Мудрый Экономист

Определения и прибыль

"Учет. Налоги. Право", 2006, N 11

Бухгалтерам новый Закон о рекламе надо изучить потому, что содержащиеся в нем определения напрямую связаны с налогом на прибыль. Ведь расходы на рекламу учитываются при налогообложении прибыли по особым правилам. А узнать, что именно относится к рекламе, можно как раз из упомянутого Закона.

Затраты на рекламу в НК РФ отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом часть таких затрат можно учесть полностью, а часть - лишь в пределах норматива (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Соответственно, чтобы не ошибиться при формировании базы по налогу на прибыль, надо четко знать, какая именно информация является рекламной. С 1 июля определение рекламы нужно будет брать из Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" <*>, который придет на смену действующему сегодня Закону от 18.07.1995 N 108-ФЗ.

<*> Опубликован в приложении "Официальные документы" N 11, 2006.

Цену не рекламируйте

Сразу скажем, что существенных изменений определение рекламы не претерпело. Так, под рекламой новый Закон понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. При этом должны выполняться следующие условия. Во-первых, информация адресована неопределенному кругу лиц. Правда, как и прежде, законодатели не потрудились уточнить, что это значит. Так что споры о том, можно ли считать рекламой информацию, распространяемую при адресной рассылке, не прекратятся.

На наш взгляд, рекламой можно признать информацию при условии, что ею может воспользоваться любое лицо, а не только заранее установленный круг лиц. Например, если при адресной рассылке распространяется каталог товаров, то можно говорить о рекламном характере расхода. Ведь каталогом может воспользоваться не только получатель, но и другие лица. Если же рассылаются уже заполненные бланки заказа с описанием товаров, то это рекламой не является. Так как воспользоваться этим бланком может только получатель.

Во-вторых, информация должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Как видим, Закон ввел новое понятие "объект рекламирования". Им может быть как товар, так и средство его индивидуализации; изготовитель или продавец; результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; работа или услуга.

Очень важным нововведением является перечень случаев, когда информация рекламой не признается. Например, согласно Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец должен проинформировать потребителя о товаре - его цене, сроке службы или годности. Такая информация по новому Закону рекламой не признается (пп. 2 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). А значит, расходы на такое информирование можно учесть без всяких ограничений.

Срок для документов

Еще одно интересное новшество Закона о рекламе - введение срока хранения рекламных материалов. Согласно ст. 12 Закона о рекламе они должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы. Однако бухгалтерам организаций - заказчиков рекламы на эти сроки ориентироваться не стоит.

Дело в том, что эти документы будут одним из оснований для учета расходов на рекламу при налогообложении прибыли (ст. 252 НК РФ). Налоговый же кодекс требует хранить такие документы в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Примечание. Не ограничивается размер расходов на следующие виды рекламы:

  1. рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети;
  2. световую и иную наружную рекламу;
  3. участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  4. оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Расходы на все остальные виды рекламы учитываются при налогообложении в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Е.Кравченко

Юрист