Мудрый Экономист

Новая форма декларации по ЕНВД

"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 2

Наконец-то плательщики ЕНВД смогли ознакомиться с новой формой декларации и Порядком ее заполнения, приведенными в Приказе Минфина России N 8н <1>. Этого документа с нетерпением ждали все плательщики ЕНВД, надеясь получить окончательные ответы на целый ряд вопросов, возникших в свете изменений, внесенных в гл. 26.3 НК РФ в последнее время. Однако ожидания налогоплательщиков оправдались только отчасти.

<1> Приказ Минфина России от 17.01.2006 N 8н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения".

В настоящей статье проанализированы положения данного Приказа.

Действие Приказа

Пунктом 3 Приказа Минфина России N 8н определено, что новая форма декларации по ЕНВД должна представляться налогоплательщиками начиная с I квартала 2006 г.

Исключение сделано для налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность на территории муниципальных районов и городских округов, представительные органы которых не приняли до 1 января 2006 г. нормативно-правовые акты о введении системы налогообложения в виде ЕНВД на их территории. Для данной категории налогоплательщиков на 2006 г. сохранена форма декларации, утвержденная Приказом N 96н <2> (п. 4 Приказа Минфина России N 8н). В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона N 95-ФЗ <3> такие налогоплательщики должны исчислять ЕНВД в 2006 г. в соответствии с законами субъектов РФ, действовавшими в 2005 г.

<2> Приказ Минфина России от 01.11.2004 N 96н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения".
<3> Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах".

Порядок заполнения декларации по ЕНВД

В целом внешний вид декларации остался прежним, сохранились все "традиционные" требования к ее заполнению.

В разд. I "Общие требования к порядку заполнения декларации" теперь предусмотрена возможность округления корректирующего коэффициента К2 до третьего знака после запятой (ранее К2 следовало округлять до второго знака). В то же время сотрудники Минфина сохранили свое требование к округлению величины физического показателя до целых единиц. По их мнению, значения до 0,5 единицы должны отбрасываться, а 0,5 единицы и более округляться до полной единицы. Арбитражные суды в своих постановлениях уже не раз указывали на отсутствие обязанности у налогоплательщиков округлять величину физического показателя (Постановления ФАС СЗО от 13.01.2006 N А05-9813/2005-9, ФАС УО от 15.09.2005 N Ф09-4039/05-С1). Можно только посочувствовать работникам ФНС, для которых исполнение Приказа N 8н является обязательным и которые поэтому вынуждены требовать от налогоплательщиков округлять величину физического показателя.

Раздел II "Порядок заполнения титульного листа декларации", как и титульный лист, не претерпел никаких изменений. В нем сохранена ссылка на использование Приказа N БГ-3-9/722 <4> при проставлении КПП (по месту осуществления деятельности), то есть действительна ссылка на старый документ, регламентирующий постановку на учет "вмененщиков" по месту осуществления деятельности, о необходимости изменения (уточнения) которого ранее было заявлено в п. 8 Письма Минфина России N 03-11-02/44 <5>.

<4> Приказ МНС России от 19.12.2003 N БГ-3-09/722 "Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности".
<5> Письмо Минфина России от 26.09.2005 N 03-11-02/44 "О применении специальных режимов налогообложения".

Раздел III "Порядок заполнения раздела 1 "Сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика", как и лист декларации, изменился. Новая форма декларации предусматривает возможность исчисления (уплаты) сумм налога в отдельности по каждому административно-территориальному образованию, на территории (территориях, подведомственных одному территориальному налоговому органу) которого осуществляется предпринимательская деятельность, облагаемая ЕНВД. В разд. 1 декларации предусмотрены четыре строки (020) для указания ОКАТО и столько же строк (030) для указания сумм ЕНВД, подлежащих уплате в бюджеты административно-территориальных образований за налоговый период. При определении ОКАТО налогоплательщики должны руководствоваться Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 <6>.

<6> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утв. Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

Порядком заполнения предусмотрена возможность исчисления и уплаты налога по ОКАТО муниципальных районов и городских округов, если на их территории не установлены соответствующие нормативы отчислений ЕНВД в бюджеты более мелких административно-территориальных образований (сельсоветы, города районного значения и т.д.). При этом к пятизначному ОКАТО муниципального района или городского округа необходимо добавить шесть нулей. Этим определяется обязанность по исчислению и уплате в бюджет сумм ЕНВД отдельно в отношении деятельности, осуществляемой на территориях различных административно-территориальных образований, подведомственных одному территориальному налоговому органу.

Пример 1. Организация осуществляет деятельность в сфере розничной торговли с использованием шести объектов организации торговли - магазинов. Магазины расположены на территории различных (шести) административно-территориальных образований (сельских администраций) в двух муниципальных районах (по три магазина в каждом муниципальном районе). Территорию обоих муниципальных районов обслуживает одна межрайонная инспекция.

Вариант 1. Представительные органы обоих муниципальных районов не установили нормативы отчисления ЕНВД в бюджеты административно-территориальных образований, расположенных на их территории.

Организация представляет одну декларацию, уплата ЕНВД производится двумя платежными документами с указанием ОКАТО соответствующего муниципального района.

Вариант 2. Представительные органы обоих муниципальных районов установили нормативы отчисления ЕНВД в бюджеты административно-территориальных образований, расположенных на их территории.

Организация представляет одну декларацию, уплата ЕНВД производится шестью платежными документами с указанием ОКАТО соответствующих административно-территориальных образований (сельских администраций).

Вариант 3. Представительные органы одного из муниципальных районов установили нормативы отчисления ЕНВД в бюджеты административно-территориальных образований, расположенных на его территории. На территории другого муниципального района норматив отчислений не установлен.

Организация предоставляет одну декларацию, уплата ЕНВД производится четырьмя платежными документами. В трех платежных документах указываются ОКАТО соответствующих административно-территориальных образований (расположенных на территории муниципального района, установившего норматив отчислений ЕНВД). В одном платежном документе указывается ОКАТО муниципального района (на территории которого не установлен норматив отчислений ЕНВД).

Примечание. Во избежание недоразумений всем налогоплательщикам перед заполнением деклараций по ЕНВД в 2006 г. необходимо в обязательном порядке узнать в территориальных налоговых органах о перечне ОКАТО, действующих на территориях муниципальных районов, городских округов, обслуживаемых данными налоговыми органами. В идеале лучше получить письменные разъяснения налогового органа по данному вопросу.

Раздел IV "Порядок заполнения раздела 2 "Расчет ЕНВД", как и соответствующий лист декларации, не претерпел существенных изменений. Добавилась лишь строка, в которой необходимо указывать ОКАТО административно-территориального образования, на территории которого располагается объект организации предпринимательской деятельности.

Недоумение вызывает то, что новой формой декларации предусмотрено указание корректирующего коэффициента К2 только один раз (строка 090 разд. 2), то есть К2 определяется один раз в квартал для каждого объекта осуществления деятельности. В связи с этим непонятно, каким образом "вмененщики" должны учитывать фактический период осуществления деятельности.

Положения НК РФ и многочисленные разъяснения Минфина (Письма от 30.01.2006 N 03-11-03/3, N 03-11-03/02 <7>, N 03-11-04/3/35 <8>, N 03-11-04/3/29 <9>, N 03-11-04/3/40 <10>) допускают определение значения К2 (с учетом периода фактического осуществления деятельности) как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в этом календарном месяце (то есть установленный коэффициент К2 необходимо корректировать ежемесячно, а не ежеквартально). Поэтому в декларации надо было предусмотреть три строки для указания значений К2, соответствующих каждому из календарных месяцев в квартале.

<7> Письмо Минфина России от 25.01.2006 N 03-11-03/02 "О порядке применения положений главы 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде ЕНВД".
<8> Письмо Минфина России от 25.01.2006 N 03-11-04/3/35 "О порядке применения положений главы 26.3 НК РФ в отношении налогоплательщиков, осуществляющих разъездную торговлю на территории различных муниципальных образований".
<9> Письмо Минфина России от 25.01.2006 N 03-11-04/3/29 "Об определении величины базовой доходности".
<10> Письмо Минфина России от 10.08.2005 N 03-11-04/3/40 "Об определении корректирующего коэффициента К2 базовой доходности при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход".

В своих разъяснениях ФНС России (Письмо N 22-2-14/2317 <11>) также указывала, что налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать установленные коэффициенты К2 с учетом времени фактического осуществления деятельности. В этих целях налогоплательщикам предлагалось составлять расчеты в свободной форме и прилагать их к декларациям. Такой порядок определения К2 налоговики рекомендовали применять при заполнении старой формы декларации по ЕНВД, полагая, что ее новая форма на 2006 г. уже будет содержать коэффициент К2.

<11> Письмо ФНС России от 29.12.2005 N 22-2-14/2317 "О применении отдельных положений главы 26.3 НК РФ".

Рассмотрим на примере расчет коэффициента К2 с учетом периода фактического осуществления деятельности.

Пример 2. Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность в сфере розничной торговли промтоварами. В I квартале 2006 г. торговая точка на рынке работала:

Установленное значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для данного вида предпринимательской деятельности равно 1.

Расчет коэффициента К2 с учетом периода фактического осуществления предпринимательской деятельности будет следующим:

Т раб. - количество календарных дней ведения деятельности в течение календарного месяца;

Т календ. - количество календарных дней в месяце.

Следовательно:

К2 = (К2 за январь + К2 за февраль + К2 за март) / 3 мес. = (0,484 + 0,714 + 0,774) / 3.

Поэтому в декларации в строку 090 разд. 2 переносится рассчитанное значение коэффициента К2 - 0,657.

Остается надеяться, что в ближайшее время Минфин внесет соответствующие изменения в новую форму декларации. В противном случае и налогоплательщики, и налоговые органы столкнутся с большими трудностями: первые - при реализации своих законных прав по учету фактического периода осуществления деятельности, вторые - при обработке и проверке деклараций.

Количество заполняемых разд. 2 должно соответствовать количеству объектов, посредством которых осуществляется предпринимательская деятельность на территории, подведомственной налоговому органу, в который представляется декларация.

Раздел V "Порядок заполнения раздела 3 "Расчет суммы ЕНВД за налоговый период" декларации" определяет общую сумму ЕНВД, подлежащую уплате в бюджет (сумму, подлежащую уплате по всем объектам организации деятельности). Основное изменение, на которое необходимо обратить внимание при заполнении данного раздела декларации, - это фактическое уменьшение величины "вычета".

С 1 января 2006 г. общая сумма исчисленного за налоговый период ЕНВД может уменьшаться на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%. Соответствующие изменения были внесены в п. 2 ст. 346.32 НК РФ Законом N 101-ФЗ <12>.

<12> Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".

При представлении декларации разд. 3 заполняется один раз.

В разд. VI "Порядок заполнения раздела 3.1 "Сумма ЕНВД, подлежащая к уплате в бюджет за налоговый период" декларации" налогоплательщики, осуществляющие деятельность в различных административно-территориальных образованиях, территория которых подведомственна одному налоговому органу, рассчитывают сумму ЕНВД, подлежащую уплате в бюджет каждого территориально-административного образования.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего административно-территориального образования (строка 040 разд. 3.1), определяется как произведение результата от соотношения налоговой базы по данному ОКАТО к налоговой базе по всем ОКАТО и общей суммы ЕНВД, подлежащей уплате за налоговый период (строка 050 разд. 3).

Обратите внимание: в формуле расчета, приведенной в расшифровке по строке 040 разд. 3.1, допущена техническая ошибка. Формула должна иметь вид:

строка 040 разд. 3.1 = (код стр. 030 разд. 3.1 / код стр. 020 разд. 3.1) х код стр. 050 разд. 3.

Полученная в строке 040 разд. 3.1 сумма ЕНВД переносится (во взаимосвязи с кодом ОКАТО) в строку 030 разд. 1 декларации.

Количество разд. 3.1 должно соответствовать количеству ОКАТО, указанных в строках 020 разд. 1 декларации.

Сумма всех строк 040 разд. 3.1 должна равняться сумме ЕНВД, подлежащей к уплате, которая приведена в строке 050 разд. 3.

Следует отметить, что сотрудники Минфина предложили довольно оригинальный способ разделения общей суммы ЕНВД пропорционально налоговой базе, исчисленной по каждому из ОКАТО, который устранил у плательщиков ЕНВД и налоговиков целый ряд трудностей.

А.Г.Александров

Эксперт журнала

"ЕНВД: бухгалтерский учет

и налогообложение"