Мудрый Экономист

Переводы без открытия счета и валютное законодательство

"Бухгалтерия и банки", 2006, N 4

Российские банки с самого начала формирования российской банковской системы осуществляли переводы без открытия счета по поручению физических лиц. Первоначально это выражалось в оплате налоговых и коммунальных платежей. Однако с развитием расчетно-кредитных взаимоотношений в обществе постепенно появлялись и реализовывались потребности в расчетах, не связанных с уплатой обязательных платежей. Но, несмотря на возросший спрос на такого рода расчеты, в нормативной базе не уделялось им должного внимания. Только в 1997 г. Банк России издал Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов (от 27 августа 1997 г. N 508). Как следует из названия, целью данного Порядка было регулирование валютных операций, в то время как подобные операции, проводимые в рублях (и по территории России), оставались в тени. Отчасти это было объяснимо повышенным вниманием к трансграничным операциям как более "рисковой" сфере деятельности, особенно в тот период жесткого валютного регулирования. И только в 2003 г. издается Положение Банка России "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (от 1 апреля 2003 г. N 222-П), в котором должное место уделено переводам без открытия счета, как порядку их проведения, так и учету.

Тем не менее основная масса вопросов, возникающих у банков в связи с проведением расчетов без открытия счета, связана с осуществлением валютных операций. С одной стороны, это объясняется недостаточной проработанностью деталей подобных переводов в нормативной базе. С другой - тем пристальным вниманием к подобным операциям, которое им до сих пор уделяется со стороны надзорных органов (несмотря на либерализацию валютного законодательства). Далее будет рассмотрен ряд наиболее острых из таких вопросов и отражены возможные пути их решения. Основой для выработки того или иного подхода к решению являлись разъяснения Банка России и его территориальных учреждений (в том числе адресные), а также обсуждение данных проблем в прессе и сети Интернет, в том числе на банковском сайте.

Для начала определим основные моменты, которые присущи переводам без открытия счета. Прежде всего, такие переводы могут проводиться только физическими лицами. Такой вывод следует из ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", которая относит к банковским операциям "осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)". Следовательно, подобные переводы не могут использоваться в целях осуществления предпринимательской деятельности. Грань "предпринимательство (непредпринимательство)" всегда была достаточно условна и продолжает вызывать массу вопросов при классификации операций клиента. Гражданский кодекс определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2). Пункт 4 ст. 23 ГК РФ отнес определение факта осуществления предпринимательской деятельности к компетенции суда. Таким образом, при осуществлении физическими лицами операций банк до решения суда в соответствии с п. 3 ст. 10 ГК РФ обязан исходить из того, что все операции, совершаемые клиентом как физическим лицом, не относятся к предпринимательской деятельности.

Второй немаловажный момент - счет, через который принимаются и выплачиваются переводы клиентов. Он не является счетом клиента в смысле гл. 45 ГК РФ, на него не заключается договор банковского счета, и к нему не применяются условия банковского счета клиента. По своей сути это счет банка. Именно поэтому банк не имеет безусловной обязанности выплатить перевод с данного счета по первому требованию (обращению) клиента. Этот момент важен при проведении процедур антилегализации, в частности приостановлении операций клиента (в соответствии с Письмом ЦБ РФ от 13 июля 2005 г. N 97-Т).

И наконец, необходимо определить, какие же операции являются валютными в смысле Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Исходя из ч. 9 ст. 1 и ч. 3 ст. 14 к таким операциям в части осуществления переводов относятся:

Валютное законодательство довольно либерально подходит к осуществлению переводов без открытия счета. Так, физическим лицам-резидентам дано право (ч. 3 ст. 14):

"5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода".

Банк России не замедлил воспользоваться своим правом и Указанием от 30 марта 2004 г. N 1412-У установил, что "при осуществлении валютных операций физическое лицо - резидент имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода". При этом "общая сумма переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счета, осуществляемых через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в течение одного операционного дня, не должна превышать сумму, установленную настоящим пунктом". Ограничений по получению в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов Банк России не установил.

