Мудрый Экономист

Особенности учета кассовых операций на предприятиях общественного питания

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 3-4

В сфере общественного питания наибольшая часть всех хозяйственных операций, как правило, осуществляется за наличный расчет. Это обязывает организации вести учет движения денежных средств и соблюдать порядок ведения кассовых операций, установленный в РФ. Для этого бухгалтеру нужно организовать надлежащий учет и документооборот на предприятии, что не всегда просто сделать, учитывая специфику данного вида деятельности. Отдельного внимания заслуживает порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ), которая в силу требований Закона N 54-ФЗ <1> обязательна при расчетах с посетителями за реализованную продукцию и предоставленные услуги. К сожалению, нормативные документы, регулирующие порядок ведения кассовых операций и применения ККТ, содержат много неясностей и спорных вопросов, на которые чиновники пытаются дать ответ, приводя в своих разъяснениях только общие рекомендации, не акцентируя внимания на их практическом применении. Поэтому, несмотря на то что выпущено огромное количество писем, некоторые проблемы так и остаются до конца не урегулированными.

<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Приводя мнения специалистов финансового и налогового ведомств, а также материалы арбитражной практики, мы рассмотрим вопросы ведения кассовых операций и применения ККТ с различных точек зрения, предоставив читателю право выбора и окончательного решения.

Порядок работы с наличными денежными средствами в настоящее время регулируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения (далее - Положение) <2> и Порядком ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок) <3>.

<2> Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 N 14-П.
<3> Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 "Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в РФ".

Для осуществления всех наличных расчетов организация общественного питания в первую очередь должна использовать кассу. В ней денежные средства могут храниться только в пределах лимита, установленного обслуживающим банком, за исключением денег на выдачу зарплаты, которые могут быть выданы в течение 3 рабочих дней (п. 5 Порядка). Остальную наличность нужно сдать в кредитную организацию либо в конце дня, либо на следующий день. Кафе, бары и рестораны, которые работают в вечернее и ночное время, как правило, выбирают второй вариант. Для них согласно п. 2.5 Положения лимит остатка кассы устанавливается в пределах среднедневной выручки наличными деньгами. Это дает возможность иметь в кассе достаточное количество денежных средств в пределах установленного обслуживающим банком лимита.

В случае если организация имеет несколько обособленных подразделений, то правила, по которым определяется лимит головного предприятия, зависят от того, есть ли у подразделений отдельные балансы и расчетные счета. Если есть, то лимит утверждают для каждого филиала в обслуживающем его банке. В обратном случае определяется единый лимит для всей организации (п. 2.5 Положения) <4>.

<4> К сведению: если выручка возросла, то п. 2.5 Положения и п. 5 Порядка предоставляют организации право увеличить лимит кассы по согласованию с обслуживающим банком.

Предприятие общепита, которое имеет постоянную наличную выручку, может ее расходовать на оплату труда, закупку сельскохозяйственной продукции и тары у населения с разрешения обслуживающего банка. Однако накапливать денежные средства в кассе сверх установленных лимитов для осуществления данных расходов предприятие не имеет права (п. 7 Порядка). Нарушившие данное требование, независимо от суммы превышения лимита, организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП.

Все операции движения денежных средств по кассе должны быть оформлены унифицированными формами первичной документации по учету кассовых операций. Организация вправе применять только типовые формы, утвержденные Госкомстатом <5>, никаких иных форм для документирования прихода и расхода денег по кассе не предусмотрено (п. 12 Порядка). Сумма денежных средств в кассе должна совпадать с данными кассовых документов - приходными и расходными ордерами, кассовой книгой предприятия.

<5> Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Порядок приема и выдачи наличных денег, оформления кассовых документов, ревизии кассы и контроля за соблюдением расчетно-кассовой дисциплины установлен для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и вида осуществляемой деятельности. В отдельных случаях расчеты с посетителями имеют свою специфику, которую нужно учитывать при организации правил учета денежной наличности на предприятиях общепита. Разберем особенности учета кассовых операций и их документального оформления на конкретных примерах осуществления расчетов с посетителями.

