не заинтересуется возможностью разрешить конфликт с налоговиками в административном (внесудебном) порядке (ведь именно для этого вводилось автоматическое приостановление исполнения), а будет, как и прежде, большие надежды возлагать на судебное урегулирование. К счастью, в Закон не вошла норма, предлагаемая на одном из этапов его принятия, которая вообще бы запретила налогоплательщику подавать в суд на инспекцию, пока вышестоящий налоговый орган не вынесет решение по жалобе, завершив процедуру досудебного урегулирования. Поэтому, как и ранее, налогоплательщик может обратиться в суд <36>:

При подаче в суд заявления об обжаловании решения о взыскании штрафа необходимо будет:

  1. уплатить госпошлину за подачу <37>:
  1. представить пакет документов, включающий <38>:
  1. обосновать необходимость применения обеспечительных мер - когда подано ходатайство о приостановлении исполнения решения (см. схему 4) (параллельно с заявлением или прямо в его тексте <39>). Кстати, подать такое ходатайство стоит, особенно если заявитель миновал стадию административного урегулирования (через вышестоящий орган), чтобы не сложилась такая ситуация: плательщик ораторствует в суде, доказывая свою невиновность, а приставы приступают к описи его имущества (если не хватило имевшихся денег) <40>.

Напомним, что приостановить исполнение решения налогового органа - это право суда, а не его обязанность. Поэтому заявителю придется убедить суд, что списание налоговым органом штрафа (сумма которого, как мы выяснили, может быть довольно существенной) по соответствующему решению может причинить значительный ущерб заявителю или затруднить (сделать невозможным) последующее исполнение судебного решения <41>.

Примечание

Как правило, для этого заявители прикладывают к своему ходатайству копии договоров, расчетных документов, по которым придется расплачиваться с контрагентами в ближайшее время, чему помешает единовременное списание денег инспекцией, нарушив нормальную деятельность компании. Некоторые фирмы даже представляют суду бухгалтерский баланс, ведь сведения об активах подтверждают, что у компании есть имущество, за счет которого можно будет взыскать штраф, если суд все же оставит в силе решение налогового органа.

В условиях отсутствия специального порядка административного урегулирования споров разберем существующую процедуру взыскания недоплаченных в бюджет сумм налогов и санкций, описанную законодателем в НК РФ. При помощи схем не только представим процесс, его действующих лиц и временные рамки, ограничивающие некоторые из его этапов, но также посмотрим, когда внесудебный порядок превращается в судебный, какие неурегулированные вопросы могут создать трудности для налогоплательщиков. Например, налоговые органы не торопятся устанавливать внутренние сроки для выполнения ряда своих действий, что не гарантирует налогоплательщику своевременную защиту его интересов.

<31> Пункт 1 ст. 138 НК РФ.
<32> Пункт 4 ст. 103.1 НК РФ; п. 10 ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
<33> Письмо ФСС РФ от 15.03.2006 N 02-18/07-2431.
<34> Пункты 4, 7 ст. 103.1 НК РФ.
<35> Подпункт 3 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
<36> Пункт 1 ст. 138 НК РФ.
<37> Подпункты 3, 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.
<38> Статья 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ.
<39> Статья 92 АПК РФ.
<40> Пункты 2, 4, 5 ст. 46 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ.
<41> Часть 2 ст. 90 АПК РФ.

