Мудрый Экономист

О государственной пошлине *

"Налоговый вестник", 2006, N 5

<*> См. также комментарий В.В. Киселева к Федеральному закону от 31.12.2005 N 201-ФЗ // НВ: комментарии... - 2006. - N 4. - С. 2 - 10.

Федеральным законом от 31.12.2005 N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее - Закон N 201-ФЗ) внесены изменения и дополнения в гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), направленные на урегулирование норм, касающихся исчисления и уплаты государственной пошлины.

По мнению автора настоящей статьи, наиболее важными являются следующие изменения и дополнения, внесенные в гл. 25.3 НК РФ.

  1. Главой 25.3 НК РФ не был ранее определен порядок возврата из бюджета излишне уплаченных сумм государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами, что приводило к многочисленным конфликтам между плательщиками государственной пошлины, налоговыми органами и другими администраторами поступлений государственной пошлины.

В результате в различных регионах Российской Федерации существовала различная процедура возврата из бюджета плательщикам излишне уплаченных сумм государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами: в одних регионах возвраты производились органами Федерального казначейства на основании решений администраторов поступлений государственной пошлины, в других - в соответствии с решениями налоговых органов, а в некоторых субъектах Российской Федерации возвраты таких сумм вовсе не производились.

Пункт 3 ст. 333.40 НК РФ изложен Законом N 201-ФЗ в новой редакции, согласно которой заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина, с приложением документов, подтверждающих ее уплату.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства на основании решения о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, принимаемого органом (должностным лицом), осуществляющим действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Иной порядок возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины установлен по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате государственной пошлины.

  1. В ФНС России до последнего времени поступало много писем, заявлений и жалоб граждан на действия нотариусов, которые при удостоверении договоров купли-продажи недвижимого имущества или выдаче свидетельства о праве на наследство такого имущества в целях исчисления государственной пошлины требовали от граждан представления документов, подтверждающих только рыночную стоимость недвижимого имущества. Такие обращения были вызваны тем, что положениями гл. 25.3 НК РФ вопрос об исчислении и уплате государственной пошлины при удостоверении купли-продажи недвижимого имущества не был урегулирован должным образом.

Законом N 201-ФЗ в пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ внесены изменения, согласно которым по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта ст. 333.25 Кодекса. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не имеют права определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), приведенными в пп. 7 - 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из вышеуказанных стоимостей имущества.

  1. Много граждан обращалось в налоговые органы по поводу уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение доверенностей на получение пенсий и пособий, за государственную регистрацию рождения, за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 201-ФЗ:

  1. У малоимущих граждан вызывали недовольство размеры государственной пошлины, установленные пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, - 500 руб. за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическим лицам.

Законом N 201-ФЗ п. 1 ст. 333.35 НК РФ дополнен пп. 15, согласно которому от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, за совершение действий, предусмотренных пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный в установленном порядке.

  1. В практике работы налоговых органов много вопросов возникало по поводу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию доли в праве собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме.

Законом N 201-ФЗ п. 1 ст. 333.33 НК РФ дополнен пп. 20.1, которым определен размер государственной пошлины за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме в сумме 50 руб.

  1. Глава 25.3 НК РФ не содержала положения о размере государственной пошлины за регистрацию иностранного гражданина в Российской Федерации.

Законом N 201-ФЗ п. 1 ст. 333.28 НК РФ дополнен пп. 10.1, предусматривающим уплату государственной пошлины за регистрацию иностранного гражданина в Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в размере 1 руб. за каждые сутки пребывания на территории Российской Федерации, но не более 200 руб.

  1. Согласно п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении деятельности осуществляется на основании соответствующих документов, в том числе документа об уплате государственной пошлины.

Но гл. 25.3 НК РФ не содержала положения, определяющего размер государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Законом N 201-ФЗ п. 1 ст. 333.33 НК РФ дополнен пп. 8.1, согласно которому за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается государственная пошлина в размере 20% размера государственной пошлины, установленной пп. 8 данного пункта ст. 333.33 НК РФ (то есть в сумме 80 руб.).

  1. В соответствии со ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя государственная пошлина уплачивается в размере 400 руб., за государственную регистрацию юридического лица [за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий] - 2000 руб.

Подпунктом 9 п. 1 ст. 333.33 НК РФ была предусмотрена уплата государственной пошлины за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица (в размере 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию).

Однако регистрирующие (налоговые) органы не изготавливают дубликатов свидетельств о государственной регистрации, а также не производят выдачу копий ранее выданного свидетельства с проставлением штампа "Дубликат".

Подпункт 9 п. 1 ст. 333.33 НК РФ изложен Законом N 201-ФЗ в новой редакции, согласно которой за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица государственная пошлина уплачивается в размере 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию.

  1. Законом N 201-ФЗ внесен ряд изменений и дополнений в гл. 25.3 НК РФ, в которых более четко сформулированы и определены размеры государственной пошлины:
  1. Абзац 1 п. 3 ст. 333.18 НК РФ изложен Законом N 201-ФЗ в новой редакции, согласно которой государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной и безналичной форме, иными словами, четко определено место уплаты государственной пошлины.
  2. Положения гл. 25.3 НК РФ ранее не давали четкого ответа на вопрос: уплачивается государственная пошлина за государственную регистрацию перемены фамилии либо отчества физического лица или нет.

Законом N 201-ФЗ пп. 4 п. 1 ст. 333.26 НК РФ дополнен положением, согласно которому предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию перемены имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, в размере 200 руб.

  1. Закон N 201-ФЗ дополнил ст. ст. 333.28 и 333.33 НК РФ положениями, устанавливающими размеры государственной пошлины:

за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС N 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой радиосвязи в международном индикаторе - 100 000 руб.;

за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС N 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой радиосвязи в междугородном индикаторе - 10 000 руб.

  1. Статьей 333.41 НК РФ было установлено, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 6 месяцев.

Законом N 201-ФЗ внесено изменение в п. 1 ст. 333.41 НК РФ, в соответствии с которым отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной статьей Кодекса, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

А.И.Новиков

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга