Мудрый Экономист

Методологические подходы к разработке стратегии развития банковского сектора региона

"Управление в кредитной организации", 2006, N 2

Более 5 лет Российская Федерация живет в условиях макроэкономической стабильности, получая все новые возможности для реализации насущных общественно-экономических устремлений. Кроме того, развитие мировой экономики в условиях глобализации диктует необходимость постоянно учитывать значительные и быстро меняющиеся тенденции, оказывающие значительное влияние прежде всего на финансовые аспекты мирового народного хозяйства. В этой связи очень важно попытаться определить условия, в которых функционирует российская банковская система, и наметить основные направления ее развития в среднесрочный период.

Необходимость стратегии развития банковского сектора региона

Новое время выдвигает новые задачи, значительная часть общества и политическое руководство страны не удовлетворены темпами, а главное - качеством роста экономики России.

На наш взгляд, в условиях разнообразия федерального устройства государства, экономических предпосылок и возможностей разных субъектов Российской Федерации необходимо сформировать единые подходы для определения путей развития региональной банковской системы. Из них можно составить единую стратегию развития данной отрасли для целей не только сохранения финансовой независимости страны, но и наиболее эффективной интеграции ее в мировое финансовое сообщество.

На проходившей в декабре 2005 г. в Новосибирске встрече Владимира Путина с представителями банковского сообщества было отмечено, что на современном этапе позиции России на международной арене и уровень экономического развития страны в значительной степени ограничены неадекватным масштабом ее финансовой и банковской системы по сравнению с геополитическим положением и экономическими потребностями. Если не изменить ситуацию, то возникают серьезные риски, с одной стороны, существенного снижения статуса России на мировом рынке, с другой стороны, невозможности решения стоящих перед страной социально-экономических задач.

Для того чтобы банковская система стала удовлетворять экономическим потребностям страны и способствовала встраиванию России в мировой финансовый рынок, необходима новая государственная политика ускоренного развития банковской системы. Национальная банковская система должна быть адекватной масштабам нашей страны как по общему объему предоставляемых финансовых средств, так и по способности дойти до каждого региона, участка производства, каждого человека. Происходит изменение вектора внимания государства как регулирующего органа с ограничительно-контролирующей позиции к стимулирующей и развивающей позиции, когда работать успешно становится выгодно и для коммерческих структур, и для государства.

Обеспечить решение этих задач невозможно без мощной, развитой, независимой национальной банковской системы. Поэтому развитие банковской системы приобретает стратегический характер. Во многом от этого зависит успешная интеграция России с систему экономически развитых государств. От конкурентоспособной, обеспеченной ресурсами банковской системы зависят развитие человеческого потенциала российского государства, развитие национальной промышленности, в первую очередь обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, развитие системы образования, медицинского обслуживания, обеспеченность россиян качественным жильем.

Вместе с тем решение проблем развития любого субъекта Российской Федерации осуществляется на основе разработки стратегии его развития, включающей определение как целей развития, так и основных направлений достижения этих целей с приложением программы мероприятий.

Поэтому соединяющая эти два направления разработанная стратегия развития финансовых и банковских рынков регионов, субъектов Федерации должна стать документом, наиболее полно учитывающим интересы федерального центра и регионов.

Проблемы развития региональных банковских систем также требуют разработки подобных документов. В настоящее время в ряде регионов делаются первые шаги в этом направлении. В частности, разработана и утверждена Стратегия развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года <1>. Данные документы имеются и в других регионах Российской Федерации.

<1> Постановление Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2006 N 21 "Об утверждении Стратегии развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года".

Необходимость в разработке подобного документа возникла и в Нижегородском регионе. Однако оказалось, что, несмотря на всю актуальность поставленной задачи, отсутствуют научно обоснованные методики, которые позволили бы разработать стратегию наилучшим образом. В этой связи работа над стратегией началась с определения принципов ее формирования. Был использован следующий алгоритм принятия решений:

  1. определение будущего конкурентного статуса региональной банковской системы;
  2. определение цели и задач повышения конкурентного статуса региональной банковской системы;
  3. определение механизма решения поставленных задач;
  4. разработка программных мероприятий.