Оформление результатов налоговой проверки

-----------------T-----------------------------------T------------------¬
¦Налогоплательщик¦ Документ ¦ Налоговая ¦
¦ ¦ ¦ инспекция ¦
L----------------+-----------------------------------+------TT-----------
/
---------------¬
¦Составляет акт¦
¦ налоговой ¦- -¬
¦ проверки <3> ¦
L------TT------- ¦
Считается полученным на 6-й ¦¦
день при направлении ¦¦ ¦
- - - по почте либо немедленно - - - - -¬ ¦¦
при вручении лично <1> / ¦
---------------+-¬ ---------------------------¬ ---+-----------¬
¦ Получает ¦<-+Акт налоговой проверки <2>+-----+Направляет <1>¦ ¦
L------TT------T-- L--------------------------- L---------------
¦¦ L - - не более 2 недель <4> - - - - --¬ ¦
¦¦ ---------------------------¬
¦¦ ¦ Возражения по акту ¦ ¦ ¦
/ ¦ налоговой проверки + ¦
-----------------¬ ¦ документы (копии), ¦ ---+-----------¬ ¦
¦ Направляет +--+ подтверждающие возражения+-----+ Получает +¬
L------TT--------- ¦ <4> ¦ L------TT-------¦ ¦
¦¦ L--------------------------- ¦¦
/ ---------------------------¬ / ¦ ¦
-----------------¬ ¦ Извещение о времени ¦ ---------------¬
¦ Получает ¦<-+ и месте рассмотрения +-----+ Направляет ¦¦ ¦
L------TT--------- ¦ материалов проверки <5> ¦ L------TT-------
¦¦ L--------------------------- / ¦ ¦
/ ---------------¬
-----------------¬ ¦ Рассматривает¦¦ ¦
¦ Направляет +----------------------------------¦ материалы ¦
¦ представителя +----------------------------------/¦ налоговой ¦¦ ¦
L----------------- ¦ проверки ¦
---------------------------¬ L------TT-------¦ ¦
¦ Вариант 1. Решение ¦ ¦¦
¦ о привлечении ¦ ¦¦ ¦ ¦
¦ налогоплательщика к +--¬ ¦¦
¦ налоговой ответственности¦ ¦ ¦¦ не более¦
¦ <7> - схема 2 ¦ ¦ ¦¦ 14 дней
L--------------------------- ¦ ¦¦ <6> ¦
---------------------------¬ ¦ /
¦ Вариант 2. Решение ¦--+-¬---------------¬¦ ¦
¦ об отказе в привлечении ++или++ Принимает ¦
¦ налогоплательщика к ¦L----¦ решение +- ¦
¦налоговой ответственности ¦ ----+ - - -¬ ¦
¦ <8> - схема 5 ¦ ¦ L------+T------- ¦
L--------------------------- ¦ ¦¦
---------------------------¬ ¦ ¦¦ ¦
¦ Вариант 3. Решение о ¦ ¦ ¦¦
¦ проведении дополнительных¦ ¦ ¦¦ не более
¦ мероприятий налогового +-- ¦¦ 6 месяцев
¦ контроля <9> ¦ ¦¦ <10>
L--------------------------- ¦¦
---------------------------¬ / ¦
-----------------¬ ¦Копия решения о проведении¦ ---------------¬
¦ Получает ¦<-+дополнительных мероприятий+-----+ Направляет ¦ ¦
L----------------- ¦ налогового контроля ¦ L------TT-------
L--------------------------- / ¦
---------------¬
¦ Проводит ¦ ¦
¦дополнительные¦
¦ мероприятия ¦ ¦
---------------------------¬ ¦ налогового ¦
¦ Вариант 1. Решение ¦ ¦ контроля ¦ ¦
¦ о привлечении +--¬ ¦ (например, ¦
¦ налогоплательщика ¦ ¦ ¦ экспертизу ¦ ¦
¦ к налоговой ¦ ¦ ¦ или проверку ¦
¦ ответственности - схема 2¦ ¦ ¦ дополнительно¦ ¦
L--------------------------- ¦ ¦представленных¦
---------------------------¬ ¦ ¦ документов ¦ ¦
¦ Вариант 2. Решение ¦ ¦ L------TT-------
¦ об отказе в привлечении ¦ ¦ / ¦
¦ налогоплательщика ¦ ¦ ---------------¬
¦ к налоговой ¦--+-¬¦ Принимает ¦ ¦
¦ ответственности - схема 5++или++ решение +- --
L---------------------------L----L---------------

Схема 1

<1> Пункт 4 ст. 100 НК РФ.
<2> Приложение N 1 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60.
<3> Пункты 1, 2 ст. 100 НК РФ.
<4> Пункт 5 ст. 100 НК РФ.
<5> Пункт 1 ст. 101 НК РФ.
<6> Пункт 6 ст. 100 НК РФ.
<7> Приложение N 4 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60.
<8> Приложение N 5 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60.
<9> Приложение N 6 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60.
<10> Пункт 1 ст. 115 НК РФ.

Принудительное внесудебное взыскание штрафа за счет денежных средств налогоплательщика <1>

