Мудрый Экономист

Обособленные подразделения страховых организаций: учет, отчетность, налогообложение

"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 2

Вопросы ведения учета, уплаты налогов и представления отчетности обособленными подразделениями актуальны для страховщиков, так как практически каждая страховая организация имеет не по одному филиалу, причем в разных регионах. Какие документы нужны для постановки на учет обособленного подразделения, какие элементы подлежат отражению в учетной политике, в каком порядке необходимо уплачивать налоги, следует ли представлять декларации по обособленным подразделениям, зависят ли уплата налога и порядок представления отчетов от места расположения самой организации и ее обособленных подразделений: на территории одного или нескольких субъектов РФ? На эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

В соответствии с гражданским законодательством организации, в том числе и страховые, имеют право создавать обособленные подразделения в форме представительств и филиалов. Статьей 55 ГК РФ представительство определено как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Обособленное подразделение, созданное в форме филиала, не только представляет и защищает интересы организации, но и осуществляет функции создавшего его юридического лица - полностью или частично. Именно в форме филиалов создаются обособленные подразделения страховых организаций.

Филиалы не являются юридическими лицами, а действуют на основании положения, утвержденного создавшей их организацией.

Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

В отличие от гражданского, налоговое законодательство не требует ни обязательного отражения обособленного подразделения в учредительных документах, ни определения полномочий, которыми данное подразделение наделяется. Главными условиями согласно ст. 11 НК РФ являются территориальная обособленность и наличие оборудованных стационарных рабочих мест. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Понятие "рабочее место" НК РФ не определяет, но согласно ст. 209 ТК РФ - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. И согласно Письму МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 даже одно рабочее место, оборудованное на каком-либо расстоянии от основной организации, будет признаваться обособленным подразделением.

Постановка на учет обособленного подразделения

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Пунктом 4 ст. 83 НК РФ установлено, что заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после его создания.

Для постановки обособленного подразделения на учет в налоговых органах необходимо представить следующие документы:

Кроме того, представляются документы по месту нахождения обособленного подразделения, и согласно п. 2 ст. 23 НК РФ организация должна сообщить об их создании также по месту своего нахождения.

После постановки на учет в налоговом органе филиал страховой компании должен представить ряд документов в территориальную инспекцию страхового надзора:

На основании представленных данных информация о филиале заносится в специальный список и открывается лицензионное дело.

Бухгалтерский учет и отчетность

В зависимости от специфики и объема учетной работы бухгалтерский учет может осуществляться непосредственно бухгалтерией обособленного подразделения (децентрализованная форма) или бухгалтерией головной организации (централизованная форма). В любом случае учет ведется теми способами, которые закреплены в учетной политике организации. Дополнительно в учетной политике должны быть освещены вопросы распределения доходов и расходов, порядок и график документооборота между головной организацией и обособленным подразделением, вопросы внутреннего учета и отчетности обособленного подразделения.

Обособленные подразделения без отдельного баланса не ведут бухгалтерский учет, получают имущество и денежные средства от головной организации потому что, как правило, не имеют своего расчетного счета. Они должны передавать всю первичную документацию в бухгалтерию организации, где происходит ее обработка и отражение в учете. Для того, чтобы можно было оценить результаты деятельности подразделения, в бухгалтерии головной организации необходимо вести аналитический учет по хозяйственным операциям обособленного подразделения.

При организации бухгалтерии в обособленном подразделении Письмом Департамента налоговой политики Минфина России от 29.03.2004 N 04-05-06/27 "О формировании отдельного баланса подразделения организации" организациям рекомендовано самостоятельно устанавливать конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения организации и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления организацией.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее - Инструкция по применению плана счетов), утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расчетах организации с обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, предназначен счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", к которому могут быть открыты субсчета:

79/1 - "Расчеты по выделенному имуществу";

79/2 - "Расчеты по текущим операциям".

