Мудрый Экономист

Изменения в сельхозналоге

"Главбух". Приложение "Учет в сельском хозяйстве", 2006, N 2

Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 39-ФЗ внесены существенные изменения в гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим основные нововведения в обложении ЕСХН.

Доходы и расходы при ЕСХН и порядок их признания

Изменения касаются состава доходов и расходов, а также порядка их признания. Эти новые нормы следует применять с 1 января 2006 г.

Состав доходов

В новой редакции п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ указано, что при исчислении сельхозналога не учитываются доходы в виде полученных дивидендов. При условии, что их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии с положениями ст. ст. 214, 275 Налогового кодекса РФ.

Состав расходов

Существенно расширен перечень расходов <*>, уменьшающих доходы в целях налогообложения ЕСХН (п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

<*> Новые виды расходов, принимаемые при исчислении ЕСХН, приведены в рубрике "Для справки" на с. 106.

Кроме того, уточнены некоторые из расходов.

Например, суммы НДС по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам (работам, услугам) относятся к расходам при условии, что сами расходы на приобретение товаров (работ, услуг) учтены при исчислении сельхозналога (пп. 8 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). Ранее такого ограничения не было.

Изменения коснулись и расходов на повышение квалификации кадров.

Во-первых, новая редакция иначе определяет само название таких расходов: расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе.

Во-вторых, такие расходы признаются в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль (пп. 26 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). То есть для признания расходов на подготовку и переподготовку кадров необходимо выполнить условия, установленные п. 3 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

По-новому теперь будут учитываться расходы в виде уплаченных штрафов, пеней, иных санкций, а также расходы на возмещение причиненного ущерба. Согласно новой редакции такие расходы учитываются только при наличии решения суда, вступившего в законную силу (пп. 28 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). Ранее решение суда не требовалось.

Приобретение основных средств и нематериальных активов.

Отдельного внимания заслуживают расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов.

Прежде всего определено, что в состав основных средств и нематериальных активов включаются только те из них, которые признаются амортизируемыми в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). То есть для признания расходов на приобретение такого имущества нужно руководствоваться нормами, приведенными в ст. 256 и п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ.

Второй момент. Новая редакция устанавливает порядок принятия расходов на сооружение (изготовление) основных средств и создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Третий момент. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Примечание. Государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ.

Условие о документальном подтверждении подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 г. (п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Еще одно новшество. Теперь расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. Суммы таких расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды (п. 4.1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Признание доходов и расходов

Новой редакцией уточнено, что датой получения доходов признается погашение задолженности иным способом, то есть кроме поступления денежных средств и иного имущества, имущественных прав (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, разъяснено, что следует понимать под датой получения дохода при использовании покупателем в расчетах векселя. Такой датой является дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком этого векселя по индоссаменту третьему лицу (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

В отношении признания расходов определено, что следует понимать под оплатой товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Оплатой признается прекращение обязательства налогоплательщика - покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом.

Причем это обязательство должно быть непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и передачей имущественных прав (пп. 2 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Новая редакция устанавливает момент принятия к учету некоторых видов расходов, а именно (п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ):

Отдельно указано, как следует признавать расходы при выдаче организацией в оплату векселя продавцу товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В таком случае расходы учитываются после оплаты векселя. Если же организация передает продавцу в оплату вексель третьего лица, то расходы по приобретаемым товарам (работам, услугам) учитываются на дату передачи такого векселя. При расчетах векселем расходы по приобретаемым товарам (работам, услугам) учитываются исходя из цены договора, но в размере, не превышающем суммы долгового обязательства, указанной в векселе.

Еще одно важное дополнение. Не учитываются в составе доходов и расходов суммовые разницы, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах (пп. 3 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Все изменения, рассмотренные далее, вступают в силу с 1 января 2007 г.

Уточнены определения и понятия главы 26.1 Налогового кодекса РФ

Прежде всего определено, что следует понимать под градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями (п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ). Напомним, что прежняя редакция содержала отсылочную норму на п. 7 ст. 333.33 гл. 25.1 Налогового кодекса РФ, в котором указывалось, что является градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями.

