Мудрый Экономист

Обобщение судебной практики по налоговым спорам

"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 2

Обработано 3067 дел. Обобщение по тематическому критерию.

Используемые сокращения:

КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации;

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа;

ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;

ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа;

ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;

ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;

ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа;

ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;

ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;

ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;

ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Условные обозначения:

! - дефиниции;

+ - положительная практика;

1. Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ +

1.1. НДС уплачен при ввозе оборудования на таможенную территорию, и сумма налога предъявлена к вычету после принятия оборудования на учет. Денежные средства, которыми уплачены таможенные платежи, в том числе НДС, получены обществом от продажи собственных векселей по договорам купли-продажи ценных бумаг. Правовых оснований для вывода об отсутствии у общества права предъявить уплаченный в составе таможенных платежей при ввозе оборудования на таможенную территорию Российской Федерации НДС к вычету по декларации за май 2004 г. не имелось.

Постановление Президиума ВАС РФ от 22 ноября 2005 г. N 9586/05

1.2. При решении вопроса о применении налоговой ставки 0% и налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов, проверки предприятий-поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить НДС в бюджет в денежной форме.

Постановление Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2005 г. N 10053/05

1.3. Налоговый вычет по НДС предоставляется добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат на уплату налога поставщикам товаров (работ, услуг) и связан с необходимостью подтверждения надлежащими документами факта приобретения и оплаты товаров (работ, услуг). Заключение договоров с целью не экономической деятельности, а искусственного создания условий для незаконного возмещения из федерального бюджета суммы НДС влечет за собой отказ в удовлетворении заявленных требований.

Постановление Президиума ВАС РФ от 1 ноября 2005 г. N 9660/05

2. Общие вопросы налогообложения !

2.1. Установление факта, что один из участников сделки и руководитель одной организации является руководителем другой, недостаточно для признания организаций в целях налогообложения взаимозависимыми лицами.

Постановление ФАС ЗСО от 21 ноября 2005 г. по делу N Ф04-4876/2005(16197-А27-26)

2.2. Учитывая, что понятие "непродолжительный период времени", в котором усматривается отклонение цены на 20%, нормативно не определено и носит оценочный характер в зависимости от тех или иных особенностей рынков различных товаров, налоговым органом в рассматриваемом случае в качестве непродолжительного периода времени был определен один календарный месяц в связи с тем, что это - минимальный период времени, за который организация должна формировать финансовые результаты, оформлять регистры бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую отчетность согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Постановление ФАС ВСО от 10 октября 2005 г. по делу N А33-10478/03-С3-Ф02-4907/05-С1

3. Уплата и возврат налогов !

3.1. Ошибочно уплаченные денежные средства в Пенсионный фонд Российской Федерации возвращаются налоговыми органами в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Постановление ФАС УО от 16 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5224/05-С1

3.2. Налоговому органу не предоставлено право самостоятельного проведения зачета переплаты по налогу в счет погашения недоимки по этому же налогу в тот же бюджет.

Постановление ФАС СЗО от 19 декабря 2005 г. по делу N А13-5426/2005-26

3.3. Законодательством не предусмотрено право налоговых органов самостоятельно, без заявления налогоплательщика, производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней.

Постановление ФАС ЗСО от 15 ноября 2005 г. по делу N Ф04-8037/2005 (16769-А27-23)

3.4. В связи с переходом общества на налоговый учет в другую инспекцию НДС подлежит возмещению той инспекцией, где налогоплательщик состоит на учете.

Постановление ФАС СЗО от 21 ноября 2005 г. по делу N А13-68/2005-26

3.5. Согласно ч. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Расчетный счет был открыт налогоплательщиком более чем за три года до направления банку платежных поручений на уплату суммы налогов. Доказательств недобросовестности налогоплательщика при уплате налогов налоговый орган не представил.

Постановление ФАС МО от 24 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11564-05

3.6. Действующее законодательство не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания налогоплательщиком КБК.

Постановление ФАС УО от 22 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5326/05-С1

3.7. Налоговый орган при взаимодействии с органами Федерального казначейства имеет возможность самостоятельно распределить перечисленный в бюджет платеж в федеральный, областной и местный бюджеты. Неправильное указание КБК при наличии иных правильных данных, позволяющих идентифицировать платеж, при реальном поступлении налога в соответствующий бюджет не может считаться неуплатой налога, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных инспекцией требований.

Постановление ФАС ЦО от 14 октября 2005 г. по делу N А35-5544/04-С2

3.8. Уплата налога не тем представительством иностранного юридического лица, которое должно было уплатить налог, а другим представительством того же самого иностранного юридического лица не влечет за собой начисления пеней, так как сумма налога фактически находилась в бюджете.

Постановление ФАС СЗО от 15 октября 2003 г. по делу N А56-36245/02

3.9. Несмотря на неоднократные требования суда обосновать сумму пеней (по периодам и основаниям их начисления) и представить суду их расчет, инспекция не смогла этого выполнить, указав на то, что расчет проведен по компьютерной программе, в силу чего невозможно обосновать данный расчет иным способом. Поскольку предъявленная в требовании к уплате сумма пеней налоговым органом не обоснована, т.е. не доказана правомерность ее начисления, является правильным и вывод суда о нарушении инспекцией прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.