Кроме субсчетов, рекомендованных Инструкцией по применению плана счетов, к счету 79 могут быть открыты и другие субсчета, например субсчет, предназначенный для учета расчетов по распределению прибыли. Также для получения данных по отдельным подразделениям в рабочем плане счетов организации необходимо предусмотреть соответствующую аналитику, например:

Счет 01 "Основные средства", субсчет 1 "Здания и сооружения", аналитический признак 1 "Здания и сооружения головной организации";

Счет 01 "Основные средства", субсчет 1 "Здания и сооружения", аналитический признак 2 "Здания и сооружения филиала N 1";

Счет 01 "Основные средства", субсчет 1 "Здания и сооружения", аналитический признак 3 "Здания и сооружения филиала N 2".

Что касается бухгалтерской отчетности организации, то согласно п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ <1> и п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 <2> она должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

<1> Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

Налоговый учет

Согласно абз. 2 ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. При этом ни филиалы, ни представительства, ни прочие обособленные подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками.

В целях как бухгалтерского учета, так и налогообложения в случае наличия у организации обособленных подразделений при разработке учетной политики следует учесть такие вопросы, как виды и формы налоговых регистров, порядок оформления и сроки представления документации, выбор показателей для расчета суммы налога, уплачиваемого по месту нахождения подразделения.

В зависимости от вида налога обязанности по исчислению, уплате, представлению отчетности могут исполняться головной организацией, а могут обособленным подразделением - частично или полностью.

Налог на прибыль обособленных подразделений

Вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, регулируются ст. 288 НК РФ. Порядок уплаты налога и авансовых платежей зависит от того, в какой бюджет зачисляется налог:

Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику. При этом организация самостоятельно определяет, какой из показателей применять: среднесписочную численность работников или сумму расходов на оплату труда. Выбранный показатель в течение всего налогового периода должен оставаться неизменным.

Следует обратить внимание на тот факт, что до 1 января 2005 г. для расчета применялись показатели удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса стоимости амортизируемого имущества по состоянию на конец отчетного периода. С 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" при неизменном порядке расчета доли показатели удельного веса численности и остаточной стоимости амортизируемого имущества принимаются не на отчетную дату, а за отчетный период. Разъяснения порядка расчета данных показателей приведены в Письмах Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16 "О порядке определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ", от 07.03.2006 N 03-03-04/1/187 и от 10.03.2006 N 03-03-04/1/199: для целей налогообложения среднесписочная численность работников определяется в порядке, установленном Федеральной службой государственной статистики для заполнения унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения <3>.

<3> Постановление Федеральной службы государственной статистики от 03.11.2004 N 50 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".

Остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу.

Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость указанных основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 НК РФ, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости основных средств на 1-е число каждого месяца отчетного (налогового) периода и 1-е число следующего за отчетным (налоговым) периодом месяца, на количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде, увеличенное на единицу.

Например, при составлении декларации за отчетный период, в частности, за I квартал (или три месяца), средняя остаточная стоимость основных средств определяется как частное от деления суммы остаточной стоимости основных средств по состоянию на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля на 4 (четыре).

Аналогичным образом определяется и средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств по обособленным подразделениям, созданным в течение налогового периода. Например, в случае создания обособленного подразделения организации в апреле при составлении декларации за первое полугодие средняя остаточная стоимость основных средств по данному обособленному подразделению определяется как частное от деления суммы остаточной стоимости основных средств по состоянию на 1 мая, 1 июня и 1 июля на 7 (семь). При этом стоимость основных средств по обособленному подразделению на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля принимается равной нулю.

По основным средствам, числящимся в составе амортизируемого имущества, по которым амортизация для целей налогообложения не начисляется, остаточной стоимостью признается их первоначальная (восстановительная) стоимость.

Согласно п. 3 ст. 288 НК РФ организация самостоятельно исчисляет суммы авансовых платежей и налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений.

Пример 1. ОАО "Страховая компания" имеет три обособленных подразделения: Филиал 1, Филиал 2, Филиал 3. Уплата авансовых платежей происходит ежемесячно.

