Мудрый Экономист

"Прибыльная" декларация стала проще

"Главная книга", 2006, N 7

(Разбираемся с изменениями, внесенными в форму декларации по налогу на прибыль)

Утверждены новая форма декларации по налогу на прибыль <1> и Порядок ее заполнения <2> (далее - Порядок). Декларацию по новой форме надо составлять начиная с отчетности за первый отчетный период 2006 г. <3>.

Это значит, что за 2005 г. отчитываться надо было по старой форме. А вот показатели 2006 г. нужно отражать уже в декларациях по новой форме. Отметим, что Приказ, которым утверждена новая форма декларации, был опубликован 1 марта <4>. До этой даты декларацию по налогу на прибыль можно было сдавать по старой форме <5>. Поэтому если организации (отчитывающиеся ежемесячно) сдали в налоговую декларации за январь по старой форме, то пересдавать их не нужно. Тем же, кто отчитывается ежеквартально, за I квартал придется заполнять уже новую декларацию.

Прежде чем перейти к сравнению старой и новой форм декларации, напомним, что декларацию по налогу на прибыль должны представлять все организации, в том числе и некоммерческие <6>.

<1> Приложение N 1 к Приказу Минфина России от 07.02.2006 N 24н.
<2> Приложение N 2 к Приказу Минфина России от 07.02.2006 N 24н.
<3> Пункт 3 Приказа Минфина России от 07.02.2006 N 24н.
<4> "Российская газета", N 41, 01.03.2006.
<5> Утверждена Приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614.
<6> Статья 246 НК РФ.

Некоммерческие и бюджетные организации

Некоммерческие организации не должны платить налог на прибыль только в случае, если у них нет налоговой базы по налогу на прибыль, то есть если они не имели доходов, подлежащих налогообложению. Такие организации могут не сдавать в налоговую инспекцию декларации по налогу на прибыль в течение отчетного года. Они должны отчитываться только за весь год в целом <7>.

Примечание

По итогам года некоммерческие организации должны будут заполнить декларацию, в которую войдут <8>:

- титульный лист (лист 01);

- лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций";

- лист 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" (при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы <9>).

В таком же порядке нужно будет отчитаться и бюджетным учреждениям. Но они при заполнении листа 07 "Отчет о целевом использовании имущества..." не должны будут учитывать средства, выделенные бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов <10>.

Если же некоммерческая организация ведет деятельность, которая должна облагаться налогом на прибыль, то она обязана сдавать отчетность по налогу на прибыль не в упрощенном порядке, а также, как и все коммерческие организации.

Примечание

Бюджетные учреждения тоже являются плательщиками налога на прибыль <11>. Недавно Минфин России разъяснил, что средства, полученные федеральными органами исполнительной власти от оказания ими платных услуг на договорной основе, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, должны включаться в налоговую базу по налогу на прибыль <12>.

<7> Пункт 2 ст. 289 НК РФ.
<8> Пункт 1.2 Порядка.
<9> Пункты 1, 2 ст. 251 НК РФ.
<10> Пункт 15.1 Порядка.
<11> Статья 246 НК РФ.
<12> Письмо Минфина России от 22.02.2006 N 02-05-03/366.

Сельхозпроизводители

Сельхозпроизводители, которые не перешли на уплату ЕСХН, являются плательщиками налога на прибыль. Но для них установлены специальные ставки налога <13>.

Для справки

Определение сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей налогообложения прибыли не совпадает с определением плательщика единого сельскохозяйственного налога <14>.

Для целей налога на прибыль сельскохозяйственный товаропроизводитель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции. В том числе к сельхозпроизводителям относится рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции <15>.

Планировалось, что с 2006 г. сельхозпроизводители будут платить налог на прибыль по ставке 6% <16>. Однако в марте этого года приняты поправки, которые откладывают применение данной ставки до 2008 г. <17>. Поэтому в 2006 г. прибыль от реализации произведенной и (или) переработанной собственной сельхозпродукции облагается по-прежнему по ставке 0% <13>.