Применение ККТ

Рассматривая порядок ведения кассовых операций, в первую очередь следует определиться с порядком применения кассового аппарата при осуществлении наличных денежных расчетов. Следуя основополагающему правилу, установленному п. 1 ст. 2 Законом N 54-ФЗ, применять ККТ обязаны все организации и индивидуальные предприниматели при наличных расчетах (в том числе с использованием платежных карт) в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Отметим, что обязанность организации применять кассовый аппарат при расчетах с населением установлена п. 3 Порядка независимо от того, есть реализация или нет. Однако руководствоваться данным документом следует в части, не противоречащей вышедшим позднее нормативным актам, одним из которых является Закон N 54-ФЗ. Исходя из этого можно сделать вывод, что применение ККТ при расчетах с населением обязательно только в случае реализации товаров (работ, услуг). В иных случаях, например, при возврате подотчетных сумм использовать ККТ не нужно (Письма МНС России от 16.09.2004 N 33-0-11/585, от 02.11.2004 N 33-0-09/691).

Предприятия общественного питания оказывают услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий и их реализации, поэтому требования Закона N 54-ФЗ обязывают их использовать кассовые аппараты. При этом не имеет значения, какой режим налогообложения применяется. Конечно, целесообразность использования ККТ в отношении деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, можно поставить под сомнение. Размер уплачиваемого единого налога не зависит от полученных доходов, и подтверждать их сумму с помощью кассового аппарата необязательно. Однако для организаций, применяющих налоговый режим в виде ЕНВД, Закон N 54-ФЗ не делает исключения: применение ККТ для них обязательно (Письма ФНС России от 15.04.2005 N 22-3-13/584@ "О применении контрольно-кассовой техники", от 04.03.2005 N 22-3-13/293).

Применение кассового аппарата обязывает организацию общепита в дополнение к кассовой книге вести книгу кассира-операциониста (форма N КМ-4), в которой фиксируются показания счетчиков ККТ на начало и конец рабочего дня. В кафе и ресторанах, в которых используется ККТ, работающая без кассира-операциониста, ведется журнал показаний счетчиков контрольно-кассовых машин (форма N КМ-5).

Перед тем как сдать выручку, кассир-операционист составляет справку-отчет (форма N КМ-6) и вместе с ней по приходному ордеру сдает денежную наличность в главную кассу организации. Данный порядок документального оформления кассовых операций кассиром-операционистом установлен Типовыми правилами эксплуатации <6>. Отметим, данный документ действует в части, не противоречащей действующим и вышедшим позднее нормативным актам (Письмо УМНС по г. Москве от 20.10.2003 N 29-12/58566). При этом все утвержденные Госкомстатом формы кассовых документов по учету денежной наличности в операционной кассе <7> обязательны к применению.

<6> Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104.
<7> Формы первичных документов по учету денежных расчетов с применением ККТ, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Однако работать на кассовом аппарате и оформлять документы нужно с учетом особенностей расчетов с покупателями. Например, на предприятиях общепита распространено питание работников сторонних организаций по талонам. В каком порядке следует вести учет расчетов с покупателями в этой ситуации?

Расчеты за питание по талонам

Питание сотрудников по талонам практикуется как на предприятиях, имеющих собственные столовые, так и в компаниях, которым услуги общественного питания предоставляют кафе и рестораны.

Для расчетов за питание в столовой производственного предприятия применяются спецталоны - абонементы на получение питания в столовой при производственном предприятии или учреждении. Их форма (код 0771304) утверждена Письмом Минфина России от 20.12.1993 N 16-31. Абонемент на получение питания является бланком строгой отчетности, поэтому применять в этом случае ККТ не нужно. Это право предоставлено организации п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Аналогичное мнение высказано налоговиками в Письме от 20.05.2003 N 29-12/26707.

Возникает вопрос: в каком порядке осуществлять расчеты по талонам и как их учитывать? В данной ситуации талоны являются не только средством платежа, но и обязательством накормить работника. Поэтому кассиру-операционисту по приходному ордеру нужно отчитаться в кассе только за денежную наличность, а полученные от работников талоны сдать в бухгалтерию. В учете часть выручки, которая получена посредством расчета талонами, отражается как дебиторская задолженность за реализованную продукцию (Дебет 62 Кредит 90), сумма которой затем может быть удержана из зарплаты работника (Дебет 70 Кредит 62) или погашена за счет собственных средств (Дебет 91 Кредит 62), если питание предоставляется бесплатно.

