Мудрый Экономист

О новых правилах взыскания налоговых санкций

"Бухгалтерский бюллетень", 2006, N 4

С 1 января 2006 г. часть первая Налогового кодекса Российской Федерации действует в новой редакции, позволяющей налоговым органам взыскивать определенные налоговые санкции с налогоплательщиков и иных лиц во внесудебном порядке. Данные изменения введены Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ. Безусловно, указанный Закон является достаточно "тяжелым" с позиций его выполнения в правоприменительной деятельности. Очевидно, что в ближайшее время следует ожидать выхода нормативных правовых актов Минфина, ФНС, Управлений ФНС России, возможно, и Федеральной службы судебных приставов, определяющих новый порядок взыскания налоговых санкций в соответствии с НК РФ. Вероятно, будут приняты поправки и в сам Налоговый кодекс РФ, либо конкретно по данному вопросу, либо в целом определяющие новые правила налогового администрирования.

В данной публикации раскрывается частное мнение автора, являющегося сотрудником налоговых органов, по порядку применения новых положений НК РФ до выхода указанных нормативных правовых актов.

Варианты взыскания штрафа налоговыми органами

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", действующей с 1 января 2006 г., налоговые органы имеют право наряду с недоимками по налогам (сборам) и пенями взыскивать штрафы в порядке, установленном НК РФ.

Общий порядок взыскания штрафов налоговыми органами определен в двух статьях части первой НК РФ - ст. 46 "Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" и ст. 103.1 "Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа".

Статья 46 НК РФ в первую очередь определяет детальный порядок взыскания налога. В соответствии с данной нормой в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. При этом взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, и доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после его вынесения.

В целом указанный порядок, так же как и порядок взыскания сборов (п. 10 ст. 46 НК РФ) и пеней за несвоевременную уплату налога (п. 9 ст. 46 НК РФ), достаточно давно используется на практике и серьезных вопросов по своему применению не вызывает.

Однако в п. 9 новой редакции указанной статьи отмечено, что ее положения применяются также при взыскании штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ. То есть Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность использования инкассового порядка взыскания налоговой санкции.

В то же время детальный порядок взыскания налоговой санкции (штрафа) на основании решения налогового органа в случае, если сумма штрафа, налагаемая на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, определен в ст. 103.1 НК РФ. Данный порядок закрепляет принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве").

Так как норма, закрепленная в ст. 103.1 НК РФ, является специальной, регулирующей конкретный порядок взыскания налоговым органом налоговых санкций, именно она должна использоваться как основная. То есть основным порядком взыскания налоговой санкции является ее принудительное исполнение во взаимодействии с подразделениями Федеральной службы судебных приставов.

Инкассовый порядок взыскания штрафов за нарушение налогового законодательства, по нашему мнению, может использоваться в случае официального согласия налогоплательщика на взыскание налоговой санкции (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П). Например, налогоплательщик согласен с требованием об уплате налоговой санкции в добровольном порядке, но не имеет в данный момент необходимых денежных средств. При этом он может дать официальное согласие на безакцептное списание денежных средств с его расчетных счетов в порядке, определенном Гражданским кодексом Российской Федерации. В этом случае между налогоплательщиком и налоговым органом должно быть достигнуто соглашение по сроку уплаты штрафа, и такой срок должен быть весьма ограничен. В случае недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика для уплаты штрафа (штрафов) применяется порядок, закрепленный в ст. 47 НК РФ "Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя". Необходимо отметить, что описанный выше случай является нетипичным, поэтому использование инкассового (безакцептного) порядка взыскания налоговых санкций в условиях действия новой редакции части первой НК РФ, очевидно, будет единичным.

Следует также отметить, что, по нашему мнению, инкассовый (безакцептный) порядок взыскания налоговых санкций может применяться налоговым органом только в отношении налогоплательщика (налогового агента), состоящего у него на учете. В то же время положения ст. 103.1 НК РФ могут применяться налоговым органом при наличии соответствующих оснований в отношении любого индивидуального предпринимателя или организации (например, при взыскании штрафа в порядке, определенном ст. 129.1 НК РФ "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу", ст. 132 НК РФ "Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику" и т.д.). Здесь, на наш взгляд, есть определенное противоречие с новой редакцией п. 10 ст. 101.1 НК РФ "Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами", согласно которой в случае неуплаты или неполной уплаты указанными лицами налоговых санкций в добровольном порядке в срок, указанный в требовании, налоговый орган принимает решение о взыскании причитающихся к уплате штрафов в порядке, аналогичном предусмотренному ст. ст. 46 - 48 НК РФ. Наиболее вероятно, данное противоречие в ближайшее время будет устранено.