Определение таких организаций для целей ЕСХН несколько уточнено. Так, исключено условие, согласно которому организации должны функционировать на 1 января 2002 г. не менее пяти лет.

Второе новшество связано с появлением расшифровки понятия "сельхозпродукция".

В новой редакции сказано, что к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов). Причем конкретные виды продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (п. 3 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, отмечено, что к сельхозпродукции не относится вылов рыбы и других водных биологических ресурсов, за исключением случаев, когда такой вылов осуществляют градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации.

Третье нововведение касается расширения списка организаций, которые не вправе переходить на уплату сельхозналога. Список дополнен организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, и бюджетными учреждениями (п. 6 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

Порядок перехода на ЕСХН вновь созданных организаций

Установлен порядок перехода на уплату сельхозналога для вновь созданной в текущем году организации. Такая организация, являясь сельхозпроизводителем, вправе перейти с начала следующего года на уплату ЕСХН, если по итогам последнего отчетного периода по налогу на прибыль (последнего отчетного периода по налогу, уплачиваемому в рамках упрощенной системы налогообложения) в текущем году в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такой организации доля дохода от реализации произведенной ею сельхозпродукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ею из сельхозсырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов (п. 5 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

При этом вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на уплату сельхозналога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. Такая дата указана в свидетельстве о постановке на учет.

В таком случае организация будет считаться перешедшей на уплату ЕСХН с даты, указанной в свидетельстве (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ).

Еще один важный момент. В новой редакции уточнено, что для определения права на уплату ЕСХН доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном ст. 249 Налогового кодекса РФ, а доходы, указанные в ст. 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются (п. 5 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

Потеря права на уплату сельхозналога

Приведено новое условие, в соответствии с которым налогоплательщик считается утратившим право на применение ЕСХН. Это несоответствие требованиям, приведенным в п. 6 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, в течение отчетного налогового периода (п. 4 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ). То есть если, к примеру, налогоплательщик в течение отчетного (налогового) периода занялся производством подакцизных товаров или игорным бизнесом, открыл филиал или представительство, а также стал бюджетным учреждением, то право на уплату сельхозналога он теряет.

Еще одно новшество. Ограничения по объему дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельхозпродукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, определяются исходя из всех осуществляемых им видов деятельности (п. 4 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ).

Изменения коснулись и порядка перерасчета налоговых обязательств в связи с утратой права на уплату ЕСХН.

Так, установлено, что налогоплательщик, утративший право на уплату сельхозналога, должен в течение 30 дней произвести перерасчет налоговых обязательств за весь отчетный (налоговый) период (п. 4 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ). Перерасчету подлежат НДС, налог на прибыль, ЕСН, налог на имущество в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций.

Кроме того, налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ).

Учет расходов при переходе на сельхозналог

Определено, как учитывать материальные расходы и расходы на оплату труда, относящиеся к НЗП на дату перехода с общей системы налогообложения (метод начисления) на уплату сельхозналога. Такие расходы, если они оплачены до перехода на уплату ЕСХН, учитываются при определении налоговой базы по сельхозналогу в отчетном (налоговом) периоде изготовления готовой продукции (пп. 6 п. 6 ст. 346.6 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, новой редакцией установлен порядок учета остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе на ЕСХН с иных систем налогообложения (пп. 6.1 п. 6 ст. 346.6 Налогового кодекса РФ).

Сельхозналог и "вмененка"

С 1 января 2007 г. в гл. 26.1 Налогового кодекса РФ будет указано, что организации, которые наряду с уплатой ЕСХН переведены на "вмененку" по отдельным видам деятельности, должны вести раздельный учет доходов и расходов по двум спецрежимам (п. 10 ст. 346.6 Налогового кодекса РФ). Если расходы разделить невозможно, то их следует распределить пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных спецрежимов. Обратите внимание: доходы и расходы по видам деятельности, переведенным на уплату ЕНВД, не учитываются при исчислении налоговой базы по сельхозналогу.

Т.Ю.Колосов

Налоговый консультант