Мудрый Экономист

Проблемные аспекты организации работы временной администрации в банке

"Управление в кредитной организации", 2006, N 2

При отзыве лицензии в кредитной организации функции исполнительного органа управления осуществляет временная администрация, назначаемая Банком России. В данной статье представлены основные, наиболее часто встречающиеся на практике конфликтные ситуации между временной администрацией и работниками коммерческих банков при отзыве у них лицензии.

В 2005 г. Банк России отозвал лицензии у 35 кредитных организаций. В отношении одних в дальнейшем была проведена процедура ликвидации, в отношении других - процедура банкротства. Но до принятия конкретных процедур и определения их вида в кредитной организации функции исполнительного органа управления осуществляла временная администрация, назначаемая Банком России. Назначать временную администрацию Банк России вправе в следующих случаях:

  1. кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  2. кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  3. кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
  4. кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
  5. в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

  1. установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  2. задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
  3. установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
  4. задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
  5. осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
  6. неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
  7. неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
  8. наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом.

Наконец, Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций, если:

  1. достаточность капитала кредитной организации становится ниже двух процентов. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда у кредитной организации должна быть отозвана лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;
  2. размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату регистрации кредитной организации;
  3. кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
  4. кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций временная администрация осуществляет свои полномочия в банке со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего), если средств для выплат кредиторам не хватает, или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.

Решение о назначении временной администрации принимается Комитетом банковского надзора Банка России или председателем Банка России. Это решение принимается по ходатайству территориального учреждения Банка России по месту нахождения кредитной организации или Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России и оформляется приказом Банка России, который доводится до территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций и публикуется Банком России в "Вестнике Банка России" в течение 10 дней со дня его принятия. Деятельность временной администрации регламентируется Положением Банка России от 09.11.2005 N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией".

В состав временной администрации по согласованию с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) могут включаться ее служащие. Руководитель временной администрации является служащим Банка России или Агентства. Члены временной администрации могут не являться служащими Банка России или Агентства. Временная администрация (и в первую очередь ее руководитель) осуществляет следующие функции:

Временная администрация в случае выявления в ходе осуществления своих функций признаков совершения преступления направляет информацию в правоохранительные органы, территориальное учреждение Банка России и Банк России.

Но работа временной администрации крайне затрудняется без активной и действенной помощи всех без исключения сотрудников, работающих в этом коммерческом банке. К сожалению, на практике зачастую это взаимодействие оставляет желать лучшего.

Рассмотрим ряд наиболее болезненных проблем, с которыми сталкивается временная администрация в процессе своей деятельности.

Отсутствие банка по месту указанного фактического расположения

Приходится констатировать, что подобная проблема возникает и у действующих банков. Можно представить состояние клиента, который, придя в банк, куда им положен срочный вклад на значительную для него сумму, обнаруживает, что в помещении расположена другая фирма, сотрудники которой даже не подозревают о наличии этого банка, или вообще помещение находится в заброшенном состоянии без признаков присутствия в нем людей. Тут и до сердечного приступа недалеко. Однако вполне возможно, здесь нет ничего криминального, так как банк просто сменил свое месторасположение и переехал по новому адресу, но при этом "забыл" сообщить об этом своим вкладчикам, а оставить по старому адресу какую-либо информацию хотя бы в виде объявления не удосужился. В этом случае клиентам достаточно обратиться в территориальное учреждение Банка России или попробовать получить дополнительную информацию из открытых источников, чтобы обнаружить "потерявшегося". Хотя из-за нерадивости работников такого банка им придется пережить достаточно много неприятных минут.

Хуже, если подобное исчезновение связано с реальным исчезновением кредитной организации. Разумеется, для действующего банка эта ситуация невозможна в принципе, но в случае банка-"предбанкрота", к сожалению, это имеет место. Кредитная организация, у которой наблюдается нарастающая тенденция развития кризиса, может, например, просто расторгнуть или не продлить договор аренды помещения, а моменту отзыва лицензии, как правило, предшествует состояние, подобное белоэмигрантскому в период захвата Крыма частями Красной Армии под предводительством батьки Махно. В такой ситуации начало работы временной администрации может ознаменоваться тем, что руководителю временной администрации просто некому вручить копию приказа Банка России о назначении временной администрации, так как в помещении банка в лучшем случае можно обнаружить лишь нескольких растерянных рядовых сотрудников. А порой не бывает и таковых.