Определение будущего конкурентного статуса региональной банковской системы

Для определения конкурентного статуса региональной банковской системы была использована модификация формулы, предложенной Ансоффом <1>, отражающая специфику функционирования финансового рынка.

<1> Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1990.

Суть этой модификации состояла в том, что:

во-первых, под стратегическими инвестициями в банковскую систему понимались собственные средства (капитал) банковской системы;

во-вторых, для расчета оптимальной нормы накопления использовался показатель эластичности финансовой деятельности по величине капитала банковского сектора страны;

в-третьих, при расчете стратегического норматива определялся уровень конкурентоспособности не секторов (или отраслей) экономики, а видов деятельности (активных и пассивных операций) банковского сектора;

в-четвертых, норматив возможностей рассчитывался исходя из достаточности капитала банковских кредитных организаций.

В итоге уравнение для оценки будущего конкурентного статуса региональной банковской системы приобрело следующий вид:

R = I х S х C,

где I - норматив стратегических инвестиций (капитала региональной банковской системы);

S - стратегический норматив (норматив эффективного использования стратегических инвестиций по видам деятельности банков);

С - норматив возможностей (достаточность капитала региональной банковской системы).

При этом:

         m
SUM R x I
i=1 i if
S = ------------,
m
SUM I
i=1 if
где m - число видов деятельности (активных и пассивных операций) банков;
R - оценка конкурентной позиции i-го вида деятельности;
I - фактический объем операций по i-му виду деятельности.
if

Для расчета будущего конкурентного статуса банковского сектора региона была использована информация, рассчитанная по данным Бюллетеня банковской статистики (за 2001 - 2004 гг.):

среднегодовой индекс прироста капитала банковского сектора за период с 2001 по 2004 г. - 0,348;

среднегодовой индекс прироста финансовой деятельности - 0,07;

капитал региональной банковской системы в 2004 г. - 4,75 млрд руб.;

объем финансовой деятельности в Нижегородском регионе в 2004 г. (оценка = 0,148 х 282,5 млрд руб.) - 41,81 млрд руб.

Выполненные на основе исходных данных расчеты показали следующее:

    I = 4,75 млрд руб. / 41,81 = 0,11;
f
I = 0,07 / 0,348 = 0,20;
о

I = 0,11 / 0,20 = 0,55.

Таким образом, норматив стратегических инвестиций в банковский сектор региона I = 0,55 соответствует категории "средний" и отстает от оптимального значения на 1,0 - 0,55 = 0,45.

Определение норматива эффективного использования стратегических инвестиций по видам деятельности банков

Исходная информация и расчеты конкретной позиции видов деятельности банковского сектора приведены в таблице 1.