Внимание! Сельхозпроизводителям продлили до 2008 г. применение нулевой ставки налога на прибыль при реализации сельхозпродукции собственного производства.

При сдаче декларации по налогу на прибыль сельхозпроизводители должны заполнить:

При этом показатели по иным видам деятельности сельхозпроизводители должны отражать в декларации в обычном порядке (в частности, без отметки "V" в поле строки 001 Приложений к листу 02) <18>. То есть если у сельхозпроизводителя два вида деятельности, то он все Приложения N 2 заполняет два раза: первый - по сельхоздеятельности (с отметкой "V"), второй - по иной деятельности (без отметки "V").

<13> Статья 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (ред. от 13.03.2006).
<14> Статья 346.2 НК РФ.
<15> Статья 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; Письмо Минфина России от 07.12.2004 N 03-03-01-04/1-172; Письмо Минфина России от 03.02.2006 N 03-03-04/1/77.
<16> Статья 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (ред. от 11.11.2003).
<17> Статья 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ.
<18> Пункт 1.5 Порядка.

Изучаем изменения в декларации

Рассмотрим, чем же новая форма декларации отличается от старой.

Новая декларация по налогу на прибыль стала меньше (более чем на треть). Но несмотря на это, она остается довольно-таки объемным документом (7 листов на 22 страницах).

Все коммерческие организации (независимо от наличия деятельности в отчетном периоде) должны представить в налоговую инспекцию <19>:

Остальные подразделы (подразделы 1.2 и 1.3 разд. 1), Приложения к листу 02 (Приложения N N 3, 4 и 5) и листы декларации (03, 04, 05, 06 и 07) надо заполнять только при условии, если были конкретные операции (о чем указано на каждом из таких листов формы декларации). Напоминание об этом стоит в верхнем правом углу каждого такого листа.

Организации, которые платят авансовые платежи ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года, должны представлять <20>:

<19> Пункт 1.1 Порядка.
<20> Пункт 1.3 Порядка.

Титульный лист

В новой форме декларации не нужно указывать ИНН руководителя и главного бухгалтера. Нет теперь и графы, в которой указываются реквизиты уполномоченного представителя. Соответственно, у титульного листа нет второй страницы, в которой организации должны были указывать сведения о должностных лицах организации (в случае если у них не было ИНН).

Раздел 1

Из-за того, что налог на прибыль за 2005 - 2006 гг. распределяется только между федеральным и региональным бюджетами, из формы декларации (подразделы 1.1 и 1.2 разд. 1 декларации) удалили строки, в которых показывались суммы налога к доплате в местный бюджет (или к уменьшению). Остались такие платежи только для случаев уплаты налога, рассчитанного с базы переходного периода.

Сокращено количество подразделов в разд. 1 - вместо четырех их теперь три. Старые подразделы 1.3 и 1.4 теперь объединены в один подраздел 1.3. Его надо заполнять только в случае, если заполняется лист 03 или лист 04.

Внимание! В разд. 1 новой декларации подпись руководителя и главного бухгалтера должна стоять на каждой странице.

В подразделе 1.3 разд. 1 отражаются:

Если у организации несколько видов доходов, перечисленных выше, то подраздел 1.3 надо заполнить отдельно по каждому из них <21>.

Заполняя разд. 1 по новой форме декларации, надо подписывать каждую страницу этого раздела - как руководителю организации, так и главному бухгалтеру. Причем на каждой странице надо также указывать и дату ее подписания <22>.

<21> Пункт 4.5 Порядка.
<22> Пункт 4.6 Порядка.

Раздел 2

Лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций" практически не изменился. А вот Приложения N N 1 и 2 к листу 02 несколько поменялись. Теперь расшифровку доходов от реализации и внереализационных доходов надо отражать в одном Приложении N 1 к листу 02 (а не в разных приложениях, как раньше), которое называется "Доходы от реализации и внереализационные доходы". Все расходы (и приравниваемые к ним убытки) также должны теперь указываться в одном приложении - Приложении N 2 к листу 02, которое носит название "Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам".

