Мудрый Экономист

Автотранспортные услуги: ограничение по количеству транспортных средств

"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 2

В соответствии с положениями ст. 346.26 НК РФ в редакции Федерального закона N 101-ФЗ <1> деятельность в сфере автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов подлежит обложению ЕНВД в том случае, если осуществляется налогоплательщиками, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. До внесения изменений в старой редакции ст. 346.26 НК РФ, действовавшей в период до 2005 г. включительно, ограничение было установлено в отношении количества эксплуатируемых транспортных средств. Таким образом, в настоящее время при рассмотрении вопроса о переходе на налоговый режим в виде ЕНВД по данной предпринимательской деятельности имеет значение наличие права на эксплуатацию транспортного средства, а не сам факт его эксплуатации. Однако законом также определено, что для ограничения учитываются не все транспортные средства, а только предназначенные для оказания таких услуг.

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2, 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".

Как определить назначение транспортного средства?

Ответ на этот вопрос содержит Письмо Минфина России от 21.02.2006 N 03-11-04/3/97 (далее - Письмо). По мнению финансового ведомства, предназначение транспортных средств следует определять на основании не только технических документов (паспорт технического средства, свидетельство о государственной регистрации транспортного средства, инструкция по эксплуатации транспортного средства), но и распорядительных документов (приказы и распоряжения администрации организации), а также договоров на перевозку пассажиров и грузов и прочих документов. Данный подход полностью соответствует нормам гл. 26.3 НК РФ и учитывает интересы налогоплательщиков. Руководствуясь данным подходом, налогоплательщик должен учесть не только количество находящихся в его распоряжении транспортных средств, способных перевозить пассажиров и грузы, но и фактическое использование данных транспортных средств в хозяйственной деятельности (для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов или для других целей). Таким образом, налогоплательщик может определять предназначение транспортных средств своими внутренними документами и использовать это право в собственных интересах, например, осуществляя несколько видов предпринимательской деятельности и используя более 20 транспортных средств, применять режим в виде ЕНВД в части оказания услуг по перевозке пассажиров или грузов.

Пример. ООО "Автомобилист" осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности: производственную, ремонтно-строительную деятельность, услуги по перевозке грузов. На балансе организации числится 30 грузовых автомобилей. Приказом руководителя установлено, что из 30 грузовых автомобилей 5 предназначаются для обеспечения производственной деятельности, 5 - для ремонтно-строительной деятельности и 20 - для оказания услуг по перевозке грузов. Положения данного приказа отражены в учетной политике организации, в соответствии с которой учет транспортных средств и расходов на их содержание производится отдельно по разным видам деятельности, тем самым обеспечивая требования п. 7 ст. 346.26 НК РФ.

Поскольку условия осуществления хозяйственной деятельности оформлены надлежащим образом, ООО "Автомобилист" является плательщиком ЕНВД в части предпринимательской деятельности в сфере услуг по перевозке грузов. При отсутствии такого приказа и раздельного учета транспортных средств применять режим в виде ЕНВД было бы невозможно, даже если фактически для оказания автотранспортных услуг организация использовала менее 20 грузовых автомобилей.

Из примера видно, что если бы применение режима в виде ЕНВД было невыгодно для налогоплательщика, то в той же ситуации можно было бы отказаться от него, указав в приказе по виду деятельности "автотранспортные услуги" большее количество транспортных средств.

Помимо вышеизложенного, в указанном Письме поясняется, как следует квалифицировать ситуацию, когда налогоплательщик осуществляет единственный вид деятельности в сфере автотранспортных перевозок, но при этом наряду с основным автомобильным парком, занятым непосредственно в перевозках, имеет достаточное количество вспомогательных грузовых и легковых автомобилей, а в сумме все транспортные средства превышают установленное ограничение в 20 единиц. Неоднозначность данной ситуации в том, что если налогоплательщик осуществляет только один вид предпринимательской деятельности, то все транспортные средства используются именно для его обеспечения. Организации, использующей 16 автобусов и 13 других транспортных единиц (грузовых и легковых автомобилей), предназначенных для служебных и хозяйственных целей по обеспечению жизнедеятельности предприятия (газозаправщики, бензовозы, машины снабжения и т.п.), Минфин России пояснил, что деятельность организации по оказанию услуг по перевозке пассажиров 16 автобусами подпадает под действие гл. 26.3 НК РФ, так как автомобили, используемые для иных целей (например, для собственных нужд), при исчислении суммы ЕНВД не включаются в число транспортных средств, предназначенных для осуществления автотранспортных услуг. Таким образом, предложенный работниками финансового ведомства подход к решению вопроса полностью учитывает интересы налогоплательщиков, желающих применять режим в виде ЕНВД.

Необходимо отметить, что Письмо отличается от ряда других разъяснений по вопросам применения норм гл. 26.3 НК РФ однозначностью и адекватностью изложенной позиции.

М.И.Кирсанов

Эксперт журнала

"ЕНВД: бухгалтерский учет

и налогообложение"