Мудрый Экономист

Водный налог

"Советник бухгалтера", 2006, N 4

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Если в своей хозяйственной деятельности предприятие пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог в соответствии с гл. 25.2 НК РФ. Правда, касается это только тех, кто осуществляет специальное или особое водопользование. Об этом мы и поговорим.

Напомним, что водный объект - это то место, где сосредоточена вода как на поверхности суши в формах ее рельефа, так и в недрах земли. К водным объектам относятся:

Способы водопользования

Всего существует три способа использования водных объектов - особое, специальное и общее водопользование.

Особое водопользование

В особое водопользование водные объекты предоставляются только ограниченному кругу лиц (ст. 21 Водного кодекса РФ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Например, для обеспечения потребностей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое и оздоровительное значение, и т.д. (п. п. 7 и 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383).

Специальное водопользование

Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен Письмом Минприроды России от 19.03.1998 N 11-2-19/55, а Перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам установлен Приказом Минприроды России от 23.03.2005 N 70.

Специальное водопользование - это пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, лесосплава и других отраслей народного хозяйства, а также для сброса сточных вод.

Специальное водопользование осуществляют с применением различных сооружений, технических средств и устройств. При этом не имеет значения, принадлежат ли используемые сооружения и устройства водопользователю на праве собственности или нет.

К исключениям относятся случаи, когда водный объект используют для плавания на маломерных плавательных средствах или для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Виды деятельности, связанные со специальным водопользованием, а также перечень специальных сооружений, технических средств и устройств приведены в Приказе Минприроды России от 23.03.2005 N 70.

Организации и предприниматели могут использовать водные объекты в коммерческой деятельности только после получения соответствующей лицензии (ст. ст. 27 и 28 Водного кодекса РФ). Лицензированием водопользования занимается Министерство природных ресурсов РФ (МПР России).

Правила предоставления в пользование водных объектов и выдачи лицензии на водопользование установлены Постановлением N 383. В п. 5 Правил перечислены те виды использования водных объектов, когда получать лицензию не нужно.

Во всех остальных случаях за безлицензионное водопользование организации и физические лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ. Штраф для организаций составляет от 50 до 100 МРОТ (в настоящее время - от 5000 до 10 000 руб.), а для предпринимателей - от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1000 руб.).

Если срок старой лицензии на водопользование истек, а новая находится на стадии оформления, то организация (предприниматель) могут продолжать использовать водный объект до получения новой лицензии, но только в том случае, если она включена в график выдачи лицензий, который установлен лицензирующим органом. В своем Письме от 24.02.2005 N 03-07-03-02/9 специалисты Минфина России подчеркивают, что в этом случае деятельность организации не считается безлицензионной. Основанием для такого водопользования является старая лицензия, полученная в соответствии с водным законодательством РФ.

На основании лицензии на водопользование водный объект может передаваться в краткосрочное пользование сроком до 3 лет или же в долгосрочное пользование на срок от 3 до 25 лет. Для получения права на специальное или особое использование водного объекта необходимо заключить договор на это с региональными органами исполнительной власти.

Общее водопользование

Общее водопользование осуществляют граждане в личных целях без применения сооружений, технических средств и устройств, а также без получения лицензии на водопользование. При таком использовании воды они не являются плательщиками водного налога.

Постановка на учет плательщиков водного налога

Довольно часто возникает вопрос о том, нужно ли плательщикам водного налога вставать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения водного объекта? На него дали ответ специалисты ФНС России в своем Письме от 02.06.2005 N 09-02-04/2348.

Они напомнили, что налогоплательщики встают на учет в налоговых органах в соответствии со ст. 83 НК РФ:

Но, кроме того, налогоплательщики должны встать на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, которые принадлежат им на праве собственности.

А специальное водопользование осуществляется с применением сооружений, технических средств и устройств (ст. 86 Водного кодекса РФ). Как правило, такая техника (например, артезианские скважины или иные водозаборные сооружения) относится к объектам недвижимого имущества. То есть если техническое средство водопользования (недвижимость) находится вне места постановки на учет организации или ее обособленного подразделения, то надо встать на учет в налоговой и по месту его нахождения. А вот обязанности вставать на учет там, где расположен сам объект водопользования, Налоговый кодекс не предусматривает. Причем неважно, состоит ли по другим основаниям плательщик водного налога на учете в этой налоговой инспекции или нет.

Дело в том, что органы, лицензирующие использование природных ресурсов, обязаны передавать информацию о природопользователях в налоговые органы (п. 7 ст. 85 НК РФ). Делать это они должны в течение 10 дней после выдачи лицензии. На основании этих сведений налоговый орган самостоятельно поставит на учет организацию, получившую лицензию на водопользование, и присвоит ей код причины постановки на учет (КПП). А затем проинформирует об этом налоговые органы по месту нахождения предприятия. При постановке на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика водного налога в КПП после кода налоговой инспекции указывается код 41. Например, КПП организации, которая состоит на учете в налоговой инспекции по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга (код инспекции 7817) в качестве плательщика водного налога под номером 542, будет выглядеть следующим образом: 781741ХХХ.