Приложение N 1 к листу 02 сократилось за счет удаления строк, которые касались товарообменных, экспортных операций и реализации сельхозпродукции (строки 011 - 017 Приложения N 1 к листу 02 старой декларации). Также вынесены в отдельное Приложение N 3 к листу 02 показатели, касающиеся доходов от отдельных видов операций, убытки от которых учитываются для целей налогообложения прибыли в особом порядке. В Приложении N 1 появилась строка, где указывается общая выручка от реализации по таким операциям (строка 030 Приложения N 1 к листу 02), которая заполняется на основании строки 270 Приложения N 3 к листу 02.

Внереализационные доходы теперь не нужно излишне детализировать. Необходимо указать их общую сумму (строка 100 Приложения N 1 к листу 02) и расшифровать из них доходы только двух видов (в виде доходов прошлых лет и в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при ликвидации основных средств).

Прямые расходы по торговым операциям

Напомним, что с 1 января 2005 г. торговые организации могут сами определять, какие расходы будут учитываться при формировании стоимости покупных товаров <23>. До внесения этих изменений расходы, связанные с приобретением покупных товаров, могли быть только косвенными. А транспортные расходы на доставку товара учитывались в качестве прямых расходов и потом распределялись на остаток нереализованных товаров по специальной формуле. В стоимость покупных товаров организация могла включить только суммы, уплаченные за них продавцу <24>.

Теперь организация сама в учетной политике определяет перечень расходов, которые могут учитываться в стоимости покупных товаров (это должно быть закреплено в учетной политике). Указанный перечень должен применяться как минимум 2 года <25>.

Для отражения прямых расходов торговых организаций теперь предусмотрена строка 020. Стоимость реализованных покупных товаров надо указать в строке 030. Из названия строки 030 можно сделать вывод о том, что ее показатель уже учтен в общей сумме прямых расходов по торговым операциям (в строке 020): ее название начинается со слов "в том числе...".

Однако в формуле для расчета общего показателя признанных расходов (строка 110 "Итого признанных расходов" Приложения N 2 к листу 02) указано, что надо суммировать показатели по строкам 010 - 040 и по строкам 050 - 100. То есть формально для расчета общей суммы расходов надо учесть и показатель, отраженный по строке 020 (прямые расходы торговых организаций), и показатель, отраженный по строке 030 ("в том числе стоимость реализованных покупных товаров"). Но сложив два этих показателя (если предположить, что строка 030 расшифровывает строку 020), получится, что стоимость реализованных покупных товаров будет учтена дважды. А это приведет к занижению налоговой базы. Заметим, что в Порядке заполнения декларации никаких комментариев по данному поводу нет.

Внимание! В новой форме декларации есть неточность. Строка 030 начинается со слов "в том числе...", на которые не надо обращать никакого внимания. Стоимость покупных товаров (отражаемая по строке 030) не должна учитываться при заполнении строки 020 "Прямые расходы..." Приложения N 2 к листу 02.

Таким образом, чтобы декларация прошла автоматизированную проверку, нужно (как и при заполнении декларации по старой форме) не учитывать в составе прямых расходов по торговым операциям (при заполнении строки 020) стоимость покупных товаров. При заполнении строки 030 не обращайте внимания на то, что она начинается со слов "в том числе...". Напомним, что ранее прямые расходы по торговой деятельности отражались отдельно от стоимости покупных товаров (хотя в Налоговом кодексе стоимость покупных товаров является одной из составляющих прямых расходов по торговым операциям <26>). При таком подходе строка 110 Приложения N 2 к листу 02 будет заполняться по указанной в ней формуле (сумма строк с 010 по 040 + сумма строк с 050 по 100).

Обратите внимание на то, что по общему правилу построения декларации последняя цифра номера строки, предназначенной для расшифровки отдельных расходов, имеет значение от 1 до 9 (но не ноль), а вторая цифра номера такой строки обычно повторяет вторую цифру номера той строки, которая расшифровывается. Например, строки 041 - 045 Приложения N 2 к листу 02 расшифровывают строку 040 "Косвенные расходы...". Таким образом, строка 030 не может расшифровывать строку 020.