В этом случае руководитель временной администрации составляет в произвольной форме акт о невозможности вручения копии приказа Банка России. Копии акта направляются в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России и территориальное учреждение Банка России, которое предпринимает необходимые меры по поиску месторасположения и установлению контактных телефонов членов коллегиального исполнительного органа или совета директоров банка. Кроме того, руководитель временной администрации направляет в правоохранительные органы информацию о невозможности осуществления деятельности временной администрации в связи с отсутствием кредитной организации по месту ее регистрации и (или) последнему известному месту нахождения для принятия мер в отношении руководителей кредитной организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В случае если руководство банка отказывается от ознакомления с приказом Банка России о назначении временной администрации, руководитель временной администрации составляет в произвольной форме акт об отказе в ознакомлении с указанным приказом. Если при этом не препятствуют доступу в помещение, к имуществу и документации банка, временная администрация приступает к выполнению своих обязанностей.

Недопущение службой охраны банка временной администрации в здание банка

Недопущение может быть как под надуманным предлогом ("банковские каникулы" и т.п.), так и без мотивации. Для чего предпринимается подобная на первый взгляд бессмысленная акция, ведь рано или поздно временная администрация все равно приступит к работе?

Однако прежнее руководство банка может успеть вывести активы, как это было в случае с Содбизнесбанком. Вывод активов может осуществляться самыми различными способами, например оформлением очевидно невозвратных кредитов в аффилированные структуры или заменой высоколиквидных векселей на векселя "фирм-пустышек". Причем в этом случае делаются попытки возложить вину на временную администрацию и оправдать действия прежнего руководства банка тем, что якобы в момент совершения этих неправомерных банковских операций временная администрация отсутствовала в кредитной организации. Поэтому временная администрация и (или) ее представители вынуждены при любой погоде постоянно дежурить у входа в помещение головного офиса банка. Сам же факт недопущения в помещение должен протоколироваться соответствующим актом противодействия в двух экземплярах, один из которых передается в ближайшее отделение милиции, а другой направляться в Банк России. Причем эти акты противодействия должны составляться ежедневно, пока временной администрации не будут обеспечены нормальные условия работы. Кроме того, временная администрация вправе обратиться в органы внутренних дел (милиции) по месту нахождения кредитной организации (ее филиала, дочерней организации) для предотвращения или пресечения административного правонарушения.

Недопущение временной администрации в помещение банка осуществляет служба безопасности, действующая по команде прежнего руководства банка за соответствующую мзду. Функции службы безопасности, как правило, выполняет конкретное частное охранное предприятие. В этом случае временная администрация оставляет за собой право в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" обратиться в органы прокуратуры с просьбой о внесении указанным лицам представления об устранении нарушений требований закона. Кроме того, она правомочна обратиться в органы внутренних дел с ходатайством об отзыве лицензии у службы безопасности, препятствующей ей выполнять свои служебные обязанности.

Отсутствие необходимого помещения или истечение сроков аренды или их несоответствие

Приходится констатировать, что порой временная администрация не может приступить к работе, так как она поставлена перед тем фактом, что ей фактически негде работать. Срок аренды помещения, где располагается банк, либо истек, либо истекает в ближайшие дни, а прежнее руководство не позаботилось о продлении договора аренды, что и немудрено в силу возникновения у банка финансовых затруднений. Наблюдаются и более экзотические случаи, когда в первый же день работы временной администрации выясняется, что в договоре аренды помещения указана и оплачивается площадь в десятки раз меньше реальной (например, площадь хранилища ценностей банка, поскольку она все-таки контролируется и проверяется в ходе инспекционных проверок Банком России), а остальная площадь оплачивается "наличкой" арендодателю. Разумеется, подобная форма деятельности неприемлема для временной администрации, и перед ней встает вопрос о том, где выполнять свои функции. Подобная ситуация возникает, и когда выясняется, что у банка отсутствуют денежные средства для оплаты аренды помещения.

В этом случае для обеспечения сохранности имущества и документации кредитной организации, а также денежных средств, в целях выполнения возложенных на нее функций временная администрация осуществляет свою деятельность в помещениях Банка России, используя на безвозмездной основе средства телефонной связи Банка России. Отправка и прием исходящей и входящей корреспонденции временной администрации осуществляются Экспедицией Банка России (соответствующим структурным подразделением территориального учреждения Банка России).

Неупорядоченная документация и отсутствие архива

Для выполнения своих функций временная администрация должна получить от руководителя, других работников кредитной организации, а также иных лиц необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации. В число необходимой документации входит и архив банка. Прием-передача документации осуществляется в сроки, определенные самой временной администрацией, и оформляется актом приема-передачи бухгалтерской и иной документации кредитной организации, составляемым в произвольной форме. Сроки определяются в зависимости от объема принимаемой документации. Сама процедура приема-передачи документации осуществляется по описи, которая должна составляться на каждый документ. Но любой сотрудник временной администрации скажет, что зачастую это сделать просто невозможно физически, поскольку либо объемы документации таковы, что на составление подробной описи могут уйти даже не дни, а месяцы, либо документация неупорядочена и содержится в бессистемном виде без какого-либо поискового аппарата: классификатора или тезауруса.

