Мудрый Экономист

Принимаются

"Главная книга", 2006, N 7

Увеличение числа бедных россиян

Проект федерального закона N 227090-4. Одобрен Советом Федерации 24.03.2006, подписание Президентом ожидается до 13.04.2006

Законом устанавливается общефедеральная потребительская корзина для основных групп населения: трудоспособных граждан, детей и пенсионеров. Планируется, что еще до принятия федерального бюджета на 2007 г. методика расчета потребительской корзины подвергнется пересмотру.

Пока же стоимость "минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности" составит в расчете на душу населения 2653 руб. (вместо 2569 руб.), в связи с чем будет пересчитан и прожиточный минимум. Ожидалось более глобальное увеличение корзины, так что в итоге число россиян, которые "проснутся бедными" после принятия закона, будет невелико.

Новый Водный кодекс

Проекты федеральных законов N N 136492-4, 136504-4. Приняты Госдумой во II чтении 22.03.2006

Документ предусматривает несколько новшеств, в частности:

Возможно, в новой редакции Водного кодекса появится порядок разграничения обособленных водных объектов, относимых к собственности регионов и муниципалитетов, а также норма, позволяющая гражданам и компаниям создавать на своих земельных участках замкнутые водоемы для обеспечения, например, пожарной безопасности, защиты земель от эрозии, водоснабжения ферм.

Повышение минимального размера капитала банка

Проект федерального закона N 231515-4. Принят Госдумой во II чтении 17.03.2006

Проектом предлагается закрепить на законодательном уровне минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков - 5 млн евро (в рублевом эквиваленте). Напомним, что такой же размер собственных средств (капитала) установлен Законом для создаваемых банков в части их уставного капитала <1>. Действующий банк, у которого на 1 января 2007 г. собственные средства окажутся ниже установленного предела, вправе работать, но при условии, что его собственные средства не будут снижаться по сравнению с данными на 1 января 2007 г. Если же при таком снижении он не подаст в ЦБ РФ ходатайство о смене своего статуса на небанковскую организацию, Банк России отзовет лицензию.

<1> Абзац 2 ст. 11 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Регулирование проведения азартных игр и пари

Проект федерального закона N 215664-4. Принят Госдумой в I чтении 24.03.2006

Закон кардинально ужесточает требования к игорному бизнесу. Например, будет установлен минимум чистых активов организатора игорного заведения - 600 млн руб., минимальные площади и число автоматов. ПБОЮЛ вообще оказываются вне этого рынка. Для открытия казино или установки игровых автоматов необходимо будет получить отдельные лицензии, срок действия которых не ограничивается. При этом организаторы будут выбираться на аукционах, в которых смогут участвовать только купившие лицензию за 1 млн долл. (сейчас лицензия стоит 3000 руб.). Если участник проиграет аукцион, деньги ему возвращены не будут.

Количество казино и залов игровых автоматов будет с 2012 г. квотироваться местными властями:

То есть в Москве останется всего 50 игорных заведений. При этом регионы могут вообще отказать в "прописке" игорному бизнесу.

Владельцы казино и игровых залов, не соответствующих новому закону, смогут продолжать работу только в течение полугода. Объектам, соответствующим новым требованиям, будет продлеваться лицензия до 31 декабря 2008 г.

Дачная "амнистия"

Проект федерального закона N 263127-4. Принят Госдумой в I чтении 24.03.2006

В принятой пока редакции законопроект не предлагает большинству землевладельцев и владельцев индивидуальных домов и дач никакого упрощения и удешевления процедур легализации их собственности.

Так, замена судебного порядка признания права собственности на построенные без разрешений на строительство частные дома на административный порядок - когда чиновник местного самоуправления проверяет постройку на соответствие градостроительным регламентам и СНиПам - потенциально очень коррупционна. Такие чиновники даже не являются госслужащими и не несут никакой ответственности. Что касается садовых домиков, то закон ничего нового не предлагает, и упрощенный порядок их регистрации действует и сейчас.

Зато будут проблемы у 29 млн владельцев личных подсобных хозяйств, садоводов и огородников, если они получили участки до 1991 г. не на основании актов органов госвласти, - такая ситуация проектом не описывается. Не предусмотрено упрощение и удешевление подготовки пакета документов: владельцы участков и домов должны будут посетить 11 - 17 органов, собрать 14 - 26 документов и оплатить минимум 15 - 35 тыс. руб. Фикцией выглядит и возможность при регистрации "пририсовать" к указанной в документах площади еще и фактически занимаемую: государство фактически устранилось от споров соседей.

Один из немногих плюсов - в законопроект уже перекочевала норма о продлении срока бесплатной приватизации квартир до 1 марта 2010 г.

Переезд Конституционного Суда РФ в Санкт-Петербург

Проект федерального закона N 264781-4. Принят Госдумой в I чтении 22.03.2006

Предполагается, что переезд в Питер Конституционного Суда РФ будет способствовать повышению "в определенной степени... общественно-политического статуса Санкт-Петербурга". Кстати, проектом предусматривается, что КС РФ сможет проводить свои заседания не только в Северной столице, но и другом месте по своему усмотрению. Тем не менее среди судей отсутствует единогласие по вопросу запланированной смены "места жительства" КС РФ.