    -------------------T---------------T---------------T-----------------¬
¦ Налогоплательщик ¦ Документ ¦ Судебный ¦ Налоговая ¦
¦ ¦ ¦ пристав- ¦ инспекция ¦
¦ ¦ ¦ исполнитель ¦ ¦
L------------------+---------------+---------------+--------TT--------
/
------------------------------¬ ------------------¬
¦ Обжалует решение о взыскании¦ ¦ Вариант 1. ¦
¦ штрафа или о привлечении ¦ ¦Принимает решение¦
¦налогоплательщика к налоговой¦ ¦ о привлечении ¦
-+ответственности в вышестоящий¦ ¦налогоплательщика¦
¦ налоговый орган - схема 3 ¦ ¦ к налоговой ¦
¦¦ или суд <2> - схема 4 ¦ ¦ ответственности ¦
L------------------------------ L--------TT--------
¦ /¦ -++-¬
¦ Если штраф не -------+ V ¦
¦ ¦ --------------¬ более ¦------+TT--
¦ ¦ Уплачивает ¦ 50 000 (5000) руб. ¦¦ /
¦ ¦ ¦ штраф ¦ за каждое ¦¦ -----------¬
¦ ¦добровольно в¦ выявленное ¦¦ ¦Взыскивает¦
¦ ¦ ¦установленный¦ налоговое ¦¦ ¦ штраф в ¦
3 месяца ¦ ¦ в требовании¦ правонарушение ¦¦ ¦ судебном ¦
<3> ¦ ¦ срок ¦ ¦¦ ¦ порядке -¦
¦ L-------------- ¦¦ ¦ схема 6 ¦
¦ ¦ ----¬ /¦ ¦¦ L-----------
L-+или+--------- ¦¦ -----------¬
¦ L-T-- ¦¦ ¦ Принимает¦
¦ ¦L¦ решение о¦
¦ ¦ считается полученным L-/¦ взыскании¦
¦ на 6 день при направлении ¦штрафа <5>¦
¦ ¦ по почте или немедленно L----TT-----
¦ - - - - при вручении лично <4> -- - - - - - -¬ /
¦ -----+--+¬ ----------------------------¬ --+--------¬
L- - -+Получает¦ ¦ Требование о добровольной +-- - - - -+Направляет¦
L--------- ¦ уплате штрафа <6> + копия ¦ -- -+ <8> ¦
¦ решения о привлечении ¦ L---TT------
¦ налогоплательщика к ¦ ¦ ¦¦ Если отсутствуют
¦налоговой ответственности +¦ Срок, ¦¦ сведения об
¦ копия решения о взыскании ¦ указанный ¦¦ уплате штрафа
¦ штрафа ¦ в требовании / или обжалование
L---------------------------- <7> --------------------¬
----------------------------¬ L -+Начинает исполнение¦
---------¬ ¦ Копия постановления ¦ ¦ вступившего в силу¦
¦Получает¦<-+ о взыскании штрафа +--¬ - -+решения о взыскании¦
L--------- L---------------------------- ¦5 дней¦ налоговой санкции ¦
¦ <9> L--------------------
----------------------------¬--+-¬ L -T-------------------¬
¦ Постановление о взыскании ++ и +----+ Направляет <9> ¦
¦ штрафа ¦L---- L--------------------
L---------------------------+->---------¬
¦Получает¦- - - - ¬
L---TT---- 3 дня <10>
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - / - - - - - - +- - - - ¬
¦Исполнительное производство ----------------¬ ¦
¦ Выносит ¦ ¦
¦ ¦ постановление ¦- - -- ¦
-- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -+ о возбуждении ¦- - - - -¬
¦ ¦ ¦исполнительного+- --¬ ¦
¦ производства ¦ ¦
¦ ¦ L------TT-------- ¦ ¦
¦¦ 1 день ¦
¦ не более / <13> ¦
5 дней ---------¬ --------------------¬ -----------¬ ¦ ¦
¦ <11> ¦Получает¦<-+Копия постановления+-+Направляет+- -- - ¦
¦ L-T-----T- ¦ о возбуждении ¦ L--TT------- ¦
¦ ¦ --+-¬ ¦ исполнительного ¦ ¦¦ Если ¦
--------+или¦ ¦ ¦ производства <11> ¦ ¦¦ отсутствуют ¦
¦ ¦ ¦ L-T-- 10 L-------------------- ¦¦ сведения ¦
¦ ¦ дней ¦¦ об уплате ¦
¦ ¦/ ¦/ <12> ¦¦ штрафа ¦
----+-----+------¬ -+-----+--------¬ / добровольно ¦
¦¦ Добровольно ¦ ¦ Обжалует ¦ ---------------------¬ по ¦
¦ уплачивает ¦ ¦ постановление ¦ ¦Взыскивает в порядке¦ истечении
¦¦ штраф в полном ¦ ¦ о возбуждении ¦ ¦ исполнительного ¦ 5 дней ¦
¦ размере (без ¦ ¦исполнительного¦ ¦производства за счет¦ <11>
¦¦исполнительского¦ ¦ производства ¦ ¦ <14>: ¦ ¦ ¦
¦ сбора) ¦ ¦ в суд ¦ ¦- денежных средств ¦
¦L--------T-------- LT--------------- ¦в банке; +- - - - -- ¦
/¦ ¦ ¦- иного имущества ¦
¦ ¦ ¦ ¦налогоплательщика ¦ ¦
¦ ¦ L-----------T---------
¦ ¦ ¦ Если суд оставляет /¦ ¦
¦ ¦ постановление о возбуждении ¦
¦ ¦ ¦ исполнительного производства ¦ ¦
¦ --+-¬ в силе ¦
¦ L--------+или+--------------------------------- ¦
L----
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ---

Схема 2

<1> Статья 103.1 НК РФ.
<2> Пункт 1 ст. 138 НК РФ.
<3> Пункт 2 ст. 139 НК РФ; ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
<4> Пункт 4 ст. 100 НК РФ.
<5> Пункт 1 ст. 103.1. НК РФ.
<6> Приложение 4 к Приказу МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465.
<7> Пункт 3 ст. 103.1 НК РФ.
<8> Пункт 5 ст. 101, п. 2 ст. 103.1 НК РФ.
<9> Пункт 7 ст. 103.1 НК РФ.
<10> Пункт 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ.
<11> Пункт 3 ст. 9 Федерального закона N 119-ФЗ.
<12> Пункт 6 ст. 9 Федерального закона N 119-ФЗ.
<13> Пункт 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ.
<14> Федеральный закон от 21.07.97 N 119-ФЗ.