Таблица 1

Конкретная позиция видов деятельности банковского сектора нижегородского региона

   Объем  
операций
в РФ
в 2003 г.,
млрд руб.
   Объем  
операций
в РФ
в 2004 г.,
млрд руб.
   Темп   
роста
объема
операций
в 2004 г.
по
отношению
к 2003 г.,
%
  R   
j
  I    
if
R  x I
j if
       1        
     2    
     3    
     4    
   5  
   6   
    7
                            Активные операции
Предоставленные 
кредиты, всего
в том числе по: 
- заемщикам     
- предприятиям  
и организациям
из них:         
в валюте РФ     
  1542    
  2280    
   1,479  
 0,693
46,518 
 32,243
в инвалюте      
   757,9  
   869    
   1,147  
 0,537
11,724 
  6,302
- банкам        
из них:         
в валюте РФ     
   112,7  
   162,9  
   1,445  
 0,678
в инвалюте      
    83,2  
    66,9  
   0,804  
 0,377
- физическим    
лицам
из них:         
в валюте РФ     
   246,2  
   525,2  
   2,133  
 1,000
17,116 
 17,116
в инвалюте      
    53,5  
    91,3  
   1,707  
 0,923
11,993 
 11,075
Вложения в      
ценные бумаги:
- в долговые    
   625,088
   752,6 8
   1,204  
 0,652
 0,616 
  0,401
- в акции, всего
    98,4  
   124,3  
   1,263  
0,6844
 0,371 
  0,254
Участие в       
дочерних и
зависимых
акционерных
обществах
    17,4  
    19,6  
   1,126  
 0,610
 0,18  
  0,110
Учтенные        
векселя
   239,1  
   166,5  
   0,696  
 0,377
 0,659 
  0,248
Итого активные  
операции
89,177 
 67,748
                             Пассивны е операции
Депозиты и      
вклады:
- предприятий   
и организаций
в том числе:    
в рублях        
   156,6  
   289,4  
   1,848  
0,833 
 2,912 
  2,427
в иностранной   
валюте
   155,9  
   274,6  
   1,761  
0,794 
 0,203 
  0,161
- физических    
лиц
в том числе:    
до              
востребования
   264,1  
   306,3  
   1,160  
0,523 
33,731 
 17,643
в рублях        
   185,7  
   229,6  
   1,236  
0,558 
 7,322 
  4,083
- банков        
в том числе:    
в рублях        
   115,3  
   166,7  
   1,446  
0,652 
в иностранной   
валюте
   410    
   570,4  
   1,391  
0,627 
Выпущенные      
долговые
обязательства,
всего
в том числе:    
- облигации     
    13,8  
    30,6  
   2,217  
1,000 
- депозитные    
сертификаты
   148,2  
    99,2  
   0,669  
0,302 
 20,02 
  6,043
- сберегательные
сертификаты
     1,7  
     3,6  
   2,118  
0,955 
 7,318 
  6,989
- векселя и     
банковские
акцепты
   466    
   506,2  
   1,086  
0,490 
 0,659 
  0,323
Итого пассивные 
операции
72,165 
 37,669
Всего           
161,342
105,417

Исходя из полученных оценок конкурентной позиции каждого вида деятельности и фактического распределения финансовых ресурсов региональной банковской системы по видам деятельности, рассчитаем величину стратегического норматива (S):

S = 105,417 / 161,342 = 0,65.

Полученная величина второго фактора S = 0,65 соответствует категории "средний" в оценочной шкале конкурентного статуса.

Определение норматива возможностей региональной банковской системы

Норматив возможностей региональной банковской системы был определен исходя из показателя достаточности капитала. Этот показатель был выбран в качестве основного в силу того, что при его расчете уже учитываются все риски, присущие банковской деятельности. В 2004 г. норматив достаточности собственных средств (Н1) соблюдался всеми банковскими организациями Нижегородской области. Значение этого показателя на 01.01.2005 составило 26,7%. Таким образом, значение норматива возможностей было принято в размере С = 1,0. Полученные значения факторов I = 0,55, S = 0,65 и C = 1,0 позволили рассчитать будущий конкурентный статус банковской системы Нижегородского региона:

R = 0,55 х 0,65 х 1,0 = 0,358.

Согласно оценочной шкале эта комплексная оценка соответствует категории "средний" статус.

Определение цели и задач повышения конкурентного статуса региональной банковской системы

Исходя из рассчитанного конкурентного статуса региона, можно сформулировать цель развития банковской системы региона до 2010 г. - увеличение конкурентного статуса до уровня 0,512, с тем чтобы к 2010 г. банковская система перешла на качественно новый уровень развития с оценкой статуса "хороший".

Используя значения отдельных показателей конкурентного статуса, представляется целесообразным сформулировать задачи развития банковского сектора Нижегородского региона:

  1. Повышение уровня стратегических инвестиций в банковский сектор до 0,8 на основе увеличения капитальной базы банковского сектора до 11,37 млрд руб. (на 6,62 млрд руб., или на 139% к уровню 2004 г.):

480 млрд руб. х 0,148 х 0,2 х 0,8 = 11,37 млрд руб.,

где 480 млрд руб. - уровень ВРП в 2010 г. (стратегический индикатор);

0,148 - удельный вес объема финансовой деятельности в ВРП;

0,2 - оптимальная норма накопления для банковского сектора;

0,8 - значение норматива стратегических инвестиций, соответствующее категории "хороший".

  1. Доведение стратегического норматива (норматива эффективного использования стратегических инвестиций по видам деятельности банков) до уровня 0,8 путем освоения банками наиболее конкурентных видов финансовой деятельности.
  2. Поддержание норматива возможностей на достигнутом уровне - 1,0.

Для формирования механизма развития банковского сектора рассмотрим каждую из задач (направлений) более подробно.

Увеличение капитальной базы банковского сектора

Как известно, основными путями увеличения ресурсной базы банковского сектора являются:

во-первых, создание (регистрация) на территории региона новых коммерческих банков преимущественно через дочерние общества иностранных или инорегиональных банков;

во-вторых, увеличение капитальной базы существующих самостоятельных региональных банков путем выпуска и продажи стратегическим инвесторам дополнительной эмиссии акций;

в-третьих, увеличение массы прибыли от деятельности самостоятельных региональных банков за счет расширения масштабов наиболее эффективных видов деятельности.

Для того чтобы определить наиболее предпочтительные пути наращивания капитальной базы банковской системы Нижегородского региона, проанализируем тенденции, сложившиеся в этом сегменте финансового рынка.

Как следует из результатов анализа, выполненного ГУ Банка России по Нижегородской области, банковский сектор Нижегородского региона (на 01.01.2005) представлен 18 самостоятельными банками с 37 филиалами (4 из которых находятся за пределами области), 33 филиалами иногородних банков (включая Волго-Вятский банк Сбербанка России, представленный на территории области 16 отделениями) и одной небанковской кредитной организацией - ЗАО "Нижегородский расчетный центр".

Несмотря на устойчивую тенденцию к снижению, в регионе сохраняется количественный приоритет самостоятельных банков и их филиалов (52% при 56% на 01.01.2004). По количеству действующих самостоятельных кредитных организаций Нижегородская область занимает десятое место в Российской Федерации, третье - в Приволжском федеральном округе.

Рост капитала кредитных организаций Нижегородской области на 01.01.2005 обусловлен тем, что по сравнению с аналогичной датой прошлого года увеличились факторы роста капитала на 92 млн руб. при одновременном уменьшении факторов снижения капитала на 85 млн руб.

Основными показателями (рис. 1), обеспечившими прирост капитала, по-прежнему являются уставный капитал, а также прибыль и фонды кредитных организаций, каждый из которых увеличился соответственно на 43 млн руб. (менее 5%) и 180 млн руб. (10%) по сравнению с 01.01.2004 (рис. 2).

                                                         43,0%
-----------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
34,1% ¦ ¦
-----------+ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
13,3% ¦ ¦ ¦
-----------+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
7,9% ¦ ¦ ¦ ¦
-----------+ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1,6% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0,0% -----------+ ¦ ¦ ¦ ¦
----------+----------+----------+----------+----------+-----------

0,0% - часть резервов на возможные потери по ссудам (резервы общего характера)

1,6% - эмиссионный доход

7,9% - субординированные кредиты

13,3% - прочие

34,1% - прибыль и фонды КО

43,0% - уставный капитал

Рис. 1. Факторы роста капитала на 01.01.2005

                                                         43,0%
-----------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
31,3% ¦ ¦
-----------+ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
13,9% ¦ ¦ ¦
-----------+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
7,7% ¦ ¦ ¦ ¦
-----------+ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2,5% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1,7% -----------+ ¦ ¦ ¦ ¦
----------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------+----------+----------+----------+----------+-----------

1,7% - эмиссионный доход

2,5% - часть резервов на возможные потери по ссудам (резервы общего характера)

7,7% - субординированные кредиты

13,9% - прочие

31,3% - прибыль и фонды КО

43,0% - уставный капитал

Рис. 2. Факторы роста капитала на 01.01.2004

В структуре факторов снижения капитала основной удельный вес имеют прочие факторы, представленные вложениями кредитных организаций в акции (доли участия), размер которых за 2004 г. уменьшился на 90 млн руб. (16%).