Требование о взыскании налоговой санкции

В соответствии с п. 2 ст. 103.1 НК РФ до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Согласно п. 3 данной статьи в случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.

По мнению автора, используемая до настоящего времени в соответствии с Приказом МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 форма требования об уплате налоговой санкции не отвечает в полной мере положениям ст. 103.1 НК РФ и может без внесения в нее изменений и дополнений применяться только в соответствии со ст. 104 НК РФ "Исковое заявление о взыскании налоговой санкции", предусматривающей судебный порядок взыскания таких санкций.

Однако в НК РФ не содержится положения о том, что форма требования об уплате налоговой санкции должна обязательно утверждаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (в отличие от формы требования об уплате налогов и сборов; см. п. 5 ст. 69 НК РФ). Поэтому до введения в действие соответствующих нормативных правовых актов налоговые органы вправе самостоятельно определять форму такого требования. Главный критерий здесь - соответствие формы требования положениям НК РФ.

При этом, по мнению автора:

  1. форма требования об уплате налоговой санкции в порядке применения ст. 103.1 НК РФ должна отличаться от формы требования об уплате налоговой санкции, используемой в соответствии с п. 1 ст. 104 НК РФ;
  2. требование об уплате налоговой санкции в порядке применения ст. 103.1 НК РФ должно основываться на решении налогового органа о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения и содержать ссылку на решение налогового органа о взыскании налоговой санкции (см. п. 1 ст. 103.1 НК РФ);
  3. в требовании об уплате налоговой санкции в порядке применения ст. 103.1 НК РФ следует указывать налоговый период, в течение которого совершено налоговое правонарушение, связанное с неуплатой (неполной уплатой) налога.

В требовании может быть перечислено несколько совершенных правонарушений, общая сумма требования не ограничена при условии выполнения положений п. 1 ст. 103.1 НК РФ и п. 7 ст. 114 НК РФ по каждой вносимой в требование налоговой санкции;

  1. в резолютивной части требования об уплате налоговой санкции в порядке применения ст. 103.1 НК РФ предлагается указание на меры принудительного взыскания налоговой санкции в случае неуплаты налогоплательщиком (иным лицом) штрафа в добровольном порядке в указанный в требовании срок.

В остальном форма требования об уплате налоговой санкции в порядке применения ст. 103.1 НК РФ может соответствовать форме требования об уплате налоговой санкции, утвержденной Приказом МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465. Необходимо отметить, что автор не согласен с мнением экспертов, утверждающих, что в рассматриваемом требовании обязательно должен быть указан срок на обжалование решения налогового органа (см., например, статью Н.А. Свистуновой в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2005 г.). Налоговый кодекс таких положений не содержит. В соответствии с новой редакцией п. 3 ст. 101 НК РФ срок, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать действия налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, арбитражный суд, порядок такого обжалования, а также наименование вышестоящего налогового органа, его местонахождение и другие необходимые для реализации процедуры обжалования сведения должны быть указаны в решении о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такое решение попадет к налогоплательщику (иному лицу), привлекаемому к ответственности, ранее или одновременно с требованием об уплате налоговой санкции (п. 5 ст. 101 НК РФ, п. п. 1 - 3 ст. 103.1 НК РФ). Дублирование указанных данных в требовании об уплате налоговой санкции необязательно, да и нецелесообразно - требование является чисто техническим документом, указывающим налогоплательщику (иному лицу) способ добровольной уплаты налоговой санкции. Ниже приведена возможная форма требования об уплате налоговой санкции в порядке применения ст. 103.1 НК РФ.

                                   _______________________________
(бланк налогового органа) (Ф.И.О. должностного лица
налогоплательщика (иного лица),
Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя)
"__" __________ 200_ г. N ___ _______________________________
(адрес налогоплательщика
(иного лица))
ТРЕБОВАНИЕ N ____
ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВОЙ САНКЦИИ
__________________ "__" __________ 200_ г.
(населенный пункт)
__________________________________________________________________
(наименование налогового органа)
ставит в известность, что в соответствии Решением от __________ г.
N ___, ___________________________________________________________
(ИНН/КПП, наименование, место нахождения - для организации;
__________________________________________________________________
ИНН, Ф.И.О., паспортные данные, адрес постоянного
__________________________________________________________________
места жительства - для индивидуального предпринимателя)
привлечено к ответственности за совершение налогового(ых)
правонарушения(й), предусмотренного(ых) __________________________
(нормы Налогового кодекса
Российской Федерации)
части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Предлагаем Вам в добровольном порядке до вступления в законную
силу Решения о взыскании налоговой санкции от __________ г. N ___
в срок до __________ г. уплатить налоговые санкции, установленные
__________________________________________________________________
(нормы Налогового кодекса Российской Федерации)
части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в размере:
 N 
п/п
Вид налогового
правонарушения
  Налоговый период, 
в течение которого
совершено
правонарушение <*>
Сумма,
руб.
  Код бюджетной  
классификации
 1 
 Х 
Итого         
        Х        
    --------------------------------
<*> Заполняется в случае, если налоговое правонарушение
непосредственно связано с неуплатой (неполной уплатой) налога.
В случае, если налоговые санкции не будут внесены в бюджет в
указанный срок, __________________________________________________
(наименование налогового органа)
в соответствии со статьей 103.1 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации обратит Решение о взыскании налоговой санкции
от __________ г. N ___ в отношении _______________________________
(ИНН/КПП, наименование - для
__________________________________________________________________
организации; ИНН, Ф.И.О. - для индивидуального предпринимателя)
к принудительному исполнению.
Руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа ___________ ___________
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
Получено _________________________________________________________
(подпись и Ф.И.О. налогоплательщика (иного лица) либо его
__________________________________________________________________
уполномоченного представителя, дата получения)