Несмотря на, казалось бы, однозначную трактовку приведенного положения, Банк России и его территориальные учреждения не раз повторяли его в своих разъяснениях, появившихся вскоре после вступления в силу основных норм нового валютного законодательства летом 2004 г. Эти разъяснения сводились к следующему:

  1. ограничения по сумме перевода физическим лицом-резидентом установлены только для совершения переводов без открытия счета. При осуществлении переводов валюты со счетов, открытых в уполномоченном банке, названные суммовые ограничения отсутствуют (ст. 6 Закона N 173-ФЗ);
  2. общая сумма переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счета, осуществляемых через уполномоченный банк в течение одного операционного дня, не должна превышать в эквиваленте 5000 долл. США. Исключений по увеличению суммы перевода без открытия счета при предоставлении подтверждающих документов не предусмотрено.

Отсутствие прямого требования подтверждающих документов при проведении переводов без открытия счета стало относительно новым и непривычным для российских банков. Настолько непривычным, что Банк России в своем Информационном письме от 31 августа 2004 г. N 29 отдельно остановился на этом моменте: "При осуществлении вышеуказанных переводов требование представления физическими лицами - резидентами в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, а также документов о происхождении наличной иностранной валюты нормативными актами Банка России не установлено. Таким образом, уполномоченные банки могут осуществлять указанные переводы физических лиц - резидентов без представления последними подтверждающих документов и документов о происхождении наличной иностранной валюты. При этом уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций".

Таким образом, право требования документов при проведении физическими лицами - резидентами трансграничных переводов без открытия счета, а также объем этих требований отданы на откуп самим банкам. Более того, валютное законодательство для переводов без открытия счета не устанавливает ограничений по получателю средств (на свой счет, счет другого резидента или нерезидента, открытый в банке за пределами Российской Федерации), целям перевода (любые цели), валюте перевода (любая валюта, в эквиваленте не превышающая 5000 долл. США). Также действующим валютным законодательством не установлено ограничений в части выбора валюты для выплат сумм переводов, поступивших из-за границы. Перевод может быть выплачен в любой наличной валюте по выбору клиента, в том числе отличной от валюты перевода.

Необходимо сказать о переводах в валюте Российской Федерации, поступающих в пользу резидентов без открытия счета. Согласно пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, такие переводы являются валютной операцией. При этом валютное законодательство Российской Федерации не распространяется на действия отправителя (резидента или нерезидента) денежных средств из-за границы в Российскую Федерацию. В то же время получить в Российской Федерации перевод, поступивший из-за границы без зачисления на счет в банке, физические лица - резиденты имеют право только в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона.

Отдельно следует остановиться на переводах без открытия счета между резидентами. Хотя п. 5 ч. 3 ст. 14 Закона N 173-ФЗ и не содержит ограничений по субъектному составу получателей перевода, немало вопросов вызывала ч. 1 ст. 9, в которой приводился закрытый перечень валютных операций, разрешенных к проведению между резидентами. На момент вступления в действие основных положений закона эта статья не содержала (вербально) разрешения на проведение валютных расчетов между резидентами, а ч. 3 ст. 14, на которую она ссылалась, не прописывала разрешения на получение перевода без открытия счета. Это создавало препятствие в случае выплаты резидентам переводов, поступивших без открытия счета, при невозможности определения статуса отправителя (резидент-нерезидент). Законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ, внесшим изменения и дополнения в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", ситуация была исправлена: в ст. ст. 9 и 14 были внесены необходимые дополнения.

Логика законодательства в данном случае соблюдается. По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены, за исключением прямо предусмотренных ст. 9. Пункт 1 ч. 1 ст. 9 Закона предусматривает возможность проведения валютных операций между резидентами, которые установлены ч. 3 ст. 14. В ч. 3 ст. 14 определен исчерпывающий перечень валютных операций, которые имеют право осуществлять только физические лица - резиденты без использования банковских счетов, в том числе путем осуществления переводов без открытия счета. Таким образом, физические лица - резиденты имеют право осуществлять переводы без открытия счета в иностранной валюте на территории Российской Федерации в адрес резидентов по валютным операциям, перечисленным в ч. 3 ст. 14 Закона (фактически это переводы в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам, их завещание и получение по праву наследования).

Следующим моментом, которому в валютном законодательстве уделено недостаточно внимания, являются переводы без открытия счета по территории Российской Федерации. В этом отношении целесообразно обратиться к абз. 2 ч. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ, определяющему, что "если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений..."