Дальнейшее расширение кредитными организациями активных операций и в основном взвешенная кредитная политика позитивно отразились на финансовых результатах их деятельности. Прибыль как сальдированный финансовый результат деятельности банковского сектора региона (без Волго-Вятского банка Сбербанка России) по итогам 2004 г. возросла против сопоставимого показателя 2003 г. на четверть и составила 1884,4 млн руб. Финансовые показатели деятельности банков области приведены в таблице 2.

Таблица 2

Финансовые результаты деятельности банков Нижегородской области

        Прибыль       
  01.01.2005  
  01.01.2004 
 Темп роста, %
Самостоятельные банки 
     534,2    
    647,7    
      82
Филиалы иногородних   
банков
    1400,4    
    892,5    
     157
Убыток                
Самостоятельные банки 
       0      
      0      
Филиалы иногородних   
банков
      50,2    
     26,9    
     144,6
Итого:                
прибыль               
    1934,6    
   1540,2    
     125,6
убыток                
      50,2    
     26,9    
     187

Как видно из таблицы 2, все кредитные организации завершили 2004 г. с прибылью. По итогам года ими получено 534 млн руб. прибыли, что на 114 млн руб. (или 18%) меньше, чем в 2003 г. Уменьшение прибыли у ряда банков вызвано ростом расходных статей по уплате процентов за привлеченные ресурсы и начислением резерва на возможные потери, связанные как с ростом вложений в целом, так и с изменением порядка формирования их с учетом новой нормативной базы.

В 2004 г. кредитные организации осуществляли деятельность в условиях снижения как учетной ставки Банка России, так и общего уровня доходности на финансовых рынках. Увеличение объемов кредитования реального сектора и существенное снижение ставок по размещаемым средствам обусловили отставание темпов роста доходов по предоставленным кредитам от темпов роста объемов предоставленных кредитов - 7 и 17% соответственно.

В связи с этим общее значение показателя рентабельности активов и капитала у банков не возросло. Так, отношение прибыли к величине активов уменьшилось с 2,76 до 2,13%, а на одну тысячу рублей уставного капитала самостоятельными банками за 2004 г. получено в среднем 235 руб. прибыли против 291 руб. на 01.01.2004.

Результаты проведенного анализа выявили основные тенденции в наращивании капитала самостоятельных региональных банков.

Во-первых, создания (регистрации) на территории региона новых коммерческих банков через дочерние общества иностранных или инорегиональных банков не наблюдалось.

Во-вторых, увеличение уставного капитала самостоятельных региональных банков осуществлялось преимущественно через привлечение инорегиональных стратегических инвесторов - юридических и физических лиц.

В-третьих, имело место уменьшение массы прибыли от деятельности самостоятельных региональных банков в связи со снижением уровня доходности на финансовом рынке.

В-четвертых, территориальная экспансия региональных банков остается перспективным направлением расширения масштабов их деятельности.



В связи с необходимостью наращивания и сложившимися тенденциями увеличения капитальной базы региональных банков приоритетными направлениями в развитии банковского сектора до 2010 г. целесообразно признать:

Системный характер данной деятельности, а также специфичность функций, заключающихся в организации взаимодействия многих участников финансового рынка предопределяют необходимость привлечения к процессу реализации приоритетных направлений стратегии (путем создания или привлечения на условиях аккредитации) финансовых посредников типа эмиссионно-финансовой корпорации. Естественно, что такой финансовый посредник (посредники) будет осуществлять реализацию приоритетных направлений не единолично, а совместно с Советом по взаимодействию с кредитными организациями региона при Правительстве Нижегородской области, а также с региональной Ассоциацией кредитных организаций. Делегирование части функций по реализации стратегии данному посреднику (посредникам) поможет не только избежать простого декларирования приоритетных направлений, но и перейти к их целенаправленному и эффективному осуществлению.

Освоение банками наиболее конкурентных видов финансовой деятельности

Анализ данных о конкурентных позициях видов банковской деятельности и их использовании региональными банками показывает, что наиболее существенными резервами в этой сфере являются:

Проанализируем, как используются эти конкурентные преимущества региональной банковской системой.