Решение о взыскании налоговой санкции

Статьей 103.1 НК РФ введено новое понятие - решение о взыскании налоговой санкции, принимаемое руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. НК РФ не содержит специальных требований по форме решения о взыскании налоговой санкции, поэтому до выхода соответствующих нормативных правовых актов налоговые органы вправе устанавливать форму такого решения самостоятельно. Возможная форма такого решения приведена ниже.

                           Решение N __
о взыскании с налогоплательщика (иного лица)
налоговой санкции
_______________________________________ ______________ г.
(наименование населенного пункта) (дата)
Руководитель (заместитель руководителя) __________________________
(наименование налогового
_________________________________________________________________,
органа, классный чин, Ф.И.О.))
рассмотрев Решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к
ответственности за совершение налогового правонарушения
от_____________________________________ г. N _____________________
в отношении ______________________________________________________
(полное наименование организации, ИНН/код причины
__________________________________________________________________
постановки на учет (Ф.И.О. индивидуального
_________________________________________________________________,
предпринимателя, ИНН))
Руководствуясь ст. ст. 31 и 103.1 Налогового кодекса
Российской Федерации
РЕШИЛ:
1. Взыскать с
__________________________________________________________________
(полное наименование организации (Ф.И.О. индивидуального
__________________________________________________________________
предпринимателя))
налоговые санкции, предусмотренные:
1.1. пунктом ______ статьи ______ части первой Налогового
кодекса Российской Федерации за __________________________________
(указывается состав налогового
__________________________________________________________________
правонарушения, налоговый период, в течение которого оно
__________ в виде штрафа в размере _________________________ руб.;
совершено)
1.2. пунктом ______ статьи ______ части первой Налогового
кодекса Российской Федерации за __________________________________
(указывается состав налогового
__________________________________________________________________
правонарушения, налоговый период, в течение которого оно
__________ в виде штрафа в размере _________________________ руб.;
совершено)
2. Настоящее Решение вступает в законную силу ______ 200 __ г.
в случае неуплаты налогоплательщиком (иным лицом) указанных в п. 1
настоящего Решения налоговых санкций в добровольном порядке и
обращается к исполнению путем направления постановления судебному
приставу-исполнителю.
3. Предложить ________________________________________________
(полное наименование организации
__________________________________________________________________
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя))
до вступления настоящего Решения в законную силу уплатить
суммы налоговых санкций, указанные в п. 1 настоящего Решения, в
добровольном порядке.
Руководитель (заместитель руководителя)
_______________________________________
(наименование налогового органа)
_______________________________________ __________ __________
(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)
Копию Решения о взыскании с налогоплательщика (иного лица)
налоговой санкции получил: _______________________________________
(должность и Ф.И.О. руководителя
__________________________________________________________________
организации, полное наименование организации
__________________________________________________________________
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) либо
__________________________________________________________________
Ф.И.О. ее (его) представителя)
________________________ ____________
(подпись) (дата)

По смыслу п. п. 2, 3 и 7 ст. 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции должно приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа сразу же после принятия решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения и до направления налогоплательщику (иному лицу) требования о добровольной уплате налоговой санкции. При этом решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению только в случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате (п. 3 ст. 103.1 НК РФ).

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту решения налогового органа.

По мнению автора, в случае совершения налогового правонарушения, подпадающего под критерии, изложенные в п. 1 ст. 103.1 НК РФ, налогоплательщику (иному лицу), привлекаемому к налоговой ответственности, практически одновременно должны быть направлены три документа:

В то же время конкретный срок направления налогоплательщику (иному лицу) решения о взыскании налоговой санкции и требования об уплате налоговой санкции по отношению к дате вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не определен. На практике в ближайшее время, наиболее вероятно, будет использоваться вариант, когда решение о взыскании налоговой санкции и требование об уплате налоговой санкции направляются налогоплательщику (налоговому агенту) вместе с требованием об уплате налога и соответствующих пеней в десятидневный срок с даты принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 70 НК РФ).