Новые миграционные правила

Проекты федеральных законов N N 275914-4, 275919-4. Приняты Госдумой в I чтении 17.03.2006

Речь идет об упрощении легализации уже прибывших в РФ (в особенности из стран СНГ) иностранцев, получения разрешений на работу и приема их на работу российскими компаниями, регистрации по месту пребывания и проживания. Так, иностранцы из СНГ смогут в десятидневный срок получить уже в РФ разрешение на работу, после чего их можно будет нанимать на работу без оформления другого разрешения и в обход квот.

Отметим, что по ряду позиций у иностранцев будет больше прав, чем у россиян: они смогут по почте уведомлять миграционные службы о смене места пребывания, в то время как для россиян регистрация по месту пребывания (у родственника или при аренде жилья) носит фактически разрешительный характер.

К сведению

О ключевых предложениях Федеральной миграционной службы, которые и составили основу проекта, мы рассказывали в журнале "Главная книга", 2005, N 22, с. 96.

Новый календарь праздников

Проект федерального закона N 278401-4. Внесен в Госдуму 14.03.2006 депутатами фракции ЛДПР

Начался весенний этап поистине "народного проекта" Госдумы о перераспределении выходных праздничных дней (напомним, что внесено уже около 10 подобных инициатив). Теперь начало новогодних каникул предлагается перенести на 31 декабря и ограничиться гуляньями до 2 января включительно. А вот майские праздники хотят превратить в весенние каникулы: выходными днями объявят также 2 и 10 мая.

Новая инструкция для бюджетников

Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н. Возвращен Минюстом России без регистрации 17.03.2006

Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, содержит, в частности, новый вариант Плана счетов для бюджетных организаций. Но эти новшества никак не могут "преодолеть вето" Минюста в связи с техническими "неполадками" в порядке их утверждения и представления на регистрацию.

Новые документы для плательщиков ЕНВД

Приказ Минфина России от 26.12.2005 N 161н. Повторно поступил на регистрацию в Минюст России

Напомним, что для "вмененщиков" должен быть утвержден пакет новых форм и порядок "переучета". Ведь с 1 января 2006 г. "вмененщикам", работающим в разных муниципалитетах своего региона, необходимо дополнительно встать на налоговый учет по каждому месту ведения деятельности <2>. Однако, хотя документы готовились еще в прошлом году, их выход пока задерживается и плательщики ЕНВД используют старые формы.

<2> Пункт 1 ст. 346.28 НК РФ.

ОБСУЖДАЮТСЯ

Введение платных автодорог

Проект федерального закона внесен Минтрансом России в Правительство РФ

Платными автодорогами смогут стать как вновь построенные магистрали, так и уже действующие федеральные, региональные или муниципальные - только после их реконструкции. То есть государство за счет налогов планирует отремонтировать дорогу, после чего взимать с налогоплательщиков плату за проезд по ней. Правда, важное условие существования платного пути - наличие альтернативной бесплатной дороги.

Проект пока "сырой" и не устанавливает методику расчета и предельный размер платы за проезд - скорее всего, это будет регулироваться подзаконными актами. Ранее чиновники называли цифры 1 - 3 руб. за километр пути. Первыми платными дорогами, скорее всего, станут скоростная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург (включая подъезд к аэропорту Шереметьево) и Центральная кольцевая автодорога Московской области (ЦКАД).

Льготы для безналичных платежей

Предложено Банковским комитетом Госдумы, будет обсуждаться профессиональным сообществом в апреле 2006 г.

Поправки направлены на развитие безналичных платежей населения при помощи пластиковых карт. Так, регионам будет предложено обязать торговые организации с оборотом не менее 20 тыс. долл. в месяц устанавливать терминалы для пластиковых карт и принимать их в оплату.

Кроме того, в НК РФ появится льгота для бонусов размером до 10 тыс. руб. в год, которыми организации награждают своих клиентов, расплачивающихся картами. Однако такие бонусы со стороны владельцев магазинов крайне редки, и, скорее всего, для их популяризации понадобятся льготы и торговым компаниям, в частности по налогу на прибыль.

Странно, что законодатели пока не сделали ничего для развития систем безналичных переводов в оплату товаров через банки, сейчас осуществить такие переводы крайне сложно и из-за высоких комиссий невыгодно.

ПРЕДЛАГАЮТСЯ

Налоговые льготы в пенсионной сфере

Предложено Минэкономразвития России

Для стимулирования добровольных пенсионных накоплений предлагается:

<3> Пункт 2 ст. 295 НК РФ.

Также предлагаются

Возврат вычетов по НДС по оплате

Прекращение реформы техрегулирования

Нулевая ставка НДС для авиастроителей

Введение НДС на штрафы по договорам

ОТКЛОНЕНЫ

Перенос сроков лицензирования производства и продажи игровых автоматов

Проект федерального закона N 228279-4. Отклонен Советом Федерации 24.03.2006, создана согласительная комиссия

Напомним, что планировалось приостановить лицензирование производства игорного оборудования и комплектующих к нему до 1 августа нынешнего года. Но сенаторам, видимо, не понравилось другое положение закона, предлагавшее узаконить производство и реализацию игорного оборудования без лицензии с 17 июля 2005 г. (то есть с момента введения обязательного лицензирования).