Мудрый Экономист

Годовой отчет - 2005: последний рывок

"Учет. Налоги. Право", 2006, N 11

Большинство бухгалтеров уже завершили колоссальную работу по подготовке годового отчета. Остался последний штрих - оформить и сдать. В помощь бухгалтерам мы подготовили ответы на самые актуальные вопросы, касающиеся сдачи отчетности.

Пожалуй, самый важный вопрос, который возник у бухгалтеров в связи с последними изменениями в формах налоговых деклараций, - какие бланки заполнять за 2005 г.? Можно использовать старые бланки деклараций по налогу на прибыль, единому социальному налогу и страховым взносам в Пенсионный фонд или же нужно применять новые формы? Перечень применяемых форм годовых налоговых деклараций мы привели в таблице. Там же мы указали, с какого времени они действуют. Это важно для тех организаций, кто уже успел отчитаться на старых бланках.

  Последний  
срок
представления
      Вид      
отчетности
   Документ,   
которым
утверждена
форма
      Примечания      
28.03.2006   
Декларация     
по налогу
на прибыль
Приказ МНС     
России
от 11.11.2003
N БГ-3-02/614
(в ред. от
03.06.2004)
Декларацию за 2006 г. 
нужно сдавать по
старой форме. Новая
форма (утв. Приказом
Минфина России от
07.02.2006 N 24н)
применяется с первого
отчетного периода
этого года <1>
30.03.2006   
Декларация     
по налогу
на имущество
Приказ МНС     
России
от 23.03.2004
N САЭ-3-21/224
Форма декларации и    
порядок ее заполнения
не менялись
30.03.2006   
Декларация     
по ЕСН
Приказ Минфина 
России
от 31.01.2006
N 19н
Внимание, новая форма!
Приказ, утвердивший
новую форму, вступил
в силу 13.03.2006. С
этой даты декларацию
нужно сдавать на новом
бланке <2>
30.03.2006   
Декларация     
по страховым
взносам на
обязательное
пенсионное
страхование
Приказ
Минфина России
от 27.02.2006
N 30н
Внимание, новая форма!
Приказ, которым
утверждена новая
форма, вступит в силу
с 28.03.2006 <3>
31.03.2006   
Бухгалтерская  
отчетность
Формы          
рекомендованы
Приказом
Минфина России
от 22.07.2003
N 67н (в ред.
от 31.12.2004)
Изменений в формах    
отчетности и порядке
их заполнения не было.
Обычные предприятия
сдают: бухгалтерский
баланс (форма N 1),
отчет о прибылях и
убытках (форма N 2),
отчет об изменениях
капитала (форма N 3),
отчет о движении
денежных средств
(форма N 4),
приложение к
бухгалтерскому балансу
(форма N 5),
пояснительную записку,
а также аудиторское
заключение, если
организация подлежит
обязательному аудиту.
Малые предприятия
представляют
бухгалтерский баланс
и отчет о прибылях и
убытках
31.03.2006   
Декларация по  
единому налогу
при упрощенной
системе
налогообложения
Приказ
Минфина России
от 03.03.2005
N 30н
Форма декларации и    
Порядок ее заполнения
не менялись
03.04.2006   
Сведения       
о доходах
физических лиц
Приказ ФНС     
России
от 25.11.2005
N САЭ-3-04/616
Внимание, новая форма!
Не ошибитесь: на
каждую ставку налога
теперь составляется
отдельная справка<4>
<1> Подробнее о новой форме декларации читайте в "УНП" N 9, с. 6 - 7.
<2> О том, нужно ли пересдавать декларацию, представленную до этой даты, а также о новшествах в заполнении читайте в материале "Декларация по ЕСН обновилась" в "УНП" N 9, с. 4.
<3> Комментарий к документу читайте на с. 4 этого номера "УНП".
<4> На что еще обратить внимание при составлении сведений о доходах, читайте в "УНП" N 8, с. 6 - 7.

Состав отчетности

Не менее острый вопрос - в каком составе сдавать отчетность? Ведь не секрет, что вместе с комплектом годовой отчетности и декларациями налоговики очень часто требуют еще целый список всевозможных бумаг. Это и справки об отсутствии автотранспортных средств, операций с ценными бумагами, об отсутствии налоговых льгот, сведения о рублевых счетах в банках, расчет среднесписочной численности работников, расшифровка выручки по видам деятельности и т.д. Все эти дополнительные документы отнимают у бухгалтера время и силы. Однако сдавать их совсем не обязательно. Есть четкий перечень форм годовой бухгалтерской и налоговой отчетности, которые необходимо представить в налоговую инспекцию (см. таблицу). Все остальные документы требовать от вас не вправе. Конечно, если вы не хотите ссориться с налоговиками, их лучше сдать. Тем более что без таких дополнительных справок многие инспекторы отчетность вообще не принимают. Но еще раз повторим, лишние справки - дело добровольное. Если же вы к добровольцам не относитесь, избежать претензий налоговиков вы сможете, отправив отчетность по почте.

Иногда налоговики требуют, чтобы на комплекте бухгалтерской отчетности стоял штамп, свидетельствующий, что она сдана в органы статистики. И без такой отметки они отказываются принимать баланс. Однако такое требование неправомерно. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязывает организацию заверять отчетность в органах статистики перед сдачей в налоговую инспекцию. Поэтому принести баланс налоговикам можно и без штампа. И не принять бухгалтерскую отчетность, если на ней нет отметки статистики, налоговые органы не имеют права. Заметим, что аналогичной позиции придерживается и Минфин России (Письмо от 18.02.2004 N 16-00-10/3). Налоговый инспектор имеет право не принимать бухгалтерскую отчетность и декларации только в том случае, если они составлены не по установленной форме. Во всех других случаях отказ от принятия документов неправомерен <5>.

<5> Пункт 2.4.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76).

Как будем сдавать

Как известно, есть три способа сдачи отчетности. Вы можете представить ее в инспекцию лично, отправить по почте или в электронном виде. У каждого способа есть свои плюсы и минусы. Выбор зависит от желаний и возможностей организации. Некоторые предпочитают сдавать документы лично. Тем самым они поддерживают хорошие отношения с инспектором, к которому годовая отчетность попадает в целости и сохранности, в требуемом объеме и в установленные сроки. Минусы - обычно приходится стоять в очередях и оформлять дополнительные справки.

Отправив годовой отчет по почте, вы экономите время и нервы. Зато нужно быть готовым к тому, что ваше письмо пролежит в "недрах" инспекции какое-то время - иногда это время занимает и несколько месяцев. И если вам срочно понадобится сверка по налогам, вы не сможете ее провести, пока вашу отчетность не разберут и не занесут в базу.

Сдавать отчетность в электронном виде очень удобно. Но не все организации могут воспользоваться этим способом из-за значительных затрат на него.

О.Мещерякова

Эксперт "УНП"