Обжалование решения о взыскании штрафа в вышестоящий налоговый орган

---------------------T--------------------------T------------------T----------------¬
¦ Налогоплательщик ¦ Документ ¦ Вышестоящий ¦ Налоговая ¦
¦ ¦ ¦ налоговый орган ¦ инспекция ¦
L----------TT--------+--------------------------+------------------+-----------------
/ ------------------¬
--------------------¬ ----------------->¦ Получает ¦
¦Получает требование¦ ¦ -- -+---------TT-------
¦ об уплате штрафа, ¦ ¦ ¦¦
¦ копию решения ¦ ¦ ¦ /
¦ о привлечении ¦ ¦ Срок -----------------¬
¦ налогоплательщика ¦ ¦ не установлен¦Приостанавливает¦
¦ к налоговой ¦ ¦ ¦ ¦ исполнение ¦
¦ ответственности, ¦ ¦ ¦ решения ¦
¦ копию решения ¦ ¦ L - -¦ о взыскании ¦
¦ о взыскании штрафа¦ ¦ ¦ штрафа <2> ¦
L----------TT-------- ------------------¬ ¦ L-----------------
/ ------+ Копия жалобы <1>+----
-----------¬--+-¬ L------------------
¦Направляет++ и ¦
¦ <1> ¦L-T-- ------------------¬ ---------------¬
L-----T----- L------+ Жалоба <2> +---->¦ Получает +- - - -¬
¦ L------------------ L-T-----TT------ ¦
¦ - - -- --++T-------¬
¦ 10 дней ¦ V +------¬¦ ¦
¦ <4> L-TT- ¦¦
¦ ¦ / ¦¦ ¦
¦ ---------------¬ ¦¦
¦ ¦ ¦ Отказывает ¦ ¦¦ ¦
¦ ------------------¬ ¦ в принятии ¦ ¦¦
-------+----¬ ¦ Отказ ¦ L- + жалобы к ¦ ¦¦ ¦
¦ L - -+<--------+ в рассмотрении ¦ ¦ рассмотрению ¦ ¦¦
¦ Получает ¦<---¬ ¦ жалобы +--¬ ¦ <5> ¦ ¦¦ ¦
L------------ ¦ L------------------ ¦ L------TT------- ¦¦
¦ ¦ / ¦¦ 2 месяца
3 месяца с ¦ ------------------¬--+-¬---------------¬ ¦¦ <7>
момента получения ¦ ¦ Отказ ¦¦или++ Направляет ¦ ¦¦ ¦
копий решений о ¦ ¦ в рассмотрении ¦L-T--L--------------- ¦¦
привлечении к ¦ ¦ жалобы +--- ---------------¬ ¦¦ ¦
ответственности и L----+с невозможностью ¦ ¦ Рассматривает¦ ¦¦
взыскании штрафа ¦ ее повторной ¦ ¦ жалобу ¦/-¦ ¦
-- - - - <3> ¦ ¦ подачи ¦ ¦ и принимает ¦--
L------------------ ¦ решение +- - - --
¦----------------+---¬ ------------------¬ ¦ по ней <6> +- - - -¬
¦ Обжалует решение о¦ ¦ Решение ¦ L------TT-------
¦¦ взыскании штрафа ¦ ¦ об оставлении ¦ ¦¦ ¦
¦ в суд - схема 4 ¦ ---+ жалобы без +--¬ ¦¦
¦L------------------T- ¦ ¦ удовлетворения ¦ ¦ ¦¦ ¦
-----------------¬/¦ ¦ L------------------ ¦ ¦¦
¦¦Уплачивает штраф¦ ¦ ¦ ------------------¬ ¦ ¦¦ ¦
L---T------------- ¦ ¦ ¦Решение об отмене¦ ¦ ¦¦
¦ /¦ ¦ ¦ ¦акта нижестоящего¦ ¦ ¦¦ ¦
¦ ----¬ ¦ ¦--+налогового органа+--+ ¦¦
¦ L--+или+-------- ¦¦ ¦ и прекращении ¦ ¦ ¦¦ 3 дня
L-T-- ¦¦ ¦ производства ¦ ¦ ¦¦ <8>
-+-------->¦ ¦¦ ¦ по делу ¦ ¦ ¦¦ ¦
¦ ---------+-------¬ ¦¦ L------------------ ¦ ¦¦
¦¦¦ L - - - +<----¦ ------------------¬ ¦ ¦¦ ¦
¦L+ Получает ¦ ---+¬¦ Решение ¦ ¦ ¦¦
¦ L-----------------<-+или++об изменении акта¦ ¦ / ¦
¦ L-T--¦ нижестоящего ¦--+-¬ ---------------¬
¦ ¦ ¦налогового органа++или+-+ Направляет +- - --
¦ ¦ ¦ или вынесении ¦L-----+ - - -¬ +- - -¬
¦ ¦ ¦ нового акта ¦ ¦L------+T-------
¦ ¦ L------------------ ¦ ¦¦ ¦
¦ ¦ ------------------¬ ¦ ¦¦ не более
¦ ¦ ¦Решение об отмене¦ ¦ ¦¦ 6 месяцев
¦ ¦ ¦акта нижестоящего¦ ¦ ¦¦ со дня
¦ ¦ ¦налогового органа¦ ¦ ¦¦ составления
¦ L--+ и о назначении +------ ¦¦ акта
¦ ¦ дополнительной ¦ / налоговой
¦ ¦ проверки ¦ ---------------¬ проверки
¦ L------------------ ¦ Проводит ¦ <9>
¦ ------------------¬ ¦дополнительную¦ ¦
¦ ¦Решение об отказе¦ ¦ проверку ¦
¦ ¦ в привлечении ¦ ¦ и выносит ¦ ¦
¦ ¦налогоплательщика+--¬ ¦ решение ¦
¦ -----------------¬ ¦ к налоговой ¦ ¦ L-------TT------ ¦
¦ ¦ Получает ¦<-----+ ответственности ¦ ¦ ¦¦
L--+ - - - - - - - -+<----¬L------------------ ¦ ¦¦ ¦
L----------------- ¦------------------¬ ¦ ¦¦
¦¦ Решение ¦ ¦ / ¦
¦¦ о привлечении ¦--+-¬---------------¬
L+налогоплательщика++или++ Направляет +- - - -
¦ к налоговой ¦L----L---------------
¦ ответственности ¦
L------------------

Схема 3

<1> Пункт 6 ст. 103.1 НК РФ.
<2> Пункт 4 ст. 103.1 НК РФ.
<3> Часть 4 ст. 198 АПК РФ.
<4> Пункт 3.2 Регламента, утв. Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290 (далее - Регламент).
<5> Пункт 3 Регламента.
<6> Пункт 2 ст. 140 НК РФ.
<7> Пункты 1, 3 ст. 140 НК РФ.
<8> Пункт 3 ст. 140 НК РФ.
<9> Пункт 1 ст. 115 НК РФ; п. 11 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.