Уведомлять налогоплательщика о постановке на учет и присвоении КПП налоговая инспекция не должна (Письмо МНС России от 22.05.2001 N ММ-6-12/410).

Если информация о выданной лицензии в налоговые органы не поступила, то налогоплательщик может в первой декларации по водному налогу и в платежном поручении на его перечисление указывать основной КПП. То есть тот КПП, который присвоен ему в инспекции по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Объект налогообложения

Водным налогом облагаются отдельные виды специального или особого водопользования, которые перечислены в п. 1 ст. 333.9 НК РФ.

Платить водный налог необходимо организациям и физическим лицам, которые:

Виды пользования водными объектами, которые не признаются объектами налогообложения, приведены в п. 2 ст. 333.9 НК РФ. От уплаты водного налога освобождены:

и др.

Обратите внимание! К объектам налогообложения не относится сброс сточных вод в водные объекты. С 1 января 2005 г. такой вид водопользования оплачивается в составе платежей за загрязнение окружающей среды, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

Как рассчитать водный налог

Водный налог рассчитывают ежеквартально (ст. 333.11 НК РФ). Для этого необходимо умножить налоговую базу по каждому водному объекту на ставку водного налога, а затем сложить полученные результаты (ст. 333.13 НК РФ).

Налоговую базу по водному налогу определяют отдельно по каждому виду водопользования следующим образом:

Налоговая база по видам водопользования

      Вид водопользования      
          Налоговая база        
Забор воды из водного объекта  
Объем воды, забранной из объекта
за истекший квартал
Использование акватории, за    
исключением лесосплава в плотах
и кошелях
Площадь предоставленного водного
пространства
Использование водного объекта  
для целей гидроэнергетики без
забора воды
Количество произведенной        
электроэнергии
Использование водного объекта  
для лесосплава в плотах и
кошелях
Произведение объема древесины   
(тыс. куб.), сплавляемой в
плотах и кошелях за квартал, и
расстояния сплава (км/100)

Ставки водного налога установлены отдельно по видам водопользования и по экономическим районам, бассейнам рек, озер, морей.

Обратите внимание! С 1 января 2005 г. льготы по водному налогу предоставляются пользователям водных объектов только в соответствии с гл. 25.2 НК РФ. Субъекты РФ не могут уменьшить или увеличить те ставки водного налога, которые приведены в ст. 333.12 НК РФ.

Если водопользователь превысил установленный лимит, то ставки водного налога для такого превышения увеличиваются в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Налоговым кодексом РФ предусмотрена льгота для организаций, которые забирают воду для снабжения населения. Они платят водный налог по единой ставке 70 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличивать эту ставку в 5 раз не нужно (Письмо ФНС России от 11.05.2005 N 21-3-05/32). Тому, какие именно водопользователи имеют право на эту льготу, посвящено недавнее Письмо Минфина России от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64.

Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом, водный налог необходимо перечислить по месту нахождения водного объекта (ст. 333.14 НК РФ). Водный налог относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ) и полностью зачисляется в доход федерального бюджета (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ).

Как отчитаться перед налоговой

За I квартал текущего года водный налог нужно уплатить не позднее 20 апреля.

В эти же сроки необходимо отчитаться по водному налогу (ст. 333.15 НК РФ). Налоговую декларацию <*> можно представить лично, послать ее по почте или передать в электронном виде по телекоммуникационным связям в налоговую инспекцию по месту нахождения водного объекта.

<*> Форма налоговой декларации по водному налогу утверждена Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н.

Главой 25.2 НК РФ не установлено, каким уровнем административно-территориального деления определяется местонахождение объекта налогообложения водным налогом. Поэтому у налогоплательщиков Москвы и Санкт-Петербурга возникает вопрос: в каком порядке они должны представлять декларацию по водному налогу, если осуществляют водопользование на территории одного или нескольких административных районов города, если они состоят на учете в разных налоговых органах этого города, в том числе и не по месту водопользования?

По мнению специалистов ФНС, контроль по водному налогу в этом случае целесообразно проводить централизованно в каком-либо из налоговых органов по месту учета налогоплательщика (Письмо ФНС России от 24.05.2005 N 21-3-05/35).

Поэтому обычные налогоплательщики должны представлять декларации по водному налогу:

Для иностранных водопользователей установлено еще одно требование. Они должны представить копию декларации в налоговую инспекцию по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Бухгалтерский и налоговый учет

Начисление и уплату водного налога отражают в бухгалтерском учете проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...)

Кредит 68, субсчет "Расчеты по водному налогу"

Дебет 68, субсчет "Расчеты по водному налогу"

Кредит 51

Что касается налогового учета, то согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы начисленных налогов и сборов нужно относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Эти расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в полном объеме.

Данное положение справедливо и для суммы платежей, которые начислены по повышенным ставкам при заборе воды из водных объектов сверх установленных лимитов (Письмо Минфина России от 21.04.2005 N 07-05-06/114).

А.И.Воропаева

Налоговый консультант