Мудрый Экономист

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2006 году

"Финансы", 2006, N 4

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду в текущем году планируются в объеме 2475 млн руб.

В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Закон от 19.12.2005 N 159-ФЗ), в федеральный бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется по нормативу 20%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 40%, в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду, а в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.

Администратором указанных платежей является Ростехнадзор. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 Ростехнадзор выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Особенности исчисления платы в течение календарного года. Особенностью этих платежей является то, что в течение года вносятся сначала плановые платежи исходя из предполагаемого уровня загрязнения. Затем уплачиваются так называемые фактические платежи, которые должны в принципе исчисляться за реальные объемы загрязнения.

Несмотря на многолетнюю практику существования такого порядка, в настоящее время по-прежнему возникают проблемные ситуации, связанные с определением суммы платы исходя из фактических объемов загрязнения. Особенно часто такие ситуации происходят, когда предприятие заранее внесло платежи за один или два квартала вперед (это не запрещено действующими правовыми актами), а затем требует частичного возврата платежей из-за, якобы, произведенной переплаты в течение того или иного квартала.

Действующий порядок исчисления и внесения платы предоставляет право осуществлять перерасчет платы по фактическим объемам вредного воздействия по окончании соответствующего квартала. Однако на практике такой перерасчет делался по окончании календарного года. Это связано с тем, что почти всем предприятиям природоохранными органами устанавливаются годовые нормативы (лимиты) вредного воздействия. Поэтому при определении размера плановых платежей возможный уровень загрязнения определяется делением годового норматива (лимита) выброса на 4 (по числу кварталов). То есть плановый размер квартального платежа равен 1/4 годового планового объема платы и не имеет никакого отношения к плате за фактический уровень загрязнения. Действительно, практически каждое предприятие работает циклично или выпускает в течение отчетного квартала разную продукцию на нескольких видах оборудования. Таким образом, ассортимент и объем выпускаемой продукции могут меняться не только раз в месяц, но и более часто. Соответственно, уровень вредного воздействия также меняется исходя из:

Поэтому для постановки вопроса о переплате в каком-либо отчетном периоде необходимо документальное подтверждение, что соответствующее предприятие осуществило такой фактический выброс или сброс конкретных загрязняющих веществ, объем которых позволяет определить, что плановая плата, внесенная в этом периоде, больше, чем исчисленная по фактическому выбросу.

Для этого вначале следует установить фактический уровень (объем) загрязнения. Затем определить сумму платы за этот объем. Потом вычесть из него сумму плановых платежей. Только при отрицательной разнице (т.е. превышении суммы платы плановых платежей над фактическими) правомерно утверждать, что предприятие имеет переплату.

Особенности применения коэффициентов индексации платы. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 г., применяются в 2006 г. с коэффициентом 1,3, а нормативы, установленные в 2005 г., - с коэффициентом 1,08. Поясним, что это означает на практике. Дело в том, что основная часть нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждена в 2003 г. (Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344). А в 2005 г. в это Постановление был внесен ряд дополнений и изменений, в т.ч. введен ряд новых веществ, за которые плата ранее не взималась.

Поэтому в ряде случаев при расчете платы придется применять разные коэффициенты индексации. Рассмотрим данный случай на конкретном примере.

Предприятие, находящееся в Поволжском экономическом районе, осуществило в 2006 г. выбросы сероуглерода в объеме 30 тонн (норматив платы по этому веществу не менялся и составляет 410 руб. за тонну выброса), а также мазутной золы 10 тонн (норматив платы был установлен в 2005 г. и составляет 1025 руб. за тонну выброса). Сумма платы в этом случае рассчитывается следующим образом.

Сначала к указанным нормативам платы следует применить коэффициент состояния атмосферного воздуха, который в Поволжском экономическом районе равен 1,9: 410 руб. x 1,9 = 779 руб.; 1025 руб. x 1,9 = 1947,5 руб.

Кроме того, этим же Постановлением N 344 предусмотрено применение дополнительного коэффициента 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов: 779 руб. x 1,2 = 934,8 руб.; 1947,5 руб. x 1,2 = 2337,0 руб.

Затем применяем установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" коэффициенты 1,3 и 1,08 в указанном выше порядке: 934,8 руб. x 1,3 = 1215,2 руб.; 2337,0 руб. x 1,08 = 2523,0 руб.