Учет спецталонов как бланков строгой отчетности, согласно Плану счетов <8>, ведется по номинальной стоимости питания, которое по ним можно получить, на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Кроме того, талоны на питание имеют определенную стоимость изготовления, поэтому первоначально их необходимо учесть на счете 10 "Материалы" по их фактической себестоимости, после чего включить в себестоимость продукции. Получение, хранение и выдачу абонементов на питание учитывает в специальном журнале материально-ответственное лицо. Форма журнала может быть разработана организацией самостоятельно.

<8> Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".

Порядок расчетов по талонам в организациях общепита, обслуживающих сторонние организации, аналогичен. Единственное отличие в том, что по условиям заключенных договоров предусматривается предварительная оплата питания в безналичном порядке <9>. Кроме того, если столовая не переведена на специальный налоговый режим и уплачивает НДС, то отоваренные талоны на питание также нужно отражать в книге продаж. На это указывает п. 16 Правил ведения книги покупок и книги продаж <10>, который обязывает регистрировать в книге продаж не только счета-фактуры и ленты кассовых аппаратов, но и бланки строгой отчетности при реализации товаров, оказании услуг населению.

<9> Компания - заказчик услуг общественного питания, согласно Плану счетов, может учитывать полученные талоны на субсчете 50-2 "Денежные документы".
<10> Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

Пример 1. ООО "Гурман" заключило договор на оказание услуг общественного питания со сторонней организацией. По условиям договора необходимо произвести предоплату на месяц в размере 25 000 руб., после чего потребителю выдаются талоны на питание, на которые можно пообедать в пределах установленной суммы - 50 руб. Стоимость изготовления 500 талонов составила 50 руб. (10 коп. за шт.). Наличная выручка за месяц составила 120 000 руб., от посетителей в операционную кассу принято 400 талонов. Предприятие общественного питания находится на специальном налоговом режиме - ЕНВД.

Денежные средства от предварительной продажи талонов являются для предприятия полученной предоплатой за обеды и признаются в составе кредиторской задолженности (п. 12 ПБУ 9/99) <11>. Согласно Плану счетов в этом случае полученные авансы отражаются по кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-2 "Авансы полученные". По мере оказания услуг выручка от их реализации отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету субсчета 62-1 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в счет погашения полученной предоплаты.

<11> Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

В бухгалтерском учете ООО "Гурман" будут сделаны следующие проводки:

           Содержание операции          
 Дебет
Кредит
  Сумма, 
руб.
Оприходованы талоны на питание          
  10  
  60  
     50  
Оплачены талоны на питание              
  60  
  51  
     50  
Приняты талоны на забалансовый учет     
(500 шт. х 50 руб.)
  006 
 25 000  
Получена предоплата от клиента          
  51  
 62-2 
 25 000  
Списана стоимость талонов               
(500 шт. х 10 коп.)
  20  
  10  
     50  
Списаны с забалансового учета переданные
покупателю талоны (500 шт. х 50 руб.)
  006 
 25 000  
                     Ежедневно в течение месяца                 
Отражена выручка от реализации блюд,    
поступившая наличными денежными
средствами
  50  
 90-1 
 120 000 
Отражена выручка от реализации блюд по  
талонам (400 шт. х 50 руб.)
 62-1 
 90-1 
  20 000 
Зачтен аванс исходя из количества       
использованных талонов <*>
 62-2 
 62-1 
  20 000 
<*> В данном случае не все талоны отоварены, поэтому если они имеют ограниченный срок действия, то оставшаяся сумма предоплаты либо возвращается, либо включается во внереализационные доходы организации.

Помимо расчетов за питание по талонам Законом N 54-ФЗ установлены и иные случаи, когда организация или предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания, освобождаются от применения ККТ.

Когда можно обойтись без кассового аппарата?

В силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ. Перечень таких видов деятельности приведен в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. В их числе обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий. При этом следует учесть, что Типовым положением об образовательных учреждениях <12> к образовательным учреждениям помимо школ приравнены гимназии и лицеи, осуществляющие дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного и технического профиля. Колледжи, техникумы (училища) относятся к средним образовательным учебным заведениям, поэтому при расчетах за питание в этих учреждениях применение кассового аппарата обязательно.