Примечание

Конечно же, было бы более логично, если бы строка, в которой надо указывать стоимость покупных товаров, была бы справочной и не учитывалась при расчете итоговой суммы расходов.

Вопрос о том, как же правильно заносить в декларацию стоимость покупных товаров, однозначно может быть решен только после официальных разъяснений Минфина России.

Сейчас же правильность заполнения декларации торговыми организациями будет определяться в зависимости от того, как в налоговой инспекции настроена программа для проверки деклараций по налогу на прибыль.

Если при камеральной проверке вашей декларации будет выявлена ошибка в заполнении строк 020, 030 и 110 Приложения N 2 к листу 02, учтите, что она может быть связана именно с тем, что стоимость покупных товаров указана не так, как того ожидает налоговый инспектор (или программа для проверки деклараций).

Прямые расходы по неторговым операциям и косвенные расходы

Виды прямых расходов неторговых организаций по-прежнему расшифровывать не нужно. А вот косвенные расходы в новой форме декларации менее детализированы. Напомним, что теперь организации сами могут установить перечень прямых расходов <27>. Поэтому у каждой организации может быть свой список расходов, которые относятся к прямым или косвенным. Не нужно теперь выделять косвенные материальные расходы, косвенные расходы в виде оплаты труда и в виде амортизации.

Примечание

Изменения, позволяющие организациям самостоятельно выбирать прямые расходы, вступили в силу задним числом - с 1 января 2005 г. <28>. Причем выбранный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости незавершенного производства (НЗП)) надо применять не менее 2 лет <29>.

Но организации, которые решили не вносить каких-либо изменений в список прямых расходов с 1 января 2005 г. (задним числом), могут утвердить в учетной политике для целей налогообложения новый перечень прямых расходов с 1 января 2006 г. <30>.

При этом те, кто решил составить самостоятельный список прямых расходов, должны учесть, что нет никаких переходных положений для переоценки остатков НЗП на дату применения нового перечня прямых расходов (или нового порядка списания прямых расходов на изготовленную в течение месяца продукцию, выполненные работы или оказанные услуги). Поэтому остатки НЗП переоценивать не нужно. Их стоимость будет учитываться в стоимости произведенной продукции (выполненных работ или оказанных услуг) <30>.

Строки 010 - 030 (в которых отражаются прямые расходы) не нужно заполнять организациям, применяющим кассовый метод определения доходов и расходов. У них вообще нет деления на прямые и косвенные расходы. Такие организации все свои расходы, учтенные в отчетном периоде для целей налогообложения, должны отражать в строке 040 как косвенные расходы <31>. Остальные организации, применяющие метод "по начислению", отражают по строке 040 Приложения N 2 к листу 02 только расходы, относящиеся к косвенным <32>.

Несмотря на то что большинство видов косвенных расходов уже не надо показывать в декларации, теперь в ней надо разворачивать сведения о расходах на НИОКР <33>, в том числе не давшие положительного результата (строки 042 и 043 Приложения N 2 к листу 02). Появились и другие дополнительные расшифровки. Некоторые из них связаны с изменениями, внесенными этим летом в гл. 25 НК РФ <34>.

Амортизационная премия

С 1 января 2006 г. появился новый вид расходов - амортизационная премия. Теперь можно единовременно признать в составе расходов не более 10% первоначальной стоимости основных средств или расходов на достройку, дооборудование, модернизацию и т.д. В дальнейшем при расчете амортизации указанная амортизационная премия должна фактически уменьшать первоначальную стоимость основного средства <35>. Начисляется амортизационная премия в том отчетном периоде, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств <36>.

Но в Кодексе не указано, к какому виду расходов относится амортизационная премия - относится к прочим косвенным расходам или учитывается так же, как амортизация. Минфин России неоднократно разъяснял, что амортизационная премия должна учитываться в том же порядке, что и амортизация соответствующего основного средства <37>.

Поскольку перечни прямых и, соответственно, косвенных расходов теперь открыты, организация сама может определить в учетной политике, как будет учитываться амортизационная премия - как прямой расход или как косвенный. Правда, обратите внимание: такой выбор должен быть обоснован.