За весь объем выброса сероуглерода сумма платы составит: 1215,2 руб. x 30 тонн = 36 457,2 руб.;

За весь объем выброса мазутной золы сумма платы составит: 2523,0 руб. x 10 тонн = 25 230,0 руб.

Итого: 36 457,2 руб. + 25 230,0 руб. = 61 687,2 руб.

Особенности установления и применения нормативов и лимитов негативного воздействия. Федеральным законом "Об охране окружающей среды" устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ). Это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. В свою очередь, нормативы качества - это нормативы, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Данным Законом предусмотрено, что за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством. Исходя из этого, многие природопользователи полагают, что выбросы, сбросы веществ в пределах нормативов допустимого воздействия не являются негативным воздействием. Соответственно, не должна наступать административная ответственность за такое воздействие.

Рассмотрим, согласуется ли данное утверждение с нормами ст. ст. 8.13 и 8.21 КоАП, которыми предусмотрено наложение административных штрафов за загрязнение водных объектов и выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Для этого сначала внимательнее рассмотрим положения ст. 1 Закона "Об охране окружающей среды", которой определено понятие "негативное воздействие на окружающую среду". Это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Из норм данной статьи, а также ст. ст. 21 - 23 указанного Закона действительно следует, что выбросы, сбросы веществ в пределах нормативов допустимого воздействия не являются негативным воздействием.

Что касается ответственности, установленной ст. ст. 8.13 и 8.21 КоАП, то здесь необходимо иметь в виду следующее.

Пунктом 1 ст. 8.21 КоАП предусмотрено наложение административных штрафов за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Это означает, что при наличии специальных разрешений, которые должны включать соответствующие допустимые нормативы воздействия (физические показатели объемов выбросов и сбросов веществ), ответственность, предусмотренная указанным пунктом, не наступает.

Пунктом 2 этой же ст. 8.21 предусмотрено наложение административных штрафов за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.

На практике это означает превышение установленных допустимых нормативов воздействия. Поэтому ст. 22 Закона "Об охране окружающей среды" и предусмотрено, что за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в зависимости от причиненного окружающей среде вреда, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Далее п. 3 ст. 8.21 КоАП предусмотрена соответствующая ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

В данном случае основанием для наложения административного штрафа является заключение органов, которые осуществляют экологический контроль за состоянием окружающей среды, а также контроль за соблюдением правил эксплуатации соответствующего оборудования.

Аналогично рассматриваются случаи нарушения водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления; и нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ст. 8.13 КоАП).

При решении вопросов о факте загрязнения в результате изложенных выше причин соответствующие органы также руководствуются положениями Закона "Об охране окружающей среды" (ст. 1), которыми определены понятия "загрязнение" и "загрязняющее вещество".

На практике нередко встречаются случаи, когда в ходе проводимого экологического мониторинга в каком-либо регионе фиксируется существенное ухудшение состояния окружающей среды по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (квартала). При этом у предприятий этого региона за указанный период времени не менялись нормативы и лимиты выбросов и сбросов вредных веществ, установленные соответствующими природоохранными органами. Означает ли это, что некоторые предприятия фактически осуществляют сверхнормативные выбросы и, соответственно, должны вносить больше платежей за загрязнение?

Рассматривая данный вопрос, необходимо отметить, что когда хозяйствующие субъекты производят сверхнормативные и сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, то в этом случае соответствующие платежи действительно должны исчисляться по увеличенным нормативам платы (п. 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, далее - Порядок). Однако причин, повлиявших на увеличение уровня загрязнения окружающей среды, может быть несколько, и повышение такого уровня загрязнения по сравнению с каким-либо периодом времени не всегда является результатом нарушения предприятиями установленных нормативов воздействия на окружающую среду.