Постановление ФАС СЗО от 14 декабря 2005 г. по делу N А05-7891/05-29

3.10. Отсутствие в требовании указаний на размер недоимки и основания для ее возникновения, даты, с которой начинается начисление пеней, и ставки пеней не позволяет сделать вывод, что досудебное урегулирование в порядке, предусмотренном ст. 69 НК РФ, проведено. Требование об уплате недоимок и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.

Постановление ФАС ЦО от 7 - 14 ноября 2005 г. по делу N А48-1760/05-2

3.11. Начисление процентов предусмотрено в случае нарушения налоговым органом сроков возмещения НДС из бюджета, а не за нарушение срока принятия налоговым органом решения по существу представленных налогоплательщиком требований.

Постановление ФАС МО от 29 августа 2003 г. по делу N КА-А40/6220-03.

3.12. Все налогоплательщики обладают равными правами, а налоговые органы несут одинаковые обязанности независимо от места их нахождения. Межправительственным соглашением о Байконуре каких-либо исключений и особенностей применения налогового законодательства в части возмещения (возврата) НДС не установлено. Права налогоплательщика, предусмотренные законом (ст. 176 НК РФ), не могут быть поставлены в зависимость от особенностей и порядка взаимодействия государственных органов: ИМНС России и отделений Федерального казначейства.

Постановление ФАС МО от 4 октября 2002 г. по делу N КА-А41/6658-02

3.13. Из анализа ст. 176 НК РФ следует, что на суммы НДС, подлежащие возмещению, проценты начисляются только в случае нарушения налоговым органом сроков возврата налога при наличии письменного заявления налогоплательщика. Как отмечено арбитражным судом, с иными заявлениями, помимо указанных в акте сверки, налогоплательщик в налоговый орган не обращался, таким образом, основания для начисления процентов в данном случае отсутствуют.

Постановление ФАС ВСО от 14 декабря 2005 г. по делу N Ф04-8966/2005(17849-А03-25)

4. Налог на добавленную стоимость !

4.1. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает сроков представления отдельной декларации по НДС по налоговой ставке 0% в случае отсутствия у налогоплательщика документов, подтверждающих правомерность применения этой ставки. Следовательно, такое непредставление названных документов и декларации не является налоговым правонарушением, предусмотренным ст. 119 НК РФ, но имеет другие правовые последствия: влечет за собой начисление и уплату налога в сумме, определяемой в порядке, закрепленном ст. 173 НК РФ, по установленным законом ставкам.

Постановление ФАС УО от 21 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5244/05-С7

4.2. Услуги, предусмотренные договорами (организация перевозок грузов), должны быть оказаны до фактического вывоза грузов за пределы таможенной территории РФ. Акты приема оказанных услуг при таких обстоятельствах фиксируют окончание выполнения услуги за конкретный месяц. Следовательно, документы, представляемые в подтверждение права на налоговые вычеты в связи с реализацией услуги, связанной с экспортом товаров, должны относиться к оплате перевозок, иных товаров (работ, услуг) за месяц, предшествовавший составлению акта сверки.

Постановление ФАС МО от 8 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/10648-05

4.3. При определении пропорции в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ для достижения сопоставимости показателей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, и стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения, эти показатели следует применять без учета НДС.

Постановление ФАС ВВО от 23 декабря 2005 г. по делу N А79-4355/2005

4.4. Действующим налоговым законодательством не предусмотрено повторное представление обосновывающих документов при представлении уточненной налоговой декларации по НДС по ставке 0%, тем более что изменения были внесены в налоговую декларацию в связи с уменьшением налоговой базы, а налоговый орган в свою очередь не представил доводов относительно неправомерности такого уменьшения по уточненной декларации.

Постановление ФАС ЗСО от 7 декабря 2005 г. по делу N Ф04-8804/2005(17565-А70-25)

4.5. В представленных счетах-фактурах указан адрес фактического местонахождения покупателя и ведения им хозяйственной деятельности. Несовпадение адреса покупателя, указанного в счете-фактуре, с адресом регистрации налогоплательщика не свидетельствует о недостоверности информации, указанной в представленных предпринимателем документах.

Постановление ФАС УО от 22 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5238/05-С2

4.6. Согласно договорам субкомиссии стороны установили, что вся полученная субкомиссионером дополнительная выгода остается в его распоряжении. Следовательно, сумма дополнительного вознаграждения в данном случае принадлежит субкомиссионеру и не передается субкомитенту. Комитент не получает суммы дополнительной выгоды субкомиссионера, и она не включается в состав его выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Постановление ФАС СЗО от 27 декабря 2004 г. по делу N А05-1109/04-20

4.7. Требование налогового органа об отсутствии отметок таможенного органа "Выпуск разрешен" в грузовой таможенной декларации (ГТД) не опровергает факта экспорта товара при проставлении отметок таможни "Товар вывезен". Несоблюдение должностными лицами таможен ведомственных актов свидетельствует лишь о нарушении ими своих должностных обязанностей, но не является основанием при отсутствии признаков недобросовестности налогоплательщика для отказа в обоснованности применения налоговой ставки 0%.

