Мудрый Экономист

Камеральная проверка

"Бизнес-адвокат", 2006, N 8

(О процедуре истребования дополнительных документов)

С необходимостью представления налоговых деклараций сталкивается любой налогоплательщик. При этом в рамках камеральных проверок деклараций налоговый орган зачастую истребует дополнительные документы. Как вести себя налогоплательщику в такой ситуации?

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование о представлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Подписывается оно должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.

Налогоплательщик обязан выдать налоговому органу информацию в 5-дневный срок в виде заверенных должным образом копий.

Понятие "копия документа"

Заметим, что ни НК РФ, ни другой акт законодательства о налогах и сборах не раскрывают понятия "должным образом заверенная копия". Очевидно, что это порождает у налогоплательщика множество вопросов. Например, что считать копией документа? Каким образом заверяются копии?

ФНС России в Письме от 2 августа 2005 г. N 01-2-04/1087 указала, что в данном случае необходимо руководствоваться Государственным стандартом РФ ГОСТ Р51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 г. N 28.

Так, в п. 2.1.29 Государственного стандарта предусмотрено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или их часть, не имеющий юридической силы.

А п. 2.1.30 установлено, что заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).

К компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Единоличный исполнительный орган общества действует от имени общества без доверенности, в том числе представляя его интересы и совершая сделки.

Таким образом, в п. 1 ст. 93 НК РФ под словами "заверенных должным образом копий" следует понимать удостоверение исполнительным органом налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента копий документов путем проставления на них необходимых реквизитов, т.е. печати и росписи полномочного должностного лица, придающих им юридическую силу.

Кроме этого, ФНС России в Письме от 2 августа 2005 г. N 01-2-04/1087 указала, что возможен также нотариальный порядок засвидетельствования копий документов в соответствии с законодательством РФ о нотариате.

Образец заверения копии документа, представляемого в налоговые органы

Копия верна, подлинник находится в организации.

Генеральный директор

____________________ (Петрушкин Р.Е.)

М.П.

20 марта 2006 г.

Сроки представления

Заметим, что арбитражные суды указывают, что течение 5-дневного срока представления документов по требованию налогового органа начинается со следующего дня после вручения требования независимо от того, является ли следующий день выходным, праздничным или нерабочим (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 августа 2005 г. N Ф04-5661/2005(14234-А81-27).

Очевидно, что истребование документов в виде должным образом заверенных копий влечет расходы, а также требует отвлечение персонала на непроизводственную деятельность. Поэтому возникает вопрос о компенсации со стороны налогового органа понесенных налогоплательщиком расходов.

В этой связи следует обратить внимание налогоплательщика на п. 4 ст. 103 НК РФ, где установлено, что убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат.

А поскольку истребование налоговым органом документов в рамках камеральной проверки, а также копий первичных документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налогов и сборов, вызваны правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, то расходы на исполнение данной обязанности налогоплательщика не возмещаются.

Налоговая ответственность

В случае отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставления их в 5-дневный срок для него наступает ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ.

Несмотря на то что НК РФ предоставляет налоговым органам большие полномочия по истребованию документов, судебная практика их несколько ограничивает. Так, арбитражные суды указывают, что при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать лишь документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2003 г. N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 июля 2004 г. N А66-9798-03).

Налогоплательщику необходимо иметь в виду, что если в требовании налогового органа о представлении документов не содержится четкого названия запрашиваемых документов и он по каким-либо причинам не представил их в налоговый орган или нарушил срок представления документов, - то такое требование может быть признано судом недействительным.

Пример. Суть дела. Налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС направил налогоплательщику требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки. Документы представлены с 2-дневным опозданием.

Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

Позиция суда. В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Поскольку размер штрафа определяется исходя из конкретного количества непредставленных документов, инспекция обязана указывать точное наименование и количество запрашиваемых документов. Следовательно, привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ производится только за конкретно истребованные документы и при условии действительного их наличия у налогоплательщика.

Кроме того, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ принято налоговым органом после представления им первичных документов, а сумма штрафа определена, в свою очередь, исходя из количества фактически представленных, а не истребуемых документов, что существенно нарушает права налогоплательщика.

(Постановление ФАС Уральского округа от 4 апреля 2005 г. N Ф09-2774/05-С7).

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 13 июля 2005 г. N А29-10785/2004а, ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июня 2005 г. N Ф04-4058/2005(12479-А27-35), ФАС Московского округа от 12 февраля 2004 г. N КА-А40/453-04, ФАС Уральского округа от 17 марта 2004 г. N Ф09-939/04-АК.

В то же время следует отметить, что ряд судов приходит к выводу, что привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление документов по соответствующему требованию налогового органа, в котором перечень документов не конкретизирован, допустимо в случае, если налоговый орган не обладал или не мог обладать данными о количестве и реквизитах запрашиваемых документов (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 июля 2005 г. N Ф04-4652/2005(13222-А27-3).

Таким образом, действующая редакция ст. 88 НК РФ фактически предоставляет налоговым органам право истребовать в ходе камеральной проверки неограниченное количество документов без проведения выездной налоговой проверки. При этом следует отметить, что подобная практика приобретает в налоговых инспекциях все большее распространение. Некоторая положительная для налогоплательщиков динамика вытекает из решений арбитражных судов.

В связи с этим представляется, что правомерность привлечения к ответственности по ст. 126 НК РФ может иметь место лишь при соблюдении следующих условий:

Кроме того, налогоплательщику необходимо обратить внимание, что в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 указано, что санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету).

Ю.Лермонтов

Советник налоговой службы

II ранга