Обжалование решения о взыскании штрафа в суд

------------------T-----------------------T---------------------------T---------------------¬
¦ Налогоплательщик¦ Документ ¦ Суд ¦ Налоговая инспекция ¦
L--------TT-------+-----------------------+---------------------------+----------------------
/
------------------¬ ------------------¬ ----------------------¬
¦ Получает ¦ ----+ Копия заявления +-------------------------->¦ Получает ¦
¦ требование ¦ ¦ L------------------ L----------------------
¦об уплате штрафа,¦ ¦ ------------------¬
¦ копию решения ¦ ¦ ¦ Заявление ¦
¦ о привлечении ¦ ¦ ¦ с требованием ¦ ---------------T - - - - - - - - - - - - - -¬
¦налогоплательщика¦ ¦ ¦ о признании +---->¦ Получает +- - - - - - - - - - - - - -¬
¦ к налоговой ¦ +---+ решения о ¦ --->L------TT----TT+ - - ¬ ¦¦
¦ ответственности,¦ ¦ ¦взыскании штрафа ¦ ¦ ¦¦ ¦L--¬
¦ копию решения о ¦ ¦ ¦недействительным ¦ ¦ ¦¦ L--¬¦ 1 день ¦¦
¦ взыскании штрафа¦ ¦ L------------------ ¦ ¦¦ ¦¦ <1>
L--------TT-------- ¦ ------------------¬ ¦ -------++------¬¦¦ ¦ ¦¦
/ ¦ ¦ Ходатайство об ¦ ¦ ¦ Выносит ¦¦¦
--------------¬ --+-¬ ¦ обеспечении иска¦ ¦ ¦ определение +++ - - ¦¦
¦ Направляет +-+ и +-+ путем +-- ¦по ходатайству+++- -¬ 5 дней
L------T------- L---- ¦ приостановления ¦ L------TT-------¦¦ <8>
/¦ ¦ исполнения ¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦¦
---------- ¦ решения ¦ ¦¦ ¦¦
¦ L------------------ ¦¦ ¦¦1 день ¦¦
¦ ------------------¬ ¦¦ ¦¦ <2>
¦ ¦ Копия ¦ / ¦¦ ¦ ¦¦
¦ ¦ определения ¦----¬---------------¬¦¦
¦ ¦ об отказе ++или++ Направляет ++¦ - - ¦¦
¦ ---+ в обеспечении ¦L-T--L---------------¦¦ --------------------¬
¦ ¦ ¦ иска +--+------------------+¦-->¦ Получает ¦ ¦¦
¦ ¦ L------------------ ¦------------------++-->+ - - - -¬ ¦
¦ --------------¬ --+-¬ ¦¦ ¦¦ L--------TT---------- ¦¦
¦ ¦ Получает ¦<-+или¦------------------¬ ¦¦ ---------¦ ¦¦
¦ L-------------- L-T--¦Копия определения+---¦ ¦--------- ¦¦ ¦¦
¦ ¦ ¦ об обеспечении ¦ ¦ ¦¦ ¦¦
¦ ¦ ¦ иска + ¦ ¦ / ¦¦ ¦¦
¦ L--+ исполнительный +---- ----------------¬ ¦¦
¦ ¦ лист <3> ¦ ¦ Рассматривает + - - - - - - ++- - - - - --¦
¦ L------------------ ¦ вопрос ¦ /
¦ ------------------¬ ¦ о принятии + ¬ --------------------¬¦
¦ ¦ Копия ¦ ¦ заявления ¦ ¦ Приостанавливает ¦
¦ ---+ определения +--¬ ¦ к производству¦ ¦ ¦ исполнение решения¦¦
¦ ¦ ¦ о возвращении ¦ ¦ L-------TT-------1 день¦ взыскании штрафа ¦
¦ ¦ ¦ заявления <4> ¦ ¦ / <9> L--------------------¦
¦ ¦ L--------------------+-¬ ----------------¬
¦ ¦ ------------------¬¦или+-+ Направляет + - ¦
¦ --------------¬ --+-¬¦ Копия ¦L-T-- L------TT--------
L-+ - - - - - - +<-+или++ определения ¦ ¦ ¦¦ ¦
¦ Получает ¦ L----¦ об оставлении +--+ ¦¦
L--------------<---¬ ¦ заявления ¦ ¦ ¦¦ ¦
¦ ¦ без движения <5>¦ ¦ ¦¦
¦ L------------------ ¦ / ¦
¦ ------------------¬ ¦ ----------------¬
¦ ¦ Копия ¦ ¦ ¦ Готовит ¦ ¦