Показатели за март 2006 г., которые необходимы для расчета доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение:

Рассчитаем удельный вес среднесписочной численности:

  1. филиал 1: 20 / 200 х 100% = 10%;
  2. филиал 2: 30 / 200 х 100% = 15%;
  3. филиал 3: 10 / 200 х 100% = 5%;
  4. ОАО "Страховая компания": 140 / 200 х 100% = 60%.

Рассчитаем удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества:

  1. филиал 1: 150 000 / 1 000 000 х 100% = 15%;
  2. филиал 2: 250 000 / 1 000 000 х 100% = 25%;
  3. филиал 3: 100 000 / 1 000 000 х 100% = 10%;
  4. ОАО "Страховая компания": 500 000 / 1 000 000 х 100% = 50%.

Рассчитаем долю прибыли, приходящуюся на каждое обособленное подразделение:

  1. филиал 1: (10 + 15)% / 2 = 12,5%;
  2. филиал 2: (15 + 25)% / 2 = 20%;
  3. филиал 3: (5 + 10)% / 2 = 7,5%.

Рассчитаем сумму авансового платежа, подлежащего перечислению обособленными подразделениями в бюджет соответствующего субъекта РФ (для расчета в примере примем максимальную ставку в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 284 НК РФ):

  1. филиал 1: 500 000 х 2,5% х 17,5% = 10 938 руб.;
  2. филиал 2: 500 000 х 20% х 17,5% = 17 500 руб.;
  3. филиал 3: 500 000 х 7,5% х 17,5% = 6563 руб.;
  4. ОАО "Страховая компания": 500 000 х 17,5% - (10 938 + 17 500 + 6 563) руб. = 52 499 руб.

Обобщим данные расчетов в таблице.

Подразделение
Среднесписочная
численность
сотрудников
   Остаточная  
стоимость
амортизируемого
имущества
  Доля  
прибыли,
%
   Сумма  
авансового
платежа,
руб.
  Чел.  
 Уд.  
вес, %
  Руб. 
  Уд.  
вес, %
Филиал 1     
   20   
  10  
150 000
   15  
  12,5  
  10 938  
Филиал 2     
   30   
  15  
250 000
   25  
  20    
  17 500  
Филиал 3     
   10   
   5  
100 000
   10  
   7,5  
   6 563  
ОАО          
"Страховая
компания"
  140   
  70  
500 000
   50  
  60    
  52 499  

Как уже говорилось выше, порядок уплаты налога на прибыль через ответственное подразделение может быть применен организацией начиная с 2005 г. При этом Минфин России освободил организации от подачи уточненных деклараций в том случае, если в течение года авансовые платежи по налогу на прибыль уплачивались обособленными подразделениями. Согласно Письму Минфина России от 02.03.2006 N 03-03-04/1/174 представлять уточненные налоговые декларации за отчетные периоды 2005 г. по месту нахождения каждого обособленного подразделения необязательно.

Еще одно изменение, вступившее в силу с 1 января 2006 г., касается организаций, имеющих несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ. Теперь распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей всех обособленных подразделений, находящихся на территории данного. Организация самостоятельно выбирает обособленное подразделение, через которое будет уплачиваться налог, и уведомляет о принятом решении налоговые органы.

В Письме ФНС от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@ "Об уведомлении об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций" приведены две формы уведомлений, направляемые в налоговые органы.

Уведомление N 1 составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется в налоговый орган по месту нахождения ответственного подразделения, и в нем указывается информация о местонахождении и КПП обособленных подразделений, расположенных на территории субъекта РФ, через которые не будет уплачиваться налог на прибыль. Второй экземпляр представляется по месту нахождения головной организации.

Уведомление N 2 направляется в адрес налогового органа по каждому обособленному подразделению, через которые не будут производиться платежи налога на прибыль.

Следует помнить, что уведомления необходимо направить до начала налогового периода.

