Мудрый Экономист

Распределение прямых и косвенных расходов

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 8

Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) изменил перечень прямых расходов, перечисленных в п. 1 ст. 318 НК РФ. В частности, в него были добавлены расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Согласно пп. 2 и 5 ст. 8 Закона N 58-ФЗ изменения в ст. 318 НК РФ вступают в силу 15 июля 2005 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. В такой ситуации налогоплательщик должен сделать выбор: следовать рекомендации Закона и закреплять в своей учетной политике перечень расходов согласно новой редакции ст. 318 НК РФ или воспользоваться правом, предоставленным ему этой же статьей, и не изменять состав прямых и косвенных расходов, закрепленных в учетной политике.

До вступления в силу Закона N 58-ФЗ взносы на обязательное пенсионное страхование учитывались в составе косвенных расходов и списывались в текущем отчетном периоде, поскольку не соответствовали понятию налога. После принятия Закона состав прямых расходов дополнен расходами на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Также Закон N 58-ФЗ (п. 41 ст. 1) предоставил налогоплательщикам право самостоятельно дополнять перечень прямых расходов с учетом отраслевой специфики.

Таким образом, изменился принцип распределения расходов. Согласно новой редакции ст. 318 НК РФ налогоплательщик вправе сам определять, какие расходы являются прямыми, а какие - косвенными. При этом приведенный в п. 1 ст. 318 НК РФ перечень расходов является примерным. Иными словами, налогоплательщик может учитывать в качестве прямых любые иные расходы при условии закрепления их в учетной политике в целях налогообложения прибыли в соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 318 и абз. 6 ст. 313 НК РФ.

Такой же позиции придерживается и Минфин России в Письме от 17 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/377. В нем, в частности, указано: "перечень прямых расходов, установленных п. 1 ст. 318 НК РФ, является приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной состав прямых расходов, отличный от предлагаемого Кодексом".

Исходя из указанных обстоятельств учет тех или иных расходов является правом, а не обязанностью налогоплательщика, и он может не вносить изменения в свою учетную политику.

Письмом от 21 октября 2005 г. N 03-03-02/177 <1> Минфин России подтверждает, что "если налогоплательщик принимает решение о неизменности учетной политики для целей налогообложения прибыли в 2005 году, то, учитывая положения ст. 313 НК РФ, он имеет право внести в нее изменения и учесть изменения, внесенные Законом N 58-ФЗ, начиная с налогового периода 2006 года". Следовательно, финансовое министерство прямо допускает возможность невнесения налогоплательщиком изменений в учетную политику за 2005 г.

<1> Данное Письмо было направлено для сведения и использования в работе Федеральной налоговой службой Письмом ФНС России от 18 ноября 2005 г. N ММ-6-02/960@.

Таким образом, указание п. 1 ст. 318 НК РФ на то, что взносы на пенсионное страхование могут быть отнесены к числу прямых расходов, не обязывает налогоплательщика пересматривать перечень прямых и косвенных расходов.

Кроме того, в абз. 6 ст. 313 НК РФ прописано требование об изменении налогоплательщиком порядка учета в целях налогообложения отдельных хозяйственных операций и (или) объектов при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о корректировке учетной политики в случае изменения методов учета принимается с начала нового налогового периода. При внесении поправок в законодательство о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу этих поправок.

Нормам Закона N 58-ФЗ, касающимся изменения перечня прямых расходов, придана обратная сила, и они распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Однако согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, вводящие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки и размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Введение нового вида прямых расходов, а именно расходов на обязательное страхование, ухудшает положение налогоплательщика. Ведь это не только оттягивает момент признания таких расходов по сравнению с ранее действовавшим порядком, но и вынуждает налогоплательщика произвести их перерасчет начиная с 2005 г. в связи с приданием обратной силы данному положению.

Даже если признать, что введение нового вида прямых расходов носит обязательный характер, эта норма не должна применяться, так как ст. 5 НК РФ содержит прямой запрет на ее введение.

Таким образом, налогоплательщик не обязан пересчитывать свои налоговые обязательства с 1 января 2005 г. из-за введения нового вида прямых расходов - на обязательное пенсионное страхование.

Д.И.Парамонов

Юрист

департамента налогов и права

компании "ФБК"