¦ ¦ определения ¦ ¦ ¦ к судебному ¦
L--+ о принятии +--- ¦ заседанию <7> ¦ ¦
¦ заявления к ¦ L-------TT------- не более
¦ производству <6>¦ ¦¦ 2 месяцев
L------------------ / <13>
------------------¬ ----------------¬ --------------------¬¦
¦ Извещение +-----+ Направляет ¦ -->¦ Получает ¦
--------------¬ ¦ о проведении ¦ L-------TT------- ¦ L--------TT----------¦
¦ Получает ¦<------+ предварительного+-------------++----------- ¦¦
L-----TT------- ¦ судебного ¦ / ¦¦ ¦
¦¦ ¦ заседания <10> ¦ ----------------¬ /
/ L------------------ ¦ Проводит ¦ --------------------¬¦
--------------¬ ¦предварительное¦/-----+ Направляет ¦
¦ Направляет +------------------------------¦ заседание <11>¦-----+ представителя ¦¦
¦представителя+------------------------------/L-------TT------- L--------------------
L-----TT------- -++-¬ Если в предварительном ¦
¦¦ ¦ V +------¬заседании <12>:
¦¦ LTT-+-----¬¦1) присутствуют все ¦
¦¦ / ¦¦лица, участвующие в деле,
¦¦ ------------------¬ ----------------¬¦¦2) никто из них не ¦
¦¦ ¦Копия определения¦ ¦ Назначает дел¦возражает против
/ ¦ о назначении ¦ ¦ к судебному ¦¦¦рассмотрения дела по ¦
--------------¬ ¦ дела к судебному+-¬ ¦разбирательств󦦦существу
¦ Получает ¦<------¦ разбирательству +¬¦ L-------TT-------¦¦ --------------------¬¦
L-------------- ¦ <14> ¦¦L-----------++-------++--->¦ Получает ¦
L------------------¦ / ¦¦ L--------TT----------¦
¦ ----------------¬¦¦ /
--------------¬ L----+ Направляет ¦¦¦ --------------------¬¦
¦ Направляет ¦ L-------TT-------¦¦ ¦ Направляет ¦
¦представителя+----------------------------------¬ ¦¦ ----++----+ представителя ¦¦
L-------------+---------------------------------¬¦ ¦¦ ¦---++----+--------------------
------------------¬ / / / ¦¦ ¦
¦ Копия решения ¦ ----------------¬¦¦
¦ о признании акта¦ ¦ Проводит ¦¦¦ ¦
¦налогового органа¦ ¦ судебное ¦¦¦
--------------¬ ¦ недействительным+--¬ ¦ заседание ¦¦¦ ¦
¦ Получает ¦<------+ + исполнительный¦ ¦ L-------TT-------¦¦
¦ - - - +<---¬ ¦ лист ¦ ¦ ¦¦ ----¦ --------------------¬¦
L-------+------ ¦ L------------------ ¦ ¦¦ ¦------->¦ ¦
¦ ¦ ¦ / / ¦-->+ - ¬ Получает ¦¦
¦ ¦ ¦ ----------------¬ ¦¦ L--TT----------------
¦ ¦ ¦ ¦Выносит решение+- ++ - - +¦- - - - - - - - -
¦ ¦ ¦ L-------TT-----T- ¦¦ ¦¦Если судебное решение
¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦не обжаловалось или
¦/ ¦ ------------------T--+----------++-----+----¦ ¦¦оставлено в силе
--------+-----¬ ¦ ¦ Копия решения ¦ ¦ ¦¦ 5 дней ¦ /вышестоящей инстанцией
¦ Обжалует ¦ ¦ ¦ об отказе ¦ ¦ / <15> ¦ ----------------------¬
¦ решение ¦ L--+ в удовлетворении¦--+-¬---------------+¬ ¦ ¦ Взыскивает штраф - ¦
¦в вышестоящую¦ ¦ требований ++или++ Направляет ¦ ¦ ¦ схема 6 ¦
¦ инстанцию ¦ ¦налогоплательщика¦L----L---------------- ¦ L----------------------
L-------------- L-----------------+--------------------------