<12> Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 160.

При осуществлении расчетов с образовательными школами и приравненными к ним заведениями организации общепита могут не применять бланки строй отчетности, так как п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ к этому не обязывает. В то же время для наличных денежных расчетов между школой и столовой Письмом Минфина России N 16-31 утверждена абонементная книжка (форма N 0771303), которая является бланком строгой отчетности (БСО). Так как при осуществлении наличных расчетов документ, подтверждающий факт оплаты, необходим, организациям и предпринимателям не стоит отказываться от ее применения. Кроме того, заполнение абонементной книжки позволяет также произвести сверку расчетов между школой и столовой по отпущенным завтракам и обедам.

Предприятию общепита следует уделить внимание требованиям, которые предъявляются к бланкам строгой отчетности. В первую очередь необходимо, чтобы они содержали обязательные реквизиты, характеризующие специфику оформляемых операций (п. 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов) <13>, в частности:

<13> Постановление Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Данные реквизиты должны быть заполнены в обязательном порядке. Кроме того, применение абонементной книжки - бланка строгой отчетности - при расчетах за питание учащихся школ не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от оформления приходного кассового ордера на сумму полученных денежных средств (п. 13 Порядка).

Утвержденные Минфином БСО, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 171, можно использовать до 2007 г., на что обращено внимание в Письме Минфина России от 20.01.2006 N 03-01-15/1-5. Отметим, что ответственность за неприменение бланков строгой отчетности такая же, как за неприменение кассового аппарата, если при реализации товаров (работ, услуг) не применяются ни БСО, ни ККТ (Постановление ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).

В барах, кафе, ресторанах расчеты посетителями производятся по счету официанта, в котором указывается стоимость блюд и сервисного обслуживания. Расчеты с посетителями с помощью такого бланка строгой отчетности не освобождают организацию от применения ККТ, на что указано в Письме Минфина России N 16-31. На то, что в этой ситуации применять кассовый аппарат обязательно, также обращено внимание в Постановлении ФАС ДВО от 31.10.2003 N Ф03-А73/03-2/2514. В таких заведениях не следует забывать о кассовом аппарате и в случае, если за вход взимается плата. На это указал Минфин в Письме от 20.10.2005 N 03-01-20/5-201.

В последнее время стали широко распространены расчеты с использованием платежных банковских карт. В этом случае без кассового аппарата не обойтись, так как требования Закона N 54-ФЗ обязывают организацию применять ККТ как при наличных денежных расчетах, так и при расчетах с помощью платежных карт.

Расчеты с использованием платежных карт

Порядок расчетов с использованием платежных карт в настоящее время регулируется Положением об эмиссии банковских карт <14>. Этот документ определяет три вида платежных карт, которые выдаются банками физическим лицам: расчетная, кредитная и предоплаченная карта.

<14> Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденное ЦБ РФ от 24.12.2004 N 266-П.

Для оплаты товаров (работ, услуг) применяются расчетная и кредитная карты. Главное их различие в том, что расчетной картой можно оплатить покупки только при достаточности средств на счете покупателя, в то время как держатель кредитной карты имеет право предъявить ее в оплату за счет предоставленного банком кредита.

Для того чтобы принимать в оплату оказанных услуг платежные карты, организации общественного питания нужно заключить с банком договор, где определяются условия оснащения организации необходимыми техническими средствами, расчеты за товары и порядок зачисления средств. При осуществлении расчетов кассир-операционист, принимающий в оплату платежную карту, должен проверить наличие денежных средств на счете покупателя.

Когда кассовый аппарат подключен к терминалу, кассир может проверить остаток средств на счете покупателя и при их достаточности принять платежную карту к оплате. Если такой возможности нет, то к оплате принимаются только кредитные карты.