Постановление ФАС МО от 19 октября 2005 г. по делу N КА-А40/10193-05

4.8. Заявитель в соответствии с условиями договоров с иностранными покупателями услуг является экспедитором и не обязан представлять налоговому органу железнодорожную накладную на перевозимый груз, поскольку предъявил квитанции о приеме груза, содержащие указание на него в графе "Платежи взысканы на станции отправления", а также ГТД и поручения на погрузку со ссылками на указанные квитанции.

Постановление ФАС МО от 8 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/10648-05

4.9. Суммы штрафов, не являясь суммами, связанными с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), не являются объектом обложения НДС.

Постановление ФАС МО от 30 ноября, 23 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11561-05

4.10. Оплата приобретенных товаров (работ, услуг) векселем третьего лица, в акте приема-передачи которого сумма НДС не выделена отдельной строкой, не является безусловным основанием для непринятия вычета по НДС.

Постановление ФАС ПО от 19 октября 2004 г. по делу N А72-5202/04-5/429

4.11. При проведении товарообменных операций сумма принимаемого к вычету НДС ставится НК РФ в зависимость исключительно от стоимости передаваемого имущества, а не от применяемой ставки НДС. Налогоплательщик, получающий в результате товарообменной операции товар, реализация которого облагается НДС по ставке 20%, и передающий товар, облагаемый по ставке 10%, вправе принять к вычету НДС по полученному товару исходя из стоимости переданного товара.

Постановление ФАС ДО от 13 октября 2004 г. по делу N Ф03-А24/04-2/2502

4.12. При использовании налогоплательщиком собственного имущества в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) к вычету принимается не вся сумма НДС, указанная в счете-фактуре поставщиками встречного товара, а только в пределах суммы, рассчитанной исходя из балансовой стоимости товара.

Постановление ФАС СКО от 1 марта 2005 г. по делу N Ф08-492/2005-194А

4.13. Если приобретенная обществом буровая установка (оборудование) относится к оборудованию, не требующему монтажа для ввода его в эксплуатацию (т.е. не нужна предварительная сборка либо установка на опоры, фундаменты), вычет уплаченного продавцу НДС применяется при наличии документов, подтверждающих уплату сумм налога и принятие на учет товаров.

Постановление ФАС МО от 17 ноября 2005 г. по делу N КА-А41/8505-05

4.14. Указание в свифт-сообщениях, что выручка от иностранного покупателя поступила по инвойсам, вместо реквизитов контракта, не влечет за собой для налогоплательщика негативных последствий.

Постановление ФАС ПО от 12 июля 2005 г. по делу N А55-16032/04-22

4.15. Налоговое законодательство не связывает отсутствие поставщиков по юридическим адресам с правом налогоплательщика на вычет и возмещение НДС. Действующим законодательством на налогоплательщика не возложена обязанность по проверке законности регистрации контрагента, а отсутствие организаций по юридическому адресу само по себе не исключает возможности ведения данными организациями деятельности.

Постановление ФАС МО от 16 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11402-05

4.16. Законодательство о налогах и сборах не связывает право покупателя на налоговый вычет по НДС, уплаченному поставщикам при приобретении товаров, с надлежащим исполнением поставщиками обязанностей налогоплательщика.

Постановления ФАС УО от 15 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5131/05-С2; ФАС ЦО от 28 октября 2005 г. по делу N А09-17721/04-22

4.17. Передачу векселя третьего лица в счет оплаты товаров (работ, услуг) нельзя рассматривать как проведение не облагаемой НДС операции, предусмотренной пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ, требующей ведения раздельного учета затрат в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 170 НК РФ.

Постановления ФАС УО от 21 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5221/05-С2, от 14 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5052/05-С7

4.18. Отсутствие у поставщиков товаров (работ, услуг) технических устройств, собственного транспорта, персонала, а также площадки для складирования, необходимых для погрузки и разгрузки леса и лесоматериалов, не говорит о том, что данные поставщики не могут быть признаны таковыми, и не может служить основанием для отказа покупателю в применении вычета по НДС, уплаченного таким поставщикам.

Постановление ФАС ВСО от 26 октября 2005 г. по делу N А19-29946/04-30-Ф02-5205/05-С1

4.19. НДС, уплаченный поставщику приобретенных товаров заемными средствами, к вычету принимается вне зависимости от факта возврата займа при отсутствии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности.



Постановления ФАС ЦО от 28 ноября 2005 г. по делу N А14-7696/2005/312/24, ФАС ЗСО от 30 ноября 2005 г. по делу N Ф04-8622/2005(17426-А27-14)

4.20. Возложение обязанности исчисления НДС в случае реализации имущества в порядке исполнительного производств, т.е. в принудительном порядке, на владельца имущества действующим налоговым законодательством не урегулировано.

Постановление ФАС ВСО от 22 апреля 1996 г. по делу N 2/14

4.21. Реализация работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров (работ, услуг), облагается НДС по ставке 0% и когда услуги фактически оказываются на территории РФ.

Постановление ФАС МО от 2 сентября 2003 г. по делу N КА-А40/6288-30

4.22. Налоговым законодательством не предусмотрен запрет на исправление либо замену ранее поданных счетов-фактур, содержащих неточности либо незаполненные реквизиты, и при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения. Обстоятельство, что исправленные счета-фактуры на момент проведения налоговой проверки и вынесения оспариваемого решения отсутствовали, а были представлены в судебное заседание суда первой инстанции, не может служить основанием для признания отказа в вычете по НДС правомерным.