Необходимо также учитывать вероятность трансграничного загрязнения (т.е. территориального переноса загрязняющих веществ), когда предприятия одного региона в результате своей деятельности оказывают заметное негативное воздействие на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Таким образом, однозначно установить правильность отражения объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в представляемых предприятиями расчетах платежей за негативное воздействие возможно в основном при документальной проверке этих предприятий, когда имеется возможность ознакомиться с различной первичной документацией, содержащей данные о номенклатуре выпускаемой продукции и ее объемах, о потребляемой электроэнергии и другие показатели, характеризующие особенности производств и технологий, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Другая проблемная ситуация связана с особенностями установления нормативов воздействия при оценке уровня негативного воздействия на окружающую среду отдельных видов производств и технологий. На практике, как правило, предприятиям устанавливаются нормативы по выбросам конкретных видов веществ на основе специальных лабораторных исследований, включающих в себя экологическую оценку применяемых предприятием производственных технологий. Экологические организации, проводя различные экологические исследования, часто применяют такие методы (критерии) оценки уровня негативного воздействия на природную среду, которые не совпадают с допустимыми нормативами, установленными государственными природоохранными органами. Так, например, у какого-нибудь предприятия может быть обнаружено, что помимо веществ, включенных в разрешение, осуществляются выбросы и других вредных веществ, не указанных в этом разрешении. Более того, по вновь обнаруженным веществам имеются соответствующие ставки платы. На первый взгляд это очевидное нарушение, исходя из которого следует исчислить и внести дополнительную плату. Но проверенное предприятие, как правило, приводит следующие доводы в противовес этому решению:

Рассматривая эту ситуацию, вернемся к практике нормирования выбросов. Это осуществляется на основе различных методик, используемых с учетом специфики деятельности предприятий, типов их производств и технологий. В начале этой работы проводится т.н. инвентаризация конкретного производственного оборудования (процесса) с целью установления степени его негативного воздействия на окружающую среду. Практика показала, что в ходе этих исследований нет необходимости (да и возможности тоже) применять все имеющиеся контрольно-аналитические методы для определения всех видов вредных веществ, которые могут содержаться в выбросах при эксплуатации того или иного оборудования.

Поэтому соответствующие аналитические работы проводятся, как правило, с целью определения объемов выбросов основной группы веществ, которые присутствуют при эксплуатации исследуемого вида (типа) оборудования (производства, технологии).

По этим веществам и устанавливаются соответствующие нормативы выбросов с учетом применения показателей относительной опасности конкретных веществ, рассчитываемых на основе предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Вполне вероятно, что помимо этих веществ при эксплуатации того же оборудования могут присутствовать выбросы и других вредных веществ.

Выброс указанных веществ, как правило, не характерен для эксплуатируемого оборудования, поэтому объемы этих выбросов бывают незначительными. Это обстоятельство существенно затрудняет экологический контроль за этими веществами и, учитывая практическое отсутствие негативного воздействия на окружающую среду, делает этот контроль неоправданным и с экологической, и с экономической точки зрения. С учетом данного обстоятельства природоохранный орган может принять решение о нецелесообразности установления нормативов по указанным выше веществам.

Следующая проблемная ситуация по нормированию связана с увеличением количества вредных веществ, образующихся в результате изменения производственной деятельности. Например, предприятие имело разрешение на выброс 20 вредных веществ, полученное в установленном порядке в природоохранном органе. За проверяемый период времени предприятие расширило свою производственную деятельность. В ходе проверки установлено, что в структуре выбросов загрязняющих веществ у предприятия дополнительно появились 5 веществ, по которым имеются ставки платы. Предприятие не оспаривает необходимости сделать перерасчет платы за загрязнение с учетом новых веществ. При этом сообщает, что производить исчисление платы по повышенным ставкам (как за отсутствие разрешения на выбросы) оно не собирается, т.к. такое разрешение у предприятия имеется, хотя и не для всех веществ. Что же касается нормативов по выбросам для вновь выявленных веществ, то они будут в ближайшее время утверждены в соответствии с достигнутой договоренностью с природоохранным органом.

При решении указанной ситуации необходимо исходить из следующего.

Действительно, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей среды в таких случаях определяется по увеличенным нормативам платы (п. 6 Порядка).

Почему указанная норма Постановления Правительства Российской Федерации подлежит применению и в рассматриваемом случае, несмотря на наличие у предприятия разрешения? Из указанного выше Порядка совершенно не следует, что предприятие должно иметь только одно разрешение на право осуществления соответствующего вида загрязнения окружающей среды. То есть наличие одного ранее выданного разрешения на выброс конкретных видов веществ не означает, что этот факт должен учитываться при решении вопроса об исчислении платы за выброс других загрязняющих веществ. В данном случае вопрос о размерах платы связан с необходимостью наличия у предприятия утвержденных нормативов выбросов по соответствующим веществам, отражаемых именно в соответствующем разрешении. А таких нормативов у предприятия не было.