По мнению автора, решение о взыскании налоговой санкции должно содержать:

Налогоплательщик (иное лицо), привлекаемый(ое) к налоговой ответственности, получив указанные выше решения и требование об уплате налоговой санкции, имеет право:

Исполнение решения о взыскании налоговой санкции

Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции непосредственно не относится к компетенции налоговых органов и производится судебными приставами-исполнителями.

Специальный порядок подготовки исполнения и непосредственно исполнения решения о взыскании налоговой санкции нормативными правовыми актами ФНС России и ФССП России в настоящее время не определен, в отличие от порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) <*>. До введения в действие соответствующих подзаконных нормативных правовых актов при подготовке постановлений о взыскании налоговых санкций налоговым органам можно напрямую руководствоваться Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

<*> См. Приказ МНС России и Минюста России от 25 июля 2000 г. N ВГ-3-10/265/215 "Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов" и Методические рекомендации по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации (утв. Приказом Минюста России и МНС России от 13 ноября 2003 г. N 289/БГ-3-29/619).

Постановление налогового органа о взыскании налоговой санкции должно соответствовать требованиям ст. 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

По мнению автора, в исполнительном документе - постановлении о взыскании налоговой санкции - должны быть указаны:

Постановление подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Получив постановление налогового органа о взыскании налоговой санкции, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, о принудительном исполнении указанных требований (по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий). В качестве мер принудительного исполнения могут рассматриваться безакцептное списание средств со счетов, изъятие и реализация иного имущества и т.д.

В целях обеспечения исполнения постановления налогового органа по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества лица, привлекаемого к налоговой ответственности, и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

Копии постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляются налоговому органу и лицу, привлекаемому к налоговой ответственности.

Обжалование налоговых санкций

В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера (решения, требования), действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, если такие акты, действия или бездействие, по мнению налогоплательщика (налогового агента), нарушают его права. Иными словами, в Налоговом кодексе РФ предусмотрено право налогоплательщика на административное и судебное обжалование, причем только таких актов и деяний налоговых органов, которые нарушают его права и законные интересы.

Лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения в порядке, определенном ст. 103.1 НК РФ, имеет достаточно средств для своей защиты и может обжаловать как отдельно требование о взыскании налоговой санкции, решение о взыскании налоговой санкции или решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к налоговой ответственности, так и все три названных документа вместе.

Согласно п. 4 ст. 103.1 НК РФ в случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исполнение указанного решения приостанавливается. В случае обжалования этого решения в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. В последнем случае организация или индивидуальный предприниматель, привлекаемые к налоговой ответственности, в соответствии со ст. 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют право просить обеспечения у суда даже до подачи иска.

Если лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, решило обжаловать решение налогового органа, оно в соответствии с п. 6 ст. 103.1 НК РФ обязано одновременно с подачей жалобы направить в налоговый орган, вынесший решение, копию жалобы.

В законе определен общий срок для обжалования решений налогового органа - три месяца для обращения в вышестоящую инстанцию (п. 2 ст. 139 НК РФ) и аналогичный срок для обращения в суд (п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом согласно п. 5 ст. 103.1 НК РФ в случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).

В случае возбуждения исполнительного производства у организации или индивидуального предпринимателя также есть возможность обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя - на это дано 10 дней с момента начала исполнительного производства (п. 6 ст. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Таким образом, налогоплательщик (иное лицо), в отношении которого вынесено решение о взыскании налоговой санкции, имеет достаточно способов защиты от неправомерных, по его мнению, действий налогового органа. Соответственно, утверждения некоторых экспертов о том, что новый порядок взыскания налоговых санкций противоречит конституционному принципу неприкосновенности частной собственности, на взгляд автора, обоснованными считать нельзя.

Исковое заявление налогового органа о взыскании налоговой санкции

В случае если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, превышает пять тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а также в случае если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такие штрафы налоговые органы будут продолжать взыскивать исключительно в судебном порядке согласно требованиям ст. 104 НК РФ и п. 7 ст. 114 НК РФ.

Таким образом, на основании одного и того же решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения может использоваться одновременно два порядка взыскания налоговых санкций - несудебный, определенный ст. 103.1 НК РФ, и судебный, определенный ст. 104 НК РФ.

Первый применяется в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, второй - в иных случаях.

Д.Б.Анисимов

К. э. н.,

заместитель начальника отдела

межрайонной ИФНС России N 45

по г. Москве