К сведению

О том, как организация может обосновать перечень своих прямых расходов, можно прочитать в журнале "Главная книга", 2006, N 5, с. 14.

Внимание! Амортизационная премия может быть как прямым, так и косвенным расходом.

Начисленную амортизационную премию нужно отражать по строке 044 Приложения N 2 к листу 02 <38>. Однако, если прямо следовать Порядку заполнения декларации, получится, что автоматически амортизационная премия будет учитываться как косвенный расход. Поэтому рекомендуем заполнять данную строку только тем организациям, которые закрепили в своей учетной политике, что амортизационная премия единовременно учитывается как косвенный расход.

Если же амортизационная премия в вашей организации учитывается как прямой расход, то ее надо учитывать при расчете суммы прямых расходов, уменьшающих доходы отчетного месяца (строка 010 или 020 Приложения N 2 к листу 02). Если же ее полностью отразить по строке 044 и включить тем самым в косвенные расходы, то общая сумма расходов по декларации не сойдется с суммой расходов по данным налогового учета.

Напомним, что прямые расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (и, соответственно, отражаются в декларации) только в той их части, которая относится к реализованной продукции, товарам, работам или услугам <39>.

Прочие расходы

В составе внереализационных расходов (строка 200 Приложения N 2 к листу 02) надо расшифровать три показателя:

Заметим, что в новой форме декларации из Приложения N 1 и Приложения N 2 к листу 02 теперь исключены строки, в которых отражались данные по операциям, связанным с участием в Соглашении о разделе продукции (СРП), - финансовый результат от таких операций отражается в Приложении N 3 к листу 02.

<23> Пункт 43 ст. 1, п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ.
<24> Статья 320 НК РФ (ред. от 18.05.2005).
<25> Статья 320 НК РФ (ред. от 06.06.2005).
<26> Статья 320 НК РФ.
<27> Статья 318 НК РФ (ред. от 06.06.2005).
<28> Пункты 41, 42 ст. 1, п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ.
<29> Пункт 1 ст. 319 НК РФ (ред. от 06.06.2005).
<30> Письмо Минфина России от 26.01.2006 N 03-03-04/1/63.
<31> Пункт 7.1 Порядка.
<32> Статья 318 НК РФ.
<33> Статья 262 НК РФ.
<34> Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ.
<35> Пункты 1.1, 2 ст. 259 НК РФ; Письмо Минфина России от 11.10.2005 N 03-03-04/2/76.
<36> Пункт 3 ст. 272 НК РФ.
<37> Письма Минфина России от 27.02.2006 N 03-03-04/1/140, от 30.12.2005 N 03-03-04/3/21, от 11.10.2005 N 03-03-04/2/76.
<38> Пункт 7.1 Порядка.
<39> Пункт 2 ст. 318, ст. 320 НК РФ.

Знакомьтесь: новое Приложение N 3 к листу 02

В новом Приложении N 3 к листу 02 собраны показатели, которые касаются операций, финансовые результаты по которым учитываются в особом порядке (за исключением операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами):

В Приложении N 3 к листу 02 надо рассчитать общие суммы выручки, расходов и убытков (которые признаются для целей налогообложения) по всем вышеуказанным операциям (строки 270 - 290). Итоговая сумма выручки (строка 270) переносится в строку 030 Приложения N 1 к листу 02, общая сумма расходов - в строку 080 Приложения N 2 к листу 02, а сумма убытков - в строку 050 листа 02.

Убытки предыдущих лет, уменьшающие налоговую базу

В Приложении N 4 к листу 02, как и раньше, производится расчет суммы убытка, которая может уменьшить налоговую базу отчетного периода.

Напомним, что до 2006 г. в уменьшение годовой налоговой базы принималась сумма убытка, не превышающая 30% от налоговой базы отчетного года <40>. С 2006 г. этот лимит увеличен до 50% <41>, а с 2007 г. организации смогут за счет убытков прошлых лет уменьшать налоговую базу отчетного года без ограничений <42>. Организации - резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны могут уменьшать налоговую базу на сумму полученных в предыдущие годы убытков без ограничений уже в этом году <43>. Это надо учесть при заполнении строки 150 Приложения N 4 к листу 02.