Далее рассмотрим случай, когда организацией в связи с ухудшением общей экологической ситуации в регионе были утверждены более жесткие нормативы предельно допустимых (разрешенных) выбросов по всем загрязняющим веществам. Например, дата утверждения этих нормативов пришлась на середину квартала. Как следует в этом случае применять новые нормативы выбросов при расчете платы за загрязнение: ко всему объему выбросов, произведенных в течение этого квартала, или только к тому объему выбросов, которые произведены после вступления в силу новых нормативов?

На практике фактические размеры платы за загрязнение окружающей среды определяются и согласовываются природопользователями с территориальными природоохранными органами по истечении отчетного квартала. Допустим, что уточненные нормативы по выбросам загрязняющих веществ вступили в действие в том квартале, за который еще не были внесены фактические размеры платы за загрязнение окружающей среды. Тогда сумма плановых платежей подлежит корректировке с учетом применения новых нормативов ко всему объему выбросов в этом квартале.

При этом следует иметь в виду, что новые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов вводятся в действие природоохранным органом, как правило, с начала следующего отчетного периода (квартала, года). И если в соответствующем правовом акте об утверждении этих нормативов не указан срок их введения в действие, то указанный вопрос следует выяснить в территориальном органе Ростехнадзора.

Особенности исчисления платы при пользовании водными объектами и недрами. Имеются случаи, когда предприятия, не имея лицензии на право пользования водными объектами, осуществляют вид деятельности, подлежащей лицензированию, - сброс сточных вод в водные объекты. Уплатив за осуществление этого сброса соответствующий административный штраф, они полагают, что этим все и должно закончиться. То есть плату за загрязнение природной среды не вносят. Доводы, как правило, следующие: поскольку они не оформляли в природоохранном органе разрешения на сбросы сточных вод, то считают правомерным использовать в этом случае такой же подход, какой применяется при определении налогоплательщика за пользование водными объектами и добычу полезных ископаемых, т.е. отсутствие у предприятий лицензий на эти виды деятельности означает, что они не являются налогоплательщиками водного налога и НДПИ.

Однако плата за негативное воздействие не регулируется НК РФ и изданными на его основании какими-либо иными нормативно-правовыми актами. И здесь не могут быть взяты за аналог какие-либо нормы НК РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 при отсутствии разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов организации должны не только внести плату за негативное воздействие, но и исчислить ее в повышенном размере (п. 6 Порядка). Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы, в т.ч. за сбросы конкретных видов загрязняющих веществ (а также за сброс взвешенных веществ) в поверхностные и подземные водные объекты. Таким образом, если предприятие сбросило сточные воды, содержащие вещества, за которые установлены нормативы платы, оно обязано внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Многие организации при осуществлении работ по добыче полезных ископаемых производят промывку горной породы. В связи с этим в водные объекты попадают соответствующие стоки. В этих случаях, как правило, возникает вопрос: следует ли организации заранее оформлять в природоохранном органе разрешение на сброс сточных вод и должна ли она исчислить и внести плату за загрязнение при единственном факте сброса сточных вод?

Во-первых, отметим, что и при разовом случае промывки горных пород может быть оказано определенное негативное воздействие на окружающую среду. Для положительного или отрицательного подтверждения по данному факту необходимо соответствующее заключение Ростехнадзора, т.к. указанная федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, являясь в т.ч. специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности. В случае подтверждения факта загрязнения водного объекта веществами, по которым установлены нормативы платы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344, предприятие должно внести плату за негативное воздействие. При этом плата должна быть исчислена по повышенным ставкам платы, поскольку в рассматриваемом случае отсутствовало разрешение на сброс загрязняющих веществ.