Постановление ФАС ЗСО от 19 декабря 2005 г. по делу N Ф04-9044/2005(17978-А27-25)



4.23. Отсутствие в спорный период соответствующего перечня кодов видов продукции, разграничивающего уровень ставок НДС на продовольственные товары при их реализации, а также разные подходы к отнесению продукции к той или иной группе товаров, закрепленные в действующих нормативных актах - ОКП и ТНВЭД, создают неясность у налогоплательщиков при определении конкретной ставки НДС, чем препятствуют им в реализации данного права.

Постановление ФАС ЦО от 6 декабря 2005 г. по делу N А08-1752/05-13

4.24. Соглашения об уступке прав требований по договорам о долевом участии в строительстве объекта недвижимости не вытекают из договора реализации товаров (работ, услуг), а носят инвестиционный характер. При таких обстоятельствах инспекция, руководствуясь п. 1 ст. 154 и п. 1 ст. 155 НК РФ, незаконно доначислила НДС, поскольку данными нормами регулируются особенности определения налоговой базы при уступке требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг).

Постановление ФАС ВВО от 28 ноября 2005 г. по делу N А82-911/2005-37

4.25. Условием признания сделки ничтожной по ст. 169 НК РФ <1> является наличие умысла на совершение сделки с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. Судом установлено, что договор поставки исполнялся сторонами. Вывод инспекции об отсутствии разумной деловой цели и экономической целесообразности не доказан. Суд учел и непоследовательность действий инспекции. Для целей обложения налогом на прибыль налоговый орган подтвердил правомерность отнесения комбинатом на расходы, уменьшающие полученный доход, затрат на приобретение обществом сырья и материалов, однако применение вычета по НДС признал неправомерным.

<1> В тексте Постановления, по всей видимости, допущена опечатка. Вместо ст. 169 НК РФ имеется в виду ст. 169 ГК РФ. - Прим. сост.

Постановление ФАС СЗО от 28 ноября 2005 г. по делу N А13-8612/04-19

4.26. Основания применения налоговых вычетов, предусмотренные п. 1 ст. 172 НК РФ, подтверждены обществом при проведении проверки. Непредставление обществом товаросопроводительных документов в ходе проверки не влияет на установление достоверности хозяйственных операций, по которым применены налоговые вычеты, поскольку инспекцией не доказан факт фиктивности перемещения товаров от поставщика к покупателю.

Постановление ФАС ВСО от 17 ноября 2005 г. по делу N А19-7092/05-40-Ф02-5690/05-С1



4.27. Поскольку предприятие и его поставщики товаров (услуг) состоят на налоговом учете в одном и том же налоговом органе, являются действующими и уплачивающими налог в бюджет, то допущенные формальные нарушения при составлении счетов-фактур не являются обстоятельствами, свидетельствующими о недобросовестности налогоплательщика, тем более что исправленные счета-фактуры были представлены в налоговый орган.

Постановление ФАС ДО от 7 декабря 2005 г. по делу N Ф03-А73/05-2/3885

4.28. От НДС освобождаются не санаторно-курортные и оздоровительные услуги, оказываемые организацией, а стоимость соответствующей путевки, включающей в себя комплекс предоставляемых оздоровительных услуг. Налогоплательщик мог быть подвергнут налоговым санкциям с оборотов по реализации путевок, только если бы в цену их реализации своим работникам включал и услуги по приобретению и продаже этих путевок.

Постановление ФАС ЗСО от 5 декабря 2005 г. по делу N Ф04-8636/2005(17481-А27-25)

4.29. В соответствии с пп. 10 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) на территории РФ операции по реализации необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности. Довод налогового органа о том, что в проверяемый период общество не вело деятельность по обработке алмазов и алмазное сырье фактически было получено и обработано иной организацией, был проверен и правомерно отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку дальнейшие действия общества, связанные с заключением договоров на обработку алмазного сырья, комиссии и займа, нельзя рассматривать как нарушение покупателем алмазного сырья условий договора.

Постановление ФАС ВСО от 1 декабря 2005 г. по делу N А58-673/05-Ф02-6034/05-С1

4.30. Пунктом 5 ст. 169 НК РФ коды причины постановки на учет продавца и покупателя не отнесены к реквизитам, подлежащим обязательному указанию в счете-фактуре, следовательно, их отсутствие в счете-фактуре не может являться основанием для отказа в применении вычетов по НДС.



Постановление ФАС ВСО от 6 декабря 2005 г. по делу N А19-22959/05-5-Ф02-6179/05-С1

4.31. Поскольку в представленных обществом декларациях за декабрь 2004 г. отсутствует реализация товаров на экспорт, за этот налоговый период не может быть предъявлен вычет по экспортным операциям.

Постановление ФАС ВСО от 16 ноября 2005 г. по делу N А19-15773/05-5-Ф02-5670/05-С1

4.32. Отсутствие у налогового органа документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающих применение налоговых вычетов, а соответственно, и невозможность проведения проверки представленной декларации по не зависящим от инспекции причинам, не порождает у нее безусловной обязанности принять решение о возврате обществу НДС лишь на основании декларации и заявления о возврате суммы налога, поскольку иное противоречит нормам НК РФ. При этом представление в суд документов, подтверждающих право на вычет, значения не имеет, так как суд не наделен полномочиями на проведение проверок по представленным в материалы дела документам.

