Мудрый Экономист

Проверка приостановлена, но... Продолжается

"Учет. Налоги. Право", 2006, N 11

(Комментарий к Письму Минфина России от 20.02.2006 N 03-02-07/1-35 <О порядке приостановления выездной налоговой проверки и продолжительности периода приостановления> (опубликовано в приложении "Официальные документы" N 11, 2006))

Крайне интересную позицию озвучил Минфин России в отношении выездных налоговых проверок. Из Письма от 20.02.2006 N 03-02-07/1-35 следует, что налоговики могут приостановить выездную проверку, но при этом продолжить изучать документы. И, соответственно, запрашивать их у налогоплательщика.

Свои выводы авторы Письма аргументируют следующим образом. Налоговый кодекс не запрещает приостанавливать выездную налоговую проверку. Значит, по решению руководителя инспекции, проводящей ревизию, это контрольное мероприятие можно приостановить. Например, если нужно провести встречную проверку.

При этом в НК РФ не сказано, на какой срок можно приостановить проверку. Из этого авторы Письма делают вывод, что такое приостановление может длиться сколь угодно долго. В качестве дополнительного подтверждения специалисты Минфина России ссылаются на Постановление Конституционного суда РФ от 16.07.2004 N 14-П. Этим Постановлением КС РФ уточнил порядок определения сроков продолжительности выездной проверки. По мнению суда, срок выездной проверки - это сумма периодов, в течение которых инспекторы находятся на территории проверяемой организации. Если контролеры изучают полученные от плательщика документы в помещении инспекции, то срок выездной проверки не течет.

С этим подходом поспорить сложно, поскольку КС РФ действительно установил особый порядок определения срока выездной проверки. Но из Письма также следует, что приостановление проверки не мешает инспекторам направлять проверяемой организации требования о представлении документов. Это, на наш взгляд, противоречит Налоговому кодексу. Дело в том, что в ст. 93 НК РФ, посвященной истребованию документов, говорится, что направить запрос может "лицо, проводящее проверку". Как видим, подразумевается, что проверка именно проводится, а не приостановлена. К аналогичным выводам приводит и анализ ст. 89 НК РФ, в которой говорится о выездной проверке. В частности, в ней сказано, что документы запрашиваются "при проведении проверки". То есть речь вновь идет о процессе проверки. Все это, на наш взгляд, означает, что направлять запрос о представлении документов инспекция может только во время проверки. Если же проверка приостановлена, то и требовать документы, касающиеся ее предмета, нельзя. Такого права Налоговый кодекс инспекторам не дает.

А.Крайнев

Эксперт "УНП"