Пример 2. Воспользуемся данными предыдущего примера. Допустим, что филиал 1 и филиал 2 находятся на территории одного субъекта РФ.

В данном случае результаты расчетов будут выглядеть следующим образом.

Подразделение
Среднесписочная
численность
сотрудников
   Остаточная  
стоимость
амортизируемого
имущества
  Доля  
прибыли,
%
   Сумма  
авансового
платежа,
руб.
  Чел.  
 Уд.  
вес, %
  Руб. 
  Уд.  
вес, %
Филиал 1     
   20   
150 000
Филиал 2     
   30   
250 000
Итого по     
Филиалам
Одного
Субъекта РФ
   50   
  25  
400 000
   40  
  32,5  
  28 438  
Филиал 3     
   10   
   5  
100 000
   10  
   7,5  
   6 563  
ОАО          
"Страховая
компания"
  140   
  70  
500 000
   50  
  60    
  52 499  

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, организация должна сообщить своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период: согласно ст. 289 НК РФ не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений уплачиваются не позднее сроков, установленных для представления декларации.

Декларации по налогу на прибыль обособленные подразделения представляют по сокращенной форме, которая включает:

Налог на доходы физических лиц

Уплата НДФЛ и представление отчетности по форме НДФЛ-2 <4> вызывают много вопросов у бухгалтеров страховых организаций.

<4> Утв. Приказом ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@.

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в штате которого числится хотя бы один сотрудник.

Сумма налога к уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

При условии, что налог зачисляется в один и тот же бюджет, суммы НДФЛ с работников обособленного подразделения могут быть уплачены в бюджет по месту нахождения головной организации. Такие разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 31.10.2005 N 04-1-02/844@.

Кроме обязанности обособленного подразделения самостоятельно перечислять в бюджет НДФЛ за своих сотрудников, им еще необходимо представлять отчеты о выплаченных доходах, согласно ст. 230 НК РФ формы 2-НДФЛ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета. Уточнение данной позиции налоговиков содержится в Письме ФНС России от 10.03.2006 N ГИ-6-04/249@, в котором говорится, что головная организация является налоговым агентом и должна представлять сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, в налоговый орган по месту своего учета в отношении только тех физических лиц (включая работников обособленных подразделений), источником доходов которых она является. В случае если обязанности по выплате работникам доходов, а также исчислению, удержанию и уплате НДФЛ возложены на само обособленное подразделение, такое подразделение является налоговым агентом для своих работников.

Положения налогового законодательства подтверждаются и в арбитражной практике. В Постановлении ФАС ЗСО от 28.02.2006 N Ф04-676/2006(20078-А27-19) судьи пришли к выводу о неправомерности перечисления НДФЛ организацией в бюджет только по месту своего нахождения. Однако при этом суд отказал налоговым органам во взыскании штрафных санкций на основании того, что НК РФ не предусматривает ответственности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ.

Единый социальный налог

В зависимости от полномочий, которыми наделены обособленные подразделения, определяется порядок исчисления и уплаты ЕСН. При отсутствии самостоятельного баланса исчисление налога, его уплата, ведение индивидуальных карточек, представление расчетов и деклараций - обязанности головной организации.

На основании п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога к уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Налог на имущество

Для признания обособленного подразделения для целей гл. 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" необходимо наличие у этого подразделения отдельного баланса.

В случае если у обособленного подразделения организации, соответствующего критериям ст. 11 НК РФ, нет отдельного баланса, уплата налога и авансовых платежей по налогу за движимое имущество указанного подразделения должна производиться по месту нахождения организации. Данные разъяснения содержатся в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.06.2004 N 03-05-06/62 и Письме Минфина России от 19.01.2006 N 03-06-01-04/07: если у обособленного подразделения организации, расположенного отдельно от нее, нет отдельного баланса, а также по месту нахождения этого подразделения отсутствует недвижимое имущество, находящееся на балансе организации, то:

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

При определении налоговой базы по налогу на имущество следует обратить внимание на положения п. 1 ст. 376 НК РФ: налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации и в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс. Исчисление суммы налога к уплате в бюджет, согласно п. 3 ст. 382 НК РФ, также производится отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, и имущества каждого обособленного подразделения организации.