Постановление ФАС МО от 11 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/8596-05

4.33. При наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности НДС вычету не подлежит.

Постановления ФАС УО от 29 ноября 2005 г. по делу N Ф09-249/05-С2; ФАС МО от 14 декабря 2005 г. по делу N КА-А40/12029-05

4.34. Общество не вправе претендовать на налоговые вычеты, так как при совершении хозяйственных операций оно не понесло фактических затрат в виде отчуждения какого-либо имущества в пользу поставщика. Обязанность вносить вклады в имущество общества не является тем обязательством, зачет которого может быть признан в качестве оплаты поставленного товара.



Постановление ФАС ПО от 14 июля 2005 г. по делу N А12-22671/04-С36

4.35. Общество в подтверждение права на применение налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по спорным экспортным поставкам представило в инспекцию ГТД и товаросопроводительные документы, на которых отсутствовали отметки таможенных органов "Выпуск разрешен" либо имелись "нечитаемые" штампы "Выпуск разрешен" и оттиски личных печатей работников таможни. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик не подтвердил право на возмещение НДС.

Постановление ФАС ВВО от 14 декабря 2005 г. по делу N А39-5384/2004-352/10

4.36. Действуя в рамках договора простого товарищества и выполняя одновременно функции заказчика и генерального подрядчика, общество имело право на налоговые вычеты только после окончания строительства и передачи квартир в соответствии с п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ.

Постановление ФАС ВВО от 15 декабря 2005 г. по делу N А11-838/2005-К2-24/8

4.37. Исследуя в совокупности имеющиеся в деле документы, суд пришел к обоснованному выводу о возникновении в данном случае экономической выгоды лишь при условии возмещения сумм НДС из бюджета, в связи с чем в действиях, совершенных обществом, усмотрел признаки недобросовестного поведения налогоплательщика, повлекшие за собой неосновательное предъявление НДС к возмещению из бюджета.

Постановление ФАС ЗСО от 30 ноября 2005 г. по делу N Ф04-8639/2005(17436-А46-25)

4.38. В обороте у общества находилось свыше 73 млн руб., а финансовым результатом от сделки является убыток, что свидетельствует о цели сделки - увеличение НДС и возмещение налога в значительном размере. О недобросовестности общества также свидетельствуют перечисление денежных средств за товар по цепочке поставщиков в течение одного-двух дней, отсутствие собственных денежных средств, оплата товара за счет средств инопокупателя, которому эти денежные средства возвратились.

Постановление ФАС МО от 15 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11493-05

4.39. Избрав контрагента и вступая с ним в правоотношения, общество было свободно в выборе и поэтому должно было проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений с учетом косвенного характера НДС. Негативные последствия выбора недобросовестного партнера не могут быть переложены на бюджет.

Постановление ФАС СКО от 21 ноября 2005 г. по делу N Ф08-5438/2005-2152А

4.40. Суд обоснованно исходил из того, что использование услуг вексельного поручительства не связано с совершением обществом операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Суд признал обоснованными доводы инспекции о наличии в действиях общества признаков недобросовестного поведения при предъявлении налога к вычету и возмещению. В результате совершения в течение одного-двух дней последовательных сделок по обмену и купле-продаже векселей собственные векселя вернулись обществу без исполнения по ним вексельных обязательств.

Постановление ФАС ВСО от 1 ноября 2005 г. по делу N А74-1190/05-Ф02-5313/05-С1

5. Налог на прибыль !

5.1. Принимая во внимание понятие дохода, включаемого в состав налогооблагаемой прибыли, и корреспондирующее ему понятие расхода, следует сделать вывод, что отрицательные курсовые разницы, возникающие вследствие изменения курса рубля по отношению к иностранной валюте, по непогашенной задолженности общества, выраженной в иностранной валюте, расходом налогоплательщика не являются. Законом о налоге на прибыль <1> не предусмотрено включение в состав внереализационных доходов реально не полученных доходов. Соответственно, налогоплательщикам не предоставлено право уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму реально не понесенных расходов, относящихся ко внереализационным.

<1> Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" утратил силу с 1 января 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ, кроме отдельных положений, которые утрачивают силу в особом порядке.

Постановление ФАС СЗО от 24 сентября 2004 г. по делу N А56-9761/04

5.2. Неполучение дохода от сдачи имущества в аренду в конкретный период не означает, что налогоплательщик не вправе учесть начисленную по нему амортизацию.

Постановление ФАС СЗО от 2 декабря 2005 г. по делу N А66-12338/2004

5.3. Затраты на изготовление календарей, ежедневников и листовок, содержащих логотип налогоплательщика, относятся к расходам на рекламу, поскольку содержащаяся в них информация полностью подпадает под понятие рекламы, содержащееся в ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе". Распространение рекламы включает в себя распространение ее и среди сотрудников организации, поскольку потребители рекламы представляют собой неопределенный круг лиц, а реклама может распространяться и сотрудниками.

Постановление ФАС СКО от 27 октября 2004 г. по делу N Ф08-5114/2004-1932А

5.4. Оснований для начисления налога на прибыль на кредиторскую задолженность у общества не имелось, поскольку не истек трехгодичный срок исковой давности для взыскания задолженности. Статьи 44, 49 НК РФ не содержат указаний на то, что в случае ликвидации организации по кредиторской задолженности не должен применяться общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.