В этом случае указанные документы упаковываются в картонные футляры (коробки) по различным направлениям финансово-хозяйственной деятельности с указанием даты и места упаковки, а также краткого описания и периода составления документов и в таком же виде передаются временной администрацией конкурсному управляющему (ликвидатору).

Имеют место случаи, когда руководитель кредитной организации и (или) главный бухгалтер передают бухгалтерскую и иную документацию не в полном объеме. Отмечаются даже факты, когда архивная и иная документация отсутствуют полностью, и объясняется это "опереточными" форс-мажорными обстоятельствами (пожар, наводнение и т.п.) с предъявлением соответствующего акта. В этом случае руководителю временной администрации остается только составить в произвольной форме акт об отсутствии документации с указанием не переданных временной администрации документов, входящих в перечень документации кредитной организации, подлежащей приему-передаче, и причин, по которым документы не были переданы (если эти причины известны). При этом, если в период деятельности временной администрации подобные документы будут обнаружены, руководитель временной администрации в присутствии члена временной администрации и работников кредитной организации (при их наличии) обязан составить в произвольной форме акт об обнаружении документов с указанием места и обстоятельств их обнаружения, состояния их сохранности, наличия описей, систематизированности, условий хранения.

Здесь же хотелось бы отметить и вопросы, связанные с приемом-передачей печатей (штампов) банка. Временная администрация в своей деятельности пользуется своей печатью, изготовленной в установленном порядке, а печати (штампы) банка, полученные ею по акту от руководителя кредитной организации, передаются на хранение в территориальное учреждение Банка России. Если же оказывается, что соответствующая печать банка отсутствует либо руководитель кредитной организации отказывается ее передавать, временная администрация помимо соответствующего акта направляет письмо в Банк России с просьбой довести до территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций информацию о недействительности печати кредитной организации.

Кстати, подобная процедура оформления соответствующего акта распространяется и на процесс ревизии банкнот, монет и иных ценностей кредитной организации, а также инвентаризации ее основных средств и материальных активов.

Нерегламентированная работа банковской автоматизированной системы (БИС)

Помимо документации временной администрации передаются и электронные базы данных кредитной организации об операциях кредитной организации, программное обеспечение, лицензии на используемое программное обеспечение, а также коды доступа и пароли. И все бы хорошо, если при этом присутствует системный администратор банка, а вот его-то и не всегда можно застать на месте на период начала работы временной администрации. Подобная категория специалистов достаточно востребована на рынке труда, поэтому они одни из первых покидают проблемные банки, проблемность которых и проявляется в хронической задержке зарплаты своим сотрудникам. В этом случае временной администрации достается не полноценная БИС, а железный ящик. Максимум что может сделать временная администрация, да и то не всегда, - скопировать данные на внешние носители без расшифровки содержимого с дальнейшей передачей их в территориальное учреждение Банка России. Попытки расшифровать содержимое даже с привлечением соответствующих специалистов подразделений безопасности и защиты информации территориальных учреждений Банка России, как правило, не приносят успеха. Дело в том, что БИС в России используют российский стандарт шифрования ГОСТ 28147-89, который достаточно стоек для внешних атак. Попытка взлома шифра путем лобовой атаки потребует 168(!) вариантов подстановок, что при существующих даже самых мощных вычислительных ресурсах потребует значительного по меркам человеческой жизни времени. Задача значительно бы упростилась и позволила получить конкретные результаты в приемлемые сроки, если бы в распоряжении было идентичное сообщение в зашифрованном и открытом виде размером около 105 байт, но, к сожалению, на практике это труднореализуемо.

Попытки обратиться за помощью к разработчикам и поставщикам БИС также не приносят успеха, так как эти фирмы являются коммерческими и за подобную работу требуют оплаты, которая не входит в смету расходов ни временной администрации, ни соответствующего территориального учреждения Банка России.

Поэтому если временной администрации по тем или иным причинам не удается наладить сотрудничество с системным администратором кредитной организации, то приходится констатировать, что информационные ресурсы, содержащиеся в БИС, представляют собой недоступные ресурсы.

Выявление признаков преднамеренного банкротства

Временная администрация определяет наличие признаков преднамеренного банкротства путем анализа операций и сделок кредитной организации, повлекших существенные изменения в структуре и стоимости имущества (активов) кредитной организации.

В случае обнаружения указанных признаков временная администрация направляет в территориальное учреждение Банка России ходатайство о направлении Банком России в правоохранительные органы заявления о выявленных фактах. Временная администрация вправе самостоятельно направить в правоохранительные органы указанное заявление, о чем должна проинформировать Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России и территориальное учреждение Банка России. При этом руководитель временной администрации обязан направить в арбитражный суд заявление о признании недействительной сделки кредитной организации, совершенной в течение трех лет, предшествовавших назначению временной администрации, если цена указанной сделки и иные условия существенно в худшую для кредитной организации сторону отличаются от цены и иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки.