В ст. 384 НК РФ "Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации" установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося на отдельном балансе каждого из этих подразделений. Сумма к уплате определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого обособленного подразделения.

Транспортный налог

Страховые организации могут приобретать транспортные средства как для управленческих нужд, так и в виде доходных вложений. Согласно ст. 357 НК РФ организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, являются плательщиками транспортного налога. В ст. 358 НК РФ указано, что к объектам налогообложения относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Вопросы регистрации транспортных средств регулируются Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств".

Согласно п. 22 Правил транспортные средства за юридическими лицами регистрируются по месту государственной регистрации данных юридических лиц. В соответствии с п. 77 Правил при регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов (представительств) организации в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств в качестве их собственника указывается юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - соответственно адрес филиала или представительства.

В ст. 363 НК РФ говорится, что уплачивать налог и представлять декларацию организации должны по месту нахождения транспортного средства. При этом согласно п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортного средства признается место приписки для морских, речных, воздушных транспортных средств, а для иных транспортных средств - место государственной регистрации.

Следовательно, в случае регистрации транспортных средств по месту нахождения обособленного подразделения и уплата налога, и представление налоговых деклараций должны осуществляться по месту нахождения данного подразделения.

Земельный налог

Организации, владеющие земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, согласно п. 1 ст. 388 НК РФ признаются плательщиками земельного налога.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к организации в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, то согласно п. 3 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении данного земельного участка определяется пропорционально доле в праве собственности на данный земельный участок. В структуре активов, принимаемых для покрытия резервов, недвижимость может составлять 20% от величины страховых резервов по страхованию жизни и 10% <5> от величины страховых резервов по иному страхованию, а для размещения собственных средств страховщиков - 40% <6> от наибольшего из двух показателей - минимального размера уставного капитала, установленного Законом РФ N 4015-1 <7>, или нормативного размера маржи платежеспособности <8>.

<5> Приказ Минфина России от 08.08.2005 N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов".
<6> Приказ Минфина России от 16.12.2005 N 149н "Об утверждении требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика".
<7> Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
<8> Рассчитывается в соответствии с п. п. 6 - 8 Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 02.11.2001 N 90н.

Получение документов на право пользования зависит исключительно от волеизъявления самого собственника недвижимости, и ссылки организаций на отсутствие у них соответствующих документов налоговыми органами не учитываются <9>. Такую позицию налоговых органов разделяют и суды (Постановление ФАС УО от 28.11.2005 N Ф09-5314/05-С7).

<9> Письмо Минфина России от 21.08.2002 N ШС-6-14/1273 "О плате за землю".

Согласно п. 3 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

По истечении налогового периода организация представляет в налоговый орган налоговые декларации:

В соответствии со ст. 398 НК РФ налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу налогоплательщики представляют в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог на добавленную стоимость



Согласно пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению на территории РФ услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также услуги по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

Операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает:

При осуществлении прочих операций страховые организации являются плательщиками НДС на общих основаниях. Налог, подлежащий уплате в бюджет, перечисляется головной организацией без распределения по обособленным подразделениям, такой порядок установлен после отмены ст. 175 НК РФ "Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации" <10>. О порядке уплаты налога организацией говорится в п. 2 ст. 174 НК РФ, а о представлении налоговой декларации в п. 5 ст. 174 НК РФ.

<10> Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В случае если страховая организация осуществляет операции, подлежащие обложению НДС через обособленные структурные подразделения, Письмом МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 рекомендован следующий порядок оформления счетов-фактур:

За отчетный налоговый период указанные разделы книг покупок и книг продаж обособленные подразделения представляют для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по НДС.

Порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения.

Е.Л.Джабазян



Эксперт журнала

"Страховые организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"