При расчетах с клиентами согласно п. 3.1 Положения об эмиссии банковских карт кассир составляет документ (на бумажном носителе или в электронной форме), который является основанием для осуществления расчетов и подтверждением их совершения. В документе обязательно должна быть отражена информация, позволяющая идентифицировать электронный терминал или техническое устройство, реквизиты платежной карты, а также информация об операции (вид, дата, сумма, валюта). После этого кассир пробивает по отдельному счетчику чек ККТ. Выручка от реализации услуг, которая получена посредством расчета банковскими картами, отражается в книге кассира-операциониста в графе 13 "Сдано/оплачено по документам". Эти суммы не показываются в отчете кассира-операциониста и в приходном кассовом ордере, по которому сдается выручка, так как оплата выполненных услуг поступит в безналичном порядке на расчетный счет организации. По всем документам составляется реестр платежей или электронный журнал, который представляется в обслуживающий банк. После этого денежные средства списываются с платежной карты покупателя и зачисляются на расчетный счет организации.

Пример 2. ООО "Сладкая жизнь" оказывает услуги общественного питания, находясь на общепринятой системе налогообложения, при этом посетители могут расплатиться как наличными средствами, так и с использованием платежных карт. Наличная выручка за 23.04.2006 составила 45 000 руб. (в том числе 18% НДС - 6864 руб.), по платежным картам - 15 000 руб. (в том числе 18% НДС - 2700 руб.). По условиям договора, заключенного с банком, организация уплачивает комиссию в размере 1% от суммы, оплаченной банковскими картами. Реестр платежей через инкассатора сдан в банк на следующий день, в который с платежных карт списаны деньги и зачислены на расчетный счет организации.

Для обобщения информации о движении денежных средств, которые не зачислены на расчетный счет организации, Планом счетов предусмотрен счет 57 "Переводы в пути". На нем отражаются операции с наличными денежными средствами, а также операции по расчетам с использованием платежных карт.

В бухгалтерском учете ООО "Сладкая жизнь" будут сделаны следующие проводки:

           Содержание операции          
 Дебет
Кредит
  Сумма, 
руб.
                         23 апреля 2006 г.                      
Отражена выручка от реализации услуг    
(45 000 руб. х 100 / 118%)
  50  
  90  
  38 136 
Отражена выручка от реализации услуг с  
использованием платежных карт
(15 000 руб. х 100 / 118%)
  62  
  90  
  12 300 
Начислен НДС с выручки от реализации за 
наличный расчет и с использованием
платежных карт (6864 руб. + 2700 руб.)
 90-3 
  68  
   9 564 
Сдана инкассаторам наличная выручка     
  57  
  50  
  45 000 
Отражена  сумма  оплаты  товаров,       
указанная в реестре платежей
  57  
  62  
  15 000 
                         24 апреля 2006 г.                      
Зачислена на расчетный счет наличная    
выручка
  51  
  57  
  45 000 
Зачислены денежные средства, оплаченные 
платежными картами с учетом удержанной
комиссии
  51  
  57  
  14 850 
В составе операционных расходов отражена
оплата банковских услуг
(15 000 руб. х 1%)
 91-2 
  57  
     150 

В заключение рассматриваемой темы хотелось бы обратить внимание на следующие немаловажные обстоятельства.

  1. Организация, имеющая филиалы, обязана соблюдать порядок ведения кассовых операций в каждом из них: осуществлять прием и выдачу наличных денег по кассовым ордерам и отражать их в кассовой книге. При этом следует заметить, что согласно п. 23 Порядка организация должна вести только одну кассовую книгу. Как выполнить это требование, если филиалы расположены в разных регионах?

Если филиал имеет отдельный баланс и расчетный счет, то многие предприятия заводят в нем отдельную кассовую книгу. Однако, по мнению автора, это не решение проблемы, так как не исключены претензии контролеров. Чтобы их избежать, организация может вести единую кассовую книгу, при этом для каждого филиала закрепляется отдельный раздел. Таким образом, обособленное подразделение ведет свой подраздел единой кассовой книги, в которой регистрируются приходные и расходные ордера филиала. Пронумеровать кассовые документы в филиалах можно в обычном порядке с дополнением к номеру кода, который присваивается каждому филиалу. Выбрав данный порядок, предприятию следует закрепить его в своей учетной политике. Кроме того, организация, имеющая филиалы, обязана зарегистрировать кассовые аппараты по месту их нахождения. На это обратили внимание налоговики в Письме от 06.06.2005 N 22-3-12/1013 "О регистрации ККТ".

  1. Эксплуатировать организация может только те кассовые аппараты, которые включены в Государственный реестр. А как быть с зарегистрированными аппаратами, которые из него исключены?