Принимая во внимание, что переводы между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте или валюте Российской Федерации являются валютными операциями, физические лица-резиденты имеют право осуществлять переводы без открытия счета в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации в адрес нерезидентов по валютным операциям, перечисленным в ч. 3 ст. 14 Закона. При этом валютным законодательством не установлено ограничений по суммам таких переводов. Не следует забывать, что операция по переводам валюты Российской Федерации по территории Российской Федерации между резидентами не является валютной операцией и не регулируется валютным законодательством Российской Федерации.

Немало вопросов вызывают переводы нерезидентов без открытия счета в валюте Российской Федерации. В этой связи необходимо опять же отметить, что валютное законодательство не содержит ограничений на осуществление физическими лицами-нерезидентами переводов иностранной валюты или валюты Российской Федерации, как трансграничных, так и по Российской Федерации. Нет в нем и ограничений на получение физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации, переведенной в их пользу без открытия счета.

Однако не все так просто. Ряд юристов придерживается следующих позиций в трактовке норм валютного законодательства: в отношении валютных операций между нерезидентами и резидентами действует принцип "разрешено все, что не запрещено", в отношении валютных операций между резидентами действует принцип "запрещено все, что не разрешено", в отношении же валютных операций между нерезидентами действует принцип "разрешено то, что прямо предписано".

Следуя этим путем, можно прийти к противоположному выводу в отношении прав нерезидентов на совершение переводов в валюте Российской Федерации. Так, отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа на основании пп. "в" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ относится к валютным операциям. Статья 2 Закона определяет права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации. Часть 2 ст. 5 Закона определяет границы действий субъектов валютных правоотношений в том случае, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом N 173-ФЗ.

Таким образом, положения ч. 2 ст. 5 разрешают участникам валютных операций проводить без ограничений только те валютные операции, порядок осуществления которых должен быть установлен органом валютного регулирования. Они не позволяют участникам валютных операций проводить без ограничений те валютные операции, порядок осуществления которых вообще не определен Законом N 173-ФЗ. На основании вышеизложенного получается, что совершение нерезидентом валютной операции, связанной с перечислением валюты Российской Федерации в адрес другого нерезидента, валютное законодательство не допускает.

Отрадным является тот факт, что Банк России не последовал такой логике трактовки валютного законодательства и в своих разъяснениях определил, что как раз на основании ч. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ физические лица-нерезиденты могут без ограничений осуществлять переводы в валюте Российской Федерации без открытия банковского счета, а также с использованием банковских счетов (за исключением операций, перечисленных в п. 4.1 Инструкции ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов", которые осуществляются с использованием специальных банковских счетов нерезидентов).

Многие банки в этой связи "спотыкаются" о ст. 10 Закона N 173-ФЗ (ч. 1 и 3):

"1. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

<...>
  1. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 настоящего Федерального закона".

В данном случае необходимо различать запрет на проведение операции от гарантии (декларировании права) проведения операции. В этом смысле ст. 10 не содержит ограничений по осуществлению нерезидентами переводов без открытия счетов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации по территории Российской Федерации и из Российской Федерации. При этом требование ч. 3 ст. 10 о соблюдении порядка проведения валютных операций через счета нерезидентов в уполномоченных банках в соответствии со ст. 13 Закона распространяется только на валютные операции, которые проводятся нерезидентами через их банковские счета.

Не может служить запретом на осуществление нерезидентами переводов в валюте Российской Федерации без открытия счета и требование п. 4.3 Инструкции N 116-И о том, что валютные операции между резидентами и нерезидентами, осуществляемые нерезидентами без использования специальных счетов, учитываются в соответствии с нормативными актами Банка России для банков-нерезидентов на балансовом счете 302 31, юридических лиц - нерезидентов на балансовых счетах 408 07, 425, 440, физических лиц - нерезидентов на балансовых счетах 408 20, 426. Нормы Инструкции N 116-И, как и в случае со ст. 10 Закона, не содержат запрета на осуществление нерезидентами переводов без открытия счета в валюте Российской Федерации как по территории Российской Федерации, так и за рубеж.

Что касается соблюдения процедур валютного контроля по переводам без открытия счета, то следует начать с определения соответствия таких переводов требованиям Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок". Требования гл. 1 Инструкции N 117-И о представлении документов при проведении валютных операций, в том числе о проставлении в расчетном документе кода вида валютной операции, не распространяются на валютные операции физических лиц, осуществляемые без открытия банковского счета. В соответствии с п. 1.17 в базе данных по валютным операциям отражаются валютные операции, осуществляемые по счетам клиентов уполномоченного банка - резидентов и нерезидентов. Следовательно, валютные операции, осуществляемые клиентами без открытия банковских счетов, не подлежат отражению в базе данных.