Признаками преднамеренного банкротства может быть и конвертация учтенных банком высоколиквидных векселей крупных компаний на векселя-"помойки" неизвестных фирм с "копеечным" уставным капиталом, и выдача необеспеченных кредитов финансово неустойчивым предприятиям, и выдача в массовом количестве потребительских кредитов физическим лицам по недействительным паспортам, и многое другое. В любом случае временная администрация вынуждена решать задачу проверки конкретной фирмы и конкретного гражданина. В этом им оказывают помощь в первую очередь подразделения безопасности и защиты информации территориальных учреждений Банка России, которые проверяют установочные данные юридических и физических лиц. Проверка включает в себя:

Если в процессе проверки выявляются настораживающие факторы, то временная администрация направляет материалы в правоохранительные и судебные органы. Одновременно она определяет степень ответственности за подобные операции и сделки лиц из числа руководителей исполнительного органа управления кредитной организации.

"Давление" на временную администрацию со стороны представителей банка

До сих пор отмечаются случаи подобного варварского "взаимодействия" временной администрации и руководителей кредитной организации, а также членов совета директоров. В адрес временной администрации порой сыплются с их стороны завуалированные и открытые угрозы. В этом случае при необходимости Банк России, в том числе его территориальные учреждения, принимают меры по обеспечению личной безопасности членов временной администрации, а также их представителей. Указанные меры принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации с участием правоохранительных органов. Но в любом случае даже намеки негативного характера должны фиксироваться руководителем временной администрации в своих отчетах. Банк России при необходимости может направить сотрудника безопасности для контроля за ситуацией и даже при необходимости включить его в состав временной администрации. К счастью, как правило, подобные угрозы являются пустыми, но вот "подметные" письма, направленные на дискредитацию работы временной администрации, в различные инстанции - довольно нередкое явление. Все это требует от временной администрации не только высокого профессионализма, но и личного мужества, поэтому их деятельность постоянно курируется и координируется как Банком России, так и соответствующим территориальным учреждением.

Следует отметить, что в случае невозможности обеспечения личной безопасности временной администрации ее деятельность может быть прекращена досрочно. При этом невозможность обеспечения личной безопасности должна быть подтверждена Банку России копиями соответствующих документов (в том числе копиями обращений временной администрации в правоохранительные органы с просьбой о принятии мер по обеспечению личной безопасности и копиями ответов на данное обращение).

Заключение

В данной статье представлены только основные, наиболее часто встречающиеся на практике конфликтные ситуации между временной администрацией и работниками коммерческих банков при отзыве у них лицензии. Нередко за спиной временной администрации руководство, а порой и учредители проблемной кредитной организации совершают сделки по выводу активов, выдают доверенным лицам векселя и производят по ним оплату, подписывают договоры купли-продажи, мены, поручительства и др., оформляя при этом документы задним числом, осуществляют перевод денежных средств по поддельным документам и т.п.

Может сложиться впечатление, что у временной администрации не так уж и много механизмов воздействия на представителей кредитных организаций с целью оказания на них воздействия для принятия решений, которые предписаны в соответствующих законодательных и нормативных актах. Практически во всех случаях они лишь фиксируют факты конфликтов (противодействий) в соответствующих актах и документах, которые направляют в Банк России и его территориальные учреждения, а также правоохранительные и судебные органы.

Но хотелось бы обратить внимание, что временная администрация активно принимает участие в принятии решения о возможном возбуждении в отношении сотрудников банка уголовного дела по ст. 196 УК РФ "Преднамеренное банкротство".

Кроме того, в соответствии с Положением Банка России от 09.07.2005 N 271-П "О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям" при отзыве лицензии у кредитной организации все члены правления и совета директоров кредитной организации и ее филиалов попадают в базу данных лиц, деловая репутация которых не соответствует требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, которую ведут территориальные учреждения Банка России, и не смогут в течение пяти лет занимать руководящие должности в кредитных организациях. Исключение лиц из базы и установление степени вины каждого определяется исходя из различных многочисленных факторов, причем учитывается, насколько это лицо сотрудничало с представителями Банка России и в первую очередь с временной администрацией. Поэтому в последнее время все большее распространение и поощрение со стороны Банка России получила практика включения в отчет временной администрации о проделанной работе первичной оценки сотрудничества представителей кредитной организации с временной администрацией, а также констатация отсутствия или наличия фактов с их стороны противодействия работе временной администрации.

В.В.Бабкин

Независимый эксперт