Мудрый Экономист

Реклама: учет расходов

"Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2006, N 2

Заплатив издательству за размещение рекламной статьи о производимой продукции, предприятие может уменьшить налогооблагаемую прибыль. Но только если в материале указано, что он публикуется на правах рекламы. Об этом Минфин России сообщил в Письме от 31 января 2006 г. N 03-03-04/1/66. Как учитывать рекламные расходы в налоговом учете, мы расскажем в нашей статье.

Что такое реклама

Реклама - это информация, распространяемая с помощью любых средств, о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях для формирования или поддержания к ним интереса у неопределенного круга лиц. Такое определение понятия "реклама" следует из ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ.

Списываем расходы на рекламу

Условия отнесения рекламных затрат к налоговым расходам закреплены в п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

В полном объеме

При расчете облагаемой базы налога на прибыль принимаются к вычету следующие затраты:

В пределах норм

Затраты предприятия на приобретение (изготовление) призов, вручаемых во время массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы в налоговом учете признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки (ст. 249 Налогового кодекса РФ).

В частности, к нормируемым расходам относятся: затраты на изготовление маек с символикой предприятия, на организацию в рекламных целях шоу. Об этом Минфин России сообщил в Письме от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/83 <*>.

<*> Текст Письма приведен в разделе "Нормативная база/новые документы" на с. 104.

К таким же расходам чиновники относят проведение рекламных акций по раздаче прохожим флаеров. Однако этот вывод является спорным. По нашему мнению, предприятие может отстаивать право на отнесение данного вида затрат к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу в полном объеме. Ведь их можно отнести к расходам на "изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах".

Нормируемыми расходами будут считаться и затраты на рассылку предложений по продаже, если предложения рассылаются неопределенному кругу лиц (Письмо Минфина России от 18 января 2006 г. N 03-03-02/13).

Затраты, не принимаемые в налоговом учете

Плата за размещение в средствах массовой информации статьи о деятельности организации без пометки "на правах рекламы" в налоговые расходы не включается. Чиновники считают, что подобные публикации рекламными не признаются. Размещение рекламной информации должно сопровождаться указанной пометкой. Финансисты ссылаются на ст. 5 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", в которой сказано, что в издании нерекламного характера рекламировать продукцию без предварительного сообщения об этом нельзя (Письмо Минфина России от 31 января 2006 г. N 03-03-04/1/66).

С мнением Минфина России можно поспорить, сказав, что нарушения рекламного законодательства не должны влиять на налоги. Но надежды на победу налогоплательщика, прямо скажем, мизерны. Большинство судей указывают: затраты лишь тогда признаются рекламными, когда они соответствуют Закону N 108-ФЗ. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 28 апреля 2005 г. N КА-А40/3274-05).

Примечание. Увеличились штрафы

С 27 января значительно увеличились максимальные штрафы за нарушение Закона о рекламе. Изменения внесены Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 113-ФЗ. Теперь штрафы за указанное нарушение составляют:

А.К.Крупский

Заместитель начальника отдела

структурного и налогового консалтинга

ООО "ПРАДО Аудит"