Во-вторых, если технология добычи какого-либо полезного ископаемого включает обязательную промывку горной породы (что, по сути, означает постоянный сброс сточных вод), то предприятию тем более необходимо обратиться в органы Ростехнадзора. Допустим, что и в этом случае Ростехнадзором будет признано, что окружающей среде наносится определенный ущерб, т.к. в стоках содержатся вредные вещества. Тогда предприятие обязано в установленном порядке представить необходимую техническую и иную документацию, содержащую данные об объемах негативного воздействия на окружающую среду в результате соответствующего вида деятельности. После согласования всех необходимых процедур предприятию выдается разрешение на сбросы загрязняющих веществ и устанавливаются допустимые нормативы (лимиты) сбросов вредных веществ, исходя из которых и рассчитывается соответствующий размер платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Особенности исчисления платы при размещении отходов. Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дано понятие размещения отходов. Это хранение и захоронение отходов. Законом также определено, что хранение отходов - это их содержание в объектах размещения. А создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Рассмотрим вопрос: следует ли из указанных выше норм, что плательщиками за размещение отходов являются только те организации, которые осуществляют лицензируемые виды деятельности в области обращения отходов (т.е. имеют специальное на то разрешение и вывозят отходы в специальные объекты размещения), а не все природопользователи, производящие в процессе своей деятельности те или иные виды отходов?

В соответствии с указанным Законом обращением с отходами считается деятельность, в процессе которой образуются эти отходы, а также деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, отвал горных пород и другое). Таким образом, данный Закон не дает исчерпывающего перечня объектов размещения отходов, а также видов самих отходов.

Указанным Законом также определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. На практике указанные выше отходы могут быть размещены как на специально отведенных для этого территориях, так и в других местах с нарушением установленных природоохранных требований. То есть многие организации не имеют возможности вывезти на специальные места (полигоны и т.п.) различные отходы и размещают их на своей территории.

В связи с этим установление принципа определения плательщиков на основании только лишь факта наличия у них специального разрешения на право обращения с отходами не отражает реальной деятельности той или иной организации в части загрязнения природной среды и противоречит действующим нормативно-правовым актам, регулирующим порядок внесения платежей за указанное загрязнение.

О льготах по платежам и совершенствовании законодательства. В ст. 14 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" говорится о предоставлении налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, ст. 17 данного Закона предусмотрено, что государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

Ранее, когда администрирование платы осуществлялось МНС России и ее относили к налоговым платежам, налоговые органы, отвечая на вопросы природопользователей о порядке применения этих льгот, утверждали, что указанные выше статьи носят рамочный характер. Поэтому для реализации содержащихся в них положений необходимо внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления конкретных налогов и сборов.

Однако с момента отнесения указанных платежей к неналоговым у природопользователей снова постоянно возникают вопросы о порядке применения положений вышеупомянутой ст. 14.

По этому поводу можно лишь отметить, что и теперь для реализации положений рассматриваемой статьи Закона необходимо принятие новых нормативно-правовых актов. Наиболее реальный вариант решения данного вопроса - введение в действие специального закона "О платежах за негативное воздействие на окружающую среду", который в настоящее время дорабатывается Ростехнадзором.

Следует также отметить, что вопрос о совершенствовании системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду неоднократно рассматривался Правительством РФ. Ростехнадзор предложил принять решение по двум основным направлениям совершенствования системы платежей. Первое направление - тактическое, ориентированное на уточнение действующего порядка, обеспечение выполнения заданий, предусмотренных федеральным бюджетом. Второе направление - стратегическое, определяющее совершенствование системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Можно предположить, что в рамках новой общей концепции системы экологических платежей будет решен и такой наболевший вопрос, как взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду с физических лиц - владельцев автотранспорта. Напомним, что пока эта категория "загрязнителей" платежи не вносит и величина ущерба, наносимого окружающей среде этим видом автотранспорта, не компенсируется соответствующими платежами. Для крупных городов эта проблема очень серьезна.

В связи с этим отметим, что принятие Правительством РФ "Концепции развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года" потребовало введения коэффициента к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива), определяемого классом передвижного источника в соответствии с Правилами Европейской экономической комиссии ООН.

Внесение указанных изменений направлено на совершенствование экономического регулирования в области охраны окружающей среды, что позволит обеспечить исполнение механизма администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду и заложить экономические стимулы для осуществления природоохранных мероприятий.

В.В.Петрунин

Государственный советник РФ

III класса

Правовой департамент

Правительства Российской Федерации