Постановление ФАС МО от 13 декабря 2005 г. по делу N КА-А40/12166-05-П

5.5. Использование полученных кредитов непосредственно для целей производства и реализации товаров (работ, услуг) не является обязательным условием отнесения процентов к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, т.е. суммы процентов, уплаченных по кредитному договору, использованному не по целевому назначению, относятся к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.

Постановление ФАС УО от 15 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5163/05-С7

5.6. Расходы на оплату труда могут учитываться для целей обложения налогом на прибыль независимо от их отражения в конкретном трудовом договоре, если подобные расходы предусмотрены коллективным договором.

Постановление ФАС СЗО от 21 ноября 2005 г. по делу N А56-9740/2005

5.7. Денежные средства, выплачиваемые налогоплательщиком за охрану принадлежащих ему объектов отделу вневедомственной охраны, не подпадают под определение исключаемых из налогооблагаемой прибыли расходов, указанных в ст. 270 НК РФ, поскольку особый порядок финансирования ОВО УВД, в том числе за счет средств, поступающих от физических и юридических лиц за охрану объектов, не влечет за собой изменения характера этих денежных выплат для налогоплательщика, если только статус последнего не определяется как финансовое учреждение, уполномоченное осуществлять целевое бюджетное финансирование.

Постановление ФАС ЦО от 8 - 14 ноября 2005 г. по делу N А64-4407/05-16

5.8. Факт отсутствия у налоговой инспекции сведений о юридическом лице не может опровергать факта несения обществом расходов. Обстоятельства, подлежащие доказыванию при применении налогоплательщиком права на вычет по НДС, а именно добросовестность общества в отношениях с поставщиками, выставление последними надлежаще оформленных счетов-фактур, реальность существования контрагентов налогоплательщика по сделкам, не влияют на наличие объекта обложения налогом на прибыль организаций.

Постановление ФАС СКО от 22 ноября 2005 г. по делу N Ф08-4921/2005-1956А

5.9. Расходы по услугам VIP-зала связаны с необходимостью оперативного управления обществом и срочного разрешения возникших вопросов, а обслуживание в VIP-зале обеспечивает доступ к телефонной и иным видам связи, т.е. эти расходы связаны с производственной деятельностью общества и являются экономически обоснованными.

Постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2005 г. по делу N Ф04-8923/2005(17776-А67-35)

5.10. Налоговый орган пришел к выводу об экономической необоснованности произведенных затрат, поскольку перечень работ и полномочия управляющей организации дублируют содержание работ и полномочия, возложенные на генерального директора. Факт дублирования полномочий управляющей организации не свидетельствуют об экономической необоснованности расходов на приобретение услуг по управлению предприятием.

Постановление ФАС ЗСО от 1 декабря 2005 г. по делу N Ф04-8662/2005(17479-А27-3)

5.11. Использование обществом собственных векселей при расчете с организациями по договорам уступки права требования не может быть отнесено к фактически произведенным расходам, если расчеты векселями не влекли за собой изъятия имущества налогоплательщика.

Постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2005 г. по делу N Ф04-8184/2005(16917-А27-33)

5.12. Налогоплательщик не подтвердил документально фактическую производственную деятельность своих работников, не обосновал необходимость и целесообразность наличия для ведения своей деятельности таких работников, как менеджер по рекламе, менеджер по продаже, маркетолог, системный администратор, программист и секретарь, а следовательно, не подтвердил правомерность включения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, расходов на оплату труда этих работников.

Постановление ФАС СЗО от 22 декабря 2005 г. по делу N А56-27552/04

5.13. Законодатель с учетом особенностей отношений в области страхования прямо указал в п. 6 ст. 272 НК РФ, что расходы на обязательное и добровольное страхование (негосударственное пенсионное обеспечение) должны быть понесены только в денежной форме.

Постановление ФАС ЗСО от 30 ноября 2005 г. по делу N Ф04-8513/2005(17331-А46-37)

6. Прочие налоги и сборы +

6.1. Предоставление вахтовому персоналу жилых помещений в вахтовых поселках происходит в рамках трудовых правоотношений и связано с выполнением работодателем своей обязанности по обеспечению работникам надлежащих условий труда. Исходя из существа трудовых правоотношений представление работодателем жилых помещений не является оказанием работникам услуг по проживанию как потребителям, в результате чего суммы по содержанию заявителем вахтовых поселков правомерно не включены в налогооблагаемую базу по ЕСН.

Постановление ФАС МО от 23 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11503-05

6.2. Выплата компенсации руководителю организации при расторжении трудового договора до истечения срока его действия предусмотрена ст. 279 ТК РФ. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск. Отсутствие названных норм не может служить основанием для отказа обществу в праве на невключение выплаченной компенсации в налоговую базу по ЕСН.

Постановление ФАС УО от 7 декабря 2005 г. по делу N Ф09-5555/05-С7

6.3. До наступления для конкретного работника предусмотренных договором и положением пенсионных оснований нет определенности в вопросе о том, приобретает ли он право на получение негосударственной пенсии. Значит, при перечислении в Фонд пенсионных взносов реальной материальной выгоды конкретные работники не получают, следовательно, суммы пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд не облагаются НДФЛ и ЕСН.