При определении налоговой базы (строка 140), которая принимается для расчета предельного размера убытка прошлых лет, который может быть списан в текущем году, надо учесть следующее. У большинства организаций (не являющихся негосударственными пенсионными фондами) она складывается из налоговой базы по обычным операциям (строка 100 листа 02) и налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок (строки 100 листов 05). По строке 150 "Сумма убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу за отчетный (налоговый) период" в декларациях за 2006 г. может быть отражена сумма убытка, не превышающая 50% от показателя строки 140 "Налоговая база..." (но не более суммы, указанной в строке 010 Приложения N 4 "Остаток неперенесенного убытка на начало налогового периода...").

Строки 160 - 180 (в которых определяется остаток неперенесенного убытка на следующий год) надо заполнять только при составлении годовой декларации <44>.

Кстати, Приложение N 4 к листу 02 должно представляться только за I квартал и затем в целом за налоговый период <45>. При сдаче налоговой декларации за полугодие и 9 месяцев это Приложение представлять не обязательно, даже если у организации есть убытки прошлых лет, которые учитываются в качестве расходов.

Данные о сумме убытка прошлых лет, уменьшающей налоговую базу отчетного года, переносятся из строки 150 Приложения N 4 в строку 110 листа 02.

<40> Пункт 2 ст. 283 НК РФ (ред. от 06.08.2001).
<41> Статья 5 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ.
<42> Пункт 32 ст. 1, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ.
<43> Пункт 2 ст. 283 НК РФ.
<44> Пункт 9.3 Порядка.
<45> Пункт 1.1 Порядка.

Распределение налога на прибыль по обособленным подразделениям

Организации, имеющие обособленные подразделения, должны заполнять Приложение N 5 к листу 02. Его можно заполнить по организации без учета обособленных подразделений (код 1 по строке 002), по отдельному обособленному подразделению (код 2 или 3 по строке 002) либо по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ (код 4 по строке 002). Старого Приложения N 5а в новой форме декларации больше нет.

Если организация выбрала до начала года <46> ответственное обособленное подразделение (в этом качестве может выступать и головная организация), то через него в течение года надо платить региональный налог за все подразделения, которые находятся в этом же субъекте РФ <47>.



Приложение N 5 к листу 02 при уплате налога на прибыль ответственным обособленным подразделением заполняется с кодом 4 по строке 002. При этом не нужно заполнять данное Приложение на каждое обособленное подразделение (с кодом 2 или 3), входящее в группу, за которую централизованно уплачивается налог на прибыль <48>.

<46> Письмо ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@ "Об уведомлении об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций".
<47> Абзац 2 п. 2 ст. 288 НК РФ (ред. от 06.06.2005).
<48> Пункты 10.1, 10.9 Порядка.

Операции с ценными бумагами

Для отражения операций с ценными бумагами вместо трех листов (06, 07 и 08) теперь будет один лист - 05 "Расчет налоговой базы по налогу на прибыль по операциям, финансовые результаты которых учитываются в особом порядке...". Правда, если у организации в отчетном периоде были сделки с несколькими видами ценных бумаг (например, как с обращающимися на рынке ценных бумаг, так и с необращающимися), то лист 05 придется заполнять несколько раз. При этом в строке 002 надо будет указывать код операций с ценными бумагами (финансовыми инструментами) от 1 до 4. Если же таких операций вообще не было, то лист 05 представлять не нужно <49>.

<49> Пункт 13.1 Порядка.

Выводы

Декларация по налогу на прибыль стала более компактна.

Сократилось количество отдельных видов доходов и расходов, которые надо расшифровывать в декларации (не нужно указывать показатели по товарообменным, экспортным операциям и т.д.). В связи с этим у организаций появилась реальная возможность не только быстрее составить налоговую декларацию, но и немного упростить регистры налогового учета. Ведь степень детализации доходов и расходов в налоговом учете напрямую зависит в том числе и от показателей, которые отражаются в налоговой отчетности.

Л.А.Елина

Экономист-бухгалтер