Положения п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ допускают эксплуатацию моделей ККТ, исключенных из Государственного реестра, до истечения нормативного срока их амортизации. Поэтому, чтобы определить возможность дальнейшего использования ККТ, нужно исходить из срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно, независимо от первоначальной стоимости такой техники (Письмо ФНС России от 26.10.2005 N ГВ-6-06/908@). Далее такую технику использовать не правомерно (Письмо Минфина России от 04.10.2005 N 03-01-20/4-192) <15>. Поэтому если касса исключена из реестра и закончился срок ее использования, что подтверждается журналом кассира-операциониста, то фирма не вправе ее использовать. Если же компания продолжает выбивать чеки на такой кассе, то это приравнивается к неприменению ККТ (Постановление ФАС СЗО от 07.11.2005 N А42-1645/2005-3).

<15> Федеральным агентством по промышленности выпущено Письмо от 28.11.2005 N БА-857/16, в котором содержится полный перечень контрольно-кассовых аппаратов, допущенных к эксплуатации на территории РФ.

Отметим, что согласно старому, но все еще действующему Приказу Госналогслужбы от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 по окончании срока применения кассового аппарата, зарегистрированного в государственном реестре, инспекторы должны снять его с учета, предварительно (за 30 дней до окончания срока применения ККМ) уведомив об этом фирму. Если фирма уведомления не получала, то кассовый аппарат использовать можно (Постановления ФАС СЗО от 28.03.2005 N А05-25506/04-26, МО от 28.10.2005 N КА-А41/10593-05). При этом, как указано в Письме ФНС России от 20.05.2005 N 22-3-11/908, допускается использовать исключенный из реестра кассовый аппарат, когда фирма меняет юридический адрес (предприниматель - место жительства). В этом случае можно ограничиться перефискализацией ККТ и заменой ее карточки регистрации.

  1. За неприменение ККТ при расчетах с населением за реализованные товары (работы, услуги) предусмотрена административная ответственность.

Санкции за неприменение ККТ установлены законодателями в ст. 14.5 КоАП РФ. Оштрафовать по ней могут как организацию, так и ее должностное лицо - сотрудника, ответственного за кассовую машину. При этом сумма штрафа довольно ощутима: штраф для компании составляет от 30 до 40 тыс. руб., а для кассира - от 3 до 4 тыс. руб. Санкции инспекторы могут наложить одновременно и на тех, и на других. Вынести соответствующее постановление налоговый орган может в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения. Если данный срок контролерами пропущен, то оштрафовать фирму нельзя. На это указал ВАС РФ в Постановлении от 31.01.2006 N 10196/05.

Обратите внимание: по мнению налоговиков, инспекторы не могут взимать штрафы за неприменение ККТ с физических лиц. Штрафы взимаются только с организаций или предпринимателей. Об этом специалисты ФНС сообщили в Письме от 19.10.2005 N 06-9-09/28. Тем не менее организации следует учесть, что данная позиция противоречит выводу, который Пленум Верховного Суда изложил в п. 15 Постановления от 24.03.2005 N 5. По мнению суда, по одной и той же норме КоАП РФ можно привлекать к ответственности как организацию, так и ее должностное лицо, по вине которого было совершено правонарушение.

В Постановлении от 28.06.2005 N 480/05 Президиум ВАС сделал еще один неутешительный вывод: недобросовестное исполнение сотрудником своих обязанностей не освобождает работодателя от штрафа <16>. Однако руководитель организации не несет ответственности за не пробитый кассиром чек, если не доказана его вина за это правонарушение. Вина должна подтверждаться фактами, свидетельствующими о ненадлежащем исполнении руководителем своих должностных обязанностей. Об этом сказано в Постановлении ВС РФ от 24.02.2005 N 50-АД04-1.

<16> Однако даже если продавец не пробил чек и это обнаружилось в ходе внезапной проверки налоговиками, не стоит отчаиваться. Если продавец пробьет чек после предъявления удостоверения, у организации есть шанс избежать административной ответственности (Постановление ФАС СЗО от 03.02.2006 N А13-10210/2005-27).

С.Н.Соловьев

Эксперт журнала

"Общественное питание:

бухгалтерский учет и налогообложение"