Постановление ФАС МО от 23 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11503-05

6.4. От наличия у покупателя (получателя) свидетельства, действующего на момент получения нефтепродуктов, зависит формирование цены передаваемого нефтепродукта: будет ли она включать в себя акциз (если свидетельства нет и сумма акциза должна быть сразу уплачена лицу, от которого нефтепродукты получены), или цена будет установлена без акциза (если свидетельство у покупателя есть), а акциз, соответственно, покупатель (получатель) исчислит и уплатит самостоятельно. На иные обязанности и права налогоплательщика, в том числе на право возмещения сумм акциза, наличие или отсутствие свидетельства (окончание срока действия свидетельства) не влияет.

Постановление ФАС ЗСО от 16 ноября 2005 г. по делу N Ф04-8221/2005(16884-А75-31)

6.5. В НК РФ не содержится такого условия применения льгот по налогу, как раздельный учет льготируемого имущества. Льгота, предусмотренная п. 6 ст. 381 НК РФ, применяется в отношении объектов жилищно-коммунальной сферы, а законом предоставление данной льготы не связывается с фактическим использованием налогоплательщиком неразделимого объекта.

Постановление ФАС ЗСО от 24 октября 2005 г. по делу N Ф04-7504/2005(16080-А70-26)

6.6. Имущество, относящееся к основным средствам, должно быть учтено на балансе в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, однако отражение его на конкретных счетах (01 "Основные средства" или 03 "Доходные вложения в материальные ценности") бухгалтерского учета в целях исчисления налога на имущество значения не имеет.

Постановление ФАС УО от 29 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5371/05-С7

6.7. Отсутствие документа, подтверждающего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого приобретателя и пользователя имуществом, не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на имущество.

Постановление ФАС ЗСО от 7 декабря 2005 г. по делу N Ф04-2893/2005(17566-А70-33)

7. Налоговый контроль !

7.1. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок (ст. 88 НК РФ). Обязанность отслеживания правильности заполнения счетов-фактур возложена на покупателя товаров (работ, услуг), неисполнение им возложенных на него обязанностей не может быть признано выявлением ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах.

Постановление ФАС ВСО от 2 ноября 2005 г. по делу N А19-3004/05-17-Ф02-5350/05-С1

7.2. Вывод суда, что решение о назначении налоговой проверки, не предъявленное налогоплательщику, не порождает для него юридически значимых последствий, соответствует закону.

Постановление ФАС МО от 30 сентября 2005 г. по делу N КА-А40/9441-05

7.3. Транзитный валютный счет не является самостоятельным предметом договора банковского счета и открывается уполномоченным банком независимо от волеизъявления юридического лица параллельно с текущим валютным счетом в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи. Таким образом, названный счет не подпадает под признаки счета, указанные в ст. 11 НК РФ, в связи с чем вывод суда о незаконности оспариваемого решения инспекции в части приостановления операций по транзитным валютным счетам является правильным.

Постановление ФАС УО от 14 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5045/05-С7

7.4. Мнение налогового инспектора, изложенное в акте налоговой проверки, не может быть расценено как разъяснение компетентного должностного лица. То обстоятельство, что конкретное налоговое правонарушение не было выявлено в ходе ранее проводимых налоговых проверок, не лишает налоговый орган возможности выявить такое нарушение при проверке деятельности налогоплательщика в другие налоговые периоды.

Постановление ФАС ЦО от 6 декабря 2005 г. по делу N А62-9900/2005

7.5. Решение о продлении сроков выездной налоговой проверки не противоречит положениям НК РФ, не нарушает установленного НК РФ порядка проведения выездной проверки и не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Кассационная инстанция считает несостоятельными доводы общества, что вследствие продления сроков выездной налоговой проверки увеличилась нагрузка на бухгалтерию, руководителя организации, что отразилось на качестве работы и результатах налоговой проверки.

Постановление ФАС СЗО от 7 декабря 2005 г. по делу N А21-5363/2005-С1

7.6. Ограничения, касающиеся права инспекции запрашивать у банка справки по операциям и счетам организаций и граждан, НК РФ не предусмотрены. Вывод суда, что не имеет правового значения, состоит или не состоит организация, в отношении которой банку направлен запрос, на учете в налоговом органе, направившем запрос, также обусловлен возможностью налогового органа получать от банка справки по операциям и счетам в связи с проводимыми мероприятиями налогового контроля в форме встречной проверки.

Постановление ФАС СЗО от 6 декабря 2005 г. по делу N А13-5801/2005-27

8. Ответственность !

8.1. Единственным основанием для привлечения общества к ответственности явилось непредставление им истребованных в ходе камеральной проверки документов, подтверждающих заявленные налоговые вычеты. Вместе с тем такое непредставление может свидетельствовать о наличии состава правонарушения по ст. 126 НК РФ, но достоверно не подтверждает совершение налогоплательщиком правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, а иные доказательства наличия данного состава правонарушения налоговым органом не приведены.

Постановление ФАС ЗСО от 14 ноября 2005 г. по делу N Ф04-8032/2005(16774-А27-14)

8.2. Привлечение общества к ответственности по п. 1 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, выразившееся во включении в книгу покупок счетов-фактур, которые ранее были включены в книгу покупок за иной период, является незаконным, если инспекция имела возможность устранить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных обществом книгах покупок, истребовав у него необходимые документы, однако это право не реализовала.