До настоящего момента остается открытым вопрос об обязанности банка (или отсутствии таковой) проверять переводы, проводимые без открытия счета, на их соответствие режимам резервирования и специального счета. Ответственность за проведение валютных операций, к которым Инструкцией N 116-И установлено требование об использовании специального счета, только через указанные специальные счета ложится на банк (п. 1.2). При этом аргумент о якобы наличном характере переводов без открытия счета (тогда как п. 1.1 Инструкции N 116-И распространяет ее действие только на операции между резидентами и нерезидентами, связанные с безналичными расчетами) несостоятелен. Банк России своим Разъяснением от 4 января 2003 г. N 17-44/1 отнес переводы без открытия счета к безналичным расчетам. Тем самым банки поставлены в двоякую ситуацию: с одной стороны, обязанность по требованию документов при осуществлении переводов без открытия счета отсутствует, с другой - эти документы необходимы для идентификации перевода в части его проведения через специальный счет. Выхода из этой ситуации два: либо требовать с клиентов подтверждающие документы (такое право у банка есть на основании ст. 23 Закона N 173-ФЗ), либо ограничивать целевое назначение переводов без открытия счета операциями, не подпадающими под режим специальных счетов (как это установлено во многих системах быстрых переводов).

С точки зрения сохранения массовости платежей более предпочтителен второй вариант. На практике он может быть реализован путем письменного подтверждения клиентом (в тексте заявления на отправление или получение перевода) о соблюдении им нормы валютного законодательства по совершаемой операции (тем самым и по неотнесению ее к режиму специального счета). Можно также воспользоваться нормами Инструкции ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц", в части:

В то же время это не избавляет банк от обязанности мониторинга переводов без открытия счета хотя бы по формальным признакам, таким как основание платежа.

Существует и альтернативное видение проблемы спецсчетов, о котором следует сказать. Оно состоит в том, что Инструкция N 116-И принята во исполнение ст. 8 Закона N 173-ФЗ и отношения к возможности (невозможности) осуществления переводов без открытия счета не имеет. Подобное решение вопроса укладывается в рамки ст. 6 Закона, декларирующей, что:

"6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов".

И все же при отсутствии разъяснений Банка России по этому вопросу такой подход остается спорным.

В отношении кассового отражения переводов без открытия счета нередко возникает вопрос: в каком реестре их отражать? В реестре, предусмотренном Инструкцией N 113-И, или в реестре, установленном п. 2.6.1 Положения ЦБ РФ от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации"? Или в обоих реестрах? Если с переводами в иностранной валюте более или менее ясно (как-никак, в любом случае - валютная операция), то с переводами без открытия счета в валюте Российской Федерации не все так однозначно. Устоявшаяся и прошедшая проверку практикой методика распределения операций по реестрам состоит в следующем:

От заполнения реестра по Положению N 199-П можно уйти, если при приеме от физического лица денежной наличности для осуществления операции по переводу денежных средств без открытия счета (переводы по территории Российской Федерации) на каждый платеж оформлять приходный кассовый ордер. Это также избавляет от оформления приходных ордеров на итоговые суммы по видам операций. Реестр по Инструкции N 113-И также будет неполным по операциям переводов без открытия счета: графа "номер счета физического лица" останется незаполненной по причине отсутствия такового.

Кассовое оформление операций по приему денежных средств для осуществления переводов из Российской Федерации без открытия банковских счетов и выплате денежных средств по переводам в Российскую Федерацию без открытия счетов должно осуществляться с соблюдением п. 3.6 Инструкции N 113-И. Согласно абз. 1 п. 3.6, порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковского счета, а также обязательства банка по переводу денежных средств устанавливаются самим банком в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Эта отсылка применительно к иностранной валюте приводит нас к п. 9.2 Положения N 199-П (разд. "Совершение операций с наличной иностранной валютой"), в соответствии с которым операции по приему и выдаче наличной иностранной валюты при обслуживании физических и юридических лиц осуществляются по приходным и расходным кассовым ордерам (Приложения 23 и 24 Положения N 199-П). Таким образом, оформление кассовых ордеров при приеме и выплате переводов без открытия счета в иностранной валюте является обязательным.