Схема 4

<1> Часть 1 ст. 93 АПК РФ.
<2> Часть 6 ст. 93 АПК РФ.
<3> Часть 1 ст. 96 АПК РФ.
<4> Часть 1 ст. 129 АПК РФ.
<5> Часть 1 ст. 128 АПК РФ.
<6> Части 1, 3 ст. 127 АПК РФ.
<7> Статья 133 АПК РФ.
<8> Часть 1 ст. 127 АПК РФ.
<9> Часть 5 ст. 127, ч. 2 ст. 128, ч. 3 ст. 129 АПК РФ.
<10> Статья 134, ч. 1 ст. 136 АПК РФ.
<11> Статья 136 АПК РФ.
<12> Часть 4 ст. 137 АПК РФ.
<13> Часть 1 ст. 200 АПК РФ.
<14> Часть 3 ст. 137 АПК РФ.
<15> Часть 1 ст. 177 АПК РФ.

Принудительное взыскание налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика, штрафов с лиц, не являющихся налогоплательщиками <1>

--------------------T----------T------------------T------------------------------¬
¦ Налогоплательщик, ¦ Банк ¦ Документ ¦ Налоговая инспекция ¦
¦ лицо - ¦ ¦ ¦ ¦
¦не налогоплательщик¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------+----------+------------------+----TT------------------TT-----
/ /
--------------------------¬ ---------------------¬----------------¬
¦ Обжалует решение о ¦ ¦Вариант 2. Принимает¦¦ Принимает ¦
¦ взыскании налога, пени, ¦ ¦ решение об отказе ¦¦ решение ¦
¦ штрафа в вышестоящий ¦ ¦ в привлечении ¦¦ о привлечении ¦
¦налоговый орган или суд -¦ ¦ налогоплательщика ¦¦ лица ¦
¦ схема 4 ¦ ¦ к налоговой ¦¦ к налоговой ¦
L-------------------T----T- ¦ ответственности ¦¦ответственности¦
-----------------¬ /¦ L------------TT-------L---------TT-----
¦Уплачивает налог¦ ¦ ¦ / /
¦ и пени и штраф ¦ ¦ -----------------¬ ---T------------------T-¬
¦ добровольно ¦ ¦ 3 месяца ¦ Требование об ¦ ¦ ¦
L---T------------- ¦ <2> ¦ уплате налога +-----+- - Направляет +¬
/¦ ¦ ¦ ---+ и пени <3> ¦ ----+- -- - - - - - - - - - ¦
¦ ¦ ¦ L----------------- ¦ L-----------TT-----------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ Срок,
¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ указанный
¦ ----¬ ¦ ¦ ¦ -----------------¬ ¦ / в требовании <5>
L-+или+---------- ¦ ¦ +-- ------------------------¬¦
L-T-- ¦ ¦ ¦ Требование об ¦ ¦ Проверяет уплату ¦
--------+-------¬ ¦ ¦ уплате штрафа ¦ -- -+налога, пени или штрафа+-
¦ Получает + - - - ----+-¬¦ <4> ¦ L-----------TT-----------
L----------------<--------+или++----------------- ¦ ¦¦Если
L---- не позднее ¦¦отсутствуют
60 дней ¦¦сведения об
<6> ¦¦уплате налога,
¦ /пени, штрафа
-----------------¬ ------------------------¬
¦ Копия решения ¦¦ ¦ Принимает решение ¦
¦ о взыскании ¦L- -+ о взыскании налога +¬
¦ налога и пени ¦ ¦ и пени или штрафа ¦
¦ <7> или штрафа ¦ L-----------TT-----------¦
¦за счет денежных¦ ¦¦
¦ средств либо +--¬ ¦¦ 5 дней
¦ уведомление ¦ ¦ ¦¦ <6>
¦ о взыскании ¦ ¦ ¦¦ ¦
¦ налога, пени, ¦ ¦ ¦¦
----------------¬ ¦ штрафа за счет ¦ ¦ / ¦
¦ Получает ¦<--------------+денежных средств¦--+-¬-----------------------¬
L---------------- ¦ <6> ++ и ++ Направляет +-
L-----------------L-T--L-----------------------
-----------------¬ ¦
¦ Инкассовое ¦ ¦
¦ поручение ¦ ¦
---------¬ ¦на списание сумм+---
- - - - - - - +Получает¦<-+налога, пени или¦
L---TT---- ¦ штрафа со счета¦
¦ -------T-++¬ L-----------------
¦------+ V ¦ Если недостаточно
¦ ¦¦ L-TT- денег на счете
¦¦ /
¦ ¦¦ ------------¬
¦¦ ¦ Помещает ¦
¦ ¦¦ ¦ инкассовое¦
¦¦ ¦поручение в¦
¦ ¦¦ ¦ картотеку ¦
¦¦ L------------
¦ ¦¦ ------------¬
¦¦ ¦ Списывает ¦
1 - 2 ¦¦ ¦ сумму ¦
операционных ¦L-¦ налога, ¦
дня L--/¦ пени или ¦
<8> ¦ штрафа ¦
¦ ¦ со счета ¦ -----------------------¬
L----TT-----------------------¬ ¦ Получает ¦
¦ / ¦ Уведомление +---->L-----------TT----------
------------¬¦ о списании сумм¦ /
L - - - - - + Направляет++налога, пени или¦ -----------------------¬
L------------¦ штрафа в полном¦ ¦ Отражает исполнение ¦
¦ объеме ¦ ¦ обязанности в КЛС ¦
L----------------- L-----------------------

Схема 5

<1> Статья 46, п. 10 ст. 101.1 НК РФ.
<2> Пункт 2 ст. 139 НК РФ; ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
<3> Приложение 2 к Приказу МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465.
<4> Приложение 4 к Приказу МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465.
<5> Пункт 4 ст. 69 НК РФ.
<6> Пункт 3 ст. 46 НК РФ.
<7> Приложение 1 к Приказу МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465.
<8> Пункт 6 ст. 46 НК РФ.