Приведем результаты анализа пассивных организаций региона.

  1. Не в полной мере используется такой эффективный источник ресурсной базы, как депозиты и расчетные счета предприятий и организаций. Для региональной банковской системы наиболее характерны такие источники, как вклады населения и ресурсы, привлеченные из других регионов через филиальную сеть.
  2. Имеет место неэффективное использование долговых обязательств, о чем свидетельствуют не только уменьшение объема долговых обязательств коммерческих банков, но и преобладание в них собственных векселей и банковских акцептов.
  3. Происходит снижение доли самостоятельных региональных банков в ресурсной базе банковского сектора региона.
  4. Уменьшается доля самостоятельных региональных банков в расчетно-кассовых операциях.
  5. Происходит уменьшение средств на счетах "лоро".
  6. Снижается доля операций на рынке межбанковского кредитования.
  7. В источниках ресурсов преобладают краткосрочные обязательства.

Необходимость увеличения ресурсной базы региональной банковской системы, с одной стороны, и тенденции, сложившиеся в этой сфере, с другой стороны, позволяют сформулировать приоритетные направления наращивания ресурсной базы региональной банковской системы:

Результаты анализа активных операций банковского сектора региона показывают, что основными тенденциями являются:



Сравнительный анализ тенденций развития активных операций с требованиями эффективности направлений этой деятельности позволяет определить следующие приоритетные направления в данной сфере:

Анализируя выявленные приоритетные направления в сфере пассивных и активных операций региональной банковской системы, заметим, что их успешная реализация во многом связана с решением вопросов взаимодействия между клиентами и региональными банками, с одной стороны, и между банками и инорегиональными финансовыми институтами - с другой. Организация синдицированного кредитования, создание сетевых финансовых организаций и стратегических финансовых альянсов из профессиональных финансовых посредников разных типов, организация работы по консолидации и секьюритизации активов самостоятельных региональных банков, вопросы сотрудничества с инорегиональными и иностранными партнерами - это та основа, благодаря которой можно обеспечить достижение принятого в стратегии уровня стратегического норматива. Тем не менее успешное выполнение всех этих функций отдельными структурами, не специализирующимися в области финансовой интеграции, представляется весьма проблематичным. В связи с этим вновь появляется необходимость в привлечении к реализации приоритетных направлений стратегии финансового посредника типа эмиссионно-финансовой корпорации, специализирующегося на решении вышеизложенных задач.

Поддержание норматива возможностей на достигнутом уровне

Согласно оценке Главного управления Банка России по Нижегородской области доля финансово стабильных банков в общем количестве действующих кредитных организаций составила 100%.

Выявленные тенденции наряду с требованиями сохранения высокого уровня потенциала региональной банковской системы предопределяют выбор следующих направлений развития банковского сектора в качестве приоритетных:

Как видно из выявленных направлений, основная деятельность ГУ Банка России по Нижегородской области будет состоять в совершенствовании методических подходов в банковском надзоре путем разработки внутренних регламентов по переходу от контроля за соблюдением обязательных нормативов к контролю за качеством управления риском соответствия. Логично предположить, что высокий уровень этих документов может быть обеспечен творческим сотрудничеством региональных органов банковского надзора с банковским сообществом и региональными властями, которые будут привлечены к реализации приоритетных направлений стратегии развития банковского сектора Нижегородского региона.

Заключение

Итак, перечислим важнейшие задачи, которые стоят сегодня перед национальной банковской системой:

Особое значение в этом перечне имеет включение банковской системы в экономическое развитие регионов. Региональные сети общенациональных банков и местные банки должны развивать проекты, имеющие региональную направленность, способствовать развитию местных отраслей промышленности, малого предпринимательства, обеспечивать доступность банковских услуг на всей территории России. Для наилучшей реализации данных направлений и следует разрабатывать и выполнять региональные банковские стратегии.



Г.П.Комиссаров

Зам. начальника

Главного управления Банка России

по Нижегородской области

Г.Г.Господарчук

К. э. н.,



Нижегородский государственный университет