Для бухгалтерского отражения трансграничных переводов без открытия счета в соответствии с Положением ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" используются счета 409 09 "Переводы в Российскую Федерацию", 409 10 "Переводы в Российскую Федерацию нерезидентам", 409 12 "Переводы из Российской Федерации", 409 13 "Переводы из Российской Федерации нерезидентами". В аналитическом учете по ним открываются отдельные лицевые счета по каждому переводу. Отчасти это облегчает проверяющим контроль за соблюдением банками ограничения по сумме одного отправляемого перевода в 5000 долл. США (или эквивалента).

Среди наиболее часто встающих проблем при бухгалтерском отражении переводов без открытия счета можно отметить следующие.

  1. Определение статуса получателя перевода при поступлении перевода без открытия счета. На основании только кредитового авизо определить резидентство получателя в целом ряде случаев не представляется возможным. С учетом наличия данной проблемы Банк России в своих разъяснениях позволил банкам в случаях, когда невозможно однозначно (до явки переводополучателя) установить, является ли переводополучатель резидентом или нерезидентом, учитывать поступающие переводы на балансовом счете 409 09. Тогда как на балансовом счете 409 10 учитываются суммы переводов, по которым можно сделать однозначный вывод о статусе переводополучателя как нерезидента.
  2. Переводы нерезидентов по территории Российской Федерации (как иностранной валюты, так и валюты Российской Федерации) до настоящего времени не имеют в плане счетов отдельного балансового счета. Будучи разрешенными (как было показано выше), такие операции проводятся на практике через счет 409 11. Это хотя и является нарушением Положения N 205-П (по которому счета для нерезидентов должны быть оговорены словом "нерезидент", а счета без указания слова "нерезидент" используются для учета операций только резидентов), но в отсутствии альтернативы может считаться оправданным. Обоснованием использования счета может служить Положение N 222-П, регулирующее порядок совершения переводов без открытия счета по территории Российской Федерации. Параграф 1 Приложения к Положению N 222-П предусматривает использование по таким переводам счета 409 11 "Транзитные счета".
  3. Возврат перевода, отправленного без открытия счета из Российской Федерации, подлежит возврату на тот счет (409 12/409 13), с которого он был отправлен. Неправомерно считать возврат перевода отдельной операцией поступления перевода без открытия счета в Российскую Федерацию (с зачислением на 409 09/409 10). Для случаев возврата Положением N 205-П в характеристиках счетов 409 12/409 13 описана возможность отражения по дебету сумм, возвращаемых отправителю.

Нередко возникает вопрос по учету комиссионного вознаграждения по переводам без открытия счета. Дело в том, что счет 409 предназначен только для учета сумм переводов. Осторожный обход вопроса учета комиссионного вознаграждения в Инструкции N 113-И и Указании ЦБ РФ от 11 июня 2004 г. N 1446-У "О порядке бухгалтерского учета уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" лишь подтверждает линию, проводимую Банком России на вытеснение комиссий и сборов по валютным операциям, во всяком случае по физическим лицам, из области валютного регулирования в рублевую зону. Об этом иногда говорят и сами представители Банка России, рекомендуя перейти к практике взимания комиссионного вознаграждения по валютным операциям в рублях. Для решения этого вопроса можно рекомендовать относить комиссионное вознаграждение, взимаемое с физических лиц при совершении ими переводов без открытия счета, непосредственно на счета расходов. Если комиссия удерживается в иностранной валюте, то для облегчения кассового отражения операции целесообразно дополнить реестр операций, ведущийся в соответствии с Инструкцией N 113-И, графой "комиссионное вознаграждение". Операция по удержанию суммы комиссии не выделена в Инструкции N 113-И в отдельную операцию, поэтому не может отражаться в реестре отдельной строкой. В то же время ее отсутствие в реестре усложняет сведение кассы по итогам операционного дня.

В заключение следует отметить, что нельзя дать универсального ответа по каждой ситуации, да и задача такая не ставилась. Целью данного обзора было обозначение путей решения укрупненных проблем, свойственных всем банкам, предоставляющим своим клиентам услуги переводов без открытия счета. Рассмотренные вопросы не охватывают всю проблематику данных операций. В статье были приведены лишь наиболее острые моменты, встающие перед банками на поле валютного законодательства при обслуживании платежей физических лиц.

Р.Мозговой