Взыскание штрафа на основании решения суда

-----------------T-----------------T---------T-------------T-----------------¬
¦Налогоплательщик¦ Документ ¦ Судебный¦ Суд ¦ Налоговая ¦
¦ ¦ ¦ пристав ¦ ¦ инспекция ¦
L----------------+-----------------+---------+-------------+--------TT--------
/
------------------¬
¦ Вариант 1. ¦
¦Принимает решение¦
¦ о привлечении ¦
¦налогоплательщика¦
¦ к налоговой ¦
¦ ответственности ¦
------------------¬ L--------TT--------
¦ Требование ¦ Если штраф более 50 000 ¦¦
¦ о добровольной ¦ (5000) руб. за каждое ¦¦
------------¬ ¦уплате штрафа <2>¦ выявленное налоговое ¦¦
-+ Получает ¦<-¦ + копия решения ¦ правонарушение /
3L------T----- ¦ о привлечении +------------------------T----------------¬
месяца ¦ ¦налогоплательщика¦ - - - -+ Направляет ¦
<1> --+-¬ ¦ к налоговой ¦ Срок, L-------TT--------
¦ --+или+---¬ ¦ ответственности ¦ указанный ¦¦
¦/L---- ¦ L------------------ в требовании /
¦---+-------¬ ¦ <3> -----------------¬
¦Уплачивает¦ ¦ ¦ ¦Проверяет уплату¦
¦¦ штраф ¦ ¦ ¦налога, пени или¦
L-----------¦/ L - - -+ штрафа ¦
¦-------------+¬ L-------TT--------
¦ Обжалует ¦------------------¬ Если отсутствуют сведения ¦¦
¦¦ решение ¦¦ Заявление ¦ об уплате штрафа /
¦в вышестоящи馦 о взыскании с ¦ -----------------¬
L+ налоговый ¦¦налогоплательщика¦------------------------+ Направляет ¦
¦ орган или ¦¦ штрафных санкций¦ --------------¬ L---------T-------
¦ суд ¦L-----------------+------>¦ Получает ¦ не более
L-------------- L------TT------ 6 месяцев со
/ дня составления
--------------¬ акта налоговой
------------------¬ ¦Рассматривает¦ проверки <4>
¦ Копия решения ¦ ¦ дело ¦ ¦
¦ об отказе ¦ ¦ и выносит ¦
¦ во взыскании с ¦ ¦ решение +- - - - - - -
¦налогоплательщика+-----¬ ¦как в схеме 4¦
--------------¬<-+ штрафных санкций+--¬ ¦ L------TT------ -----------------¬
¦ Получает ¦ L------------------ ¦ L--------/--------+- - - - - - - ¬ ¦
¦ -- - -+<¬ --+-¬ --------------¬->¦ -¬ Получает ¦
L------+------- ¦------------------¬¦или+--+ Направляет ¦¦ L-T+----------T+--
--+-¬ ¦¦ Копия решения ¦L-T-- L--------------¦ ¦¦ ¦¦
--+или+---¬ ¦¦ о взыскании с +--- ¦ ¦¦ ¦¦
¦/L---- ¦ ¦¦налогоплательщика+----------------------- ¦¦ ¦¦
-----------¬ ¦ L+ штрафных санкций¦ ¦¦ ¦¦
¦Уплачивает¦ ¦ ¦ + исполнительный¦ ¦¦ ¦¦
¦ штраф ¦ ¦ ¦ лист ¦ ¦¦ ¦¦
L-----------¦/ L------------------ / ¦¦
-------------+¬ ------------------¬ --------------¬¦¦
¦ Обжалует ¦ ¦ Копия решения +-----------------------+ Направляет ¦¦¦
¦ решение суда¦ ¦ суда ¦ L--------------¦¦
¦в вышестоящую¦ ¦ о взыскании с ¦ ¦¦
¦ судебную ¦ ¦налогоплательщика¦ ----------------¬ ¦¦
¦ инстанцию ¦ ¦ штрафных санкций+->¦ Получает ¦ ¦¦
L-------------- ¦+ исполнительный ¦ L-------T-------- ¦¦
¦ лист ¦ ¦/ /
L------------------ -- - - -+ - - - ¬ ------------------¬
Процедура ¦ Исключает из КЛС¦
¦исполнительного¦ ¦суммы начисленных¦
производства, ¦ штрафов ¦
¦в том числе как¦ L------------------
в схеме 2 <5>
L - - - - - - - -

Схема 6

<1> Пункт 2 ст. 139 НК РФ; ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
<2> Приложение N 4 к Приказу МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465.
<3> Пункт 4 ст. 69 НК РФ.
<4> Пункт 1 ст. 115 НК РФ; п. 11 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.
<5> Пункт 1 ст. 6 Федерального закона N 119-ФЗ.

Рекомендации

(!) При административном обжаловании решения о взыскании штрафа представьте жалобу лично (а не по почте) в вышестоящий налоговый орган. Там на ее копии проставят "входящий" штамп, и в свою инспекцию вы направите именно проштампованную копию. Это будет подтверждением того, что вы в вышестоящую инстанцию все-таки пожаловались.

(-) Обратите внимание на то, что ни специальной процедуры, ни срока, в течение которого инспекция должна приостановить исполнение своего решения о взыскании штрафа при получении копии вашей жалобы, не установлено. Значит, нельзя надеяться, что новый механизм автоматического приостановления сработает немедленно. Может быть, он не сработает никогда.

(!) Не затягивайте с подачей жалобы, чтобы успеть представить в свой налоговый орган ее копию до того, как он направит приставам постановление о взыскании штрафа (до этого момента у вас будет не более полумесяца со дня получения вами требования о добровольной уплате штрафа и соответствующих копий решений налогового органа: для добровольной уплаты взыскиваемой налоговым органом суммы дается 2 - 10 дней + 5 дней со дня истечения срока на добровольную уплату, в которые постановление о взыскании направляется приставам). Лучше это сделать сразу после получения решения о привлечении к ответственности. Возможно, таким способом удастся предотвратить ситуацию, когда даже после подачи вами жалобы в вышестоящую инспекцию сумма штрафа взыскивается, потому что ваш налоговый орган следует принципу: приостанавливается решение, а не постановление о взыскании штрафа.

(+) Подавайте в суд заявление о признании ненормативного акта налогового органа недействительным параллельно с административной жалобой. Одновременно ходатайствуйте о приостановлении действия указанного акта инспекции (все же вероятность того, что суд приостановит обжалуемое решение, достаточно велика).

(!) Имейте в виду, что для любого обжалования (судебного или административного) ненормативного акта налогового органа у вас имеется 3 месяца с момента получения вами копии такого акта.

(+) Если судом первой инстанции будет вынесено решение не в пользу налогоплательщика, его можно обжаловать в вышестоящие судебные инстанции. Напомним, что делается это следующим образом (не считая применяемого в довольно ограниченном числе случаев пересмотра в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ):

<42> Часть 1 ст. 257, ч. 1 ст. 259 АПК РФ.
<43> Статья 273, ч. 1 ст. 276 АПК РФ.
<44> Статьи 310, 312 АПК РФ.

М.А.Кокурина

Юрист