Мудрый Экономист

Акцизы по новым правилам

"Налоговая политика и практика", 2006, N 4

Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ были внесены очередные поправки в законодательство по акцизам. Они действуют с 1 января 2006 г., поэтому имеет смысл напомнить о них читателям.

Так, в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом предполагаемого на 2006 г. уровня инфляции специфические ставки акцизов на подакцизные товары проиндексированы в среднем на 9%, за исключением нефтепродуктов, сигарет и вин крепленых.

Размеры ставок акцизов на сигареты увеличены в среднем на 20 - 25% (причем с 20 до 25% возросла адвалорная составляющая), на вина крепленые - на 18%; на нефтепродукты и вина натуральные, в том числе шампанские, игристые, газированные, шипучие, - оставлены на прежнем уровне.

На прямогонный бензин вместо нулевой установлена ставка акциза на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до "80" включительно. Следует отметить, что данная мера направлена на пресечение производства фальсифицированной продукции из прямогонного бензина.

В состав налогоплательщиков включены предприятия нефтехимической промышленности, имеющие право на получение свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, на переработку прямогонного бензина, дающих право на налоговые вычеты начисленных по такому бензину сумм акциза при его получении, при дальнейшем использовании прямогонного бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии.

Теперь согласно положениям ст. 179.1 НК РФ предприятия нефтехимической промышленности имеют право на получение свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, на переработку прямогонного бензина, дающих право на налоговые вычеты сумм акциза, начисленных в соответствии с пп. 2 - 4 п. 1 ст. 182 НК РФ при дальнейшем использовании прямогонного бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии (при представлении документов в соответствии с п. 9 ст. 201 НК РФ).

При этом новой редакцией п. 2 ст. 204 НК РФ установлено, что налогоплательщики, имеющие только свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплачивают акциз не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, отсрочка по уплате акциза для указанных организаций будет составлять 85 - 115 дней со дня получения прямогонного бензина.

Поэтому отмена нулевой ставки акциза на прямогонный бензин не должна привести к существенному повышению себестоимости продукции нефтехимической промышленности и снижению ее ценовой конкурентоспособности.

Напомним, что выдача свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минфина России от 23.12.2005 N 156н.

В целях сокращения потерь доходов бюджета и исключения возможности применения денатурированного этилового спирта и денатурированной алкогольной продукции для нелегального производства фальсифицированной алкогольной продукции отменена льгота по налогообложению этилового денатурированного спирта и спиртосодержащей продукции.

С 01.01.2006 спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9% (в том числе товары бытовой химии, относящиеся к денатурированной спиртосодержащей продукции) подлежит налогообложению акцизом. При этом в соответствии со ст. 200 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную сумму акциза по такой продукции на сумму акциза, уплаченную при приобретении этилового спирта, использованного в качестве сырья для ее производства.

Основанием для применения налоговых вычетов служат свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом. Свидетельства могут получить организации, производящие как денатурированный этиловый спирт, так и неспиртосодержащую продукцию с использованием денатурированного этилового спирта (например, этилацетат).

Порядок выдачи свидетельств, форма и порядок представления в налоговые органы реестров счетов-фактур утверждены Приказами Минфина России от 23.12.2005 N 157н и N 155н.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ не подлежат налогообложению акцизом товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. С 01.01.2006 данная норма распространяется и на парфюмерно-косметическую продукцию в металлической аэрозольной упаковке.

Однако согласно Федеральному закону от 28.07.2004 N 86 начиная с 2006 г. не рассматривается как подакцизные товары парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 100 мл (ранее - не более 270 мл), с объемной долей этилового спирта до 80% включительно.

Таким образом, реализация указанной продукции, разлитой в емкости более 100 мл, теперь подлежит налогообложению акцизами.

В целях сокращения случаев уклонения от уплаты акцизов отменен налоговый режим акцизного склада в отношении алкогольной продукции и исключены из числа налогоплательщиков акцизов акцизные склады оптовых организаций. Одновременно установлены переходные положения по порядку уплаты акцизов после 01.01.2006 по алкогольной продукции, поступившей и (или) отгруженной на акцизные склады оптовых организаций до этой даты.

Налогообложение такой алкогольной продукции осуществляется с применением новых размеров ставок акцизов и в порядке, действовавшем в 2005 г. При этом акцизы уплачиваются по месту реализации (передачи) алкогольной продукции оптовыми организациями.

В 2006 г. предусмотрен следующий вариант распределения акцизов по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением вин:

20% - в бюджеты субъектов Российской Федерации с отражением соответствующих доходов по кодам классификации доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;

80% - для распределения указанных доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами согласно Приложению 5 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2006 год" с отражением указанных доходов по кодам классификации доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Такой порядок обеспечивает поступление акцизов от алкогольной продукции в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с распределением, сложившимся в условиях действия акцизных складов.

Перечисление доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами отчислений, установленными Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год", осуществляется уполномоченным территориальным органом Федерального казначейства не реже одного раза в 10 дней.

Т.А.Софрина

Заместитель начальника

отдела косвенных налогов

Минфина России