Постановление ФАС СЗО от 21 ноября 2005 г. по делу N А56-8785/2005

8.3. Привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ организации, не являющейся проверяемым субъектом, недопустимо.

Постановление ФАС ПО от 28 октября 2004 г. по делу N А55-4044/04-8(10)

8.4. При решении вопроса о правомерности привлечения общества к ответственности за неполную уплату налога на прибыль по рассматриваемому эпизоду <1> суд первой инстанции обоснованно применил - ввиду наличия в разных периодах противоречивых разъяснений налоговых органов, а также отсутствия единого подхода к решению этого вопроса в судебной практике - положения пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ и п. 2 ст. 109 НК РФ.

<1> Эпизод приведен в п. 5.1 настоящего Обзора. - Прим. сост.

Постановление ФАС СЗО от 24 сентября 2004 г. по делу N А56-9761/04

8.5. Организации, освобожденные от уплаты НДС в силу ст. 145 НК РФ, не признаются плательщиками данного налога и, как следствие, не могут выступать субъектами налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ. На них лишь лежит обязанность по перечислению неправомерно выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя НДС, что и предусмотрено пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ. Таким образом, общество не может быть привлечено к налоговой ответственности за неуплату НДС в 2002 г. на основании п. 1 ст. 122 НК РФ, поскольку в указанный период не являлось плательщиком НДС.

Постановление ФАС СЗО от 7 декабря 2005 г. по делу N А05-7117/05-13

8.6. Спорный счет был закрыт банком в одностороннем порядке без заявления клиента на его закрытие. Налоговый орган не представил суду доказательств того, что этот счет был закрыт именно по заявлению ответчика. При таких обстоятельствах оснований для привлечения к ответственности, установленной п. 1 ст. 118 НК РФ, не имелось.

Постановление ФАС ЦО от 28 сентября 2005 г. по делу N А14-7450-2005/195/3

8.7. Налогоплательщик, не отказываясь и не уклоняясь от представления документов, письмом сообщил налоговому органу об отсутствии возможности подготовить и своевременно подать затребованные документы и только просил о продлении срока для их представления. Поскольку инспекция не предъявила доказательств, подтверждающих реальную возможность изготовить и представить документы в налоговый орган в установленный законом срок, арбитражный суд правомерно пришел к выводу об отсутствии вины в действиях налогоплательщика.

Постановления ФАС МО от 21 июля 2005 г. по делу N А55-15049/04-10; ФАС ЗСО от 5 декабря 2005 г. по делу N Ф04-8717/2005(17508-А27-37)

8.8. Факт своевременного представления налоговой декларации по местонахождению организации не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление декларации по местонахождению ее обособленного подразделения.

Постановление ФАС ЗСО от 19 декабря 2005 г. по делу N Ф04-8073/2005(16771-А27-15)

9. Защита прав налогоплательщика (налогового агента) !

9.1. Шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании санкции исчисляется со дня составления акта при привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также при привлечении к установленной НК РФ ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях НК РФ предусмотрено составление акта. В иных ситуациях исчисление соответствующего срока начинается со дня обнаружения правонарушения.

Постановление ФАС ВСО от 2 ноября 2005 г. по делу N А19-11507/05-32-Ф02-5346/05-С1

9.2. Из содержания ст. 78 НК РФ следует, что налогоплательщик имеет право в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу требования о возврате излишне уплаченных сумм налога, не обращаясь к судебной защите. В то же время, как указано в Определении КС РФ от 2 июня 2001 г. N 173-О, данная норма не препятствует организации в случае пропуска срока обратиться в суд. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Постановление ФАС ПО от 1 марта 2005 г. по делу N А12-26550/04-С60

9.3. Согласно протоколу судебного заседания непосредственно после изучения судом материалов дела, как указано в протоколе, "вынесена" резолютивная часть решения, после чего объявлено об окончании судебного заседания. Протокол не содержит сведений об удалении арбитражного суда в совещательную комнату для принятия решения, что является нарушением правила о тайне совещания судей при принятии решения и безусловным основанием для отмены решения в силу п. 7 ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

Постановление ФАС СЗО от 26 декабря 2005 г. по делу N А05-9525/2005-17

9.4. Исполнение решения суда путем зачета суммы налога, подлежащей возврату, неправомерно, если недоимка у налогоплательщика была выявлена после вынесения этого решения.

Постановление ФАС ПО от 24 февраля 2005 г. по делу N А57-4043/03-28

9.5. Действующее законодательство не предусматривает приостановления инспекцией операций по счетам налогоплательщика, не являющихся расчетными.

Постановление ФАС УО от 14 ноября 2005 г. по делу N Ф09-5045/05-С7

9.6. Отсутствие денежных средств на счете не может расцениваться как основание для предоставления отсрочки исполнения решения суда при отсутствии доказательств, свидетельствующих о возможности общества впоследствии исполнить судебный акт.

Постановление ФАС СЗО от 8 декабря 2005 г. по делу N А56-11654/2005

Обзор подготовили специалисты

компании "ФБК"

под руководством менеджера

департамента налогов и права

А.А.Яковлева