Мудрый Экономист

Единый сельскохозяйственный налог: новая редакция главы 26.1 НК РФ

"Современный бухучет", 2006, N 4

Федеральным законом от 13.03.2006 N 39-ФЗ (далее - Федеральный закон) внесены изменения в гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ. Изменения направлены на поддержку сельхозпроизводителей путем создания для них более благоприятных условий в области налогообложения.

Так, законодательно закреплено право налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога применять данный специальный налоговый режим наряду не только с общим режимом налогообложения, но и с другими специальными налоговыми режимами. Воспользовавшиеся этим правом налогоплательщики должны будут вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по разным специальным налоговым режимам, распределение производится пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Налогоплательщики

В новой редакции ст. 346.2 "Налогоплательщики" НК РФ уточняется, что к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. При этом к сельскохозяйственной продукции не относится вылов рыбы и других водных биологических ресурсов, за исключением вылова рыбы и других водных биологических ресурсов градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций.

С 1 января 2007 г. вступает в силу положение, согласно которому вновь созданная в текущем году организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, смогут перейти с начала следующего года на уплату единого сельскохозяйственного налога при соблюдении определенных условий. По итогам последнего отчетного периода по налогу на прибыль организаций (последнего отчетного периода по налогу, уплачиваемому в рамках упрощенной системы налогообложения) в текущем году у сельхозорганизации в общем доходе от реализации доля дохода от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ею из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составить не менее 70%. Такое же условие должен соблюсти индивидуальный предприниматель, являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем, по итогам девяти месяцев текущего года.

Причем если организации и индивидуальные предприниматели переведены на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, ограничения, установленные по объему дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, определяются исходя из всех осуществляемых этими организациями и индивидуальными предпринимателями видов деятельности.

Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога не вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, через свои магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни.

Лишены права переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, и бюджетные учреждения.

Порядок и условия начала и прекращения применения единого сельскохозяйственного налога

Со следующего года налогоплательщики получат время на раздумье: для того чтобы считаться перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога с даты государственной регистрации, вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель должны будут подать заявление о переходе не одновременно с документами, необходимыми для регистрации налогоплательщика, а в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе.

Установлены сроки уведомления налогового органа об утрате налогоплательщиком права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором утрачено данное право) и пересчета налоговых обязательств в соответствии с иным режимом налогообложения (в течение 30 дней по окончании данного отчетного (налогового) периода).

Порядок определения и признания доходов и расходов

Уточняется, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом на основании положений ст. ст. 214 и 275 НК РФ.

Перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, расширен. В него включены:

Расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды.

Федеральным законом уточнен порядок признания доходов и расходов налогоплательщика.

Как и прежде, в целях исчисления единого сельскохозяйственного налога датой получения доходов налогоплательщика признается день поступления средств на его счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Федеральным законом внесено дополнение, разъясняющее порядок признания доходов налогоплательщика при использовании в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) и (или) имущественные права векселя. Датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Затраты налогоплательщика признаются расходами после их фактической оплаты. Причем под оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав понимается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

Материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов (включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений), а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в том числе расходы, связанные с при обретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.

Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов отражаются в последний день отчетного (налогового) периода. При этом указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению данных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи векселя. Такие расходы учитываются исходя из цены договора, но в размере, не превышающем суммы долгового обязательства, указанной в векселе.

В соответствии с изменениями, внесенными в гл. 26.1 НК РФ, налогоплательщики не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Федеральным законом предусмотрено освобождение налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей от обязанности ведения бухгалтерского учета для целей исчисления налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. С 1 января 2006 г. они должны вести учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.

Налоговая база

С 1 января 2007 г. вступит в силу новая редакция п. 3 ст. 346.6 НК РФ, согласно которой доходы, полученные в натуральной форме, будут включаться в налоговую базу исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, установленном ст. 40 НК РФ. В действующей редакции этого пункта говорится, что при определении подобных доходов налогоплательщики сумму по договору уменьшают на сумму налога на добавленную стоимость.

Федеральным законом разъяснены многие спорные положения, касающиеся признания доходов и расходов в переходный период, а также введены отдельные положения, регламентирующие исчисление налоговой базы индивидуальными предпринимателями.

Так, материальные расходы и расходы на оплату труда, относящиеся к незавершенному производству на дату перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, оплаченные до такого перехода, учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в отчетном (налоговом) периоде изготовления готовой продукции.

На дату перехода организации на уплату единого сельскохозяйственного налога в учете отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммой начисленной амортизации.

Если до перехода организация применяла упрощенную систему налогообложения, в учете на дату перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, определяемая в соответствии с п. 3 ст. 346.25 НК РФ.

Если организация применяла систему налогообложения в виде ЕНВД, остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, отражается в учете на дату перехода в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммой начисленной амортизации за период применения системы налогообложения в виде ЕНВД.

При утрате организацией права на применение специального налогового режима доходы и расходы, осуществленные ею в период применения данного режима, но оплаченные после утраты права на его применение, признаются на дату перехода с использованием метода начислений.

Налоговая декларация

С 1 января 2007 г. налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога независимо от того, являются они организациями или индивидуальными предпринимателями, представляют налоговые декларации:

Организации представляют декларации по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.

* * *

Статьей 2 Федерального закона, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г., предусмотрено, что сельхозпроизводители, не перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, на период до 2007 г. включительно освобождаются от уплаты налога на прибыль. Кроме того, в период с 2008 по 2011 гг. им предоставляются налоговые льготы.

О.С.Томина

Консультант журнала

"Современный бухучет"